18:08 02.06.2015 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

К 60-летию космодрома "Байконур"

В 1955 г. к затерянной в казахской степи станции Тюра-Там прибыли первые геологи, которым было дано задание найти возможность использования местных строительных материалов для сооружения объектов космического комплекса. Доклад геологов был неутешительным: кроме песка и воды здесь строить нечем. Но именно здесь вскоре развернулись события, которые потом назовут лаконично – подвиг строителей Байконура.

Отсюда в 1957 г. будет запущен первый в истории искусственный спутник Земли, совершит свой полет первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Отсюда будут стартовать космические корабли "Восток", "Восход", "Протон" и "Союз", орбитальные станции "Салют" и "Мир", ракетно-космическая система "Энергия-Буран", искусственные спутники Земли различных серий.

В 1968 г. меня, как и всякого молодого человека, призвали в армию, и судьба забросила служить на Байконур, в Управление инженерных работ №130 (далее УИР), которое создавал с нуля генерал-майор инженерно-технической службы Шубников Георгий Максимович.

В армии военных строителей, возводивших уникальные объекты космического комплекса "Байконур", ценили прошлое, практически каждый воин-строитель знал, кто такой Шубников, и ценил эту личность не меньше, чем личность главного ракетостроителя Сергея Павловича Королева. Командовать 130 УИРом Шубников начал в Германии, еще в период Великой Отечественной войны. Многое было восстановлено в тот период на немецкой земле руками советских солдат, но особенно памятным был мемориальный комплекс воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, построенный воинами УИРа. Этим объектом в ту пору и офицеры, и мы – солдаты, гордились особо. Наверное, громадный опыт военного строительства и высокий профессионализм Шубникова стали решающими аргументами при назначении его на должность главного строителя космодрома Байконур. Он отлично знал свое дело, перепробовав все строительные специальности. Родился Георгий Максимович в семье плотника, в городе Ессентуки. После школы работал на стройках, по вечерам учился в строительном техникуме. Затем служил в кавалерии. Это то, что знали мы, солдаты-строители, о генерале Шубникове, заложившем первый камень в строительство космодрома. В годы моей службы УИР №130 командовал уже генерал Гурович Илья Матвеевич, пришедший на эту должность после Шубникова. Воинская служба складывалась так, что через два месяца я был назначен на должность мастера, а затем прораба. На военных стройках не хватало офицеров-строителей и в некоторых случаях на офицерские должности назначали солдат срочной службы с соответствующим образованием. Вскоре в штабе УИРа я впервые и увидел сверкающий бронзовый бюст генерала Шубникова – он стоял в громадном холле на самом видном месте.

В отличие от ракетчиков, мы наблюдали за пусками этих крупнейших летательных аппаратов издалека. Во время пусков нас выводили на так называемые режимные территории. Но мы знали, с какой стороны площадки произведен запуск. То ли это спутник серии "Космос", то ли это были крупные летательные аппараты серии "Протон". Зрелище для нас было ошеломляющим.

Ответить на вопрос о том, откуда появилось название "Байконур", сложно. В Казахстане есть река с таким названием и городок, но это гораздо севернее космодрома, под Джезказганом. Это скорее общее кодовое название всех стартовых комплексов, расположенных в радиусе сотни километров. Но тогда, в 1955 г., первоначальное название городка было "Звездоград". Позднее город был переименован в Ленинск и носил это название до недавнего времени.

Теперь о том, кто строил Байконур. В одной из газет я прочел, что Байконур строили казахские заключенные, потому Россия на него прав не имеет. Как свидетель и участник тех событий, я могу заявить, что это откровенная и грубая ложь. Руководили строительством высококлассные офицеры-строители, выпускники строительных факультетов ведущих военных академий: им. Жуковского, им. Дзержинского, им. Можайского, МАИ, ВВИТКУ и др. Специальные учебные комбинаты вели ускоренную, но довольно эффективную подготовку кадров строительных специальностей из молодых призывников. Строительные батальоны были узко специализированными по видам работ, имели свои автобаты, мехтабы, заводы ЖБИ и домостроительные комбинаты. На территории космодрома тюрем не было вообще, только солдатская гауптвахта. Внутри 30-тысячного города в то время были жесткий режим и дисциплина. Солдаты передвигались по городу, как правило, строем. На территории комплекса было запрещено фотографировать. Вместе с тем в самих военных городках было довольно комфортно, каждый батальон имел кинозалы – летний и зимний, чайную, спорткомплекс и другие социальные объекты. В центре города стоял дворец культуры строителей, куда часто приезжали ведущие театральные коллективы столицы: театры Сатиры, имени Маяковского, балет Большого театра и др., и нам выпадало иногда счастье смотреть их спектакли. Там я впервые увидел спектакль "Варшавская мелодия" и игру в нем народного артиста СССР Бориса Тенина.

