02:15 13.08.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Михаил Брегман: "Мосты и их создатели"


Предисловие редакции сайта:

Михаил Иосифович Брегман – не просто наш убеждённый соратник, но и в первые годы становления ПСПУ - секретарь Троещинской районной организации нашей партии в г. Киеве. С 2002 г. Михаил Иосифович живёт в Германии. Однако за Родину сердце болит и он внимательно следит за всеми событиями на Украине.

Как высокопрофессиональный мостостроитель, Михаил Брегман, конечно же, интересуется судьбой киевских мостов, подготовив обстоятельную статью с фотографиями тех лет, которую мы публикуем в 4-х частях.

Нам понятно искреннее желание Брегмана, чтоб Московский мост получил имя Г.Фукса. Но увы... Установленная на Украине бандеровская диктатура уродует всё,  стремясь вытравить из благородной памяти потомков имена созидателей. Под визгами о декомунизации Московский проспект в Киеве уже переименован в проспект Степана Бандеры (главаря ОУН,агента абвера нацистской Германии по кличке «Серый», палача украинского народа).

Как же переименуют Московский мост? Именем им. Гитлера? Геббельса? Гиммлера?

Предисловие автора

 Получилось так, что после срочной службы в армии, я был принят на работу в славный коллектив Ордена Ленина "Мостострой N 1", пройдя немало ступенек, начиная с рабочего и продолжив инженером - мостостроителем. Там прошли мои лучшие годы. А так как я был непосредственным участником тех событий, сам Бог велел мне поделиться своими воспоминаниями с читателями, у которых это может вызвать интерес. Тем более, что по работе, мне приходилось много общаться с человеком, чье имя (надеюсь) навечно будет носить "Московский мост". И хотя прошло уже много времени, подробности событий тех лет, у меня сохранились на всю жизнь, как в памяти, так  и в моей книге. 

Часть 1

Немного истории: 

Строительство мостов, особенно, через крупные водные преграды, дело сложное и ответственное.  С первых дней войны, в составе Юго-Западного фронта, в Киеве было сформировано воинское подразделение – мостовосстановительный отряд, оснащенный всем необходимым. В составе фронта, с боями, отряд отступал на восток до Волги (Сталинград), а после выполнения задач, возвратился обратно к левому берегу  Днепра в районе г. Киева.   

 К ноябрю 1943 г. воинский порыв был настолько мощным, что наши войска сходу, налегке форсировали реку и без остановки подошли к Житомиру. Но при отсутствии переправы, тяжелая техника оставалась на левом берегу. Поняв это, противник организовал контрнаступление и начал теснить наши войска. Обстановку нужно было срочно исправлять. И командование 1-го Украинского фронта, поставило сложнейшую задачу, на деревянных сваях построить временный, низководный железнодорожный мост длиной 1060 м. И на все было отведено 20 дней. 

Несмотря на бомбежки, мост был построен на 7 дней раньше установленного срока и на 14-й день четырнадцатый день по нему на запад пошли танки, артиллерия и другие военные грузы. Ставкой Верховного Главнокомандующего этот подвиг мостостроителей был отмечен. 

После окончания войны, пришло мирное время для восстановления разрушенного народного хозяйства всей страны. А в Украине большинство промышленных объектов, в том числе и мосты, лежали в руинах. Кроме того,  левобережный Киев с годами начал бурно развиваться и сразу же появился острый дефицит в транспортном сообщении между правобережным центром и левобережной частью города. Поэтому, на раздумье и раскачку времени не было. Не  успев снять шинели и гимнастерки, упомянутое воинское подразделение переходит на гражданские рельсы и, используя опыт, полученный при восстановлении разрушенных и сооружении новых фронтовых переправ, приступает к работе. В Киеве формируется достойная команда мостостроителей, создается ?Мостострой N 1" и ряд  подведомственных ему мосто-отрядов, мостопоездов, заводов, лабораторий. А для организации и производства строительно- монтажных работ, собственные ПКБ, т. е. проектно конструкторские бюро. 

Для проектирования мостов через крупные водные преграды, параллельно создаются профильные проектные институты. И, несмотря на различную подведомственность, конгломерат предприятий набирает силу, начинает функционировать синхронно, выполняя задачи в едином комплексе.И все военные и послевоенные годы, до 1984 г., мостостроением Украины руководил выдающийся специалист - наставник, имевший непререкаемый авторитет и в коллективе и за его пределами

Фото 1. 

Исаак  Юлисович  Баренбойм. Начальник Ордена Ленина треста Мостострой N1, создатель украинской школы мостостроителей, Герой Социалистического. Труда (1943 г.), генерал-майор инженерных войск, кавалер двух орденов Ленина, многих орденов и медалей, лауреат Государственных премий СССР, Заслуженный строитель УССР, кандидат технических наук, депутат Киевсовета многих созывов.

  И даже через десятилетия, результаты деятельности коллектива и его руководителя видны налицо. Построен ряд уникальных, крупных мостов, с использованием различных инженерных систем мирового уровня. 

Но спустя годы работы, давшие огромный опыт и признание его заслуг, к И. Ю. Баренбойму пришло сознание, что пора свои знания и опыт закрепить  защитой диссертации. 

 Небольшое отступление: 

 

 В начале 70-х, известные московские мостостроители, инженеры  К. С. Силин и Н.М. Колоколов, были направлены в КНР, для оказания помощи при строительстве моста через реку Янцзы, самую крупную в Китае. Они задачу выполнили, и мост успешно был построен. После возвращения в Москву, этим инженерам, ранее не имевших ученой степени, впервые была сразу присвоена ученая степень "Доктор технических наук". 

 Это событие стало ориентиром и для других.  Известные архитекторы Киева Добровольский А. В. и Приймак Б. И., также решили такие же ученые степени получить. Насколько могу вспомнить, тогда первому присвоили степень к.т.н., а второму - ничего.  И. Ю. Баренбойму., по опыту и совокупности достижений, тоже советовали сразу сделать попытку защиты  диссертации на степень д.т.н. 

 Защита проходила в большом зале Киевского инженерно-строительном институте (КИСИ). 

На ней и я присутствовал.  В президиуме ученый совет, в составе широко известных профессоров, д.т.н., ректора КИСИ  Ю. А.Ветрова (председатель), Ярина, Варвака, Дранникова, Будникокова, Лифшица и других. Много было приглашенных гостей. Процедура ознакомления ученого совета с диссертацией заканчивается. Перед голосованием  председатель произносит напутственную речь. ?Только что мы познакомились с диссертацией. Перед нами стоит заслуженный и уже не молодой  человек. Если мы ему сразу присвоим степень д.т.н., а Высшая Аттестационная Комиссии (ВАК), по бывшему опыту, наше решение не утвердит, то соискателю мы нанесем немалый моральный ущерб. Давайте пока присвоим ему степень кандидата технических наук, а затем в недалеком будущем соберемся еще раз, для новой защиты".  Так было и сделано. Но для продолжения этих процедур И. Ю. Баренбойм был слишком занят. Кому-то нужно было возглавлять строительство мостов. Так он и остался со степенью  к.т.н., хотя сделал для победы над врагом, для Украины и для города Киева очень много. 

Попытаюсь осветить события того  времени, соблюдая хронологию.   

Некоторые 

мосты Киева. 

 "Мост им. Е.О. Патона". 

   

  Впервые в мировой практике, металлический цельносварной балочный мост через Днепр, для проезда в одном уровне автотранспорта и трамваев, был построен в. Киеве без единой заклепки и сдан в эксплуатацию в 1953 г. Институт ?УкрНИИпректстальконструкция" запроектировал его с применением научно-технических разработок акад. Е. О. Патона. Место для будущего моста было определено в створе, почти построенного до войны, капитального Наводницкого моста, надводная часть которого была разрушена, а опоры под водой сохранились, и могли быть использованы. Для этого, поврежденную, верхнюю часть, нужно было выровнять и нарастить. 

 

 Фото 2. Недостроенный Наводницкий мост. 

 

Фото 3. "Мост им. Е. О. Патона"- 1953 г; . Разрушенный в 1941-42 г.

Единственная возможность реализации этого, было выполнение подводных буровзрывных работ.  В каждой опоре под водой, нужно было пробурить порядка 15 шпуров (лунок), и в них заложить взрывчатку, затем произвести взрывы. Но все охотники знают, что идя на промысел, порох всегда нужно держать сухим.  Обеспечение сухости электродетонатора и взрывчатого порошка стало большой проблемой, так как полиэтиленовые пакеты тогда еще не выпускались. Что делать?  И выход был найден: поступило предложение использовать для этой цели - презервативы!!! Попробовали, что из этой затеи получится, и первое же испытание показало, что выход из создавшегося положения был найден. Но, в основном, эта продукция была в дефиците. Можно было достать 10-15 штук. А расчетная потребность для наших работ была 5000 штук. Их отсутствие могло остановить строительство. Службе МТС, во главе с виртуозами В. А. Мерецким и Л. Д. Бекерманом, объявили тревогу и не напрасно. Они выяснили, что в Киеве находится крупная база трофейного имущества, а там все необходимое. Сразу были направлены обращения к заказчику строительства, а им был СМ УССР и параллельно командованию Киевского военного округа. После инспекторской проверки, обоснованность нашей просьбы была подтверждена и на базу поступила команда "проблему закрыть". 

 Правда, в последующем, произошел курьезный случай, которым я хочу поделиться с читателем. В то время учет расходования денежных средств по каждой статье был строжайший и замена одних статей на другие, не допускалась. Поэтому, как у И. Губермана, все было названо своим именам.  А кассиром в Мостоотряде N 2 (подразделение, сооружающее этот объект), был молодой парень. Взяв необходимые  документы, он пошел в банк, чтобы произвести оплату и вскоре возвратился красный, как рак. Дело в том, что большинство работников банка - женщины и бедному парню от них досталось по полной программе, а управляющая отделением банка заявила, что замужем 20 лет и хорошо знает, о чем речь. Документ она не подписала. Не помогли и звонки руководства. Пришлось обращаться в Республиканский  банк. Его управляющий по образованию был инженер  и сразу все понял. Вызвал подчиненную к себе и нужный документ в его кабинете был подписан. 

  К тому времени, мостостроители во главе с И. Ю. Баренбоймом, были высоко профессиональны и   способны выполнять самые серьезные задачи. В итоге, Мостоотряд N 2, все трудности преодолел, и мост успешно построил.   

Фото 4

Но проектировал мост, как было сказано выше, другой проектный институт. А будущий автор новых мостов делал первые шаги к своим вершинам. 

Среди всех подразделений Украины при Мостострое N 1", самым мощным был Мостоотряд N 2 (Киев, ул. И. Ю. Баренбойма), во главе с Е. Н. Радзевичем и С. А. Спитковским. Все основные мосты Киева были построены, именно, этим коллективом. 

Но прежде, чем мост построить, его нужно спроектировать. Выполнение этих работ было поручено киевскому филиалу института "Союздорпроект". Но чтобы возглавить проектирование таких сложных объектов, нужен был высококлассный специалист, сознающий всю ответственность стоящих перед коллективом задач. И такой человек в институте был. 

 Когда ему сделали соответствующее предложение, то после некоторых сомнений и колебаний, согласие им было дано (1959 г.). Приняв на себя должность главного инженера-проектировщика мостов, он оперативно создает свою команду, состоящую как из опытных инженеров, так и недавно пришедшей работать талантливой молодежи. Независимо от полученного образования, молодежь была прикреплена к более опытным наставникам. И эта связь поколений обеспечила новичкам рабочую обстановку и творческий процесс. 

Этим высококлассным специалистом-руководителем был Георгий Борисович Фукс

Фото 5

 

Фото 6

Фото 4. Фото 5. Фото 6. . Автор проектов многих уникальных внекатегорийных мостов Украины и за ее пределами, лауреат Государственных Премий СССР и Премий СМ СССР, Заслуженный строитель Украины, профессор КИСИ, ученый и изобретатель, а с 2015 года вантовый автодорожный мост навечно будет носить имя "Мост им. Г. Б. Фукса".

Не только в период работы, но и много лет спустя, мы с Г. Б. Фуксом неоднократно встречались и поддерживали приятельские отношения. Первое наше знакомство состоялось, когда он уже был  34-летним метром, а я, пришел из армии и начал  делать только первые шаги в мостостроении.  Но годы шли, все мужали, набирались опыта. 

  Георгий Борисович был добрым и отзывчивым человеком. Высокомерие ему не было присуще. Он пользовался большим уважением, как в своем коллективе, так и у строителей. Авторские проекты внекатегорийных мостов, были индивидуальны, уникальны, и несли в себе показатели мирового уровня. У него многому можно было научиться. Я рад, что спустя годы,  летом 2002 г., перед самым отъездом из Украины, уже сидя на чемоданах, мне удалось написать  скромную книгу о трудовых буднях и достижениях мостостроителей Украины, охватившую длительный период. 

 

Фото 7. Моя книга.

 Продолжение следует

   

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме