14:18 02.03.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Когда полуостров Крым жалеет, что он не остров, и не Змеиный


Украина утонула в политическом и социально-экономическом кризисе. И как всегда, чтобы отвлечь  внимание граждан от собственной несостоятельности украинская власть ищет врагов внешних и внутренних. Только этим можно объяснить показательные судебные процессы над людьми, которых судят по политической статье за то, что они осмелились воспользоваться своими конституционными правами.

Сегодня ряду крымчан инкриминируется вина в посягательстве на территориальную целостность Украины. Примечательно, что Европейский суд по правам человека неоднократно выражал позицию Совета Европы о том, что только насильственное, с оружием в руках изменение границ государства и Конституционного строя может преследоваться страной-членом Совета Европы.

Как известно, СБУ возбудило уголовное дело против Народного фронта "Севастополь-Крым-Россия" по ст.110 ч.2 УК "Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины" за проведение пресс-конференции 21 января 2008 года. В ходе конференции ее участники призвали к правовому решению вопроса о принадлежности Крыма. После проведения пресс-конференции лидеру Народного фронта Валерию Подъячему, председателю Русской общины Евпатории Семёну Клюеву и лидеру общественной организации "Крымские татары за союз с Россией" Сеитвели Сейтмеметову инкриминируются публичные призывы и распространение материалов с призывами к совершению умышленных действий с целью изменения государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины. Позже Сейтмеметова перевели из разряда обвиняемых по данному делу в свидетели. При этом в постановлении СБУ о возбуждении уголовного дела от 28 ноября 2008 года отмечается, что в соответствии со ст.73 Конституции Украины вопрос об изменении территории Украины решается исключительно всеукраинским референдумом.

Однако, недавно Украину ошеломило другое событие. По решению Международного суда ООН в Гааге от 3 февраля 2009 года по острову Змеиный часть черноморского шельфа, богатого полезными ископаемыми, переходит во владение Румынии. Тем самым часть территории Украины отошла соседнему государству именно в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, так как никакого референдума в стране не было, разрешающего передачу украинской территории с нефтегазоносным шельфом Румынии.

Интерес к Змеиному проснулся после того, как в конце 1980-х - начале 1990- Харьковский институт, занимавшийся геофизическим исследованием острова, обнародовал данные о залежах на нем нефти и газа. Затем появились данные исследования "Черноморнефтегаза" о перспективах добычи 10 млрд кубометров газа и 10 млн тонн нефти. Это немного, однако, по данным компании, есть геологические предпосылки для открытия других крупных нефтяных месторождений в районе острова Змеиный.

С 1948 года остров Змеиный вышел из юрисдикции Бухареста. Однако Румыния постоянно напоминала о своих интересах к нему.  Напомним, что, факт принадлежности острова был четко зафиксирован в Договоре об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией от 2 июня 1997 года и Договоре о режиме украинско-румынской госграницы от 17 июня 2003 года.

19-го же сентября 2008 года, Международный суд ООН в Гааге 3 февраля 2009 года огласил решение по делу о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море.

Решение суда принято. Киев и Бухарест поспешили заявить о своем успехе.

А 11 февраля активисты Украинского Движения против нелегальной иммиграции совместно со Славянской партией провели в Киеве пикетирование здания МИД Украины в знак протеста против согласия дипломатов выполнять решение суда ООН, согласно которому часть морского шельфа в районе острова Змеиный перейдет к Румынии.

Участники акции развернули один плакат-растяжку, на котором было написано: "Просрали!". Согласие с решением суда по Змеиному  они посчитали "сдачей территориальной целостности государства", так как следующим  будет полуостров Крым".

А Президиум центрального комитета Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ) в своем заявлении утверждает, что "от широкой общественности практически скрывается факт последовательной, агрессивной политики Румынии, страны - члена НАТО, которая открыто заявляет (и действует в этом направлении) о своих претензиях не только на остров Змеиный и значительную часть нефтеносного Черноморского шельфа Украины, но также на Северную Буковину (Черновицкая область Украины), Бессарабию и территории в устье Дуная (Одесская область Украины) - то есть, как утверждает Бухарест, на "исконно румынские" земли...".

Фактически МИД Украины и Секретариат Президента  признали, что и вопрос территориальной принадлежности Крыма и Севастополя может быть решён на межгосударственном уровне и в международных судах и Конституция Украины здесь ни при чём!

Тогда становится  непонятно, за что будут судить 2 марта 2009 года лидеров Народного фронта "Севастополь-Крым-Россия", как раз и призывающих передать полуостров под юрисдикцию Российской Федерации правовым путём после соответствующих двухсторонних переговоров. При этом крымчане всего лишь требуют реализации результатов общекрымского референдума 20 января 1991 года, на котором жители полуострова высказались за Крым как субъект Союза. По действующему на тот момент законодательству СССР этот референдум даёт все основания для пересмотра нынешнего статуса АРК как неотъемлемой составной части Украины.

Как отметил главный обвиняемый по данному делу Валерий Подъячий, официальный Киев в очередной раз с присущим ему цинизмом демонстрирует политику двойных стандартов. "Отдавая часть своей территории Румынии МИД Украины рапортует о том, что это шаг вперед в утверждении Украины как правового европейского государства. В то же время СБУ лишает граждан права иметь собственное мнение, обращаться с предложениями в органы государственной власти и объявляет преступлением выступления на пресс-конференциях с озвучиванием вопросов, по которым идет разбирательство в административных судах и по которым было народное волеизъявление", - заметил Подъячий.

По мнению крымчан, нет никаких правовых оснований нахождения Крыма и г. Севастополя в составе Украины. Юрисдикция, которую осуществляет Украина над Крымом, носит временный характер. Юридически значимых документов, включивших Крым в состав государственной территории Украины, и дающих возможность, отражения в Конституции Украины данного факта, не существует.

К 55-летнему юбилею незаконной передачи Крыма Украине 19 февраля 2009 года, по городам полуострова прокатилась волна протестных митингов. Крымчанам снова напомнили о больном. В Симферополе закидали яйцами портрет Никиты Хрущева, а в Севастополе прошла массовая акция, на которую съезжались со всех уголков полуострова. Боевой настрой крымчан очевиден. Еще только подъезжая к месту митинга, люди уже скандировали заветное "Севастополь – Крым – Россия". А к Графской Пристани причаливали, развивающиеся со всех сторон российскими знаменами катера, переполненные  активистами молодежной организации  "Прорыв". Из катеров доносилось "Долой независимость от России!", "Так жить нельзя!", "Наше сердце – Россия!".

Здесь, на митинге, организованном прогрессивными социалистами, крымчане признали, что простить незаконную передачу Крыма и Севастополя Украине они смогли бы лишь в случае союза России, Украины и Белоруссии.

Напомню, ближайшими правовыми источниками, позволяющими определить передачу государственного суверенитета на территорию Крыма в соответствии с международными нормами того времени являются Кючук-Кайнарджийский договор 1774 года, Акт о присоединении Крыма и Кубани к России 1783 года и Ясский мирный договор между Россией и Турцией 1791 года.

Вот и появился еще один аспект в проблеме острова Змеиный. Претензии на Крым может выставить в Гаагском суде Турция: по всем дипломатическим документам, действительным до сих пор, Османская империя передала полуостров России, а не Украине, о существовании которой в те времена никто не слышал. По Кючук-Кайнарджийскому договору, если Россия откажется от прав на Крым, то эти права на территорию может заявить Турция.

"Однако, на сегодняшний день действуют Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая I992 года "О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г." и от 9 июля 1993 г. "О статусе города Севастополя", которые никто не отменял и которые подтверждают российский суверенитет над полуостровом. К тому же, границы между Украиной и Россией окончательно не установлены, поэтому у России есть все правовые основания вернуть Крым и Севастополь под свою юрисдикцию", – говорит Подъячий.

В этой связи международное право требует, и это подтверждается практикой Международного суда, чтобы любая, даже минимально значимая передача государственного суверенитета на территорию, оформлялась в виде международного договора именно по этому вопросу, поскольку это связано со стабильностью международных отношений. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года определяет договор как "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом".

Таким образом,  Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР" признать международным договором нельзя, так как они не отвечают требованиям, предъявляемым международным правом к таким документам.

Юристы не устают  подчеркивать, что "Административное управление территорией Крымской области", которое осуществляла Украинская ССР, и, "Суверенитет России над Крымом", который никому не передавался, абсолютно неравнозначные понятия. Кроме того, "совместное представление" Президиумов Верховного Совета РСФСР и УССР не утверждалось Верховными Советами республик, никогда не публиковалось, и, насколько известно, не обнаружено в государственных архивах. Поэтому ссылки на него неправомочны.

Так и возник вопрос о законности передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР даже в рамках законодательства СССР. Цессия, то, есть, передача суверенитета от одного государства другому по соглашению между ними, требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам международного права.

Валерий Подъячий уверен, что репрессивные действия против Народного фронта "Севастополь – Крым – Россия" обусловлены прежде всего тем, что впервые в новейшей истории предпринята попытка правового урегулирования вопроса о статусе Крыма в соответствии с волеизъявлением его населения в административных судах (пусть пока только украинских). А правовой путь как раз-то власти Украины и боятся больше всего!

Александр Смирнов

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме