17:00 09.09.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Порошенко запросил мира: Минский протокол как попытка удержания Донбасса


Минский протокол о прекращении огня между Украиной и самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, подписанный 5 сентября 2014 г. при посредничестве ОБСЕ и России, по сути, задокументировал очевидный факт военного поражения официального Киева на Донбассе, вынужденного в этих условиях запросить мира и попытаться найти политическую формулу урегулирования вооруженного конфликта.

Факт, который прямо подтвердил накануне переговоров, 2 сентября 2014 г., в интервью немецкому изданию Der Spiegel высокопоставленный генерал НАТО, по словам которого "В военном смысле Киев уже проиграл этот конфликт. У президента Петра Порошенко действительно не было другого выхода, как отозвать своих людей и переформатировать стратегию под оборону".

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе опубликовала текст соответствующего документа, который подписали второй президент Украины Леонид Кучма, посол России на Украине Михаил Зурабов, спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини, главы самопровозглашенных ДНР Александр Захарченко и ЛНР Игорь Плотницкий в ночь на 7 сентября 2014 г.

Документ называется "Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив президента России В. Путина".

Как сказано в Протоколе, по результатам консультаций Трехсторонняя контактная группа достигла согласия относительно необходимости осуществить следующие шаги:

1. Обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия.

2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.

3. Осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (Закон об особом статусе).

4. Обеспечить постоянный мониторинг на российско-украинской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и Российской Федерации.

5. Немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.

6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.

8. Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации на Донбассе.

9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (Закон об особом статусе).

10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.

11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Тем самым киевские власти публично признали и документально зафиксировали следующие ключевые моменты:

во-первых, что трагические события на Украине являются внутренним конфликтом, в ходе которого центральному правительству, сформированному в результате февральского путча, противостоят не мифические "регулярные российские войска", как трубит казенная пропаганда, а вооруженные формирования ДНР и ЛНР;

во-вторых, что самопровозглашенные республикиявляются не "террористическими организациями", как утверждает майданный режим, а полномочными представителями мятежного Донбасса, с которыми официальный Киев согласен вести переговоры о судьбе региона;

в-третьих, что центральное правительство не в силах контролировать значительную часть территории Донбасса, в отношении которой и планируется принятие Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" для определения ее "особого статуса" в составе Украины с собственными представительными органами государственной власти;

в-четвертых, что киевские власти не считают отныне догмой унитарную форму государственного устройства, обещая осуществить "децентрализацию власти" и провести "инклюзивный общенациональный диалог" на исполнение Женевского заявления Украины, России, Евросоюза и США от 17 апреля 2014 г., согласно которому "конституционная реформа должна быть инклюзивной, транспарентной и подотчетной. Она должна предусматривать немедленное начало широкого национального диалога с участием всех регионов и политических групп Украины и позволять учитывать замечания общественности и предложенные поправки".

Безусловно, на сегодняшний день достигнутые договоренности носят сугубо теоретический характер и их практическая реализация возможна только в случае принятия данной "дорожной карты" в качестве долгосрочной стратегии урегулирования политического кризиса на Донбассе.

В то же время сами майдановцы и республиканцы не особо скрывают, что пошли на подписание Протокола в первую очередь из тактических соображений – для передышки после ожесточенных боев, не отказываясь при этом от достижения своих главных целей – восстановления целостности Украины в первом случае и обретения независимости Донбасса во втором.

Так, 7 сентября 2014 г. советник президента П. Порошенко Юрий Луценко написал в своем Facebook, что для победы над ополченцами киевским властям нужно использовать опыт Хорватии, которая в 1995 г. уничтожила непризнанную республику Сербскую Краину в ходе карательных операций "Молния" и "Буря".

"Взять Донецк и Луганск ура-патриотическим штурмом наверняка можно. Но уличные бои заберут десятки тысяч жизней лучших из нас. А еще это приведет к полному коллапсу и так едва живой экономики", - написал он.

"Разумнее сделать это другим способом и тогда, когда мы будем иметь сильную армию и экономику. Примером может служить Хорватия. После взятия Югославской Армией Вуковара, где героически погибли тысячи защитников независимости, хорваты вынуждены были согласиться на существование Сербской Краины. Три года они не просто терпели, а развивали экономику и армию. А затем за часы танковой атакой смели сепаратистов с земли", - подчеркнул Ю. Луценко.

Здесь нужно отметить, что на самом деле Сербская Краина была уничтожена отнюдь не единственной "танковой атакой",как утверждает советник президента, а крупнейшей в Европе после окончания Второй мировой войны 200-тысячной армией Хорватиипри поддержке авиации НАТО: два натовских самолета атаковали сербские ракетные позиции под Книном с американского авианосца "Теодор Рузвельт" и еще два - бомбили сербскую авиабазу Удбина с итальянской авиабазы.

При этом в апреле 2011 г. приговором Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) хорватские генералы Анте Готовина и Младен Маркач были осуждены к 24 и 18 годам лишения свободы соответственно за многочисленные преступления в ходе разгрома непризнанной республики.

Как заявил прокурор Алан Тигер, в результате операции Краина стала "пустыней из уничтоженных зданий и деревень" - хорватские солдаты разрушали дома сербов, чтобы не допустить их возвращения.

"Для оставшихся, в основном стариков и детей, жизнь превратилась в кошмар, - заявил прокурор. - Дома и деревни подвергались разграблению и массово уничтожались, многие люди были убиты".

Однако в ноябре 2012 г. Апелляционная палата Гаагского трибунала оправдала двух хорватских генералов, отпустив их на свободу из зала суда, тем самымприняв чисто политическое решение, вызвавшее удивление даже у бывшего главного обвинителя МТБЮ Карлы дель Понте, которая традиционно занимала антисербскую позицию.

"Я получила информацию о приговоре, и я была очень удивлена, потому что Готовина и Маркач были осуждены судом первой инстанции. Это был большой, большой сюрприз", - сказала она 19 ноября 2012 г. в интервью хорватскому телеканалу HTV.

В свою очередь, как заявил 7 сентября 2014 г. в интервью РИА "Новости" глава самопровозглашенной ЛНР И. Плотницкий, Луганская и Донецкая республики не отказываются от независимости, соглашаясь на закон об особом статусе в составе Украины.

"Закон об особом статусе не означает отказа от независимости ЛНР и ДНР. Но мы понимаем, что ради восстановления мира и безопасности, экономических и социальных связеймы можем и должны идти на компромиссы, а там, где нужно, максимально сближаться с украинским обществом. Закон об особом статусе для нас будет подтверждением курса Киева на мирное урегулирование конфликта. Мы диалог не отвергаем, но он должен быть равноправным и содержательным", – сказал он.

"Мы удовлетворены тем, что предусматривается принятие закона об особом статусе Донбасса и Луганщины, а также гарантируется проведение свободных выборов в наших республиках. Народ сам решит, кто должен управлять донецкой и луганской землей. Решит независимо от военного и информационного давления Киева", – подчеркнул глава ЛНР.

"В нем должен быть зафиксирован статус русского языка и обязательства Украины не препятствовать свободным экономическим связям наших республик с Россией", – отметил он.

"Этот закон должен предусмотреть возможность строить отношения с Украиной на договорных началах", - указал И. Плотницкий.

Тем самым подписанты документа от самопровозглашенных республик фактически подтвердили свою переговорную позицию, обнародованную 1 сентября 2014 г. к началу заседания Контактной группы в Минске агентством ИТАР-ТАСС, согласно которой они готовы сохранить единое политическое пространство Украины.

Как заявили республиканцы, только "равноправные переговоры являются единственным приемлемым способом разрешения конфликта и восстановления мира".

По их словам, в своей позиции они исходят из принципов, выработанных на женевской встрече представителей России, США, ЕС и Украины 17 апреля 2014 г.

