14:13 02.07.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Прощание с Минским миром: в проекте Конституции нет особого статуса Донбасса


30 июня 2015 г. на встрече с журналистами, посвященной вопросам разработки, утверждения и внесения изменений в Конституцию в части децентрализации власти, первый заместитель главы Администрации президента Виталий Ковальчук заявил, что проект изменений в Конституцию Украины не предусматривает предоставление особого статуса отдельным районам Донбасса.

По его словам, в переходных положениях Конституции будет содержаться ссылка на действующий Закон об особом статусе, предусматривающий делегирование такого статуса мятежному региону только после фактической ликвидации самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, что само по себе делает невозможным реализацию Минских соглашений.

26 июня 2015 г. конституционная комиссия утвердила проект изменений в Основной закон в части децентрализации власти и передала документ на утверждение президенту Петру Порошенко, который должен изучить его и внести на рассмотрение Верховной Рады.

Комментируя подготовленные изменения, представитель президентской канцелярии заявил, что они не предусматривают особого статуса для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь оговаривают, что он будет определен специальным законом.

При этом саму норму о порядке совершения местного самоуправления в отдельных районах Донбасса на основе действующего закона предлагается закрепить в переходных положениях Конституции.

"Подчеркиваю, что никакого особого статуса для этих территорий в проекте Конституции не предвидится. В представленной на рассмотрение Президенту версии в переходных положениях только упомянуто, что порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяется законом. Таким было предложение Венецианской комиссии. Напомню, что этот закон – об особенностях самоуправления – уже действует, и никаких новых особенностей проект Конституции не предусматривает", - приводит его слова пресс-служба президента.

Как известно, 17 марта 2015 г. Верховная Рада под видом имплементации Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 г. внесла изменения в Закон Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", которыми в одностороннем порядке перечеркнула достигнутые договоренности по политическому урегулированию ситуации на Донбассе.

Согласно Комплексу мер, сторонами вооруженного конфликта был предусмотрен следующий алгоритм действий:

"В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона" (п. 4);

"Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей" (п. 11);

"На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы" (п. 12).

Таким образом, в соответствии с достигнутыми в ходе Минска-2 договоренностями, киевские власти обязались: во-первых, ввести в действие Закон об особом статусе; во-вторых, закрепить его в Конституции; в-третьих, провести досрочные местные выборы по согласованию с властями самопровозглашенных республик.

Вместе с тем, как определено принятыми изменениям в украинское законодательство, Закон об особом статусе в полной мере будет введен в действие только после проведения в регионе досрочных выборов, которые должны состояться после разоружения ополчения и отстранения от власти руководства непризнанных республик, что возможно исключительно вследствие военного разгрома мятежного Донбасса.

И только после проведения в поверженном регионе выборов под безоговорочным контролем Киева с заранее предсказуемыми результатами майданные власти обещают предоставить региону особый статус, хотя, конечно, не факт, что они соизволят это сделать вообще, поскольку такой статус явно не вписывается в концепцию т.н. "Украинской Украины" как моноязычного, моноэтнического, унитарного государства.

А именно такую модель государственного строительства в постмайданный период под ультранационалистическими лозунгами "Украина – для украинцев", "Слава нации – смерть врагам" и т.д. принял на вооружение правящий режим, который не собирается отказываться от этой фашистской по своей сущности идеологии даже после того, как она привела к развалу нашей страны.

В этой связи достаточно вспомнить, что развал Молдовы и Грузии в начале 1990-х гг. также происходил под аналогичными человеконенавистническими лозунгами: "Молдова - молдаванам!", "Молдавия – от гор до моря!", "Чемодан - вокзал – Россия!", "Русских - за Днестр! Евреев - в Днестр!", "Утопим русских в жидовской крови!", "Грузия - для грузин!", "Грузия превыше всего!", "Осетинский народ - мусор, который надо вымести через Рокский тоннель", "За Абхазию без абхазов".

В пользу такого возможного сценария развития событий и свидетельствует отказ правящей власти от конституционного закрепления особого статуса и его фиксация в переходных положениях посредством ссылки на формально существующий закон, который может быть в любой момент изменен или же и вовсе отменен простым большинством в 226 голосов народных депутатов.

Подтверждением тому служит история самого многострадального Закона об особом статусе, который с момента своего принятия существует исключительно на бумаге, что никак не мешает киевским властям использовать собственное мертворожденное детище в качестве мнимого доказательства своей "преданности" Минскому миру.

Закон был принят 16 сентября 2014 г. на исполнение Минского протокола о прекращении огня от 5 сентября 2014 г., однако не был реализован на практике, поскольку Верховная Рада так и не определила своим отдельным решением территорию, на которую распространяется его действие, как это прямо предусмотрено его нормами.

После этого 17 марта 2015 г. Верховная Рада отсрочила вступление в силу его основных положений, предусматривающих право на свободное использование русского языка, особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, создание отрядов народной милиции, введение особого режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности с целью восстановления экономики и инфраструктуры Донбасса, углубление трансграничного сотрудничества с Россией и т.д., дофактической ликвидации самопровозглашенных республик Донбасса.

Как раз такой алгоритм действий киевского режима (военный разгром – местные выборы – особый статус), в корне противоречащий алгоритму Минских соглашений (особый статус – конституционное закрепление – местные выборы), получил отражение в проекте Основного закона, принятие которого фактически перечеркнет возможность реинтеграции мятежного Донбасса в состав Украины на основании достигнутых в белорусской столице договоренностей.

И единственный способ недопущения окончательного краха Минского мирного процесса, который чреват возобновлением полномасштабных боевых действий по всей линии соприкосновения, заключается в приведении киевским режимом национального законодательства в соответствие с принятыми на себя обязательствами перед мировым сообществом в рамках реализации ключевого принципа международного права "Pacta sunt servanda" - "Договоры нужно соблюдать".

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме