13:00 22.03.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
ИЗ УНИИ К ИСКОННОМУ ПРАВОСЛАВИЮ
Православная церковь в разные периоды своего существования подвергалась всевозможным притеснениям, в том числе со стороны Римского папского мира. Крестовые походы на наши земли и обращение русских людей в католицизм убедительно об этом свидетельствуют. Примером этого также является Брестская уния, закреплённая актом от 9 октября 1596 года и присоединившая к Римской католической церкви ряд епархий православной митрополии на территории Речи Посполитой. Православное духовенство на территориях Речи Посполитой вынуждено было просить папу римского Сигизмунда III о том, чтобы он гарантировал уважение к восточной литургической христианской традиции и обеспечил невмешательство во внутрицерковные дела светских властей. Но принятие унии и переименование Православия в грекокатолицизм (некоторые православные священники с презрением называли его униатством) на захваченных русских землях не дало православным фактического равноправия с представителями католической веры. Даже русское дворянство на оккупированных территориях и то "окатоличивалось", отмежевываясь тем самым от своего народа, несущего тяжкий крест христианского православия.
Только благодаря людям, которые по-настоящему были и остаются патриотами своего религиозно-культурного наследия, которые сохранили свою русскую идентичность и пронесли через века свою веру, живо наше Православие там, где, казалось, его не должно уже быть. Но уж, коль в те далёкие времена нашлись люди, которые пожелали сохранить свою исконную веру, не "окатоличились" - значит, у них была надежда на возвращение к своим православным истокам, даже пройдя через грекокатолицизм.
Уже в 1914-1915 годах наблюдался массовый переход грекокатоликов в Русскую Православную Церковь. Начиная с 1890 г. и до начала Второй мировой войны в США около 90 000 эмигрантов из Галицких и Карпатских русин перешли в православие; на западной Украине среди галичан и лемков с 1923 по 1929 годы число вернувшихся в православие составляло около 30 000 человек, а в 1933 году их численность составляла около 60 000 человек.
На позициях возвращения в Православную веру и ликвидации унии стоял грекокатолический львовский священник Гавриил Костельник. В 1925 году после посещения Рима у него остались тягостные впечатления в связи с отношением Ватикана к "восточным" Православным тенденциям украинского духовенства. С начала 30-х годов ХХ столетия Гавриил Костельник целиком отдаёт себя делу разрушения основ униатства своими литературными трудами и публичными выступлениями. Вопреки недовольству некоторых представителей униатского духовенства он обосновал в своих многочисленных работах необходимость перехода из унии в Православие. В 1945 году создаётся возглавляемая Гавриилом Костельником "Инициативная группа по переходу из униатства в Православие", в состав которой вошли бывшие грекокатолические священники. 8-10 марта 1946 года был созван Львовский церковный собор из грекокатолического духовенства и мирян, на котором было принято решение об упразднении Брестской унии 1596 года. С 1945 года до начала собора подали заявления о выходе из униатства и переходе в Православие 997 грекокатолических священников Западной Украины из 1270, что составило 78% духовенства.
Тяжело переоценить роль отца Гавриила Костельника в организации Львовского собора 1946 года и организацию перехода грекокатоликов в Православие. Эти события действительно имеют колоссальный исторический вес.
В последние годы жизни отец Гавриил Костельник занимался изданием журнала "Православный вестник", где он печатал свои проповеди, объяснял смысл великих православных праздников, а также печатал свои давние труды, в которых рассказывал, как он пришёл к Православию. Он был возведён в сан протопресвитера, что является высшим знаком отличия Православного духовенства.
Смерть отца Гавриила Костельника настигла 20 сентября 1948 года, когда он возвращался домой после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова. Убийца сделал два выстрела Костельнику в голову, но скрыться не смог, так как оказался окружён толпой верующих, и сам застрелился. Убийцу опознали, им оказался В. Панькив, - член террористической группы, руководимой Романом Шухевичем. Представители ОУН-УПА как могли открещивались от содеянного. Авторитет Гавриила Костельника был очень велик как в религиозной среде, так и среди простых мирян. Гипотетически бандеровцам было выгодно ликвидировать Костельника, поскольку он не одобрял их деятельность и этого не скрывал. В планы украинских националистов, устремлённых на Запад, уж никак не входило то, что люди переходили из униатства в Русское Православие, что лишало бандеровцев поддержки со стороны местного населения и исключало пополнение их рядов, поскольку они в основной своей массе желали оставаться вечными униатами и ярыми "западниками".
Не менее интересна, но трагична судьба Православного священника митрополита Кременецкого Алексея (Громадского). В годы Великой Отечественной войны он стоял во главе создания Украинской Автономной Православной Церкви, действовавшей на территории Волыни и Приднестровья. Аббревиатуры "Украинская Автономная Православная Церковь" и "Украинская Автокефальная Православная Церковь" совпадают (УАПЦ), но по своему содержанию эти учреждения составляют две большие разницы. Причиной создания Украинской Автономной Православной Церкви стала невозможность установления какой-либо связи через линию фронта со Священноначалием Русской Православной Церковью в Москве. Поэтому создание Украинской Автономной Православной Церкви планировалось как временное явление. Автономный статус не был признан патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). На предложения раскольников во главе с Поликарпом Сикорским из Украинской Автокефальной Православной Церкви примкнуть к автокефалам владыка Алексей Громадский отказывался и говорил, что Украинская Православная Церковь остается в юрисдикции митрополита Сергия, то есть он не отделял Украинскую Православную Церковь от единой Русской Православной Церкви. Со стороны автокефалов, которые пользовались поддержкой у немецких оккупантов на Украине, велось постоянное давление на Алексея Громадского и Украинскую Автономную Православную Церковь. Под натиском раскольников Алексей Громадский было согласился на объединение с автокефалами, но позже категорически отказался. Этим он предрешил свою судьбу. 7 мая 1943 года Алексей Громадский был убит бандеровцами, не без участия Украинской Автокефальной Православной Церкви, которым она покровительствовала.
Многим священнослужителям на Украине в годы Великой Отечественной войны было не по душе раскольничество в религиозной Православной среде. Некоторые священники, предприняв решительные шаги, поплатились за это жизнью. Трагически закончил свои дни епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский). Ранее он принадлежал к Украинской Автокефальной Православной Церкви, но, осознав ущербность данного учреждения, 22 июля 1942 года перешёл в Украинскую Автономную Православную Церковь, встав на путь истинного Православия, за что и был повешен бандеровцами в лесу около города Владимира-Волынского в августе 1943 года.
Как мы видим, бандеровцы поддерживали экспансию Запада на наши земли не только на политическом поприще, но и на религиозном. Если раньше принятие унии было необходимо для сохранения Православной сущности русской души в католической среде под вынужденным патронатом Рима, то сейчас приверженцы униатства используют его для вытеснения Русского Православия с перспективой доминирования Рима на Православных землях, вместо того чтоб вернуться к своим истокам. Это очередной Крестовый поход против Русского Православия! И самое печальное то, что организаторами этого позорного похода являются свои предатели, которые тянут Ватикан за уши на наши Православные земли.
Член Харьковской областной организации Партии "Киевская Русь"
Олег Мисько
Обсудить новость на Форуме
17 декабря 2025
| « | Декабрь 2025 |
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 |