04:30 01.05.2014 | Все новости раздела "Народная партия"

Сергей Гриневецкий: «Глав областей и районов надо избирать. Как?»

Председатель Одесской областной организации Народной Партии, народный депутат Украины (134-й мажоритарный округ), губернатор Одесской области в 1998-2005 гг. Сергей Гриневецкий выступил 29 апреля на открытом заседании Верховной Рады в ходе общественных слушаний по вопросам обсуждения внесения изменений в Конституцию Украины.

Приводим текст выступления политика (с некоторыми сокращениями):

«Конституционная реформа является крайне актуальной в контексте событий последних месяцев. Мы имели возможность убедиться, что промедление с внесением необходимых изменений в Основной Закон, в частности, в сфере отношений «центр — регионы», стало, среди прочего, катализатором центробежных тенденций в Украине. Чрезмерная централизация государственного механизма, отсутствие полноценного местного самоуправления, олигархизация экономики привели к росту клановости в политике, доминированию партийно-квотного принципа при распределении должностей и тотальной коррупции.

Принятие изменений в Конституцию имеет смысл лишь при условии ее безусловного соблюдения, потому негативная практика, когда «закон один для всех, а беззаконие — для избранных» может вызвать новую волну недовольства и массовых протестов.

Украинская конституционная традиция своим первоисточником считает Конституцию Пилипа Орлика. Но мало кто помнит, что в ней написано. Поэтому хочу привести один из её тезисов: «Больше всего бедных притесняют, обдирают и угнетают властолюбивые взяточники, которые не за заслуги свои, а через ненасытную алчность стремятся попасть в уряды военные и посполитые для своего обогащения. Они соблазняют сердце гетманское, и благодаря взяткам, без полного избрания и вопреки справедливости и закону — или в уряды полковничьи проникают, или занимают другие должности. Поэтому окончательно постановляется, чтобы Светлейший гетман никакими, хотя бы и наибольшими, подарками и респектами не соблазнялся, никому за взятки в урядах ни полковничьих, ни других военных или посполитых должностей не давал и насильно в уряд никого не назначал».

Такое впечатление, что эти слова были написаны не триста лет назад, а сегодня. Ибо система квотного распределения должностей и политическая коррупция продолжают оставаться основными источниками управления сверху донизу. Очевидно, что новая редакция Конституции должна стать результатом политического компромисса. Главное, чтобы это не был очередной компромисс элит (читай — олигархов) относительно того, как лучше поделить должности и обеспечить доступ к государственным ресурсам. Основной Закон должен способствовать появлению новой национальной идеи, потому что на сегодняшний день народ объединяет месть за разграбление и наглое унижение страны и людей.

Нам нужен, с одной стороны, новый баланс между исполнительной и законодательной властью, с другой — разумное сочетание децентрализации и сохранения единого политического и экономического пространства Украины.

Преобразование местных государственных администраций в надзорные органы — так называемые префектуры, так, или иначе, стимулирует двоевластие. Поэтому вся полнота власти должна быть передана советам и их исполнительным комитетам. Но возникает спор о том, каким образом должен избираться председатель исполнительного комитета. Мнения разделились. Одни считают, что он должен избираться всенародным голосованием, другие — советами из числа депутатов.

Каждый из этих вариантов несет в себе определенные риски и потенциальные конфликты. Однако, наиболее приемлемым является вариант избрания глав областей и районов всенародным голосованием. Должен быть создан надежный механизм взаимодействия между Правительством и исполкомами местных советов, внедрены новые методы контроля за соблюдением действующего законодательства и выполнением делегированных полномочий, применены новые принципы финансового аудита.

Расширение полномочий местного самоуправления требует решения ряда вопросов.

Первое: признать территориальными общинами районы и области. Второе: решить вопрос о предоставлении органам местного самоуправления областного и районного уровня права собственности на землю. И третье: стоит прислушаться к рекомендациям Центра экспертизы реформ местного самоуправления Совета Европы относительно перспектив административно-территориального устройства Украины и развития межрегиональной кооперации».

Пресс-служба Одесской областной

организации Народной Партии

Источник: Народная партия Украины

  Обсудить новость на Форуме