16:00 09.04.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Привет из девяностых


Исраэль Шамир

Культуркампф – война культур, или, лучше, идеологическая борьба разгорелась в России вовсю. Тут тебе и арьегардные бои вокруг новосибирского спектакля "Тангейзер", и схватки, связанные с фильмом "Левиафан", и споры об Украине. Министр культуры Мединский, не самый популярный министр в этой сложной отрасли, находится под ударом, и критики яростно требуют его головы. Кошку бьют, а невестке наветки дают – спорят о кино, но имеют в виду Путина и его преобразования.

Критики - люди девяностых, преемники прорабов перестройки и детей Арбата. В страшные годы России, когда рухнули искусство, наука, сельское хозяйство, промышленность и армия, они устроились и прочно, надежно обосновались, приватизировав столичную иерархию искусств. Они получили свои места из рук Ельцина и Яковлева. Жизнь России пошла дальше, но они никуда не делись – как и прежде, они постоянно прописаны на телеэкране, они умеют получать гранты, знают, где достать миллионы на свои проекты, как выбить субсидии, как распилить бюджет. Сейчас они активизировались.

Если бы мамонт оттаял и пошел по улицам Москвы – он бы удивил не больше, чем вручение кинопремий "Ника" в этом году. Первые премии достались фильму "Трудно быть богом", снятому покойным Алексеем Германом много лет назад. Критик справедливо назвал его "апофеозом интеллигентской чернухи". Этот фильм – по любимой книжке юношества – смотреть невозможно, не говоря уж о присуждении премий. Это не игра в бисер, это тоскливое и тусклое УГ, как говорят в соцсетях. Несмотря на огромную раскрутку, он оправданно провалился в прокате. Десять миллионов наших с вами долларов вкачали в этот проект, а на-гора он выдал только один миллион с хвостиком. Не в деньгах счастье, но все же обидно. Художественная ценность фильма стремится к нулю, если не выражается в отрицательных величинах.

Вышедший на экраны после 14 лет работы и через два года после смерти режиссера фильм вошел в десятку самых провальных российских лент, что доказывает наличие вкуса у русского кинозрителя. Визуально – на экране не видно ничего, кроме грязи и экскрементов. Его идея – интеллигенты это супермены неземного происхождения, а прочие – быдло и ватники. Трудно быть богом, но никакого другого бога нет.  

Жюри "Ники" колебалось между "Трудно быть богом" и "Левиафаном". Что лучше покажет российскому зрителю и гражданину, как его презирают мастера культуры? Выбор жюри пал на фильм Германа, но и "Левиафану" достались кой-какие награды. Фильм номинального главы "Ники" талантливого Андрея Кончаловского не снискал премий. Зато особый приз "Ники" достался Лии Ахеджаковой - "За честь и достоинство". Не знаю, какой творческий подвиг Ахеджаковой полюбился жюри "Ники". Ее призыв расстреливать депутатов всенародно избранного парламента России в 1993 году? Ее кликушество на Болотной? Ее поддержка Ходорковского? Ее ненависть к коммунистам? Ее пылкая любовь к фашистскому режиму в Киеве? Не случайно ей вручала премию представительница "Семьи", вдова Бориса Ельцина, ликвидировавшего Советский Союз в сговоре с Киевом.

Не случайно КиноСоюз (так называется либеральный осколок Союза Кинематографистов России)  встал на сторону Киева в его конфликте с Москвой. На его сайте – возмущение деятелей искусства тем, что Крым им дорого обходится, недовольство Путиным, который нерачительно распоряжается народными деньгами. Если бы рачительно – они бы не увидели копейки бюджетных денег. Но дело нешуточное.

Итальянский философ Антонио Грамши создал теорию культурной гегемонии, по которой именно в культуре определяется господство идей в обществе. Культурная гегемония, захваченная перестроечным "Огоньком", так и осталась в их руках. Вот послужной список типичного победителя из девяностых: Медаль "Защитнику Свободной России" 1992 г., "Почётная грамота" МИД Латвии "За содействие независимости Латвийского Государства" 2006., Офицер Ордена "Трёх звёзд" Латвия 2009г., Лауреат Первой Премии Посла Польши в РФ. 2010г. То есть – человек не испытывает дискомфорта, даже гордится тем, что русских в Риге лишили гражданских прав, что НАТО обосновалось на польской земле. Не удивительно, что такие люди возмущены смещением новосибирского директора театра оперы и балета Бориса Мездрича ("Тангейзер") и требуют головы министра культуры Мединского – если уж нельзя получить голову Путина, который, по их мнению, мало что решает.

Приход Путина к власти воспринимается в перспективе времени как революция. Покойный русский философ Александр Зиновьев считал, что Путин – это "третий ГКЧП", победивший после двух неудач, в 1991 и в 1993. (Он был в восторге от ГКЧП и Путина). Но путинская революция была слишком уж бархатной. Бывшие комсомольцы, пресловутая "семья", КВНщики из Баку, торговцы цветами, раздербанившие Россию, остались на своих местах, в своих банках и во главе своих компаний. Путин обещал их не трогать – и их не тронули. Приватизацию не отменили. Ельцинскую гвардию разбавили силовиками, но те не поняли, что культура и идеология не менее важны, чем кантемировская дивизия.

Люди искусства – во многом конформисты в душе. По-другому им не выжить. Если они массово выстраиваются за прорабами и их преемниками, то это и потому что у тех, там – командные высоты, деньги и слава, а у сторонников Путинской революции, простите, ничего нет. Это понял Максим Кантор, талантливый художник и писатель, в своем первом воплощении осудивший девяностые и их последователей. Но вскоре он разобрался, перевоплотился, осудил Путина, Россию, Крым – и ни разу не пожалел. Он стал рукопожатым, получил денежные и лестные заказы и процветает. Приходится ему время от времени покаяться за былое, но, видимо, дело того стоит.

А вот обратный пример. Директор Михайловского театра Владимир Кехман согласился взять Новосибирский театр и излечить его от антихристианской горячки. На него обрушился Следственный Комитет. В Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Воронеже, Ростове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве работники СК наехали на офисы компании, в прошлом связанной с Кехманом, а СМИ немедленно обвинили Кехмана в мошенничестве. Вспомним, что недавно Следственный Комитет устроил обыск по пустячному поводу в редакции ЛайфНьюз – после того, как это СМИ раскрыло мошенничество Александрины Маркво, укравшей сотни миллионов рублей из московского бюджета – частично на нужды антипутинской партии. То есть у противников путинской революции есть и мощный административный ресурс.

Разгоревшийся сейчас культуркампф, идеологическая война – это борьба с недобитками, с самовоспроизводящимся вирусом девяностых. Его заложили глубоко в структуру общества западные спецслужбы, курировавшие ельцинский режим. У вируса есть все для развития – капиталы, контакты, структуры. Премии "Ника" - это яркое живое напоминание о том, что девяностые не ушли, они только затаились. Сейчас они вылазят на поверхность.

-- 

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме