17:45 03.12.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Переговоры в Анкаре: Россия нашла замену "Южному потоку"


1 декабря 2014 г. сбылась мечта киевских властей: в ходе визита в Турцию президент России Владимир Путин заявил о сворачивании проекта строительства газопровода "Южный поток" мощностью 63 млрд. кубометров в год, который должен был пройти по дну Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в обход Украины.

Однако не успели национал-свидомиты затянуть "Ще нэ вмэрлу" по поводу вестей с "берега турецкого", попутно начав на радостях перекрашивать в своих домах батареи в "жовто-блакитный" цвет, как тут же стало понятно, что празднование столь долгожданной "пэрэмоги" отменяется: Москва не отказывается от обходных проектов, реализация которых приведет к лишению Киева статуса "монопольного транзитера" российского газа в Европу.

 

Россия не может в нынешних условиях продолжить реализацию "Южного потока" из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии и Болгарии, в результате чего перенаправит поставки своих энергоресурсов по другим маршрутам и на другие рынки, заявил В. Путин на итоговой пресс-конференции со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом.

"С учетом позиции Еврокомиссии, с учетом того, что мы не получили разрешение от Болгарии, считаем, что Россия не имеет возможности развивать этот проект. Мы вынуждены будем пересмотреть свое участие в этом проекте", – приводит его слова пресс-служба президента России.

"Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока у нас нет разрешения от Болгарии, а начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться – это просто нелепо. Думаю, что это понятно всем. Поэтому мы вынуждены будем пересмотреть свое участие в этом проекте", - отметил он.

Вместе с тем глава российского государства заявил, что стороны договорились о расширении пропускной способности действующего газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря в Турцию с 16 до 19 млрд. куб. м газа в год.

"С целью удовлетворения растущего спроса турецкой экономики на энергоресурсы достигнута договоренность о расширении "Газпромом" мощностей трубопровода "Голубой поток". По просьбе наших турецких друзей мы в ближайшее время увеличим поставки на турецкий рынок еще на 3 миллиарда кубических метров", - сказал В. Путин.

Кроме того, президент России сообщил о достижении договоренностей относительно возможного строительства нового трубопровода в Турцию с целью создания газового хаба на границе с Грецией для потребителей в Южной Европе.

"С учетом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить "Голубой поток", но и построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности самой турецкой экономики. А если будет признано целесообразным, то создать на турецкой территории, на границе с Грецией, и дополнительный так называемый газовый хаб для потребителей в Южной Европе", – сказал он.

"Если потребуется, если наши профильные ведомства и участники экономической деятельности – "БОТАШ", с одной стороны, и "Газпром" – с другой (а они по этому поводу как раз и подписали сегодня меморандум), сочтут это возможным, то они тогда создадут на турецко-греческой границе газовый хаб для юга Европы. И все, кто заинтересован в получении оттуда энергоресурсов, могут туда приходить и там приобретать", - добавил В. Путин.

"Мы перенацелим потоки наших энергоресурсов на другие регионы мира, в том числе с помощью продвижения и ускоренной реализации проектов по сжиженному природному газу. Будем продвигать на другие рынки, и Европа не получит этих объемов, во всяком случае, из России. Мы считаем, что это не соответствует экономическим интересам Европы и наносит ущерб нашему сотрудничеству", - подчеркнул президент России.

В то же время В. Путин посоветовал Болгарии потребовать от Еврокомиссии компенсировать потери от приостановки "Южного потока" в размере 400 млн. евро в год.

"Если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство, то, хотя бы пускай они потребуют от Еврокомиссии деньги за неполученную выгоду, потому что только прямые доходы бюджета Болгарии составили бы от транзита не менее 400 миллионов евро в год", - сказал глава российского государства.

Напомним, что ранее София под давлением Вашингтона и Брюсселя отказалась от реализации таких крупных инфраструктурных проектов как строительство нефтепровода "Бургас-Александруполис", атомной электростанции "Белене", а сейчас и газопровода "Южный поток", что позволяет судить о степени "суверенности" современной Болгарии.

