20:30 26.01.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Минский капкан": президент отгрызет себе лапы и хвост?


Как известно, попав в капкан, волк зачастую огрызает себе лапу, чтобы вырваться на волю. В аналогичной ситуации оказался и президент Петр Порошенко, который, формально заявляя о «безальтернативности мирного урегулирования ситуации на Донбассе», на самом деле ищет поводы для срыва достигнутых в Минске договоренностей, имплементацию которых он явно расценивает как «политический капкан» для собственного режима.

Но для этого ему нужно будет отгрызть себе все четыре лапы, отказавшись от изменений в Конституцию в части децентрализации, предоставления амнистии сторонникам ЛДНР, проведения местных выборов в самопровозглашенных республиках и передачи участка границы под фактический контроль Донецка и Луганска, а потом и хвост, которым он виляет перед Западом, изображая из себя «договороспособного партнера», после чего вся ответственность за крах Минского процесса ляжет на майданную власть.

 

25 января 2016 г. в интервью газете «Сегодня» представитель Украины на переговорах в Минске, экс-президент Леонид Кучма заявил, что изменения в Конституцию могут быть внесены только после возвращения Киеву неподконтрольного участка украино-российской границы на Донбассе.

По его словам, «если нет нашей границы, то это не наша территория. Нужно выполнить решение Минского протокола – режим тишины, отвод тяжелого вооружения, обязательно, чтобы специальная миссия ОБСЕ сделала верификацию и сказала: «Да, вооружение отведено». Это же тоже не сделано. Только тогда можно говорить об успехах».

В этой связи Л. Кучма отметил, что вопрос о внесения изменений в Конституцию в части децентрализации будет рассмотрен парламентом только после того, как будет восстановлен полный контроль на границе с Россией.

«Мы, когда последний раз были в Минске, еще ничего не переносилось. Мы просто ставили условия: уважаемые господа, у нашего парламента тоже есть свое мнение по этим проблемам, и единогласно голосовать за это не будем, потому что Верховная Рада понимает последствия принятия этого решения», - сказал он.

Как сообщалось, 20 января 2016 г. депутаты от президентской фракции «Блок Петра Порошенко» обратились в Конституционный суд с просьбой растолковать процедуру внесения изменений в Конституцию, что может отложить необходимый срок голосования до сентября текущего года.

В свою очередь 24 января 2016 г. в интервью украинским телеканалам президент П. Порошенко заявил, что Верховная Рада не будет принимать поправки в Конституцию, пока не будут выполнены другие пункты Минских договоренностей, в числе которых – восстановление контроля над границей, сообщает сайт nardep.org.ua.

При этом президент назвал децентрализацию судьбоносной реформой для Украины, отметив, что она будет принята в конечном итоге.

«Децентрализация - это одна из ключевых реформ в Украине. Думаю, что еще не все понимают важность и судьбоносность этой реформы. Позиция первая - прекращение огня и длительный период полной тишины. Это должна обеспечить Российская Федерация. И ключевая позиция - это восстановление контроля над государственной границей, чтобы прекратить ввоз в Украину иностранных войск и боевой техники», - сказал президент.

Между тем, как пишет 23 января 2016 г. газета «Зеркало недели», Россия готова на возвращение Украине контроля над границей на неподконтрольной части Донбасса, но при условии, что пограничники будут набираться из местного населения, то есть из рядов ДНР и ЛНР.

По сведениям издания, Россия выразила готовность идти навстречу Украине и, по некоторым данным, Кремль расположен обсуждать возможное разрешение ранее табуированных вопросов, например, вопрос о границе.

«Киев понимал, что контроль над ней ему не вернут. Россия не имела ни малейшего желания запускать на территорию ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, - Прим.) украинских пограничников. Появился компромиссный вариант: Москва готова обсуждать возврат пунктов пограничного контроля под крыло Киева. Но при условии, что личный состав отрядов будет формироваться из числа представителей местного населения. Подвох ясен: такая граница будет только считаться украинской. Даже при наличии сине-желтых флагов. Но она будет считаться украинской», - говорится в статье.

Согласно публикации, такой вариант устраивает всех переговорщиков, включая украинскую власть. «Если только ее интересует не возвращение реального контроля, а эффектный повод об этом заявить. Рано или поздно подлог вскроется, но это будет потом. А продаваемые победы нужны сейчас», - заключает издание.

Как известно, данный вопрос регламентирован п. 9 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 г., согласно которому «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины» должно начаться «после всеобъемлющего политического урегулирования», включающего в себя проведение местных выборов в неподконтрольной Киеву части Донбасса и конституционной реформы по согласованию с ЛДНР.

Это должно произойти только «при условии выполнения пункта 11» (проведение конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей) и «в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы».

При этом в Примечаниях к Комплексу мер также определено, что правящий режим обязался обеспечить «освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации».

Таким образом, Киев в рамках «всеобъемлющего политического урегулирования» взял на себя обязательства по освобождению от уголовного преследования представителей мятежного Донбасса, согласованию с Донецком и Луганском вопросов проведения конституционной реформы, включающей в себя принятие постоянно действующего законодательства об «особом статусе» этих территорий в составе Украины, и организации местных выборов.

И только после выполнения этих обязательств Киев получит право на восстановление контроля над границей, что также должно происходить «в консультациях и по согласованию» с ДНР и ЛНР, которые, конечно же, потребуют назначения в пограничную и таможенную службы своих представителей, что будет гарантией реализации Донецком и Луганском права на «трансграничное сотрудничество с регионами Российской Федерации».

Как заявил по этому поводу главный редактор одесского сайта «Таймер» Юрий Ткачев, «возврат границы под контроль Украины будет выражен в том, что погранцам и таможенникам ДНР и ЛНР выдадут украинские ксивы, ну и работать они будут по украинскому законодательству - с учетом того, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей смогут заключать с Россией собственные торговые соглашения, как это предусмотрено законом об особом статусе».

«Т.е. будет узаконено-де-факто существующее сегодня положение вещей, а ДНР, если грубо, получит украинскую таможенную печать и возможность осуществлять «белый» экспорт не только в Россию, но и - транзитом через Россию - в третьи страны», – приводит его слова сайт «Русская весна».

Таковым является реальный алгоритм имплементации Минских соглашений, что, правда, никак не мешает майданному режиму саботировать принятие даже собственного детища – конституционной реформы, проект которой был разработан без согласования с ЛДНР, что является прямым нарушением достигнутых договоренностей.

Этот проект предусматривает закрепление «особого статуса» восставшего Донбасса не в теле Основного закона, а в Переходных положениях, содержащих ссылку на недействующий Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятый не на постоянной основе, а всего лишь сроком на три года, который должен вступить в силу после проведения местных выборов.

Соответствующие изменения в данный законодательный акт, принятый в исходной редакции 16 сентября 2014 г., были внесены Верховной Радой 17 марта 2015 г. в рамках односторонней интерпретации принятых киевским режимом обязательств. Согласно его нормам, выборы следует провести после вывода «всех незаконных вооруженных формирований»,под которыми Киев подразумевает военизированные структуры ДНР и ЛНР, тогда как Минскими соглашениями определено, что выборы должны состояться по согласованию с республиками Донбасса.

Тогда же Верховная Рада приняла Постановление «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями», в соответствии с которым такой статус закрепляется за неподконтрольными Киеву населенными пунктами «до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований» и «восстановления полного контроля Украины за государственной границей Украины».

Накануне голосования, 16 марта 2015 г., в эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV руководитель фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко раскрыл подлинный смысл данных формулировок в понимании киевского режима.

По его словам, местные выборы должны состояться исключительно тогда, «когда на этой части Донбасса будут украинские флаги, украинская милиция, украинские партии, украинские законы», то есть,после разоружения ополчения и отстранения от власти руководства непризнанных республик, что опять-таки в корне противоречит букве и духу Минских соглашений.

В случае же провала голосования по проекту конституционной реформы, парламент может повторно вернуться к данному вопросу не ранее чем через год, что определено нормами ч. 1 ст. 158 Конституции: «Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту».

Возможен и такой вариант: окончательно осознав, что собрать 300 голосов депутатов для внесения изменений в Конституцию не удастся, Администрация президента, пытаясь сохранить лицо перед западными покровителями, инициирует принятие простым большинством в 226 голосов двух законов – об амнистии и местных выборах, однако и в этом случае Киеву следует не заниматься отсебятиной, а согласовывать эти законопроекты с Донецком и Луганском, чтобы они не остались на бумаге.

Очевидно, что такая политика киевского режима может привести как к «замораживанию» конфликта, что подвигнет республики Донбасса провести собственные выборы в рамках односторонней реализации Минских соглашений, сорвав возможную реинтеграцию ЛДНР в состав Украины в нынешнем году, так и к его «размораживанию», что повлечет за собой возобновление полномасштабных боевых действий на Восточном фронте, что приведет к новым жертвам среди военнослужащих и гражданского населения.

И далеко не факт, что после столь откровенного надругательства над собственными международными обязательствами майданный режим по-прежнему будет пользоваться безоговорочной поддержкой со стороны Запада, представители которого в последнее время на самом высоком уровне выражают откровенное недовольство бездействием Киева в части имплементации Минских соглашений.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме