07:46 28.11.2010 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""

ПАРАДОКС КАЗАХСТАНА

И ранее экспертами-политологами парадокс Казахстана выявлялся и изучался, о нем высказывался ими не единожды. С одной стороны Казахстан делает огромные усилия, чтобы показать всему миру, что он состоялся как демократическое государство с демократичными законодательством и судебной системой, с демократичной исполнительной властью, серьезно отошедшей от советской, и, наконец, с либеральной экономикой, основанной на рыночных отношениях. С другой стороны то, что его глава 21-й год сидит в своем кресле, манипулируя Конституцией и решениями парламента страны, жестко отвергая политический плюрализм, показывает, что Казахстан еще очень далек от того, чтобы назвать его демократическим государством.

Признаем, что Казахстан резко отличается от соседного репрессивного, с феодальными отношениями между властью и народом, Узбекистана, у которого, кстати, также демократичное законодательство, но без основной составляющей – оно не исполняется. В Казахстане нет массовых преследований людей за политические и религиозные убеждения, в нем не сажают в большом количестве правозащитников и журналистов. В Казахстане пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, не возведены в ранг государственной политики.

Казахстан намного привлекателен и по отношению к Туркменистану, и – Таджикистану, и даже – к Кыргызстану. Последние события в хваленном всеми Кыргызстане показали, что демократия в этой стране есть ни что иное как неуправляемая охлократия – «демократия» толпы, кочевников-убийц, грабителей, движимые завистью. Если это выразить на языке Википедии, то кыргызская «демократия» оказалась вырожденной формой демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

Мне как-то пришлось побеседовать с послом Польши в Узбекистане относительно правоохранительных органов его страны. Я на своем примере привел конкретные примеры о том, как сотрудники польских спецслужб и полиции нагло нарушают права человека, огораживая преступников. Посол сказал: «Господин Якубов, вы думаете в демократической Польше все изменилось к лучшему после отхода от коммунизма? Ничего подобного. Правоохранительная система Польши не избавилась от советского прошлого». Избавились ли от советского прошлого прокуратура, полиция, Комитет национальной безопасности (КНБ), суды и прочие силовые структуры Казахстана?

Нет, не избавились. К такому однозначному выводу приходишь, наблюдая за тем, что происходит с большой группой узбекских беженцев – мужчин, женщин и детей – в городе Алматы. Почти полгода назад 30 из них-мужчин были арестованы по запросу Генеральной прокуратуры Узбекистана, которые содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) КНБ и Департамента внутренних дел (ДВД) этого города.

Запросы Генеральной прокуратуры Узбекистана не вызывают удивления. Думаю, вышеназванный запрос просто ничто перед запросом того же ведомства Узбекистана, посланного федеральным властям США. Дело в том, что в конце 90-х годов прошлого столетия в США была отправлена небольшая группа молодых людей – выпускники Института иностранных языков и студенты последнего курса этого ВУЗа – для углубленного изучения английского языка. Заметим, эта поездка была инициирована и профинансирована властями Узбекистана, а американскую визу молодым людям выдавало посольство США в Ташкенте.

Ребята выучились, но … на родину не вернулись. Наверное, США им понравились и в целях достижения экономических выгод они там устроились на работу. А как власти Узбекистана отреагировали на такой поступок невозвращенцев? Очень просто: Генеральная прокуратура и МВД Узбекистана направили экстрадиционный запрос в министерство юстиции США, обвинив молодых людей в исламском экстремизме и причастности к террористическим группировкам. Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), располагая копией данного запроса, в свое время обратилось к министру юстиции США госп. Дж.Эшкрофту и правозащитной организации Human Rights Watch. Общими усилиями удалось предотвратить экстрадицию этих ребят в Узбекистан.

Рядом международных организаций как Комитет против пыток ООН, Комитет по правам человека ООН, международными правозащитными организациями как Human Rights Watch (Нью-Йорк), Amnesty International (Лондон), Fèdèrqtion Internationale des ligues des Droits le d‘Homme (Париж), Organisation Mondiale Contre la Torture (OMCT, Брюссель) и другими Узбекистан однозначно признан государством, где в милицейских участках, следственных органах и колониях исполнения наказаний (КИН) пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания применяются к задержанным, обвиняемым, подсудимым и заключенным в массовом порядке и систематически.

Напомню, что впервые Комитет против пыток (КПП) ООН заслушал официальный доклад правительства Узбекистана 17 ноября 1999 года в Женеве. Две последующие слушания проходили также в Женеве в мае 2002 и ноябре 2007 годов. Заключения КПП ООН гласили: в Узбекистане пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания применяются в массовом порядке и систематически.

Примечательно то, что с 1992 по октябрь 2002 года Спецдокладчик ООН по пыткам четыре раза обращался правительству Узбекистана с призывом допустить его к пенитенциарным учреждениям страны для инспекции на предмет изучения в них ситуации относительно пыток. Его обращения были отвергнуты: как говорится в узбекской пословице «Человек без штанов боится даже маленькой тростиночки», т.е. властям Узбекистана было чего бояться!

В октябре 2002 года в Узбекистан нанес специальный визит Генеральный Секретарь ООН госп. Кофи Анан с целью разрешения вопроса об инспекции узбекских тюрем Спецдокладчиком ООН. Загнанное в угол высоким гостем правительство Узбекистана вынуждено было согласиться с требованиями главы ООН. Заключение Спецдокладчика ООН госп. Тео ван Бовена (февраль 2003 г.) было разгромным: он и подтвердил заключения КПП ООН, и предложил правительству Узбекистана 22 рекомендации, обязывающие его искоренить пытки из практики силовых структур страны.

Ограничусь приведением 1-й рекомендации Спецдокладчика:

«во-первых и прежде всего, высшим органом власти необходимо публично осудить пытки во всех их видах. Высшие органы власти, и в частности те, которые отвечают за правоохранительную деятельность, должны недвусмысленно заявить, что они не потерпят пытки и аналогичные виды жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц и что те, кто осуществляет руководство во время совершения злоупотреблений, будут нести личную ответственность за эти злоупотребления. Властям необходимо принять решительные меры для того, чтобы таким заявлениям поверили и чтобы стало ясно, что безнаказанности будет положен конец».

Эта рекомендация не на шутку перепугала руководство Узбекистана, ведь принятие к выполнению данной рекомендации означало признание массового и систематического применения пыток и других видов жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц, а это грозило международным уголовным судом.

Подавляющее большинство рекомендаций Спецдокладчика ООН руководством Узбекистана не выполнено до сих пор. Манфред Новак, сменивший на посту Спецдокладчика ООН, также четыре раза обратился руководству Узбекистана для посещения страны с тем, чтобы изучить вопрос «Что изменилось с тех пор как страну посетил его предшественник?». Все его обращения были правительством Узбекистана проигнорированы.

Правительство Казахстана НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ о том, что знают во всем мире: Узбекистан является не просто репрессивным государством, но и государством, где пытки и другие виды жестокого обращения возведены в ранг государственной политики. Понять это крайне просто: еще на заре независимости страны И.Каримов и его спецслужбы вкупе с прокуратурой, милицией, судебными органами и другими ветвями силовых структур пришли к общему знаменателю в выборе внутреннего и внешнего врагов создаваемого ими авторитарного политического режима – под такую категорию попали правоверные мусульмане.

Правительство Казахстана НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ, что существуют положения в «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания» а именно:

Статья 3

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там
применение пыток;

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая,
в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека;

и «Конвенции ООН от 1951г.. «О статусе беженцев»:

  1. Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Правительство Казахстана НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ, что все авторитетные международные правозащитные организации, а также авторитетные организации и издания мира, проводящие мониторинг за различными направлениями деятельности правительств почти всех государств в мире и оценивающие их рейтинги, а также глав этих государств, из года в год Узбекистану отводят самые худшие места, низкий рейтинг, а И.Каримов прочно застрял в десятке, и даже в пятерке, самых жестоких диктаторов мира.

Так, почему власти Казахстана в лице Прокуратуры и Миграционного департамента тесно сотрудничают с властями Узбекистана, периодически арестовывая на своей территории правоверных мусульман-узбекистанцев и передавая их в руки узбекских садистов – прокуроров, эС-эН-Бэшников, милиционеров, надзирателей тюрем и т.д.? Почему, когда дело касается мусульман из Узбекистана, силовики Казахстана нагло, бесстыдно нарушают не только законы своей страны, но и международные, которых правительство этого государства обязалось чтить и соблюдать?

Чтобы не быть голословным, приведу небольшой список нарушений прав арестованных 29 мусульман-узбеков со стороны казахстанских силовиков и миграционной службы:

  • Под предлогом проверки документов были организованы несанкционированные рейды, во время которых силовики врывались в квартиры, где проживали беженцы, которые сопровождались грубыми угрозами и оскорблениями, запугиванием экстрадицией в Узбекистан, криками “Убирайтесь из Казахстана!”;
  • Незаконные аресты беженцев на основании ложных улик;
  • Необеспечение защитой (адвокатом) арестованных беженцев;
  • Принуждение беженцев подписать неизвестные документы;
  • Неоказание врачебной помощи беженцам-арестантам, у которых ухудшились состояния здоровья в виде одностороннего паралича, сердечнего приступа и т.д.;
  • Применение пыток к беженцу Умарали Абдурахмонову;
  • Экстрадирование ряда беженцев в Узбекистан, в частности граждан Таджикистана и Кыргызстана, хотя Казахстан подписал “Конвенцию против пыток” ООН; несмотря на то, что беженец из Узбекистана Расул Рахмонов обратился в суд на отказ Миграционного департамента Казахстана на его заявление о предоставлении ему убежища, он был экстрадирован в Узбекистан;
  • Во время проведения беседы-интервью интервьюющие не были нейтральными и беспристрастными, обвинив беженцев во лжи; не изучив подробно причины побега из Узбекистана, уже в конце беседы интервьюющие заявили, что они не поверили их словам и поэтому они получат отказ в предоставлении убежища, которое показывает, что умысел в действиях интервьюющих налицо;
  • Сотрудник Департамента не принял от жен арестованных беженцев прошение о предоставлении им убежища;
  • Бывший руководитель Миграционного департамента г.Алматы госпожа Г.А.Алтынбекова относилась к беженцам предвзято; по ее словам в Узбекистане нет преследований людей по религиозным убеждениям и поэтому семьи беженцев свободно могут вернуться на свою родину, а арестованные являются преступниками; тем самым, она полностью проигнорировала, например, отчет по Узбекистану Государственного департамента США относительно религиозной свободе, точнее, несвободе;
  • Отвечая отказом на заявления беженцев о предоставлении убежища, ответ с заключением был предоставлен им слишком поздно; права беженцев на подачу жалобу в суд, у которых отсутствовали паспорта, были полностью нарушены;
  • Сотрудники Миграционного департамента, относясь к беженцам слишком грубо, не принимая во внимание их доводы, оскорбляли беженцев, называя их преступниками, лжецами, недоучками.

Итак, налицо то, что правительство Казахстана, являясь председателем одной из мощных демократических организаций современности как ОБСЕ, всюду и на любом уровне стремясь показать себя как власть демократического государства, тем не менее смыкается с одним из реакционнейших режимов современности – режимом И.Каримова. Это его право: если желает – пусть смыкается. Но …

При этом оно, т.е. правительство Казахстана, должно во всеуслышание заявить, что не признает:

(А): “Конвенцию против пыток”, пункты 1 и 2 ее статьи 3, а также Конвенцию ООН “О беженцах”, в которых черным по белу написано, что “Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток” и “Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений”;

(Б): Заключения Комитета против пыток ООН от мая 2002 и ноября 2007 годов, а также заключение Спецдокладчика ООН госп. Тео ван Бовена от февраля 2003 года, в которых утверждается, что “В Узбекистане пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания применяются в массовом порядке и систематически”.

Что выгодно Казахстану: 1) отвергнуть положения Конвенций ООН о беженцах и заключения Комитета против пыток и Спецдокладчика по пыткам ООН относительно Узбекистана, после чего отправить 29 беженцев-мусульман в Узбекистан на страдания, при этом оставаться в тисках страшного ПАРАДОКСА; либо 2) оставаясь верным международным документам и своим обязательствам, отвергнуть наглые притязания Генеральной прокуратуры Узбекистана об экстрадиции 29 мусульман и сохранить свой демократический имидж?

Талиб Якубов

ПАРАДОКС КАЗАХСТАНА

 

И ранее экспертами-политологами парадокс Казахстана выявлялся и изучался, о нем высказывался ими не единожды. С одной стороны Казахстан делает огромные усилия, чтобы показать всему миру, что он состоялся как демократическое государство с демократичными законодательством и судебной системой, с демократичной исполнительной властью, серьезно отошедшей от советской, и, наконец, с либеральной экономикой, основанной на рыночных отношениях. С другой стороны то, что его глава 21-й год сидит в своем кресле, манипулируя Конституцией и решениями парламента страны, жестко отвергая политический плюрализм, показывает, что Казахстан еще очень далек от того, чтобы назвать его демократическим государством.

 

Признаем, что Казахстан резко отличается от соседного репрессивного, с феодальными отношениями между властью и народом, Узбекистана, у которого, кстати, также демократичное законодательство, но без основной составляющей – оно не исполняется. В Казахстане нет массовых преследований людей за политические и религиозные убеждения, в нем не сажают в большом количестве правозащитников и журналистов. В Казахстане пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, не возведены в ранг государственной политики.

 

Казахстан намного привлекателен и по отношению к Туркменистану, и – Таджикистану, и даже – к Кыргызстану. Последние события в хваленном всеми Кыргызстане показали, что демократия в этой стране есть ни что иное как неуправляемая охлократия – «демократия» толпы, кочевников-убийц, грабителей, движимые завистью. Если это выразить на языке Википедии, то кыргызская «демократия» оказалась вырожденной формой демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

 

Мне как-то пришлось побеседовать с послом Польши в Узбекистане относительно правоохранительных органов его страны. Я на своем примере привел конкретные примеры о том, как сотрудники польских спецслужб и полиции нагло нарушают права человека, огораживая преступников. Посол сказал: «Господин Якубов, вы думаете в демократической Польше все изменилось к лучшему после отхода от коммунизма? Ничего подобного. Правоохранительная система Польши не избавилась от советского прошлого». Избавились ли от советского прошлого прокуратура, полиция, Комитет национальной безопасности (КНБ), суды и прочие силовые структуры Казахстана?

 

Нет, не избавились. К такому однозначному выводу приходишь, наблюдая за тем, что происходит с большой группой узбекских беженцев – мужчин, женщин и детей – в городе Алматы. Почти полгода назад 30 из них-мужчин были арестованы по запросу Генеральной прокуратуры Узбекистана, которые содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) КНБ и Департамента внутренних дел (ДВД) этого города.

 

Запросы Генеральной прокуратуры Узбекистана не вызывают удивления. Думаю, вышеназванный запрос просто ничто перед запросом того же ведомства Узбекистана, посланного федеральным властям США. Дело в том, что в конце 90-х годов прошлого столетия в США была отправлена небольшая группа молодых людей – выпускники Института иностранных языков и студенты последнего курса этого ВУЗа – для углубленного изучения английского языка. Заметим, эта поездка была инициирована и профинансирована властями Узбекистана, а американскую визу молодым людям выдавало посольство США в Ташкенте.

 

Ребята выучились, но … на родину не вернулись. Наверное, США им понравились и в целях достижения экономических выгод они там устроились на работу. А как власти Узбекистана отреагировали на такой поступок невозвращенцев? Очень просто: Генеральная прокуратура и МВД Узбекистана направили экстрадиционный запрос в министерство юстиции США, обвинив молодых людей в исламском экстремизме и причастности к террористическим группировкам. Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), располагая копией данного запроса, в свое время обратилось к министру юстиции США госп. Дж.Эшкрофту и правозащитной организации Human Rights Watch. Общими усилиями удалось предотвратить экстрадицию этих ребят в Узбекистан.

 

Рядом международных организаций как Комитет против пыток ООН, Комитет по правам человека ООН, международными правозащитными организациями как Human Rights Watch (Нью-Йорк), Amnesty International (Лондон), Fèdèrqtion Internationale des ligues des Droits le d‘Homme (Париж), Organisation Mondiale Contre la Torture (OMCT, Брюссель) и другими Узбекистан однозначно признан государством, где в милицейских участках, следственных органах и колониях исполнения наказаний (КИН) пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания применяются к задержанным, обвиняемым, подсудимым и заключенным в массовом порядке и систематически.

 

Напомню, что впервые Комитет против пыток (КПП) ООН заслушал официальный доклад правительства Узбекистана 17 ноября 1999 года в Женеве. Две последующие слушания проходили также в Женеве в мае 2002 и ноябре 2007 годов. Заключения КПП ООН гласили: в Узбекистане пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания применяются в массовом порядке и систематически.

 

Примечательно то, что с 1992 по октябрь 2002 года Спецдокладчик ООН по пыткам четыре раза обращался правительству Узбекистана с призывом допустить его к пенитенциарным учреждениям страны для инспекции на предмет изучения в них ситуации относительно пыток. Его обращения были отвергнуты: как говорится в узбекской пословице «Человек без штанов боится даже маленькой тростиночки», т.е. властям Узбекистана было чего бояться!

 

В октябре 2002 года в Узбекистан нанес специальный визит Генеральный Секретарь ООН госп. Кофи Анан с целью разрешения вопроса об инспекции узбекских тюрем Спецдокладчиком ООН. Загнанное в угол высоким гостем правительство Узбекистана вынуждено было согласиться с требованиями главы ООН. Заключение Спецдокладчика ООН госп. Тео ван Бовена (февраль 2003 г.) было разгромным: он и подтвердил заключения КПП ООН, и предложил правительству Узбекистана 22 рекомендации, обязывающие его искоренить пытки из практики силовых структур страны.

 

Ограничусь приведением 1-й рекомендации Спецдокладчика:

 

«во-первых и прежде всего, высшим органом власти необходимо публично осудить пытки во всех их видах. Высшие органы власти, и в частности те, которые отвечают за правоохранительную деятельность, должны недвусмысленно заявить, что они не потерпят пытки и аналогичные виды жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц и что те, кто осуществляет руководство во время совершения злоупотреблений, будут нести личную ответственность за эти злоупотребления. Властям необходимо принять решительные меры для того, чтобы таким заявлениям поверили и чтобы стало ясно, что безнаказанности будет положен конец».

 

Эта рекомендация не на шутку перепугала руководство Узбекистана, ведь принятие к выполнению данной рекомендации означало признание массового и систематического применения пыток и других видов жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц, а это грозило международным уголовным судом.

 

Подавляющее большинство рекомендаций Спецдокладчика ООН руководством Узбекистана не выполнено до сих пор. Манфред Новак, сменивший на посту Спецдокладчика ООН, также четыре раза обратился руководству Узбекистана для посещения страны с тем, чтобы изучить вопрос «Что изменилось с тех пор как страну посетил его предшественник?». Все его обращения были правительством Узбекистана проигнорированы.

 

Правительство Казахстана НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ о том, что знают во всем мире: Узбекистан является не просто репрессивным государством, но и государством, где пытки и другие виды жестокого обращения возведены в ранг государственной политики. Понять это крайне просто: еще на заре независимости страны И.Каримов и его спецслужбы вкупе с прокуратурой, милицией, судебными органами и другими ветвями силовых структур пришли к общему знаменателю в выборе внутреннего и внешнего врагов создаваемого ими авторитарного политического режима – под такую категорию попали правоверные мусульмане.

 

Правительство Казахстана НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ, что существуют положения в «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания» а именно:

 

Статья 3refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там
применение пыток;

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать («

 

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая,
в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека;

 

и «Конвенции ООН от 1951г.. «О статусе беженцев»:

 

  1. Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.


Правительство Казахстана НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ, что все авторитетные международные правозащитные организации, а также авторитетные организации и издания мира, проводящие мониторинг за различными направлениями деятельности правительств почти всех государств в мире и оценивающие их рейтинги, а также глав этих государств, из года в год Узбекистану отводят самые худшие места, низкий рейтинг, а И.Каримов прочно застрял в десятке, и даже в пятерке, самых жестоких диктаторов мира.

 

Так, почему власти Казахстана в лице Прокуратуры и Миграционного департамента тесно сотрудничают с властями Узбекистана, периодически арестовывая на своей территории правоверных мусульман-узбекистанцев и передавая их в руки узбекских садистов – прокуроров, эС-эН-Бэшников, милиционеров, надзирателей тюрем и т.д.? Почему, когда дело касается мусульман из Узбекистана, силовики Казахстана нагло, бесстыдно нарушают не только законы своей страны, но и международные, которых правительство этого государства обязалось чтить и соблюдать?

 

Чтобы не быть голословным, приведу небольшой список нарушений прав арестованных 29 мусульман-узбеков со стороны казахстанских силовиков и миграционной службы:

  • Под предлогом проверки документов были организованы несанкционированные рейды, во время которых силовики врывались в квартиры, где проживали беженцы, которые сопровождались грубыми угрозами и оскорблениями, запугиванием экстрадицией в Узбекистан, криками “Убирайтесь из Казахстана!”;

  • Незаконные аресты беженцев на основании ложных улик;

  • Необеспечение защитой (адвокатом) арестованных беженцев;

  • Принуждение беженцев подписать неизвестные документы;

  • Неоказание врачебной помощи беженцам-арестантам, у которых ухудшились состояния здоровья в виде одностороннего паралича, сердечнего приступа и т.д.;

  • Применение пыток к беженцу Умарали Абдурахмонову;

  • Экстрадирование ряда беженцев в Узбекистан, в частности граждан Таджикистана и Кыргызстана, хотя Казахстан подписал “Конвенцию против пыток” ООН; несмотря на то, что беженец из Узбекистана Расул Рахмонов обратился в суд на отказ Миграционного департамента Казахстана на его заявление о предоставлении ему убежища, он был экстрадирован в Узбекистан;

  • Во время проведения беседы-интервью интервьюющие не были нейтральными и беспристрастными, обвинив беженцев во лжи; не изучив подробно причины побега из Узбекистана, уже в конце беседы интервьюющие заявили, что они не поверили их словам и поэтому они получат отказ в предоставлении убежища, которое показывает, что умысел в действиях интервьюющих налицо;

  • Сотрудник Департамента не принял от жен арестованных беженцев прошение о предоставлении им убежища;

  • Бывший руководитель Миграционного департамента г.Алматы госпожа Г.А.Алтынбекова относилась к беженцам предвзято; по ее словам в Узбекистане нет преследований людей по религиозным убеждениям и поэтому семьи беженцев свободно могут вернуться на свою родину, а арестованные являются преступниками; тем самым, она полностью проигнорировала, например, отчет по Узбекистану Государственного департамента США относительно религиозной свободе, точнее, несвободе;

  • Отвечая отказом на заявления беженцев о предоставлении убежища, ответ с заключением был предоставлен им слишком поздно; права беженцев на подачу жалобу в суд, у которых отсутствовали паспорта, были полностью нарушены;

  • Сотрудники Миграционного департамента, относясь к беженцам слишком грубо, не принимая во внимание их доводы, оскорбляли беженцев, называя их преступниками, лжецами, недоучками.

Итак, налицо то, что правительство Казахстана, являясь председателем одной из мощных демократических организаций современности как ОБСЕ, всюду и на любом уровне стремясь показать себя как власть демократического государства, тем не менее смыкается с одним из реакционнейших режимов современности – режимом И.Каримова. Это его право: если желает – пусть смыкается. Но …

 

При этом оно, т.е. правительство Казахстана, должно во всеуслышание заявить, что не признает:

(А): “Конвенцию против пыток”, пункты 1 и 2 ее статьи 3, а также Конвенцию ООН “О беженцах”, в которых черным по белу написано, что “Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток” и “Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений”;

(Б): Заключения Комитета против пыток ООН от мая 2002 и ноября 2007 годов, а также заключение Спецдокладчика ООН госп. Тео ван Бовена от февраля 2003 года, в которых утверждается, что “В Узбекистане пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания применяются в массовом порядке и систематически”.

 

Что выгодно Казахстану: 1) отвергнуть положения Конвенций ООН о беженцах и заключения Комитета против пыток и Спецдокладчика по пыткам ООН относительно Узбекистана, после чего отправить 29 беженцев-мусульман в Узбекистан на страдания, при этом оставаться в тисках страшного ПАРАДОКСА; либо 2) оставаясь верным международным документам и своим обязательствам, отвергнуть наглые притязания Генеральной прокуратуры Узбекистана об экстрадиции 29 мусульман и сохранить свой демократический имидж?

Талиб Якубов

Источник: Демократическая партия Узбекистана Ерк Узбекистан

  Обсудить новость на Форуме