08:15 02.11.2022 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Геннадий Семигин: поддержка и защита наших соотечественников за рубежом должна осуществляться на качественно ином уровне

Сопредседатель Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ", первый заместитель руководителя партийной фракции в Госдуме, председатель Комитета ГД по делам национальностей Геннадий Семигин выступил в ходе Всемирной тематической конференции российских зарубежных соотечественников "Экономическое сотрудничество: соотечественники и регионы России. Отвечая на вызовы времени":

- Добрый день, дорогие участники конференции! Разрешите мне от имени Комитета Государственной Думы по делам национальностей, а также от президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям приветствовать вас и пожелать нам всем плодотворной работы.

К сожалению, из-за регламента я могу только обозначить и поставить ряд вопросов и проблем, над решением которых предстоит думать в самое ближайшее время.

Российская Федерация была инициатором почти всех интеграционных процессов на евразийском пространстве. Совместно с другими странами мы создали такие объединения, как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и др.

На процессы, связанные с развитием евразийского пространства, на положение наших соотечественников влияет несколько факторов и направлений. Прежде всего это, конечно, личные, человеческие, семейные взаимоотношения внутри евразийского пространства, и здесь большой резерв для укрепления таких связей между странами.

Второе, это социальные и межнациональные, межконфессиональные, культурные и этнокультурные отношения. К этому следует добавить общественные, научные и образовательные процессы, государственно-политические, правовые и экономические взаимоотношения внутри стран всех трёх наиболее значимых интеграционных объединений.

Влияние перечисленных направлений на весь Русский мир нам предстоит ещё оценить.

Уровень, глубина, результаты влияния и развития этих направлений – крайне важный момент.

Коснусь одного из важнейших, на мой взгляд, направлений – это, конечно, межнациональные отношения. Должен сказать, что Российская Федерация является лидером в мире по уровню и стабильности межнациональных отношений. 90% наших граждан считают эти отношения благополучными. Несмотря на такое благополучие мы стали инициаторами обновления национальной политики. В ближайшие дни Комитет по делам национальностей выступит с целым рядом вопросов, которые обновят национальную политику. С постановкой этих вопросов согласно большое количество руководителей субъектов Российской Федерации, национальных республик, а также руководители федерального уровня.

Что же происходит в странах СНГ, какой уровень межнациональных отношений мы наблюдаем? Что думают наши соотечественники? Я обращался к руководству некоторых стран, специально не буду их называть. Интересовался, почему мы не слышим, что эти страны – многонациональные государства, почему в них нет определенной инфраструктуры межнациональных отношений, вертикали власти по развитию межнациональных отношений? Почему наши партнеры по СНГ предпочитают говорить о себе как о мононациональных государствах? В Российской Федерации проживают более 80% русских, но у нас Конституция начинается со слов "мы многонациональный народ России".

В целом ряде стран болезненно воспринимают эту тему после Советского Союза, предпочитают говорить о мононациональном составе, а о других национальностях – во вторую-третью степень. Это напрямую касается наших соотечественников.

Должен сказать, что наш Комитет по делам национальностей непосредственно не занимается этими вопросами, но получает огромное количество писем, обращений, жалоб. Больно их читать, потому что это демонстрирует, что уровень проблем, которые есть у нас в системе евразийского пространства, в защите и развитии наших соотечественников, достаточно серьезный.

Надо помнить, что удары и провокации в межнациональной сфере со стороны разных стран не ослабевают. Россия начинает уменьшать свое влияние на евразийском пространстве, а Запад – увеличивать.

Дело не в том, что приезжают европейские чиновники и собирают президентов стран СНГ, разговаривают с ними. Дело не в том, что США проводят с некоторыми странами Средней Азии военные учения. Дело даже не в том, что Великобритания пытается проводить определенные игры. Дело в том, что и Китай в этом плане, при всём к нему уважении, не отстаёт. Поэтому влияние целого ряда стран Запада и Востока растет. Я бы не сказал, что влияние Российской Федерации в адекватном, а не то что опережающем режиме также расширяется.

Таким образом, в Русском мире на евразийском пространстве я бы отметил несколько вопросов и проблем.

Первое, правовая защищённость наших соотечественников и их правовые возможности внутри стран – проблема, которая требует дальнейшего решения.

Второе, социальные возможности и социальные лифты соотечественников. Мы же прекрасно понимаем, что социальные возможности и социальные лифты для наших соотечественников крайне ограничены. И делается это специально и искусственно.

Следующее, политические и общественные возможности. Как наши соотечественники влияют на политическую жизнь в странах проживания, социальную? В образовательном плане мы делаем филиалы наших вузов, мы пытаемся что-то сделать по обеспечению учебниками, оснащению библиотек, по фильмам. При этом мы становимся свидетелями закрытия русских школ, когда сжимается вещание на каналах телевидения, не только русскоязычного. Когда я говорю о наших соотечественниках, хочу подчеркнуть, что говорю не только о русских, но и о татарах, башкирах, чувашах, обо всех наших национальностях. К нам, например, обращаются армяне, азербайджанцы с жалобами на наличие проблем в тех или иных странах, имеются в виду страны Средней Азии.

Понятно, что продвижение русской культуры, российской культуры нуждается в серьезном развитии.

Если говорить об экономике, то важно ответить на вопрос: кто сегодня оценивает уровень и качество жизни наших соотечественников в этих странах? Кто-то ведёт этот мониторинг? Мы можем сказать, что наши соотечественники там элита или они средний класс, или они в бедности и нищете? Что за социальный статус у наших соотечественников? Предлагаю делать такой мониторинг, чтобы оценить, как же живут наши соотечественники.

Второй экономический вопрос – это разговор про инвестиции. Наши предприниматели вкладывают инвестиции, но привлекают ли они в этом случае наших соотечественников на те рабочие места, которые появляются в связи с этим? Есть ли прибыль? Она пойдет опять не в Россию, а на Запад? Меня интересует, как инвестиции и наши бизнесмены опираются на наших соотечественников, как они им помогают, поддерживают? Как государство поддерживает предпринимателей из числа соотечественников за рубежом, даёт ли льготные кредиты, пусть не напрямую из российских банков, а через определённые механизмы? Что вы делаете организационно, в правовом поле для того, чтобы наши соотечественники влияли на экономические процессы в странах проживания?

Когда анализируешь научно-технические процессы, экономические проекты с участием наших соотечественников, то понимаешь, что их объем и эффективность надо наращивать.

Ввиду сначала ковида, потом санкций мы стали развивать внутренний туризм, этнокультурный туризм. Наблюдалась серьезная заинтересованность во въездном туризме. Но было принято решение ликвидировать Ростуризм. Однако задачу развития этнокультурного туризма, в целом туризма как инструмента для взаимообогащения культур с нашими соседями по евразийскому пространству, общения наших людей, предстоит ещё решать.

Другой важный вопрос, который с Россотрудничеством мы уже обсуждали. Давайте внимательно посмотрим на мигрантов из стран СНГ, проживающих в России. Как ведётся работа с ними? Ведь через этих людей идёт сигнал в соседние страны о том, как они относятся к россиянам и к России. