20:01 19.03.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Провал Минска-2: Рада сорвала достигнутые договоренности


17 марта 2015 г. Верховная Рада под видом имплементации Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 г. приняла решение о предоставлении мятежному Донбассу особого статуса в составе Украины только после фактической ликвидации самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

Тем самым парламентарии в одностороннем порядке грубейшим образом перечеркнули ранее достигнутые в белорусской столице договоренности, предусматривающие непосредственное участие политического руководства "республиканцев" в определении судьбы региона.

При этом киевские власти проигнорировали реальную линию разграничения сторон вооруженного противостояния, объявили подконтрольные непризнанным республикам земли "оккупированными территориями" и призвали Совбез ООН и Совет ЕС ввести в зону боевых действий миротворческий контингент, подтвердив упорное нежелание выполнять принятые на себя обязательства.

Согласно Постановлению "Об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особый порядок местного самоуправления" N2374, текст которого размещен на сайте Верховной Рады, к их числу относятся "районы или их части, города, поселки и села, которые находятся на территориях, расположенных между государственной границей Украины с Российской Федерацией, урезом воды Азовского моря и линией, которая определена приложением к настоящему постановлению, соответствующему Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года".

Как сказано в пояснительной записке к закону, такой порядок вводится временно, сроком на три года.

Принятыми изменениями в статью 10 Закона Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" N2378 определено, что особый порядок "реализуется исключительно органами местного самоуправления, избранными на внеочередных выборах, назначенных и проведенных в соответствии с Конституцией Украины, этим и другими законами Украины".

Сами же выборы должны быть проведены после вывода "всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины" и в условиях "недопущения незаконного вмешательства в избирательный процесс, в том числе со стороны незаконных вооруженных формирований".

И только после разоружения ополчения и отстранения от власти руководства непризнанных республик на этих территориях должны пройти внеочередные выборы под безоговорочным контролем Киева с заранее предсказуемыми результатами.

Об этом 16 марта 2015 г. в эфире программы "Свобода слова" на телеканале ICTV прямо заявил руководитель фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко, назвавший маловероятным проведение выборов на Донбассе в нынешнем году.

"Будут ли (выборы в органы местного самоуправления на части территории Донбасса, неподконтрольной Украине) в этом году? Маловероятно", - цитирует его "Корреспондент".

Вместе с тем, как подчеркнул глава пропрезидентской фракции, местные выборы в регионах, неподконтрольных киевской власти, состоятся тогда, "когда на этой части Донбасса будут украинские флаги, украинская милиция, украинские партии, украинские законы".

И только после отстранения от власти руководства ДНР и ЛНР правящий режим обещает ввести в действие статьи 2-9 закона об особом статусе, предусматривающие, в частности, право на свободное использование русского языка, особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, создание отрядов народной милиции, введение особого режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности с целью восстановления экономики и инфраструктуры Донбасса, углубление трансграничного сотрудничества с Россией и т.д.

В соответствии с Постановлением "О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями" N 2396, такой статус закрепляется за неподконтрольными Киеву населенными пунктами "до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и восстановления полного контроля Украины за государственной границей Украины".

Тем самым парламентарии объявили "оккупантами" местных жителей, имеющих паспорта граждан Украины, которым киевские власти пообещали "Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины" (п. 5 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений).

Постановлением "Об одобрении обращения от имени Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и Совета Европейского Союза о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности" N2379 Верховная Рада утвердила призыв к указанным международным организациям "относительно развертывания на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности".

Совершенно очевидно, что челобитную в ООН и ЕС с нижайшей просьбой о введении миротворцев в нарушение Минских соглашений, при заключении которых этот вопрос никогда не обсуждался, следует рассматривать как пропагандистскую уловку со стороны Киева, направленную на отвлечение внимания мирового сообщества от очевидного факта односторонней ревизии существующих договоренностей.

Как видно, все вышеизложенные законодательные акты в корне противоречат духу и букве Минских соглашений, направленных на реинтеграцию мятежного Донбасса в состав Украины в особом статусе совместными усилиями киевских властей и самопровозглашенных республик посредством следующего алгоритма действий:

"В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона" (п. 4 Комплекса мер);

"Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей" (п. 11 Комплекса мер);

"На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы" (п. 12 Комплекса мер).

Таким образом, согласно достигнутым в Минске договоренностям, киевские власти в рамках двухстороннего диалога с самопровозглашенными республиками обязались внести изменения в Конституцию, закрепив в Основном законе особый статус Донбасса, и только после этого по согласованию с действующими властями ДНР и ЛНР провести внеочередные выборы в органы местного самоуправления.

 

Однако вместо этого парламентарии поступили с точностью до наоборот, попросту перечеркнув принятые на себя обязательства, что вызвало прогнозируемую негативную реакцию самопровозглашенных республик и российской стороны.

18 марта 2015 г.главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий в своем совместном заявлении обвинили депутатов Верховной Рады в саботаже мирного процесса, сообщает "Русская весна".

"Постановление Рады содержит перечисление только тех населенных пунктов, которые обозначают линию соприкосновения, а не всех районов, городов, поселков, сел, в которых должен быть введен особый статус, как того требует ст. 1 Закона Украины об особом статусе. Но Порошенко и Раду не смущает то, что они нарушают закон, который сами когда-то приняли. Они идут дальше", - говорится в заявлении.

В нем также подчеркивается, что в статью 10 закона об особом статусе внесены не согласованные с ДНР и ЛНР поправки, определяющие условия проведения местных выборов.

"При этом полностью проигнорированы п. п. 4 и 12 Минского Комплекса мер от 12 февраля, которые обязывают Киев обсудить и согласовать модальности и вопросы, касающиеся местных выборов, с представителями Донбасса", - указали авторы заявления.

"Введение в отдельных районах Донбасса особого статуса (режима) поправками Порошенко откладывается на неопределенный срок. Таким образом, грубо нарушен п. 4 Комплекса мер", - продолжили они.

"Киев также ставит вопрос о введении миротворцев в зону конфликта, что также не предусмотрено ни Минским протоколом от 5 сентября 14 г., ни Меморандумом от 19 сентября, ни Комплексом мер от 12 февраля этого года. Нарушается, таким образом, вся логика мирного плана, выработанного с таким трудом. Это прикрытая благими намерениями очередная попытка выйти из Минских договоренностей", - отметили лидеры непризнанных республик.

"Вывод очевиден: Киев не хочет мира. Он стремится насилием и экономической блокадой уничтожить Донбасс", - резюмировали А. Захарченко и И. Плотницкий.

В свою очередь, как заявил глава МИД России Сергей Лавров, решения Верховной Рады по закону об особом статусе Донбасса грубо нарушают Минские соглашения, сообщает "Интерфакс-Украина".

"Верховная Рада по предложению президента Порошенко приняла решения, которые, по сути дела, переписывают договоренности, говоря проще, грубо их нарушают, поскольку обусловливают введение закона об особом статусе необходимостью освобождения этих территорий, которые они назвали оккупированными", - заявил он.

Кроме того, добавил министр, речь идет и о необходимости "замены практически всех избранных населением этих территорий лиц на кого-то еще". "Из постановления Рады вытекает, что когда руководить этими территориями будут те, кто приемлем для Киева, только тогда закон об особом статусе вступит в силу", - сказал С.Лавров.

"Это буквально попытка поставить с ног на голову все, о чем договаривались", - подчеркнул он.

Глава МИД России заметил, что его "особенно смутило" внесение этого предложения президентом Украины Петром Порошенко, который поддержал Минский план урегулирования.

"Я с сожалением вынужден прокомментировать эту ситуацию, потому что мне казалось, что 12 февраля в Минске недвусмысленно были определены те шаги, которые предстоит осуществить", - подчеркнулминистр.

"Там записано буквально следующее. Что сразу после отвода тяжелых вооружений должен начаться диалог по модальностям проведения местных, муниципальных выборов в соответствующих районах Донецкой и Луганской областей. То есть должен быть диалог о том, как эти выборы проводить", - пояснил С.Лавров, заметив, что выборы должны проводиться на основе закона Украины, но модальность их проведения должна согласовываться с Донецком и Луганском.

"Этого никто даже не пытался сделать", - заключил глава российского внешнеполитического ведомства.

Поэтому своим голосованием за данные законопроекты майданный режим не только продемонстрировал неспособность придерживаться принятых на себя обязательств, "что само по себе и не ново", как поется в известной песне, но и выставил в совершенно неприглядном свете "старших евроликих братьев" в лице Германии и Франции, которые являются гарантами выполнения Минских соглашений.

В этих условиях Берлин и Париж, если они действительно желают элементарно сохранить лицо в сложившихся обстоятельствах, просто обязаны понудить Киев привести принятые законодательные акты в соответствие с достигнутыми в белорусской столице договоренностями, поскольку только такой шаг действительно позволит вернуться к политическому урегулированию ситуации на мятежном Донбассе.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме