20:45 10.12.2012 | Все новости раздела "Партия Зеленых"

Заявление Партии Зеленых Украины относительно итогов парламентских выборов 2012 года

Заявление Партии Зеленых Украины относительно итогов парламентских выборов 2012 года

Ход и особенности избирательной кампании - 2012 в Украине предопределены особенностями Закона о выборах в редакции, одолбренной ВР в 2011 году. Внесенные в Закон изменения никоим образом не способствовали укреплению принципов демократии и создали почву для последующего искажения итогов народного волеизъявления.

Чрезвычайно досадным обстоятельством является то, что голосование за действующую версию Закона о выборах продемонстрировало удивительное единодушие провластных партий и представленной в парламенте («объединенной» в формате выборов) оппозиции, - за закон было отдано 366 голосов, что засвидетельствовало общее нежелание парламентских политических сил (в том числе тех, которые относят себя к «демократическим») обеспечивать свободные конкурентные условия для всех субъектов политического процесса.

Не в последнюю очередь это обстоятельство (также вопрос участия в военно-политических блоках, игнорирование «объединенной оппозицией» вопросов внедрения интегрированной экологической политики, обеспечения приоритетности интересов охраны природы, в условиях рыночной экономики и связанного с ними уровня регуляторного вмешательства), вынуждает Партию Зеленых, которая не является «провластной», дистанционироваться, в том числе, и от «объединенной оппозиции», выступая с позиций реальной «третьей силы» в условиях искусственно навязанного стране «биполярного» противостояния.

Повышение проходного барьера до 5% стало вопиющим антидемократическим актом, который лишает парламентских перспектив малые партии, а голоса их избирателей перераспределяет в интересах тех, кого эти избиратели не поддерживают. С учетом количества населения в Украине, один процент от общего количества избирателей составляет до 380 тысяч. Таким образом, в процессе перераспределения голосов партий, которые не набрали 5%, пренебрегается и искажается волеизъявление граждан, и общая численность дискриминированных таким образом избирателей, может достичь количества населения средней по размеру европейской страны.

Осознание нереальности преодоление именно 5%-го барьера небольшими и небогатыми партиями является причиной неучастия многих их сторонников в голосовании и общей, относительно низкой, активности избирателей.

Партия Зеленых продолжает отстаивать необходимость минимизации проходного барьера до уровня, который позволил бы партии-участнице выборов провести в законодательный орган, по крайней мере, одного депутата.

Запрещение создания избирательных блоков также рассматривается Партией Зеленых, как откровенно дискриминационная, относительно малых партий и их сторонников, норма закона.

Возмутительным антидемократическим фактором является сохранение в действующей редакции Закона требования об избирательном депозите, как условии участия партии в выборах. Такая норма является установлением своеобразного «имущественного ценза» на участие в выборах и, фактически, препятствует реализации конституционно закрепленных избирательных прав граждан. Кроме того, размер депозита постоянно растет, поскольку равняется 2000 минимальных зарплат, размер которых постоянно увеличивается и на сегодня превышает два миллиона гривен, являясь не только препятствием демократическим процессам, но и фактором, который стимулирует политическую коррупцию. Избирательный процесс не должен превращаться в гонки «денежных мешков»!

Средства массовой информации и социологи осуществляли мониторинг и освещали рейтинги лишь относительно небольшой группы из 7-8 политических сил, оставляя вне поля зрения остальные партии, которые выдвинули избирательные списки. Такая предубежденность обнаружила себя задолго до начала избирательной кампании и повлекла фактическое «устранение» остальных партий из коммерциализированного медийного пространства.

Вместе с невероятно высокими расценками на размещение прямой и непрямой политической рекламы, такой подход обрекает большинство участников избирательных гонок (даже тех, которые имеют многолетнюю историю, устоявшуюся идеологию и конкурентоспособную программу, но не имеют достаточно средств) на политическое небытие, а хуже всего – искусственно суживает спектр политического выбора для граждан.

Ярким примером избирательно-предвзятого подхода к освещению избирательной кампании является вышеупомянутое не включение трех партий в состав территориальных избирательных комиссий – СМИ упоминали лишь о «Свободе» и УДАРЕ, не написав ни слова о Партии Зеленых, не взирая на объективную реальность и наличие специального пресс-релиза ПЗУ.

Центральной избирательной комиссией был определен тот способ формирования территориальных избирательных комиссий, который привел к не включению в их состав представителей Партии Зеленых, УДАР и ВО «Свобода», которые выдвинули и свои избирательные списки, и кандидатов по одномандатным округам, однако предоставил широкое представительство в ТИК партиям, которые выдвинули лишь одного или нескольких кандидатов-мажоритарников.

Таким образом, Партия Зеленых была лишена реальных возможностей защитить свой результат и в целом способствовать соблюдению требований закона при подсчете голосов. При отсутствии в территориальных избирательных комиссиях представителей партии, которые могли бы верифицировать зафиксированные в протоколах результаты, ПЗУ воспринимает результат 0,34% набранных ею голосов, как условный показатель предложенный ЦИК .

Внедрение смешанной избирательной системы предельно усложняет политическую структуризацию новоизбранного парламента и формирование ответственного парламентского большинства.

Распространенное мнение о том, что депутат - мажоритарник более «близок к народу» и «эффективнее защищает общественные интересы» является ошибочной. Он физически не в состоянии быть защитником и выразителем интересов 150 тысяч граждан, которые проживают в его округе. Зато представленная списком в парламенте политическая партия с развитой инфраструктурой через свои местные ячейки может несравненно эффективнее осуществлять взаимодействие с избирателями, учитывая в режиме повседневной работы их пожелания.

Опыт применения действующего избирательного законодательства и тенденций освещения избирательной кампании в контексте парламентских выборов – 2012 удостоверяет, что Украина продолжает отдаляться от принципов демократии.

Источник: Зеленые Украины

  Обсудить новость на Форуме