В свою очередь, как сообщили в пресс-службе "Газпрома", согласно подписанному в Анкаре двухстороннему меморандуму о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Черное море в направлении Турции, мощность нового трубопровода составит 63 млрд. куб. м (как и ранее запланированная мощность "Южного потока").

Из них 14 млрд. куб. м пойдут турецким потребителям (сейчас этот объем поставляется по сухопутному Трансбалканскому газопроводу), около 50 млрд. куб. м - на границу Турции и Греции, где будет организована точка сдачи.

Меморандум подписали председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и председатель Совета директоров Botas Petroleum Pipeline Corporation Мехмет Конук в присутствии президента Российской Федерации В. Путина и президента Турецкой Республики Р. Эрдогана.

При этом отправной точкой газопровода должна стать компрессорная станция "Русская", строительство которой идет в Краснодарском крае, отметили в пресс-службе "Газпрома".

Как известно именно эта самая мощная в мире проектируемая компрессорная станция должна была стать головной компрессорной станцией морского участка газопровода "Южный поток", который рассматривался как часть системы газопроводов "Южный коридор": планировалось, что КС "Русская" одновременно будет являться конечной точкой "Южного коридора" и начальной точкой "Южного потока".

Проект создания "Южного коридора" реализуется на территории 8 субъектов РФ: Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Воронежская, Ростовская области, Республика Мордовия, Краснодарский край.

Его целью является обеспечение центра и юга европейской части России дополнительными объемами газа для развития промышленности, коммунального хозяйства и увеличения темпов газификации, а также, по изначальному плану, обеспечение бесперебойной подачи газа в трубопровод "Южный поток".

Реализация проекта разделена на два этапа. Первый этап - Западный маршрут - предполагает строительство газотранспортной системы "КС "Писаревка" (Воронежская область) - КС "Русская" (Краснодарский край)". Второй этап - Восточный маршрут - включает строительство газотранспортной системы "КС "Починки" (Нижегородская область) - КС "Русская" в существующем коридоре "Починки - Изобильное - Северо-Ставропольское ПХГ".

Таким образом, создание "Южного коридора" с целью обеспечения внутренних потребностей изначально являлось первостепенной задачей для России, в то время как строительство "Южного потока", направленного на удовлетворение нужд зарубежных потребителей, было сопутствующим заданием.

Следовательно, отказ от строительства "Южного потока" по дну Черного моря в Болгарию никак не повлияет на реализацию общего плана российской стороны по созданию системы газопроводов "Южный коридор", в рамках которой сейчас запланировано строительство трубопровода в Турцию аналогичной проектной мощностью в 63 млрд. куб. м.

К тому же, как сообщает деловая газета "Взгляд" в статье "Все, проект закрыт", реализация нового проекта даже экономически целесообразнее, чем предыдущего из-за протяженности морского участка газопровода.

"Отказ от "Южного потока" в пользу второго "Голубого" еще и экономически выгодней. Потому что длина морского участка с выходом на турецкой территории существенно короче, чем с выходом в Болгарии. Так, длина морского участка от российского побережья до Болгарии 925 км, который оценивался в 10,75 млрд. евро. Длина морского участка в Турции будет, как у существующего "Голубого потока" – около 400 км.

В этом случае морской участок будет стоить не 10 млрд., а только 7 млрд. евро. Налицо экономия в 3 млрд. евро, подсчитал старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. К слову, этого более чем достаточно для строительства моста через Керченский пролив", - говорится в публикации.

Более того, глава российского государства дал понять, что Россия больше не считает приоритетным для себя газовый рынок Европы, на котором доля "Газпрома" по итогам 2013 г. увеличилась до 30,07%, или до 162,7 млрд. куб. м газа.

Достаточно вспомнить о подписании в рамках проходившего 20-21 мая 2014 г. официального визита в КНР президента России В. Путина крупнейших двухсторонних газовых соглашений:

- контракта между российской компанией НОВАТЭК и китайской компанией CNPC на поставку 3 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год в течение 20 лет с проекта "Ямал СПГ";

- контракта между российским "Газпромом" и китайской CNPC на поставку 38 млрд. куб. м природного газа в год в течение 30 лет общей стоимостью в 400 млрд. долларов по Восточному маршруту – через газопровод "Сила Сибири".

Или же о подписании 9 ноября 2014 г. на саммите АТЭС в Пекине между российским "Газпромом" и китайской CNPC рамочного соглашения о поставках 30 млрд. куб. м природного газа в год в течение 30 лет по Западному маршруту - через газопровод "Алтай".

Как заявил журналистам глава "Газпрома" А. Миллер, комментируя подписанные двусторонние документы, объемы поставок газа из России в Китай в среднесрочной перспективе могут превысить объемы поставок в Европу.

"В этих документах в первую очередь определяется то, что "западный маршрут" становится приоритетным проектом нашего газового сотрудничества", - приводит его слова агентство ТАСС.

"Поставки будут осуществляться с месторождений Западной Сибири, это та же ресурсная база, которая используется для поставок в Европу", - уточнил он.

"В среднесрочной перспективе есть еще один новый маршрут, который находится на столе переговоров с Китаем, - это поставки трубопроводного газа из района Дальнего Востока", - сообщил А. Миллер.

"С учетом наращивания поставок по "западному маршруту", в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу", - резюмировал глава "Газпрома".

Безусловно, разворот России на Восток и отказ от "Южного потока" вызваны санкционной политикой старушки Европы из-за внутриполитического кризиса на Украине, в рамках которой эта почтенная дама повела себя как выжившая из ума злая мачеха.

По сути, она заставила европейских "падчериц" совершить сеанс самобичевания, сначала потребовав отказаться от российского рынка для сбыта своей продукции, а затем от поставок оборудования для этого крупнейшего инфраструктурного проекта и получения доходов от транзита российского газа по своей территории.

Тем самым она собственноручно предоставила такую возможность евразийской Турции, которая хотя и является членом НАТО и кандидатом на членство в ЕС, однако отказалась вводить антироссийские санкции по указке Вашингтона и Брюсселя.

Как сообщает 2 декабря 2014 г. портал "Вести. Экономика" со ссылкой на пресс-релиз South Stream Transport, европейские компании потеряют не менее 2,5 млрд. евро из-за отказа России от реализации "Южного потока", в то время как потери японских компаний составят 320 млн. евро, в результате чего объем потерь иностранных компаний составит 2,820 млрд. евро.

"Наиболее значительные потери понесет итальянский энергохолдинг ENI, с дочерней компанией которого (Saipem) был заключен контракт на прокладку трубопровода на сумму 2 млрд. евро.

Стоит отметить, что в апреле со швейцарской компанией Allseas Group был заключен контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода. Помимо этого германская Europipe, которая была признана поставщиком 50% заказа на поставку труб для первой нитки "Южного потока", лишится контракта на 500 млн. евро.

При этом общий объем потерь иностранных компаний составит 2,820 млрд. евро, с учетом того, что японским компаниям Marubeni-Itochu и Sumitomo придется отказаться от заказа на 40% от поставки труб для второй нитки проекта на сумму 320 млн. евро.

Однако сильнее всего завершение проекта "Южный поток" ударит по австрийскому нефтегазовому концерну OMV, который проинвестировал строительство газопровода", - говорится в сообщении.

В свою очередь 2 декабря 2014 г. глава Ассоциации производителей труб Иван Шабалов сообщил агентству ТАСС, что российские производители стальных труб рассчитывают перенаправить весь объем продукции для "Южного потока" на новый газопровод в Турцию.

"Сейчас очень трудно комментировать. Скорее всего, с точки зрения поставок труб, никаких изменений не будет. Если, как сообщается сейчас в прессе, подписан новый контракт на 63 млрд. куб метров на Турцию. Это означает, что российский коридор и российская часть такого проекта абсолютно идентична "Южному потоку", потому что он тоже рассчитывался на 63 млрд. С этой точки зрения изменений в объемах поставок не будет", - отметил он.

"Мы сейчас ждем, когда будут даны все пояснения, касающиеся нового проекта. На первый взгляд, на первые цифры, складывается впечатление, что вообще никаких проблем не должно быть с точки зрения переориентации потоков трубной продукции", - считает И. Шабалов.

Относительно сроков реализации нового проекта он отметил, что, скорее всего, российская часть - "Южный коридор" будет достраиваться обычными темпами, а с турецкой стороны необходима подготовка, которая может занять полгода или год.

"Даже если предположить, что турецкая сторона требует тоже подготовки, в любом случае это не означает, что нужно остановиться и ждать год. Российская часть – "Южный коридор" будет достраиваться обычными темпами. Может она будет достроена чуть быстрее, чем турецкая сторона будет готова, может на полгода - на год. Мы не видим причин, почему надо останавливаться. Практика такая, что такие проекты никогда не останавливали", - сообщил И. Шабалов.

"Практически вся инфраструктура, которая создавалась на российской территории для "Южного потока" - так называемый "Южный коридор", она будет абсолютно применима для нового газопровода в Турцию", - добавил он.

"Я думаю, что решение о строительстве нового газопровода в Турцию будет без потерь для "Газпрома". И соответственно для трубных компаний не будет никаких издержек", - подчеркнул глава Ассоциации производителей труб.

Вместе с тем, комментируя 2 декабря 2014 г. в эфире "Коммерсантъ FM" сведения о том, что реализация проекта строительства "Южного потока" уже обошлась "Газпрому" почти в 5 млрд. долларов, глава комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев сообщил, что компания потеряет лишь треть от этой суммы.

"Надо смотреть, во что вложил. На геологические исследования, на поисковые работы, плюс, на закупку оборудования, которое будет востребовано и бесследно не пропадет. То есть невозвратных потерь там существенно меньше, чем названная цифра. Может быть, треть тех затрат, а то и меньше, могут быть потеряны", - заявил он.

Между тем, по сообщениям ряда СМИ, "Газпром" потратил $4,66 млрд. в основном на расширение инфраструктуры на российской территории в рамках реализации проекта создания "Южного коридора". При этом для строительства первой морской нитки "Южного потока" было поставлено почти 300 000 тонн труб, которые можно использовать при строительстве нового морского газопровода в Турцию.

Столь же по-дурацки на фоне европейских "подруг по несчастью" выглядит и постмайданная Украина, принявшая 14 августа 2014 г. Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления Единой ГТС Украины", предусматривающий создание компании-оператора по управлению газотранспортной системой, в которой 51% акций останется в собственности государства, в то время как остальные 49% будут принадлежать компаниям из ЕС и США.

И хотя данный законодательный акт, пролоббированный правительством Арсения Яценюка в пику России, которой прямо запрещен доступ к главному "сакральному символу" украинской государственности, вступил в силу 10 сентября 2014 г., однако современной науке до сих пор так и не удалось доказать существование европейских и американских компаний, готовых вложиться в "священную трубу".

Зато доказано, что англо-голландская компания Shell отказалась от вхождения в состав компании-оператора по управлению ГТС Украины, о чем сообщила 21 августа 2014 г. в интервью газете "Известия" глава отдела общественных связей компании "Shell-Украина" Анна Думанская.

"На данном этапе у Shell нет заинтересованности инвестировать в украинскую газотранспортную систему (ГТС) и систему подземных хранилищ газа", - сказала она.

В этой связи не приходится сомневаться в том, что при продолжении политики "Прочь от Москвы" в газовой сфере украинское государство и далее будет оставаться в статусе пассивного наблюдателя за тем, как его обходят новыми маршрутами, тем самым лишая не только доходов от транзита, но и политического веса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме