06:45 13.08.2014 | Все новости раздела "Яблоко"

Владимир Самошин: Обращение к Михаилу Меню: «Вы, господин министр, не правы»

// Пресс-релиз,12.08.2014

По сообщению ИТАР ТАСС от 11 августа с.г. глава Минстроя обеспокоен повышением банками ставки по ипотеке. Михаил Мень попросил Дмитрия Медведева обратить на это внимание Центробанка. Д. Медведев пообещал, что даст поручение ЦБ с тем, чтобы поддержать развитие ипотечного кредитования.

Похоже на нашей Планете Земля к уже известному Бермудскому треугольнику вчера образовался не менее опасный довесочек – Российский ипотечный треугольник. Образовался благодаря трем российским чиновникам высшего класса государственного управления – Михаилу Меню (заказчику), Эльвире Набиуллиной (исполнителю), Дмитрию Медведеву (посреднику). Двое последних выступают в роли ведомых, хотя именно они начинали с помпой почти десять лет назад грандиозный национальный проект «Доступное жилье». Губернатор Мень в это время был в стороне и разгребал с усердием хозяйственные проблемы в Ивановской области. Чем закончилось это доброе начинание в России по нацпроекту напоминать не надо.

Ручное управление - внешнее (по сравнению с внутренним управлением) - всегда менее эффективно, но эффектнее! Вот и сейчас госпоже Набиуллиной предлагается «нажать» на подконтрольные ей банки (как государственные, так и коммерческие) и в завуалированном административном порядке снизить банковские проценты по ипотеке. При этом естественно возникнут трудности у банков, но о них я говорить не стану: банки не бедствуют и всегда работают с солидным «жирком-запасом». К тому же это не моя забота их защищать. У них есть собственные Правления, Наблюдательные советы, Ассоциации разного уровня, Центральный Банк России, в конце концов.

Тогда о чем, собственно, сыр-бор? А о том, что поставленная властью задача «По созданию благоприятных условий гражданам России в приобретение жилья за плату», помимо снижения ипотечных ставок имеет второе решение. Причем более мощное и экономически выверенное, к тому же имеющее мультикативное действие. А именно – добиваться снижения себестоимости строительства жилых домов и их продажи по цене с прибавкой не более 20% к себестоимости (где 20% - это общая прибыль строителей и риэлторов).

Здесь следует подчеркнуть, что главной задачей Федерального министра строительства, по сути, является именно создание условий для снижения стоимости строительства за счет всевозможных эффективных мер управления отраслью. Такая задача требует вдумчивого комплексного, компетентного подхода, но где его взять, если в команде министра преобладают по основному образованию работники культуры, права, социологии и прочие, далекие от строительства люди. Вот и отвлекают помощники Меня своего руководителя от главного направления, сбивая на побочную дорожку, ведущую в тупик.

Я вынужден вмешаться и публично поправить министра строительства. Предложенный Вами и утвержденный единодушно 18.10.13 г. Советом при Президенте РФ по жилищной политике и повышению доступности жилья верхний порог стоимости одного квадратного метра жилых домов «экономического класса» в 30 000 рублей по стране в целом (протокол заседания Совета № 1, стр.3) завышен в 2 раза, как минимум. Возражение мое не голословное, а исходит из личной десятилетней практики строительства жилых домов в Московской области (кстати, одной из самых дорогих в стране). Сегодня это строительство у меня составляет по себестоимости 10-12 тыс. руб. за кв. метр полностью готового к проживанию дома. Приезжайте в гости. Готов поделиться опытом. Используя случай, хочу напомнить Вам также и то, что давно пора отказаться от планирования и отчетности строительства жилых домов в квадратных метрах. Это лукавый показатель. Реальная картина выписывается, если считать в отдельных квартирах, отдельных частных односемейных домах.

С полной уверенностью возражаю Вам и по второй части управления министерством - в вопросах проведения жилищной политики в стране. И никакие Ваши бодрые заместители, типа А. Чибиса, не смогут опровергнуть моих доводов. Потому что мои доводы - это аксиома, или научно доказанная теория, выверенная практикой других стран мира.

Решение жилищного вопроса для граждан в Российской Федерации понимается властью только как приобретение в собственность квартиры в многоквартирных домах. И все делается для этой цели: тотальная приватизация квартир и комнат с 1991 г.; ежегодное развитие и господдержка институтов ипотечного кредитования; постоянный рост граждан, поневоле залезающих в ипотечную кабалу; разрешение долевого строительства и пр. Между тем государевы мужи в других странах, где социальные программы не декларируются, а реально выполняются, идут другим путем. А именно, предоставляют своему народу жилье в аренду. У них примерно 50% жилья находится в собственности, а 50% - это аренда. У нас, в России уже сегодня более 75% жилья находится в собственности (в Москве – свыше 93%). И продолжается раскручивание ипотеки, возможно, до 100% показателя! Бред!

Сотни миллионов семей во всем мире (и отнюдь не только малоимущих) живут в арендованных квартирах в частных доходных домах. У нас таких домов нет. Предложения Сергея Глазунова и мои «о необходимости создания такого вида жилья в Росси – частного доходного дома» ведутся с 2006 года, но не воспринимаются властью. Мало того Вы, господин министр, вместе с Государственной Думой, планируете ближайшей осенью совершить очередную большую глупость: принять Закон «О государственных доходных домах». Смотрите мою статью от 24.07.14 г. «Внимание! Подмена понятий – стала нормой и бедой законов!».

Социально развитые страны Скандинавии и не только имеют от 15 до 24% арендного муниципального жилья – это тип социального жилья для малоимущих граждан. В России такого жилья нет (было в СССР - 82%), оно исчезло после приватизации. Попытки его восстановить с помощью разрабатываемого законодательства и участия вашего министерства ведутся также в неправильном направлении: этот вид жилья – муниципальный арендный дом – не должен финансироваться, строиться и обслуживаться на основе государственно - частного партнерства. То есть на деньги государственного бюджета и деньги бизнеса. Это прямой путь в никуда, путь к коррупции и дальнейших проблем в сфере ЖКХ.

Напрасно в июле с.г. Вы увлеклись такой сомнительной идеей, предложив на 23 страницах «Проект Концепции новой модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере». Использую для этого Председателя Общественного Совета Минстроя РФ Сергея Степашина, куратора отрасли - Заместителя Председателя Правительства Дмитрия Козак, Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Ох много бед жителям многоэтажных домов России принесет эта идея, в случае ее воплощения.

Пока не поздно готов организовать и провести экспертизу этого документа. Причем бесплатно. Если, конечно, Вам, господин министр нужно мнение специалиста.

Дипломированный инженер-строитель, эксперт Общественной Палаты РФ, кандидат в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по 7-му избирательному округу от партии «ЯБЛОКО» Владимир Самошин.

Источник: Яблоко

  Обсудить новость на Форуме