В частности, ЛНР и ДНР требовали признания особого статуса их территорий, прекращения военной операции украинских силовиков для проведения свободных выборов и признания статуса русского языка.

Они также настаивали на особом статусе для своих вооруженных формирований и права назначения прокуроров и судей. Одновременно, по их мнению, необходимо провести безусловную амнистию участников ополчения и всех политзаключенных.

ЛНР и ДНР также потребовали особого порядка ведения внешнеэкономической деятельности с учетом углубления интеграции с Россией и Таможенным союзом.

В случае выполнения этих требований ЛНР и ДНР гарантировали, что "приложат максимум усилий для поддержания мира, сохранения единого экономического, культурного и политического пространства Украины и всего пространства русско-украинской цивилизации".

Следует также отметить, что во многом аналогичная позиция была озвучена двумя республиками еще 23 июня 2014 г. в ходе первого за весь период вооруженного конфликта заседания Трехсторонней контактной группы в здании Донецкой ОГА, когда они выступили за "согласование президентом Украины и парламентами Республик проекта конституционного акта, определяющего статус Народных республик".

Правда, в ответ, 1 сентября 2014 г., зампред правительства ДНР Андрей Пургин через пресс-службу самопровозглашенной республики опроверг сведения о готовности сохранить единое политическое пространство Украины в случае признания особого статуса ДНР и ЛНР, заявив, что "На встрече в Минске стороны лишь обменялись предложениями об обмене всех на всех".

Однако впоследствии такая формулировка вошла в Минский протокол, хотя и в этом случае представитель ЛНР И. Плотницкий заявил, что закон об особом статусе республик в составе Украины будет носить для них временный характер, поскольку он не отменяет закрепленный на референдуме 11 мая 2014 г. курс на обретение Донбассом независимости от Киева.

Тем не менее, подписанный в столице Беларуси документ при всех оговорках, сделанных представителями самопровозглашенных республик, открывает реальный путь к дальнейшей реинтеграции ДНР и ЛНР в политическое пространство Украины в рамках формализованного в Протоколе компромисса между Киевом и Донбассом, который может постепенно перерасти из перемирия в примирение.

Но это станет возможным только в том случае, если в канцелярии главы государства прекратит доминировать страдающая после военного поражения на Донбассе реваншистским зудом "партия войны", рупором которой выступил президентский шептун Ю. Луценко, призывающий использовать перемирие для подготовки очередного этапа "Натиска на Восток" в надежде "смести с земли сепаратистов".

Тот самый деятель, который презрительно называет сторонников федерализации "федерастами" и "сепарастами", тогда как конечным итогом "инклюзивного общенационального диалога", предусмотренного Минским протоколом на исполнение Женевского соглашения, должен стать как раз переход к данной форме государственного устройства от оказавшейся недееспособной унитарной модели, абсолютизация которой уже привела к распаду Украины.

В противном же случае самопровозглашенные республики отправятся в свободное плавание по примеру Приднестровья, Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии с последующим непризнанием, как в случае с Тирасполем и Степанакертом, либо же частичным признанием, как в случае с Цхинвали и Сухуми, их независимости со стороны мирового сообщества.

P.S., или Домашние петухи и курицы в роли "диких ястребов". Лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко считает, что договоренности, зафиксированные в Минском протоколе, являются завуалированной формой капитуляции П. Порошенко перед В. Путиным, написал он 7 сентября 2014 г. на своей странице в Facebook.

Лидер партии "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко заявил, что в Минском протоколе нет ни одного упоминания о России и ее военной агрессии как главной причине войны на Донбассе, написал он 8 сентября 2014 г. в Facebook.

Лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко считает, что договоренности, достигнутые в Минске, представляют угрозу территориальной целостности Украины, распространил ее заявление 8 сентября 2014 г. партийный сайт.

Так что "партия войны" продолжает вести подрывную работу против территориальной целостности украинского государства в различных политических лагерях под ура-патриотическими лозунгами...

В общем, кругом одни патриоты и ни одного в зоне АТО. И куда только смотрят военкоматы?

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме