19:15 10.09.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Егор Смирнов: Реструктуризация долга: закон в парламент, недовольные в Bloomberg


Еще когда Наталья Яресько 27 августа, сжимая в руках большую расписную гильзу, торжественно объявила, что Украина договорилась с кредиторами о реструктуризации долга, у меня зародились смутные интуитивные сомнения в достоверности ее слов. Договоренность – это, знаете, как свадьба. Нельзя жениться без второй половинки. А тут у нас церемония вышла неполной – «невеста» была, а «жениха» мы так и не увидели. И не услышали, согласен ли он на самом деле. И вот теперь, спустя почти две недели после объявления о реструктуризации, оказалось, что согласны не все. Причем выявилось это почему-то в тот день, когда Кабмин подал в парламент соответствующие законопроекты.

Проекты, которых с таким нетерпением ждал весь финансовый мир Украины, наконец-то, появились на сайте Верховной Рады. Ну, что вам сказать...

Три законопроекта (языком оригинала) – N3059 от 09.09.2015 «Про внесення змін до розділу XX "Перехідні положення" Податкового кодексу України щодо особливостей оподаткування під час реструктуризації державного і гарантованого державою боргу та його часткового списання»; N305 от 09.09.2015 «Про внесення змін до Бюджетного кодексу України (щодо реструктуризації державного та гарантованого державою боргу та його часткового списання)» и N3057 от 09.09.2015 «Про внесення змін до Закону України "Про цінні папери та фондовий ринок" стосовно державних деривативів (щодо реструктуризації державного та гарантованого державою боргу та його часткового списання)  Кабінет Міністрів України». К ним прилагается постановление «Про забезпечення фінансової стабілізації в рамках виконання програми Міжнародного валютного фонду "Механізм розширеного фінансування". Все поданы Кабмином.

Написаны так, что ничего не понятно. В стиле «заменить слово такое-то на слово сякое-то». Конечно, внесение изменений в законы, может, так и делается... Но я спросил у банковских юристов – им тоже не все понятно. Поинтересовался у фондовиков: где, говорят, четкий перечень облигаций, которые мы реструктуризируем? Это должно быть выписано законом. Нет такого перечня. Во всяком случае, в самих проектах он не содержится. Может, в каком-то «додатке» притаился? Но это уже «маскировка», игра не по правилам.

Фактически все изменения касаются только выпуска новых государственных деривативов. Министр финансов Наталия Яресько уже уточнила, что указанные законопроекты «имеют технический характер, однако являются неотъемлемой важной частью успеха наших коллективных усилий в реструктуризации долга и возврата Украины к экономическому росту».

Насчет «возврата Украины к экономическому росту» – это, видимо, такая же фигура речи, как и утверждение о согласии кредиторов на реструктуризацию. Пока, как сообщают информированные источники, согласованы только и впрямь технические вопросы – выпуска, обслуживания и погашения деривативов. А поправки в Налоговый кодекс насчет особых правил налогообложения доходов компаний, являющихся заемщиками по реструктуризируемым гарантированным государством кредитам, это уже наша внутренняя «мулька». Это мы сами себе записываем, что речь идет о нулевом налогообложении формальной прибыли, которая будет зафиксирована в балансах этих предприятий по итогам реструктуризации.

Самое забавное, что одновременно с законами о реструктуризации Кабмин внес проект закона о внесении изменений к Закону України "Про Державний бюджет України на 2015 рік" (щодо підвищення прожиткового мінімуму та мінімальної заробітної плати) (N3060 от 09.09.2015) и записал туда так называемое повышение социальных стандартов с 1 сентября этого года вместо 1 декабря, якобы благодаря сэкономленным от реструктуризации средствам.

Как я понимаю, на этом и будет построена кампания власти на выборах в местные советы. Дескать, сэкономили на долгах – раздали людям (в этом месте я плачу от умиления). Причем, обратите внимание, как все хитро придумано.

В сентябре всем заплатят старые пенсии и зарплаты, потому что закон еще не принят, а выплаты уже идут (но августовские). А в октябре, вместе с драконовскими платежками за отопление, прибудет «смягчающее обстоятельство» – перерасчет за сентябрь. И все это удивительным образом совпадет с выборами. То есть никакой централизованной покупки электората. Просто совпадение.

Но вот незадача – мы, кажется, начали делить шкуру еще неубитого медведя. Ибо аккурат в тот момент, как в Верховную Раду отправились «технические» законопроекты, Bloomberg сообщил неприятную новость: «Баба Яга против».

В роли «Бабы Яги выступает анонимная (снова эти анонимы) группа владельцев облигаций, срок погашения которых истекает уже в 2015 году. Они выступили за пересмотр условий предварительной договоренности о реструктуризации украинского долга, сообщает Bloomberg.

Напомню, что, по условиям соглашения, в обмен на списание 20% тела долга и отсрочку погашения облигаций на 6 лет кредиторы должны получить пакеты специально выпущенных ценных бумаг VRI (Value Recovery Instrument), по которым им при определенных условиях будет выплачиваться своеобразная компенсация.

Поводом для конфликта стал порядок распределения VRI, который, как полагают недовольные, ущемляет интересы владельцев тех украинских облигаций, срок погашения которых наступает уже в 2015 году, по сравнению с теми, у кого ценные бумаги «действительны» до 2021 года. Первым надо ждать 4 года, вторым – всего полгода.

Это противоречит принципу, заявленному Украиной, что все держатели облигаций получат одинаковые пакеты новых бумаг и равные условия погашения долга. «Наши клиенты считают такой подход несправедливым, так как для облигаций с погашением в 2015 году отсрочка может составить более восьми лет, в то время как для других облигаций она составит лишь около полугода", – говорится в сообщении юридической фирмы Shearman & Sterling, которая представляет интересы именно этой категории кредиторов.

Компания (одна из самых известных и многопрофильных в Америке) не разглашает имена кредиторов, интересы которых она представляет, и то, какую долю украинских облигаций они контролируют.

Поэтому первым делом напрашивается «мысля», что это мутят воду русские, которым мы должны отдать три миллиарды уже в декабре, но тихонько и хитро вписали их долг (без согласия) в список на реструктуризацию.

Нет, говорят источники, недоволен соглашением, достигнутым, по слухам, в баре пятизвездочного отеля в Коста-Рике (вот уж эта Коста-Рика с ромом из Доминиканы и сигарами с Кубы – что творит с людьми!), бразильский банк BTG Pactual и собственно фонд Franklin Templeton. Якобы его клиентам должны были заплатить в сентябре 2015-го $500 млн. А бразильцы якобы ждут погашения 600 млн. евро в октябре.

Bloomberg отмечает, что разногласия среди кредиторов могут грозить срывом сделки. И никакие законопроекты тут не помогут! Поэтому, расписывая заранее на социальные нужды якобы высвободившееся 3 млрд. долл., правительство сильно погорячилось. Надо было ждать окончания голосования от кредиторов. Но это тоже может затянуться на период после выборов. А покупать симпатии избирателей нужно уже сейчас, и придется включить печатный станок. Но никто не хочет в это ввязываться. Тем более что и Гонтарева в курсе. Короче говоря, ждем продолжения. В том, что оно будет, я не сомневаюсь.

 

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме