19:45 05.07.2011 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Оксана Дмитриева об особенностях выплат накопительной части пенсии

Госдума приняла в первом чтении проекты федеральных законов «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». От фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» выступила Оксана Дмитриева:

- Я позволю посвятить 10 минут разбору этого законопроекта. Несмотря на то, что нам на его анализ было дано не более двух дней, мы анализ этот провели.

В целом это типичный закон, который стал очень популярен в последнюю сессию. Это не закон, который потом будут использовать для проведения финансовых афер, а закон, который уже создан под вполне проработанную схему. То есть, вы понимаете, принципиально изменился подход к законодательству. Если раньше искали дыры в законопроекте, чтобы осуществить сомнительные сделки, то теперь все наоборот: в начале разрабатывается конструкция сомнительной сделки или сомнительной аферы, а затем под нее уже подводится законодательство.

Теперь рассматриваем конкретный законопроект. Во-первых, автор законопроекта сказал, что разработан механизм выплат накопительной части пенсии. Но этот закон никакого механизма не разрабатывает. И там, где есть хоть какая-то конкретика по отношению к выплате гражданам, там нет никакого механизма, а идут отсылки на некие новые законопроекты, которые, может быть, когда-нибудь в каком-нибудь виде будут приняты. А там, где снимается ответственность с негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний по инвестиционной доходности и по выплатам, там все прописано.

Далее. Что в принципе делает этот законопроект, что выдается за его достоинства? Он заменяет обязательные накопительные ежемесячные выплаты на некую единовременную выплату, то есть фактически полностью трансформируется идея обязательных пенсий, в том числе обязательных накопительных пенсий. Потому что обязательные и государственные пенсии накопительные либо страховые. На то, чтобы их потом выплачивать, всех обязывают платить взносы, причем, достаточно большие - 34 процента, из которых 6 процентов - это обязательные накопительные. Значит, всех обязывают их заплатить. Если не платят, то государство использует все меры принуждения, так же как для налогов, вплоть до уголовного преследования, потому что социальные взносы полностью приравнены к налогам. А когда выплачиваются пенсии, это уже необязательно. Можно сделать единовременную выплату, можно сделать срочную выплату и все остальное, то есть это, на мой взгляд, я не знаю, почему у Минздрава вообще такое лояльное к этому отношение, но это полностью рушит всю систему и все те идеи, которые вносились.

Далее. Сказано, что единовременные выплаты будут касаться только тех, у кого размер накопительной пенсии может быть до 5 процентов от общего объема пенсии. Я вам скажу, что по данным Пенсионного фонда, до 2025 года практически 90 процентов населения, которые будут иметь право на накопительную пенсию, у них до 5 процентов, все. Значит фактически всех остальных, непонятно, что с ними сделали.

Следующий момент. Разделение... Идет постановка вопроса о том, что идет разделение на обязательный и накопительный элемент, который будет для тех, кто останется в государственном Пенсионном фонде. И тем, кто переходит в негосударственный Пенсионный фонд, будет некая накопительная пенсия.

Определения, что такое «накопительная пенсия» нет, это даже содержится в заключении нашего Комитета по труду и социальной политике.

Но дальше следующее. Если по обязательному и накопительному элементу, который остается в государственной системе, есть закон, закон «О трудовых пенсиях», где все-таки есть объяснение, как эта пенсия рассчитывается и как она будет выплачиваться, то что вы переводите в НПФ и формируете в НПФ, дальше вообще ничего нет. Дальше идет отсылка на закон «О негосударственных пенсионных фондах» и там может быть все, что угодно. То есть, это означает, что вообще нет обязательной накопительной пенсии, так как в этом законе «О трудовых пенсиях».

И вот читаю закон. Для того чтобы перейти в негосударственный Пенсионный фонд, вы должны, вправе обратиться в негосударственный Пенсионный фонд за назначением накопительной части пенсии, но при этом вы должны отказаться от государственной пенсии накопительной.

Что значит, отказаться? Все, вы отказываетесь, и дальше закон вообще для вас не писан и для вашего НПФа. Все, что написано в законе «О трудовых пенсиях», это Филькина грамота, потому что дальше вы начинаете выстраивать свои непосредственные отношения с негосударственным Пенсионным фондом. Но это все было бы прекрасно, если бы это были добровольные отчисления. Но это же обязательные отчисления. И вот такая тут игра.

Следующий момент. Вот это самый интересный из того, о чем мне бы хотелось сегодня поговорить, потому что о таких схемах вообще можно было только мечтать.

Значит, постулируется, что государство на день назначения накопительной пенсии обязано возмещать средства пенсионных накоплений не только за счет обязательных накоплений, но все, что вы сгрузили в Пенсионный фонд в накопительную часть (материнский капитал, софинансирование, все остальное). Вот все, что вы туда сдали, вам обязаны возместить только на момент начисления пенсии по номиналу. Об инвестиционной доходности вообще не идет речь.

Объясняю пример с нашими сберкнижками на 1991-1992 года. У вас там была тысяча рублей. Вы пришли получить эти деньги в 2000 году или в 2010-м. Там говорят: «А вы знаете, там у вас 800. Вот мы вам до тысячи доплатим». Представляете, до тысячи доплатят. Это означает, что будут доплачивать по номиналу. Это представляете, как должен вести себя НПФ или управляющая компания? Это суперотрицательная доходность, которая не только инфляцию не покрывает, а которая даже обеспечивает абсолютное обесценение этих денег.

То есть это нашему Сбербанку не снилось в 1992-1993 годах. То есть это полностью обесценение даже по отношению к номиналу. И это доплатят из государственного бюджета. Причем, не сказано как, здесь опять отсылка на другой закон. При этом сказано, что никаких расходов из государственного бюджета дополнительных не потребуется. Хотя тут черным по белому написано, что в случае вообще архинеэффективной работы, когда вы умудрились обесценить даже по отношению к номиналу, не то, что там покрыть инфляцию, в соответствии с темпом роста заработной платы, вообще просто обесценение по номиналу. Я еще раз вам повторяю, потому что это, ну, вообще что-то совершенно из ряда вон. Вот такой государственный резерв.

С точки зрения налогоплательщика. Еще раз разбираем. Его «задушили» взносами, заставили заплатить 34 процента. Из них 6 процентов отчисляется в накопительную часть пенсии.

В итоге они не показывают никакой инвестиционной доходности, не покрывают инфляцию, они допускают обесценивание и потом еще раз из бюджета еще раз за счет средств налогоплательщиков уже от других доходов это все возмещается. То есть мы скидываемся не на пенсии пенсионерам за счет налогоплательщиков, а мы скидываемся государством именно этим финансовым структурам, причем дважды - один раз в виде взносов, а другой раз в виде возмещения государственного резерва.

Следующая новелла. Это выплатной резерв. Это следующий еще такой механизм. Значит, все деньги, сказано, на конец года по взносам, это будет 1,5 триллиона рублей. То, что нужно выплатить, они отделяют и называют это выплатным резервом. И уже по выплатному резерву, то есть то, что реально будет выплачиваться, нет никаких обязательств государства. Это статья 3 пункт 3 - никаких обязательств государства, государство не несет никакой ответственности по этому выплатному резерву, как хотите, так и храните, сколько угодно обесценивайте.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме