18:30 25.07.2008 | Все новости раздела "Гражданская Сила (Свободная Россия)"

ВОТ ПОЧЕМУ ВО ВЛАСТИ НУЖНА ПРАВАЯ ПАРТИЯ

Статья председателя Федерального политического совета партии "Гражданская сила" Александра Рявкина

Одним из последних законов, принятых Государственной думой РФ перед ее уходом на каникулы, стал ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". После принятия закона Думой, он был рассмотрен и одобрен верхней палатой российского парламента и лег на подпись президенту. Учитывая важность данного документа, нет сомнений, что Дмитрий Медведев не станет затягивать с его визированием. А значит уже в ближайшие дни малый бизнес получит возможность начать процесс приватизации арендуемых им помещений по упрощенной схеме.

Вопрос о необходимости принятия такого закона в кратчайшие сроки партия "Гражданская сила" поднимала ровно два месяца назад. Тогда проблема стояла более чем остро. Речь шла об угрозе разорения тысяч и тысяч малых предприятий, которых оборотистые чиновники на местах, в канун принятия неудобного лично для них закона, всеми способами лишали возможности претендовать на занимаемые этими предприятиями площади. Назревал грандиозный передел собственности по правилам, писанным не властью, а ангажированными исполнителями.

Майский Указ Д. Медведева "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" очевидным образом ускорил развязку. Парламентарии поняли, что тянуть с принятием законопроекта фР19302-4 (тогда он назывался "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества на период до 31 декабря 2009 года") больше нельзя. Не без разночтений (размытые критерии "добросовестного арендатора", непрямое действие закона, отсутствие исчерпывающего перечня документов для участия в приватизации и т.п.), к третьему чтению многострадальный законопроект получился достаточно адекватным: была включена значительная часть справедливых требований малого бизнеса о порядке и параметрах приватизации.

Казалось рРдело сделано. После всего сказанного, после пикетов и голодовок представителей регионального малого бизнеса, после указа президента, а самое главное рРоднозначной политической воли дожать этот вопрос в пользу малого бизнеса, - предполагать какие-либо осложнения было сложно.

Из того, что происходило в стенах Госдумы в день принятия закона, стало ясно: бешенный, брутальный лоббизм со стороны крупного бизнеса и аффилированных с ним региональных властей существует и все еще силен.

Судите сами: в ходе пленарного заседания, готовивший поправки к закону Комитет по собственности ГД предложил депутатам "отыграть" назад рРвернуться ко второму чтению (соответственно, отбросив многие из уже принятых поправок) и дополнить законопроект положениями, во многом обесценивающими действенность предлагаемых мер.

Я читал стенограмму этого заседания: ровно 30 минут понадобилось нашим депутатам для того, чтобы прогрессивный закон в помощь развивающемуся малому бизнесу превратить в полуфабрикат.

Первоначально прописанный в законе норматив обязывал глав регионов в трехмесячный срок установить предельные размеры помещений и сроки рассрочек по выкупу. Если они не успевали это сделать, то под регламент преференций попадали не менее 500 кв. метров помещения и срок рассрочки рР5 лет. Это должно было помешать местным властям занизить предельные размеры выкупаемых помещений, делая тем самым невозможным и сам выкуп.

В новой версии, региональные власти могут потянуть с подобной "экспертизой" до 1 января 2009 г., а если не успеют рРвот тогда за них это сделает правительство.

Но ведь они успеют рРкогда захотят. И по своим правилам. Вот что пишет представитель регионального малого бизнеса на одном из интернет-форумов:
"И оценщики такие цифры гнут, что дрянное помещение без окон, в бывшем подъезде, с плохим подъездом на улице с односторонним движением и в малоэтажном старом жилом массиве оценили у нас в городе в 30 тыс.руб. за метр при стоимости нового комфортного до 25 тысяч! За трое торгов никто не выкупил. И после моего повторного обращения к губернатору уже со ссылкой на политические подножки инициативам нового президента - тогда в городе резко на треть снизились расценки, мо письмо власти начали обсуждать".

Любопытно, что уважаемый и все понимающий Олег Викторович Плескачевский, который представлял депутатам окончательную редакцию закона, несколько раз в ходе своего выступления признавал ухудшение закона в сравнении с тем, что предполагалось прежде. Один раз он даже сказал, что сам не понимает, чем обоснована одна из "корректирующих" норм, однако рР"принимать надо". Это "надо" буквально висело в тот день в стенах Госдумы. Представители всех фракций брали слово, отчаянно жалели старую редакцию закона, горячо переживали за малый бизнес, но.. резюмировали рРпринимать надо.

Из доступной нашим депутатам аргументации в общем-то было понятно лишь одно: лучше иметь плохой закон, чем не иметь его вообще. Объективности ради стоит отметить, что с принятием данного документа по крайней мере прекратится беззаконие в регионах, когда малый бизнес под любым предлогом просто вышвыривали из его производственных или торговых помещений. Да и исключение муниципалитетов из перечня органов власти, полномочных определять параметры льготной приватизации, думаю, вполне удовлетворит малый бизнес.

Кроме того, есть основания надеяться, что осенью Дума еще сможет подкорректировать данный закон. Всем очевидно, что в нынешнем виде слишком многое отдано на откуп губернаторам и местным чиновникам. Представители "Единой России" утешают малый бизнес тем, что уж она то, "партия власти", строго накажет своим партийным губернаторам по доброй воле обратить закон во благо предпринимателей.
Что из этого выйдет, конечно, покажет время. Пока же, как мы знаем, не последний человек в руководстве "Единой России" и, одновременно, глава крупнейшего субъекта РФ пригрозил обратиться в Конституционный Суд с жалобой на незаконность принятого закона. Это я в том числе и к вопросу, почему редакция важнейшего законопроекта у нас может быть изменена за ночь.

И еще одно. Закон был принят за 30 минут 360 голосами, без какой-либо серьезной дискуссии. Т.е. 80% депутатов ГД продемонстрировали свою
истинную "заинтересованность" решать проблемы малого бизнеса. И левые, и центристы, и те, кто в нынешней Думе, считают себя "правыми". Вот так всегда бывает, когда целый пласт общества, класс предпринимателей, никак не представлен в законодательном органе власти. Так было и всегда будет, когда во власти нет партии, предметно и последовательно защищающей интересы среднего класса.

Нетрудно предположить, что без политической воли нынешнего президента не было бы даже того, что мы сегодня критикуем. Такое вот у наших законодателей понимание момента.


Источник: Свободная Россия

  Обсудить новость на Форуме