Солдаты строили жилье, объекты социальной сферы, уникальные объекты космического комплекса – большой Монтажно-испытательный корпус, боевые старты. Приходилось порой строить объекты, назначение которых рядовым строителям неизвестно до сих пор – они шли они под грифом "секретно". Темпы строительства были высокими: к примеру, 100-квартирный кирпичный жилой дом возводили под ключ за 5-6 месяцев. Ни одного "зека" я не встречал, более того, не встречал солдат, которые имели судимость. В основном здесь были ребята 18-20 лет, призванные в армию со всех регионов СССР. В нашем 1036-м военно-строительном отряде служили русские, украинцы, белорусы, кабардинцы, осетины, ингуши, чеченцы, молдаване, узбеки, туркмены и др.

Из числа объектов, на которых мне приходилось работать на Байконуре, особо запомнилась стройка, названная "всесоюзной ударной" – городской Дворец Пионеров. Дворцовый комплекс состоял из пяти блоков, каждый строил прораб-офицер. Я работал на одном из блоков. К приближающемуся сроку ввода объектов в строй, а это было 22 апреля 1970 г., день 100-летия В. И. Ленина, на объекте еженедельно появлялся командующий строителями генерал-лейтенант И. М. Гурович. В силу того, что офицеры на работу приезжали позднее, встречал его я – старший сержант срочной службы, прораб на строительстве одного из блоков.

Командующий строительными частями Байконура генерал-лейтенант И.М. Гурович открывает мероприятие посвященное открытию Дворца пионеров.

Накануне открытия Дворца Пионеров на совещании у генерал-лейтенанта Гуровича разгорелся спор между руководителями подрядных организаций и политработниками – кто должен вручать пионерам города символический ключ от комплекса. Выслушав аргументы сторон, генерал спросил: "Как фамилия того усатого сержанта, который встречал меня на стройке?". Выяснив мою фамилию, генерал сказал: ключ будет вручать он. Так, в споре генералов и полковников Гурович разрубил "гордиев узел" и честь вручения ключа досталась не самому видному строителю.

На торжественном митинге старший сержант Владимир Кебеков вручает пионерам символический ключ от нового Дворца пионеров, 22 апреля 1970г., г. Ленинск, ныне Байконур.

Уникален Байконур. Пожалуй, ни одна страна мира не способна была в то время, да и сейчас, на сооружение подобного. Помню, на окраине Ленинска стоял небольшой домик, который все называли домом президента Шарля де Голля. Дело в том, что коттедж был построен к приезду на Байконур французского президента. После посещения Байконура президент Франции, ошеломленный мощью и возможностями ракетного оружия СССР, в беседе с руководителем страны Л. И. Брежневым спросил: правда ли, что ядерные ракеты Советов нацелены на столицы стран НАТО и других агрессивных блоков? В то время их было несколько. Генсек ответил утвердительно. Но Париж не только столица Франции, но и мировая сокровищница, возмутился де Голль. На что Брежнев ответил, что он тоже так считает. Вскоре после возвращения де Голля из СССР Франция вышла из НАТО и вывела из Парижа штаб организации.

В. Кебеков, в верхнем ряду первый слева среди награжденных. Сидят: второй справа генерал – лейтенант И.М. Гурович. Байконур 1969 год.

Интересно складывались отношения между строителями и ракетчиками (описано в статье В. Губарева в газете "Правда" от 09.02.1983 г.). Шубников встречал Королева на аэродроме. Как и договорились по телефону, вместе поехали на стартовый комплекс и к монтажно-испытательному корпусу.

Главный конструктор остался доволен – строители выдерживали сроки.

– Спасибо, Георгий Максимович, – поблагодарил Королев. – У меня к вам две просьбы. Во-первых, нельзя ли домики, где будут жить мои сотрудники, отделать получше. Люди у меня золотые...

– Постараюсь, Сергей Павлович, – ответил Шубников. – Все возможное и делаем. У вас, действительно, золотые сотрудники, ну, а строители у меня – стальные...

Королев рассмеялся.

– Согласен! Еще одна просьба: нельзя ли побывать на одной из ваших "проработок" – слышал о них, хочу сам посмотреть и послушать.

– Как раз здесь, на корпусе, запланирована на завтра, обычно "проработку" я провожу на каждом объекте раз в две недели...

– Только не надо меня называть, – попросил Королев. – посижу в углу, поднаберусь опыта.

– Не имею права вас называть, – рассмеялся Шубников. – Вы у нас, Сергей Павлович, человек безымянный...

Шубников во все дела вникал сам. Приезжал на объект, тщательно осматривал, а затем собирал совещание. Вывешивал график работы, и вместе со всеми Георгий Максимович "прорабатывал" (по собственному выражению) все детали состояния стройки. Нет, он не кричал на подчиненных, не устраивал разносов – вникал вместе с коллегами, находил наилучшие решения, принимал необходимые меры. Конечно, бывали случаи, когда он сурово наказывал подчиненных, но каждый раз за дело.

"Проработки Шубникова" – это сугубо деловое совещание, на котором шел детальный анализ положения дел на стройке.

Так было и в этот раз. Сергей Павлович сел в углу комнаты, никто на него не обратил внимания.

Начальник объекта докладывал о ходе работ.

На графике, развешенном на стене, две линии. Синяя – срок выполнения, красная – реальное состояние дел. Кое-где намечалось отставание, и тут же принимались необходимые решения – рядом с Шубниковым сидели главный инженер, заместитель по снабжению, парторг. "Проработка" шла спокойно, деловито. И вдруг начальник объекта, добравшись до одного пункта графика, говорит:

– Надо начинать монтаж оборудования, но его нет до сих пор на стройке.

– Кто из смежных организаций отвечает за оборудование? – спрашивает Шубников.

– Я, – один из присутствующих поднялся, – оборудования нет, потому что не готово помещение под монтаж. Там не проведены малярные работы.

– Их нельзя делать, – возразил Шубников, – во время монтажа потребуется долбить стены, вести сварку. Малярка погибнет.

– Это нас не касается. Пока не покрасите – оборудования не будет.

И вдруг из глубины комнаты раздался голос Королева:

– Зачем вам малярка? Ваше оборудование можно под открытым небом ставить!

– А вы, товарищ, помолчите, – оборвал Королева представитель, – раз вы ничего не понимаете в нашем оборудовании, нечего вмешиваться...

– Спокойно, спокойно, товарищи, – вмешался Шубников, – у нас не принято спорить на повышенных тонах. И вам, – обратился он к Королеву, – действительно не надо встревать. Через два дня все оборудование должно быть, это приказ. Иначе я позвоню вашему министру и предупрежу его о нарушении сроков поставки оборудования...

После "проработки" Королев и Шубников долго хохотали.

– Не выдержал, сорвался, – оправдывался Сергей Павлович, – терпеть не могу очковтирателей. Но даю слово, больше таких представителей на ваших "проработках" не будет.

– Да я и сам еле сдержался, – сказал Шубников, – но я уже заметил, что спокойный тон и выдержка подчас лучше действует.

– Понимаю, но у меня характер другой, – заметил Королев.

Они были очень разные люди – Главный конструктор и Главный строитель Байконура. Но они были соратниками, и это соединило их судьбы.

Они вместе провожали искусственный спутник Земли. Рядом с Королевым на стартовой площадке был и Шубников, когда уходил в космос Юрий Гагарин.

Летом 1965 г. Шубников тяжело заболел. Он ослеп. Один из его друзей вспоминает: – Когда мы с Сергеем Павловичем Королевым вошли в палату, Георгий Максимович узнал Главного конструктора по шагам.

– Это вы, Сергей Павлович?

Они обнялись. И я увидел, что глаза Королева наполнились слезами... Потом я вышел, оставил их вдвоем...

Много памятников на Байконуре. Улицы космического города названы в честь первопроходцев. И вы встречаете на них имена Королева и Шубникова. Они вместе, как и в те далекие годы, когда рождался Байконур.

Кебеков Владимир Сафарбиевич – прораб военно-строительного отряда в/ч 74/08, ветеран, строитель космодрома "Байконур", Заслуженный энергетик России, Почетный строитель РФ.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме