21:00 29.08.2010 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""

ИСЛАМОФОБИЯ – 2

ИСЛАМОФОБИЯ – 2

ИСЛАМОФОБИЯ В ЗЕРКАЛЕ МИФА: ИСЛАМ ОПАСЕН В СВОЕЙ ОСНОВЕ….

Часть 2-я.

«…О да! Ему принадлежит и создание и власть….» (Коран. Преграды – 7: 52(54). Перевод И.Ю..Крачковского).

Изначальной предпосылкой исламофобии выступает сложившийся дисбаланс между востоком и западом. Сегодня фиксируется, что названный дисбаланс в условиях активизации религиозного фактора, особенно связанного с динамичным утверждением в мире позиций ислама, прежде всего в духовной сфере, претерпевает изменения.

Эдвард В. Саид (США) – один из самых выдающихся умов современности, в частности, получивший широкую международную известность своими аналитическими исследованиями на предмет ориенталистики, считает: «В период своего политического и военного расцвета с VIII по XVI век ислам доминировал как на востоке, так и на западе. Затем центр силы сместился к западу, теперь же он, по – видимому, снова возвращается на восток» (см. Эдвард В. Саид. Ориентализм. Западные концепции Востока. С-П. 2006, с. 316).

III

Исламофобия является одной из составляющих политики Запада в отношении Востока, попытки закрепить победу христианского Запада над исламским Востоком. Я не склонен развивать свои суждения на данный сюжет, о том, каким образом сложился и складывается на сегодня мировой порядок в контексте геополитики. В этом отношении уместно привести следующее весьма интересное высказывание российского аналитика Э. Максимовского: «История человечества – это смертельная схватка за поверхность и ресурсы Земли. Все остальное ложь» (Каспийский Сталинград // ж. Левое Крыло. №5-6 (8-9) декабрь 2008. с. 17). Продолжая данную, емко выраженную мысль, он делает обобщающий вывод: «XXI век не станет копиркой XX. Над планетой людей встали гиганты. Восток занят. Россию не ждут. И Россию здесь ждут…. Российскому капиталу следует масштабно двигаться в Центральную Азию» (см. там же, с. 21). Очень примечательные слова, которые заставляют признать, что никто не отменил и не может отменить законы развития Капитала, что надо, рассуждая о социальных явлениях, отталкиваться от фундаментальных положений Маркса.

Идеи «Капитала», получившие продолжение Вл. Ильиным (Лениным) в работе «Развитие капитализма в России», «Империализм, как новейший этап капитализма» все еще сохраняют актуальность. Словом, капитал «работает» и работает. Нет необходимости строить логическую цепь рассуждений с целью показать, что природа вещей касательно империализма не изменила своей сути, а определение его экономических, политических признаков …Не удивлю никого утверждением, что прошло время национальных капитализмов, империализмов, но как бы их мы не называли сегодня, было бы по большому счету неверно говорить о закате империализма. Наоборот, весь минувший XX век прошел под знаком нарастания его мощи, если судить о нем через призму известного взгляда, согласно которому «империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли, крупнейшими капиталистическими странами» (см «Империализм как высшая стадия развития капитализма»// Ленин В.И. ПСС, т.22, с 253).

Наверное, в названном определении всемирного явления и процесса ключевым является слово «монополия». Думается, именно «монополия» и «монополизация» отражают, тот свершившийся факт, когда, например, в России «на вершине экономической пирамиды хозяйничают «олигархи», сросшиеся с государственным аппаратом, – гибрид сверхгосударственной и сверхэкономической власти» (см. об этом Зиновьев А. Русская Трагедия. М.2008, с. 524). В социальных же, экономических и иных реалиях глобализации можно увидеть следствие и нынешний пик развития империализма, когда рушатся национальные суверенитеты под давлением, создаваемого этим самым империализмом глобального рынка, новых проявлений власти финансового и другого капитала, их властных структур. Щупальца монополий достигают все и вся.

Кстати, о власти. Суть природы империализма в современном его виде, наиболее выпукло обозначается, на наш взгляд, планетарным масштабом становления вертикали власти глобального капитала по горизонтали. «Переустройство сложившегося империалистического деления мира и становления мирового рынка свидетельствуют, – пишут Майкл Хардт и Антонио Негри, – об изменениях в рамках капиталистического способа производства» (см. об этом. Майкл Хардт, Антонио Негри. Империя. М. 2004, с. 12 ).

Развитие, обращение глобального капитала по законам открытым Марксом и Лениным привели его к решающей роли в развитии мировых процессов. В этом смысле современная картина мира находится в соответствии в «Капиталом» Маркса и с «Империализмом как высшей стадией капитализма» Ленина, главное, адекватна их мысли, что политика здесь выступала и продолжает выступать концентрированным выражением экономики, отражением интересов собственников. В данном контексте, мир мало изменился, ибо налицо ….

Напомню некоторые хрестоматийные строки классиков. В совокупности, в их словах о природе капитала, признаках империализма, содержится глубокий смысл. Без сомнения, они помогают понять и соответственно объяснять происходящее, в т.ч. причины исламофобии. Отчасти это являются, если не ответом, то, во всяком случае, попыткой найти ключ к ответу на поставленные выше вопросы (см. часть 1-ю настоящей заметки).

«Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из – под ног промышленности национальную почву» (Манифест Коммунистической Партии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.4 М 1955, с 427).

И еще. Маркс и Энгельс отмечали: «она (буржуазия – Б.М.) создает себе мир по своему образу и подобию» (см. там же, 428

«Капитализм не может существовать и развиваться без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран и втягивания некапиталистических стран в водоворот мирового хозяйства…» (см. Ленин В.И. Полное собрание соч. издание пятое. Т.3 Развитие капитализма в России. М. 1971, с. 595).

Он же Ленин в фундаментальном своем труде «Империализм как высшая стадия капитализма» писал, что «монополии, вырастая из свободной конкуренции и монополии, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крупных противоречий, трений, конфликтов», что, наконец, монополия есть «самая глубокая экономическая основа империализма… (там же, ПСС, Т. 22, с. 253, 262).

Вернемся к позициям, вышеприведенных авторов (М. Хардта и А. Негри – Б.М.). Достаточно процитировать их отдельные суждения, касающиеся природы современного производства, поведения глобального капитала, чтобы удостовериться – исходным для характеристики нынешних общественно – экономических явлений, их анализа остается природа вещей (читай, основные признаки империализма), которая была установлена Марксом и Лениным. Вот, в частности, следующие.

«Основные факторы производства и обмена – деньги, технологии, люди и товары – со все большей легкостью перемещаются через национальные границы; в результате у национальных государств остается все меньше и меньше возможностей регулировать эти потоки и воздействовать на экономику политическими средствами» (М. Хардт, А. Негри. Империя. М 2004, С 11.)

«Корпорации пользуются огромным разрывом в заработной плате и условиях труда в различных странах, осуществляя своего рода «демпинг», то есть перемещая рабочие места по всему миру, чтобы снизить плату за труд…» (. М. Хардт, А. Негри. Множество. Война и Демократия в эпоху Империи. М. 2006, с.167).

«Крупные метрополии Северной Америки, Европы, Азии и Ближнего Востока как магнитом привлекают мигрантов и, в свою очередь, эти регионы нуждаются в мигрантах, чтобы наполнить силой свое хозяйство…Частью богатства мигрантов является их стремление к чему то большему, их отказ смириться с принятым порядком вещей Конечно, большинство мигрантов движет потребность уйти от состояния насилия, голода или распада…Бегство от жизни, полной постоянных угроз, и вынужденная мобильность – это хорошая закалка для того, чтобы иметь дело с типичными формами эксплуатации…Опыт бегства есть нечто вроде наращивания жажды свободы» (см там же, Множество, Война… с. 171).

Я привел избранные строки из двух названных работ, чтобы продемонстрировать положительные стороны глобализации. Безусловно, этот всемирный процесс далеко неоднозначен как выражение современного лика империализма и того, что он несет множеству трудящихся, рядовому человеку.

Чтобы иметь насчет этого явления более объемное представление, видимо, следует обратить внимание и на особенно критические взгляды. Например, в последней книге «Русская Трагедия», опубликованной уже после смерти, Александра Зиновьева, выдающегося философа, логика и писателя современности, обращает на себя внимание акцентуация его мысли на следующем общесоциологическом факте:

«По моему глубокому убеждению, глобализация не есть порождение злого умысла каких то нехороших людей. В ней, безусловно, имел и имеет место злой умысел и на ней наживаются какие – то нехорошие люди. Но по своей социальной сущности она есть явление закономерное, порожденное тем великим эволюционным переломом, который произошел в истории человечества в XX веке и в основных чертах завершился к концу XX века…» (см. Зиновьев А. Русская Трагедия М. 2008, с.578-579).

Ход размышлений логика о правомерности рассматривать глобализацию как войну подводит его к выводам, что, во – первых, если глобализация не была изначальной установкой западного мира, когда она возникла в процессе ведения холодной войны против советского коммунизма и советского блока, становившегося после Второй мировой войны реальной угрозой для мирового статуса и даже существования Запада, то постепенно, внутри западного мира и на всей планете вследствие эволюции западного мира назрели неотложные проблемы, которые можно разрешить в интересах западного мира лишь путем перехода мировой войны (холодной – Б.М.) к новой, а именно к «горячей» стадии (см. там же с. 580, 581). Наконец, А. Зиновьев полагает, что событие 11 сентября 2001 г. в США оказалось очень кстати. «Молниеносно сложилась идеология угрозы для западной (христианской) цивилизации со стороны исламского терроризма. Заговорили даже о войне цивилизаций, якобы объявленной мусульманской цивилизацией против христианской… Объектом агрессии США на второй стадии глобализации стал мусульманский мир…Исламский мир расколот, большинство – с американцами или затаились. Россия отколота от исламского мира и рвется в союзники американцев» (см. там же, с. 581, 582).

Что ждет мир? Спасется ли он?

Каково же место Ислама в этом мире? Что он (Ислам как Вера) представляет из себя в действительности? Мог ли мусульманский Восток объявлять войну христианскому Западу? Неужели история повторяется!? Вновь крестовый поход!? Если так, то, перефразируя Ницше, поистине страшно человеческое бытие и все еще без смысла оно, ибо грозит нам не агония, не распад в результате хаоса, а нечто более страшное, сопряженное с властью беспредела на грани варварства и абсурда.

Молиться я не умею, но в мыслях своих обращаюсь ко многим здравствующим ныне современникам, верующим и неверующим, к тем, кто ушел в лету. В своих работах они говорят нам….

Вот они живые и мертвые. Особенно, такие мертвые, «живые мертвые», у которых есть чему поучиться, научиться думать, не терять надежды, что…

Продолжение следует.

Бахадыр Ф.Мусаев, социолог
29.08 2010, Ташкент

Источник: Демократическая партия Узбекистана Ерк Узбекистан

  Обсудить новость на Форуме