20:15 19.09.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Истерия боевых хомячков: радикалы точат зубы на Закон об особом статусе Донбасса


Принятый на закрытом заседании Верховной Рады на исполнение Минского протокола о прекращении огня президентский законопроект об особом статусе части Донбасса, законодательно закрепивший факт военного поражения Киева на Восточном фронте и вытекающие отсюда обязанности признать правосубъектность ДНР и ЛНР и выплачивать репарации самопровозглашенным республикам на возмещение причиненного ущерба, вызвал приступ истерии в лагере национал-радикалов.

Представители "партии войны" требуют вместо поиска политического компромисса продолжения боевых действий "до последнего украинского солдата и донбасского повстанца", тем самым провоцируя эскалацию напряженности в зоне формально "замороженного" конфликта, что чревато уничтожением и без того слабых ростков надежды на установление долгосрочного мира на нашем "Ближнем Востоке".

Как известно, 16 сентября 2014 г. Верховная Рада приняла Закон Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" с целью создания условий для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для возвращения жителей в вынужденно оставленные места постоянного проживания, их реинтеграции, а также для восстановления жизнедеятельности в населенных пунктах в Донецкой и Луганской областях и развития территорий.

Согласно его нормам, временно, на три года со дня вступления в силу настоящего Закона, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым относятся районы, города, поселки, села в пределах территории, определенной решением руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (далее - отдельные районы Донецкой и Луганской областей).

Государство гарантирует недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой, Луганской областей.

Государство гарантирует в соответствии с Законом Украины "Об основах государственной языковой политики" право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской областей по языку, который считает родным, выбор языка общения, свободного пользования русским и любым другим языком в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие.

В отдельных районах Донецкой и Луганской областей местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины соответствующими территориальными общинами непосредственно и через органы местного самоуправления.

Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой этим Законом, не могут быть досрочно прекращены.

В отдельных районах Донецкой и Луганской областей законами Украины вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов.

Для обеспечения согласованной деятельности органов местного самоуправления и центральных и местных органов исполнительной власти по обеспечению развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей Кабинет Министров, министерства, другие центральные органы исполнительной власти могут заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения по экономическому, социальному и культурному развитию отдельных районов.

Инициатива о заключении соглашения об экономическом, социальном и культурном развитии отдельных районов Донецкой и Луганской областей принадлежит соответствующим органам местного самоуправления.

Государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Государственная поддержка заключается во введении законом отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленной на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Для внедрения устойчивого социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей Кабинет Министров Украины в соответствии с Законом Украины "О государственных целевых программах" утверждает государственную целевую программу, в которой определяет меры, задачи и показатели, направленные на создание условий для комплексного и сбалансированного территориального развития, восстановление производственного и экспортного потенциала, обеспечение эффективного использования ресурсного и промышленного потенциала, потребностей населения соответствующих территорий в высокотехнологичной конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, создание благоприятной среды для привлечения инвестиций и оптимального осуществления инвестиционной деятельности, расширение сферы применения труда путем создания новых рабочих мест.

В законе о Государственном бюджете Украины ежегодно предусматриваются расходы, направляемые на государственную поддержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Украина гарантирует определение таких расходов общего фонда Государственного бюджета Украины защищенными расходами, объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений.

Органы исполнительной власти способствуют развитию в отдельных районах Донецкой и Луганской областей трансграничного сотрудничества, направленного на решение общих проблем развития, усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о приграничном сотрудничестве, заключаемых территориальными общинами, органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными общинами в пределах компетенции, установленной законом.

В отдельных районах Донецкой и Луганской областей решением городских, поселковых, сельских советовсоздаются отряды народной милиции, на которые возлагается реализация задачи по охране общественного порядка в населенных пунктах этих районов.

Заключительными положениями также определено назначить внеочередные выборы депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на 7 декабря 2014 г.

Основным минусом закона, принятого в рамках имплементации соответствующей нормы Минского протокола, является ограничение сферы его применения подконтрольными повстанцам территориями, тогда как референдум о самоопределении регионапроходил на всей территории Донбасса, что позволяет говорить об установлении украинского аналога 38-й корейской параллели, разделяющей полуостров на две части.

Однако разница заключается в том, что в подписанном в 1953 г. Соглашении о перемирии 38-я параллель была четко зафиксирована сторонами конфликта как демаркационная линия между Северной и Южной Кореей, в то время как в принятом Законе об особом статусе части Донбасса линия разграничения конфликтующих сил не определена.

Тем самымна законодательном уровне, по сути, создается механизм перманентной гражданской войны, подталкивающий противоборствующие стороны к дальнейшей военной экспансии с целью расширения сфер собственного влияния за счет уменьшения сфер влияния противника.

Поэтому вполне очевидно, что закон является следствием тактического компромисса между киевскими властями и донбасскими ополченцами, которые согласились ввести режим прекращения огня под давлением международного сообщества, не отказываясь при этом от достижения своих стратегических целейвозвращения мятежного региона в состав унитарной Украины в первом случае и обретения независимости Донбасса во втором.

Как известно, Минский протокол от 5 сентября 2014 г. предусматривает продолжение "инклюзивного общенационального диалога" на исполнение Женевского заявления Украины, России, Евросоюза и США от 17 апреля 2014 г., в котором содержится указание на необходимость проведения Киевом "инклюзивной, транспарентной и подотчетной" конституционной реформы "с участием всех регионов и политических групп".

И хотя такая формулировка фактически открывает путь к последующему переходу Украины к федеративной форме государственного устройства, тем не менее, комментируя 10 сентября 2014 г. достигнутые в Минске договоренности, Петр Порошенко заявил, что "Ни о какой федерализации... в протоколе речь не идет и идти не может".

В свою очередь 12 сентября 2014 г. вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что самопровозглашенные ДНР и ЛНР не собираются быть частью Украины ни в составе федерации, ни конфедерации, а ориентируются на итоги референдума 11 мая 2014 г. о независимости региона, подчеркнув, что "Никакой политический торг тут не уместен".

Следовательно, данный закон, принятый Верховной Радой на фоне диаметрально противоположных политических позиций сторон конфликта и постоянного нарушения участниками вооруженного противостояния режима прекращения огня, представляет собой попытку выработать формулу взаимного сосуществования в рамках единого государственного пространства, временный характер которой на сегодняшний день подтверждают Киев, Донецк и Луганск.

А вот перейдет ли временное перемирие в долгосрочный мир, сопряженный с желанием всего Донбасса или его значительной части остаться в составе Украины с особым статусом, будет зависеть, в первую очередь, от того, кто будет определять политическую линию официального Киева - "партия мира" или "партия войны".

Поэтому сейчас очень важно, чтобы наметившийся внутриполитический диалог не был сорван пресловутыми боевыми хомячками, которые на самом деле есть в различных киевских политических лагерях, отличаясь друг от друга подходами в вопросах тактики.

Достаточно вспомнить советника президента Юрия Луценко, открыто призывающего использовать перемирие для накопления сил и резервов с целью последующего "окончательного решения донбасского вопроса", приводя в пример разгром 200-тысячной армией Хорватии в 1995 г. самопровозглашенной Республики Сербская Краина.

Здесь нужно отметить, что по данным британской газеты Financial Times именно американские военные в 2008 г. готовили грузинских спецназовцев к штурму Цхинвалапо программе США, которая и была опробована хорватскими вооруженными силами в ходе захвата Краины.

По сведениям издания, команда из 15 человек проводила обучение на грузинской базе специальных подразделений на окраине Тбилиси. При этом американские военные инструкторы прибыли в Грузию 3 августа 2008 г., за несколько дней до эскалации конфликта.

Вместе с тем самопровозглашенному "терминатору" Ю. Луценко следовало бы знать, что штурм столицы Южной Осетии плачевно закончился для подчиненных тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили, которые своим поведением явно напомнили героев поэмы "Демон" Михаила Лермонтова:

"И дикий крик и стон глухой

Промчались в глубине долины -

Недолго продолжался бой:

Бежали робкие грузины!".

Не отстают от него и другие советники президента, которые, напоминая своим видом "ощипанных куриц", тем не менее, тужатся изобразить из себя "ястребов войны".

Так, Игорь Грынив заявил, что Закон об особом статусе части Донбасса может быть отменен уже через полгода после "наведения порядка".

"Он теряет полностью свое действие через три года. Он может закончиться и через полгода, если будет наведен порядок. Он может закончиться за год", - сказал он.

Аналогичную позицию озвучил и Николай Томенко, по словам которого данный нормативный акт всегда может быть остановлен Верховной Радой в случае изменения ситуации.

При этом президентский советник подчеркнул, что принятие закона не означает остановки АТО, а позволяет армии подготовиться к дальнейшей "защите страны".

По его словам, "это не значит, что мы останавливаем проведение антитеррористической операции и развитие Вооруженных Сил Украины, которые сегодня нуждаются в новейшем вооружении, выучке и превращении в современное войско, которое готово защищать нашу страну".

Вслед за Администрацией президента столь же наплевательское отношение к закону демонстрирует и Кабинет Министров.

Например, избранный премьером Арсений Яценюк заявил, что Украина не собирается легализировать самопровозглашенные Луганскую и Донецкую республики.

"Легализировать ЛНР и ДНР никто не даст. Это моя политическая позиция", - сказал он.

В свою очередь, как сообщил министр юстиции Павел Петренко, правительство не будет направлять средства на развитие территорий, контролируемых самопровозглашенными ДНР и ЛНР, до их "освобождения" силовиками.

"Когда эти территории будут освобождены, когда там будут наши легальные органы власти, тогда Украина будет проводить все внутренние финансирования", - сказал он.

Еще дальше в вопросе торпедирования принятого решения пошли представители депутатского корпуса, которые сразу же после результативного голосования зарегистрировали два проекта постановлений об отмене закона, авторами которых выступили Олег Канивец и Анатолий Гриценко (оба – внефракционные), Юрий Одарченко, Иван Кириленко, Александр Абдуллин и Роман Илык (все – фракция "Батькивщина").

При этом лидер партии "Гражданская позиция" А. Гриценко заявил, что негативные последствия закона "гораздо опаснее, чем Харьковские соглашения Януковича", лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко назвала голосование "капитуляцией перед Россией",лидер Радикальной партии Олег Ляшко - "капитуляцией перед Путиным", лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок - "капитуляцией" и "сдачей национальных интересов".

Вместе с тем лидер партии "Правый сектор" Дмитрий Ярош назвал закон "антинациональным", попутно пригрозив Петру Порошенко судьбой Виктора Януковича, указав, что если он "не опомнится", то в стране "будет новый президент и главнокомандующий".

Данному заявлению предшествовал митинг протеста "Правого сектора" возле Администрации президента с требованием ветировать принятый закон, участники которого отметились стремлением запихнуть в мусорный бак жену советника президента Ирину Луценко и заявлением о сокрытии реальных потерь в зоне АТО, составляющих, по их данным, 10 тыс. силовиков убитыми.

Абсолютно понятно, что такие умонастроения в лагере "майданных наполеонов" всех мастей не прибавляют желания жителям мятежного региона участвовать в строительстве "единой страны", на глазах превращающейся в "европейское Сомали" в экономическом плане и "неонацистский гадюшник" в плане политическом.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме