22:45 26.06.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Галина Акимова: Газовая эротика: ГТС в позе реверсом


Вчера произошли два события, крайне важные для Украины: пока Эттингер обсуждал с Проданом дату нового этапа газовых переговоров, Путин подписал с Австрией контракт, который придает окончательный коммерческий смысл строительству "Южного потока". Его уже назвали точкой отсчета скоропостижной смерти украинской газотранспортной системы (ГТС). Но я – оптимистка. И считаю, что это точка отсчета новой жизни нашей ГТС. Задом наперед. Или как у нас теперь модно говорить, реверсом. Когда Россия продаст весь свой газ Европе, мы его у Европы купим. И пустим в Украину по своим трубам. Ну, есть такая фантазия у некоторых политиков...

Словацкий "аппендицит" и голод Европы

Мудрые люди учат быть скромнее. Но трудно не возгордиться совсем чуть-чуть, когда наблюдаешь, как оправдываются сделанные ранее прогнозы. В статье "Газовая дуэль с европейскими секундантами" мы писали, что, несмотря на героическое стремление Яценюка задавить "Газпром" в Стокгольмском суде и готовность ради этой высокой цели сидеть без газа до осени, переговоры все равно будут продолжаться. Вне зависимости от нашей воли.

Ибо (цитата из "Версий") "европейцам "до лампочки", сколько Украина может протянуть на "сухих трубах" – до октября, до декабря или вообще до мая следующего года. Они озабочены своей математикой. А она такова: чтобы обеспечить бесперебойный зимний транзит в Европу, нужно закачивать газ в хранилища уже с июля месяца. И не призрачный "европейский газ", а реальный российский. До осени в украинских ПХГ должно быть не менее 17 млрд. кубометров газа. Сейчас – не более 6 млрд. кубометров. И этим все сказано...".

И точно. Как в трубу глядели. Вчера Киев фактически признал, что не сможет до конца лета закачать в газохранилища Украины необходимые 20 млрд. куб. м газа. Об этом министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан заявил в ходе встречи с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером, который "подрабатывает" арбитром в украино-российском газовом споре.

Ранее глава "Нефтегаза Украины" Андрей Коболев сообщил, что в подземные хранилища газа (ПХГ) ежедневно закачивается по 22-25 млн. куб. м газа, полученных по реверсу из Европы и добытых непосредственно на Украине.

Как пишут СМИ, по данным ассоциации Европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE), к 20 июня в ПХГ Украины было закачано 14,09 млрд. куб. м газа. При сохранении нынешних темпов закачки запасы могут быть увеличены максимум до 16 млрд. куб. м. А то и меньше.

А вожделенный реверс газа из Словакии, который, благодаря пиар-раскрутке, выставлен чуть ли не панацеей от всех энергетических бед, начнется только с 1 октября. Причем, как у нас дипломатично говорят, это будет так называемый малый реверс: до 22 млн. куб. м газа в сутки или порядка 8 млрд. куб. м газа в год. При этом Украина по-прежнему рассчитывает со временем запустить "большой реверс" газа через Словакию объемом до 30 млрд. куб. м в год. Но это пока из разряда "мечты, мечты, где ваша сладость?".

Как рассказали автору специалисты, на сегодняшний день "большой реверс" существует только в проекте. Ни в одном документе он не зафиксирован, даже как отдаленная цель. "Малый реверс" осуществляется согласно меморандуму (даже не контракту), который подписан 28 апреля между "Укртрансгазом" (100%-й дочкой "Нефтегаза") и словацким Eustream. Этот меморандум содержит всего лишь одно четкое обязательство: строительство небольшой перемычки протяженностью 400 метров, что позволит с осени начать прокачку в Украину 22 млн. кубометров в сутки по газопроводу Вояны–Ужгород.

"Никаких гарантий со стороны словаков о том, что они действительно поставят нам газ, там нет. Это, по сути, договор намерений", – охарактеризовал меморандум осведомленный источник из нефтегазовой сферы.

Более того, источник предположил, что готовность словаков подписать меморандум была вызвана весьма оригинальным фактором: стоимость перемычки в 400 метров оценена (вдумайтесь!) в 21 млн. евро (!). "Я не могу подозревать наших европейских партнеров в коррупции и говорить о том, что цена завышена и это завуалированный откат. За такие слова меня справедливо потянут в суд. Поэтому я лишь отмечаю, что контракт на строительство перемычки выглядит очень выгодным. И, будь я бизнесменом, то завидовал бы тем фирмам, которые получат такой замечательный подряд", – высказал свою точку зрения наш источник.

Итак, что имеем по первому пункту, а, точнее, по текущему состоянию газового вопроса? Газа в ПХГ не хватает. Европа беспокоится и заставляет нас продолжать переговоры с Россией. Вариант реверса из Словакии – это любопытный проект будущего. Пока конкретизирован только один момент: строительство "аппендицита" за 21 млн. евро.

Фантазии смутного времени

 

Нет, конечно, словацкий реверс – это не единственное, над чем думают величайшие умы современности в недрах всякого рода консультативных структур. На пути отсоединения от газовой пуповины, связывающей нас с Россией, выдумываются и всякие оригинальные штуки.

Например, был создан координационный штаб, который нарабатывает способы решения проблемы функционирования газотранспортного комплекса Украины в условиях ограниченных поставок из России. Его возглавляет министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Владимир Гройсман. Он уже высказал некоторые идеи, что может быть альтернативой газу: переход на уголь, водоугольное топливо, торф и даже пеллеты. В общем, этот Гройсман – такой затейник...

А вот в "Нефтегазе" они, наоборот, альтернативы газу не видят. И в перспективы "Южного потока" не верят. Председатель правления НАКа Андрей Коболев недавно сказал, что привлечение европейских компаний к управлению украинской ГТС позволит значительно повысить ее надежность в глазах Евросоюза и сделает ненужным для ЕС продолжения строительства "Южного потока".

А мы тем временем подключимся к строительству газопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод), по которому планируется транспортировать 10 млрд. куб. м азербайджанского газа по территории Турции в страны Европы.

И вообще, Украина работает над вопросом реализации проекта Адриатического газового коридора (вместе с такими "монстрами", как Хорватия и Венгрия) для создания газового коридора с LNG-терминалом, который позволит соединить газотранспортные системы Хорватии, Венгрии и Украины и увеличить долю природного газа, поступающего в Украину.

А чтобы заработать под это деньги, мы пригласили европейские компании, чтобы те покупали газ у "Газпрома" на границе Украина–РФ. "Европейские компании имеют все юридические основания для того, чтобы покупать газ и хранить его в украинских ПХГ. Конечно, тут ответ за "Газпромом", но нам кажется, что "Газпром" не может отказать европейским компаниям в такой ситуации. И в таком случае украинские ПХГ будут обеспечены надежным объемом газа", – сказал министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан вчера на брифинге с Гюнтером Эттингером в Брюсселе. Кое-кто там чуть со стула не упал от такой изобретательности...

Австрийский гамбит

А тем временем Владимир Путин, назло всем санкциям, отлично провел рабочий день в Вене, подписав соглашение, которое по всем параметрам кардинальным образом меняет баланс сил в Европе.

Европейская общественность посмотрела на это по-разному. Согласно социологического опросам, обнародованным в Австрии накануне визита Путина, одобрительно отнеслись к этому событию 58% жителей этой страны. В то же время польская Gazeta Wyborcza написала, что своим бизнесом с Путиным Австрия сделала Европе гадкий номер. Это конец изоляции России?

На Facebook пишут, что взаимопонимание Австрии и России обусловлено тем, что обе переживают комплекс "бывших империй": Москва помнит свое величие "за царя", Вена – времена Австро-Венгерской империи. Но это, скорее, "психоделика". Дипломатическая практика же такова, что победителей не судят.

А Путин добился явной победы: не только побывал с официальным визитом в Австрии, где был тепло встречен и провел переговоры с президентом и канцлером страны, но и подписал договор, предусматривающий максимальную конкретику по теме строительства участка "Южного потока" в Австрии.

Почему Австрия подписала это соглашение? Ничего личного, обычный коммерческий расчет. Дело в том, что более половины импортируемого Австрией газа поставляется из России. В то же время практически треть всего экспорта природного газа из России в Западную Европу проходит через центр газоснабжения в Баумгартене на северо-востоке страны.

Со строительством "Южного потока" она превращается в газовый хаб Европы, откуда российское голубое топливо будет идти в Италию, Францию, Венгрию, Германию, Словению и Хорватию. Как отмечают эксперты, именно этим и объясняются тесные связи между австрийской энергетической компанией OMV и "Газпромом". Кроме них, у России есть и другие лоббисты в европейских странах. Это немецкий концерн BASF итальянский Eni и акционеры "Южного потока" из Франции.

Пока на пути интересов России и Австрии стоит Болгария, которая не знает, что ей делать: строить трубу, как заказал Путин, или не строить, как настаивает Эттингер. Но Болгария – это не тот партнер, вокруг которого Москва будет плясать. Им главное уладить отношения с ключевыми участниками проекта. Что фактически уже сделано, пока мы гоняемся за сепаратистами по своему юго-востоку. Накануне переговоров в Вене министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Сербию. И снял последние противоречия по газовому вопросу, которые могли помешать подписанию контракта в Австрии.

Наверное, логично будет спросить, что ждет наши ГТС в связи с этими всеми событиями. Конечно, теоретически они могут стать реверсом. Как мы отмечали выше. А практически?

Директор Института энергетических исследований Дмирий Марунич высказал мысль, что в связи с подписанием контракта в Австрии и переносом точки сдачи российского газа на восточную границу Украины европейские покупатели "Газпрома" получат более широкий выбор маршрутов транспортировки. "Уже сейчас очевидно, что для поставок газа в Чехию дешевле использовать "Северный поток", а не ГТС "Украина–Словакия". Причина проста – тарифы. А если Украина еще и повысит тарифы на транзит, то экономической логики пользоваться ее ГТС (в сравнении с "Южным потоком") для европейских покупателей будут все меньше", – отмечает Марунич.

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме