19:45 06.11.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Я тебя породил, я тебя и убью!": Порошенко отменяет закон об особом статусе Донбасса


3 ноября 2014 г. на заседании СНБО в Киеве по случаю прошедших накануне выборов в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках избранный президентом Петр Порошенко потребовал отменить действующий закон об особом статусе части Донбасса и принять взамен новый закон с новой датой проведения местных выборов в мятежном регионе, тем самым фактически признав, что принятый с его подачи документ на практике оказался мертворожденным дитем его канцелярии.

Данному мероприятию предшествовало президентское обращение к украинскому народу по поводу выборов в ДНР и ЛНР, в котором он безапелляционно назвал их "фарсом под дулами танков и автоматов", подчеркнув, что "Мы не можем уважать выбор, которого не было и нет, – ни фактически, ни юридически".

В этой связи, выступая на заседании СНБО, П. Порошенко выразил надежду, что парламент поддержит его предложение о прекращении действия закона об особенностях местного самоуправления в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей.

"Я убежден, что СНБО и Верховная Рада поддержат это решение и отменят действие этого закона, как такого, который выполнил свою роль", - сказал он.

При этом П. Порошенко выступил с инициативой о принятии нового закона с новой датой местных выборов на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР.

"Мы готовы принять новый закон и назначить новую дату выборов",- заявил он.

"Мы готовы четко очертить территорию, где в соответствии с украинским законодательством эти выборы будут проходить, и будет действовать специальный режим местного управления. Более того, мы готовы обеспечить специальный режим свободной экономической зоны, где субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы на этих территориях, будут иметь специальный режим экономических отношений с ЕС и специальный режим экономических отношений с Россией", - добавил П. Порошенко.

В то же время он указал, что отмена этого закона не означает, что Украина отходит от выполнения Минских договоренностей и мирного процесса.

"Отмена этого закона ни в коем случае не означает наш отход от Минских договоренностей – наоборот", - сказал глава государства.

Он подчеркнул, что Украина до 7 декабря 2014 г. - а именно на эту дату были назначены местные выборы в отдельных частях Донецкой и Луганской областей - не успевает организовать и провести эти выборы.

"До 7 декабря мы просто не успеваем качественно организовать и провести выборы. Нужно минимум 55 дней, чтобы качественно организовать избирательный процесс. Мы будем готовы принять новый закон", - отметил П. Порошенко.

По его словам, одним из ключевых условий принятия нового закона является отмена результатов голосования в самопровозглашенных республиках.

"Мы готовы принять новый закон, когда мы увидим прекращение огня, демаркационную линию, освобождение заложников и отмене фарса от 2 ноября", - сказал П. Порошенко.

Таким образом, П. Порошенко, по сути, подтвердил, что он изначально не собирался воплощать в жизнь собственный законопроект об особом статусе части Донбасса, принятый 16 сентября 2014 г. Верховной Радой на исполнение Минского протокола о прекращении огня от 5 сентября 2014 г., который глава государства неизменно объявлял частью своего "мирного плана" по урегулированию ситуации на Востоке.

В своем выступлении на заседании СНБО глава государства публично признал, что действующий закон не предусматривает "четко очерченную территорию",на которой должны "действовать специальный режим местного управления"и "проходить в соответствии с украинским законодательством местные выборы", при этом пообещав включить все эти положения в новый закон.

Достаточно вспомнить, что изначально в ключевой первой статье президентского законопроекта "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", определяющей сферу применения закона, было сказано, что территорию, на которую распространяется его действие, определяет Верховная Рада.

Поддержанная парламентариями статья 1 была изложена в следующей редакции: "В соответствии с этим Законом временно, на три года со дня вступления в силу настоящего Закона, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым относятся районы, города, поселки, села, которые определяются решением Верховной Рады Украины (далее - отдельные районы Донецкой и Луганской областей)".

Однако после результативного голосования на сайте Верховной Рады данная статья была изложена уже в другой редакции, согласно которой сферу применения закона определяет руководитель Антитеррористического центра при СБУ.

Статья 1 звучала следующим образом: "В соответствии с этим Законом временно, на три года со дня вступления в силу настоящего Закона, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым относятся районы, города, поселки, села в пределах территории, определенной решением руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (далее – отдельные районы Донецкой и Луганской областей)".

По этой причине 21 сентября 2014 г. в интервью телеканалу "1+1" спикер Верховной Рады Александр Турчинов заявил, что не намерен подписывать измененную редакцию закона об особом статусе некоторых районов Луганской и Донецкой областей.

"Возникла небольшая проблема в связи с тем, что был прислан закон, который раздавался народным депутатам, после этого, во время того, как уже началось обсуждение, был вариант новой редакции этого закона, который был прислан на замену ранее поданного... Я уже имел разговор с президентом и сказал: в связи с тем, что во время рассмотрения вопроса не было никакой информации, что уже есть закон в новой редакции, я смогу подписать только тот закон, который раздавался народным депутатам", - заявил он.

А. Турчинов уточнил, что подпишет редакцию закона, в которой предусмотрено, что границы территорий, которые получат особый статус, определяются парламентом.

Также спикер отметил, что пока Верховная Рада не приняла решения относительно границ территорий с особым статусом, данный закон выполняться не может.

В итоге, ровно месяц спустя, 16 октября 2014 г., П. Порошенко подписал закон в исходной редакции, после чего 18 октября 2014 г. он вступил в силу после публикации в парламентской газете "Голос Украины", однако с тех пор Верховная Рада так и не определила сферу применения закона, в результате чего он попросту остался на бумаге.

Но даже если бы в день вступления закона в действие парламент своим отдельным решением очертил границы территорий с особым статусом, а самопровозглашенные республики согласились провести 7 декабря 2014 г. местные выборы по украинскому законодательству, то даже в этом случае киевские власти, по признанию П. Порошенко, не смогли бы "качественно организовать и провести выборы", для чего "нужно минимум 55 дней".

Как определяет часть 1 статьи 15 Закон Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов" N 2487-VI от 10 июля 2010 г., "Очередные, внеочередные местные выборы назначаются не позднее, чем за шестьдесят дней до дня выборов, а избирательный процесс начинается за 50 дней до дня очередных, внеочередных местных выборов".

Вместе с тем промежуток времени между датой вступления закона в силу (18 октября 2014 г.) и датой проведения предусмотренных им местных выборов (7 декабря 2014 г.) составляет 50 дней, что является лишним свидетельством того, что киевские власти и не собирались реализовать на практикеего положения.

Более того, выяснилось, что дата проведения 7 декабря 2014 г. местных выборов на подконтрольных ополченцам территориях была в одностороннем порядке установлена Киевом в нарушение Минских договоренностей, достигнутых между Украиной и самопровозглашенными ДНР и ЛНР при посредничестве России и ОБСЕ, которым как раз соответствует дата 2 ноября 2014 г.

Как известно, в пункте 9 Минского протокола от 5 сентября 2014 г. стороны договорились "Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (Закон об особом статусе)", однако сама дата проведения выборов в документе указана не была.

29 октября 2014 г. вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что дата 2 ноября 2014 г. была согласована на переговорах в белорусской столице, однако теперь киевские власти отказываются от своих обязательств.

"Призывы Киева и Вашингтона к России и Донбассу следовать Минским договоренностям - грубое лицемерие. Предложения проводить выборы в Донбассе в соответствии с законом Украины об особом порядке самоуправления не 2 ноября, а 7 декабря заведомо бессмысленны", - сказал он.

По его словам, в законе не указаны районы, в которых действует этот порядок. "Причем сделано это специально. Закон об особом статусе вроде бы есть. Но на каких территориях он действует, неизвестно. Проще говоря - он нигде не действует. Тем самым Киев прямо нарушает Минский протокол, предусматривающий предоставление особого статуса Донбассу", - заявил вице-премьер.

Он подчеркнул, что дата выборов органов народного управления в Донбассе - 2 ноября 2014 г. - была также согласована в рамках трехсторонних консультаций, однако теперь Киев делает вид, что этого не было.

"Если Порошенко и Обама хотят провести выборы 7 декабря, пусть проводят их где угодно - в Виннице, в Житомире, в Чикаго. Это их дело. Мы же будем честно следовать обязательствам, взятым на себя в Минске. Мы обязались провести выборы на Донбассе 2 ноября, и мы их проведем 2 ноября", - заявил вице-премьер ДНР.

В тот же день позицию представителя самопровозглашенной народной республики также подтвердили в российском внешнеполитическом ведомстве, заявив, что требование Киева не проводить 2 ноября 2014 г. выборы на территории ДНР и ЛНР противоречит Минским договоренностям.

"В соответствии с Минскими договоренностями, достигнутыми в сентябре с.г. между представителями Президента Украины и ополченцами Юго-Востока при участии представителей России и ОБСЕ, проведение упомянутых выборов согласовано в период с 19 октября по 3 ноября с.г. Ссылки на то, что подписанный 16 октября П.А.Порошенко закон об особом порядке самоуправления на указанных территориях установил в качестве даты выборов 7 декабря, противоречат Минским договоренностям. Дата 7 декабря была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке, без какого-либо обсуждения с ополченцами", - говорится в заявлении МИД России.

В министерстве добавили, что упомянутый закон не может применяться на практике, так как в нем не определены конкретные районы его действия.

"Этот вопрос подвешен до принятия дополнительного решения Верховной Рады. В свою очередь, такое решение не может быть принято, поскольку Киев отозвал свою подпись под документом, устанавливающим координаты линии разъединения между украинскими силовиками и ополченцами. Не помогает делу и заявление руководства МВД Украины об отказе выполнять подписанный президентом Порошенко закон от 16 октября", - подчеркнули в МИД России.

Кроме того, Минские договоренности предполагают также принятие программы экономического возрождения Донбасса. Однако, отмечается в заявлении, уже после выборов в Верховную Раду киевские политики стали говорить о том, что помощь юго-востоку Украины будет оказываться только на тех территориях, которые вернутся под контроль украинских властей, что прямо противоречит духу и букве Минского протокола.

"В целом создается впечатление, что все аргументы партнеров против выборов 2 ноября преследуют цель максимально отсрочить их проведение - видимо, в расчете на то, что с наступлением холодов проблемы у населения этого региона усугубятся, что скажется на настроениях и явке избирателей", - констатировали в МИД России.

"В этой ситуации позиция ополченцев относительно проведения выборов именно 2 ноября правомерна и полностью соответствует согласованным в рамках Минских договоренностей временным параметрам, - говорится в документе. - На юго-востоке Украины необходимо как можно скорее создать полноценные органы управления с тем, чтобы приступить к решению практических вопросов обеспечения жизнедеятельности и правопорядка".

Отметив, что усилия по урегулированию ситуации вокруг юго-востока Украины предпринимаются в крайне сложных и противоречивых условиях, в МИД РФ подчеркнули, что "главное сейчас - сделать все для поддержания хрупкого перемирия, начала экономического и гуманитарного восстановления региона, завязывания устойчивого политического диалога".

"Российская сторона настоятельно призывает не допустить подобного развития событий и всемерно содействовать тому, чтобы выборы 2 ноября стали шагом к дальнейшей нормализации ситуации и всестороннему урегулированию внутриукраинского кризиса", - заключили в МИД России.

Поскольку же никаких опровержений на счет достигнутых в Минске не афишируемых договоренностей относительно временного коридора проведения местных выборов ни от Киева, ни от ОБСЕ не последовало, то из этого прямо следует, что именно майданные власти самопроизвольно установили дату проведения выборов 7 декабря 2014 г. в нарушение своих обязательств.

Поэтому своими заявлениями о непризнании результатов волеизъявления проживающего на подконтрольных ополченцам территориях населения Донбасса, объявленного "фарсом под дулами танков и автоматов", П. Порошенко лишний раз подтверждает собственную неспособность выполнять ранее принятые на себя обязательства.

К тому же такое определение на самом деле очень точно характеризует состоявшиеся 26 октября 2014 г. выборы в Верховную Раду, визитной карточкойкоторых стали следящие за подсчетом голосов вооруженные боевики из "расово чистых" батальонов, в то время как на неподконтрольных Киеву территориях никто у людей над душой с оружием не стоял.

Отказываясь же от признания избранных представителей региона в качестве легитимных субъектов переговоров и требуя каким-то непостижимым способом аннулировать результаты голосования взамен на принятие нового закона об особом статусе с новой датой проведения местных выборов, майданный режим ставит под угрозу стартовавший в Минске процесс мирного урегулирования ситуации на Донбассе.

Тем самым киевские власти изначально превращают обещанный закон о "специальном режиме местного управления" в очередную "филькину грамоту", поскольку даже если они его и примут, вопреки собственному требованию к жителям неподконтрольных Киеву территорий отказаться от результатов волеизъявления, то в несогласованной с избранными представителями региона редакции, что сделает его пустой бумажкой. Замкнутый круг, однако.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме