22:00 20.08.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Егор Смирнов: Украина - МВФ: "Я к вам пишу - чего же боле?"


Кабмин озадачил наблюдателей новостью о том, что правительство одобрило проект письма о намерениях к Меморандуму между Украиной и МВФ и уполномочило министра финансов Александра Шлапака на его подписание. Вообще-то Меморандум был подписан еще 30 апреля, опубликован 2 мая и Украина уже получила по нему первый транш в размере $3,2 млрд. Второй ожидался 25 июля, но его не дали, так как Украина не выполнила свои обязательства. И что теперь – новый Меморандум или корректировка уже действующего?

 

На вчерашнем заседании Кабмина Арсений Яценюк обрадовал публику очередной идеей – как пополнить валютные резервы. По его словам, Украина сможет делать это, продавая сельхозпродукцию на мировых рынках. Видимо, таким образом премьер делает первый шаг к реализации своей более глобальной идеи – кукурузного доминирования.

Напомню, что некоторое время назад он развил теорию, согласно которой Украина может стать кукурузным монстром планетарного масштаба, и с помочью початка влиять на геополитику, мировой порядок и цены на российский газ.

Но пока мы не дошли до такого уровня кукурузомании ситуация у нас плачевная. Золотовалютные резервы Украины (ЗВР) по итогам июля сократились на $1,013 млрд., или на 6% и составили $16,07 млрд. Напомню, что в конце июня объем резервов составлял $17,083 млрд.

НБУ сообщил, что с целью пополнения резервов купил в июле на межбанковском рынке $80 млн. Кроме того, в Украину поступило $200 млн. от продажи ОВГЗ. Ситуацию это не спасло. Но без данных вливаний цифра снижения ЗВР была бы еще больше.

Это означает, что без денег МВФ нам совсем плохо. А долги отдавать вообще невозможно. Из $17 млрд., выделенных нам на несколько лет, пять миллиардов должны были уйти на возврат старого кредита МВФ. Из полученных $3,7 млрд. две трети ушло на кредит, остальное – на корпоративные долги. Фактически из полученной в мае суммы в бюджет не попало ничего. Казна подпитывалась другими займами и "благотворительной помощью" от ЕС и США.

Чем был недоволен МВФ и почему миссия, приехавшая 24 июня, задержалась аж до 9 июля и покинула страну, не сделав, вопреки традиции, никаких заявлений, так и осталось загадкой. Очевидно, что Фонд нашел выполнение Меморандума, мягко говоря, недостаточно удовлетворительным, чтобы дать нам второй транш в назначенный срок – 25 июля. Но при этом, как любит говорить глава МИД Климкин, не перешел красную черту. Что это за черта такая, тоже большой секрет. Но можно догадываться, что под чертой подразумевается некая готовность к компромиссам. Осталось понять – к каким именно.

Если посмотреть на список задач, согласованных с МВФ в апрельском Меморандуме, то часть мы все же выполнили. Некоторые пункты нужно выполнить до конца года. Например:

1) переход спустя 12 месяцев к таргетируемой инфляции 3-5% в год (будем подводить итоги, когда пройдет 12 месяцев, – Автор);

2) мониторинг ситуации с ликвидностью и предоставление гарантий банковскому сектору (это делается постоянно, – Автор);

3) стабилизация фискальной политики в 2014 году посредством одновременного увеличения доходов бюджета и сокращения расходов (ну, тут ничего не выходит – доходы падают, расходы растут, война, однако, , – Автор);

4) постепенное повышение розничных тарифов на газо- и теплоснабжение, в комплексе с мерами поддержки беднейших слоев населения (о, да! – Автор)

5) запуск реструктуризации НАК "Нефтегаз Украины" и обеспечение прозрачности его отчетности (про "Нефтегаз" поговорим отдельно, – Автор);

6) усиление борьбы с отмыванием денег и коррупцией, а также работу по возвращению похищенных у государства активов (беллетристика, – Автор);

7) отмена повышения пенсий и минимальной зарплаты в июле и октябре 2014 года (да, да и еще раз да! – Автор);

8) приостановка найма на работу сотрудников органов госуправления для сокращения численности госаппарата (еще бы! – Автор);

9) лимит на предоставление государственных гарантий в 2014 году на уровне 25 млрд.грн. (год не закончен, но может быть превышен, – Автор);

11) повышение цен на газ для населения на 56% с 1 мая 2014 года (выполнили и перевыполнили! – Автор);

12) выпуск рекапитализационных облигаций для финансирования потребностей "Нефтегаза" в сумме 22 млрд. грн. Общая сумма допустимого кассового разрыва компании на 2014 год установлена в сумме 56 млрд. грн.

А вот тут стоит поговорить предметно. Судя по всему, именно проблема "Нефтегаза" стала тормозом на пути предоставления второго транша кредита в установленный срок, в июле. В МВФ понимают, что если НАК "грохнется", то обрушит весь баланс начисто. Поэтому перед Кабмином поставили задачу обвала не допустить. Он справляется с ней, как умеет.

4 августа постановлением N302 было решено влить в госхолдинг 63,3 млрд. через выпуск ОВГЗ со сроком обращения до 10 лет и ставкой до 14,3% годовых. Напомним, это уже вторая докапитализация за последние полгода: первый раз в "Нефтегаз" влили 22 млрд. грн. в конце мая этого года.

Сумма 63,3 млрд. выглядит весьма любопытно: при курсе 12 грн за доллар это равняется $5,27 млрд. Почти такую же цифру – $5,29 млрд. нам выставил "Газпром" за уже поставленный газ. Очень похоже, что средства от эмиссии будут использованы на оплату российского газа.

Кстати, как отмечают эксперты, впервые к такой практике правительство прибегло в 2008 году, когда приняло постановление об увеличении уставного капитала компании на 18,6 млрд. грн (до 24,2 млрд. грн), а полученную от эмиссии гривну после конвертации в доллары использовало для оплаты поставок российского газа.

Конечно, накачать "Нефтегаз" свежее напечатанными деньгами – это самое простое, что можно сделать. Но на увеличение денежной массы тут же реагирует курс гривны. Не стоит удивляться, что в августе он опять снижался.

И тут мы снова попадаем в ловушку, расставленную Меморандумом с МВФ. В документе указан ежемесячный график колебания курса гривны. Согласно ему национальная валюта до конца года не должна падать ниже 10,9 грн. за доллар. А она уже закатилась за 13 грн. и продолжает спускаться вниз, перемежая этот спуск эпизодическими подъемами.

Кроме того, опять же по Меморандуму, МВФ может получать регулярные отчеты о масштабах эмиссии и объеме денежной массы. Что позволяет ему видеть, как эта масса растет, провоцируя инфляцию, снижение курса гривны и выход за рамки установленных параметров.

Поэтому с формальной точки зрения мы нарушаем обязательства перед Фондом. Но, принимая во внимание политическую целесообразность, настроение кредиторов, отсутствие у нас других реальных источников для выплаты внешних долгов, а также совпадение во времени новости о предстоящей выдаче второго транша 29 августа и сообщения о телефонном разговоре с Байденом, деньги, скорее всего, дадут.

Письмо правительства к Меморандуму с МВФ, по всей видимости, является необходимым дополнением. Сразу после получения средств мы должны будем заплатить по долгам. Параллельно пересмотрев параметры бюджета. После чего не исключено оформление уже нового Меморандума. С новыми условиями и другими суммами кредита – больше или меньше.

Правда, в Международном валютном фонде утверждают, что они пока не рассматривают возможность сокращения или какого-либо изменения утвержденной программы. Но кто знает. Если экономическая реальность и параметры Меморандума разойдутся окончательно, нужно будет искать какое-то решение, чтобы и дальше снабжать Украину деньгами. А "у нас война" и "дайте денег, ибо больше взять негде" – это для бессердечных МВФовских бюрократов не аргумент...

 

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме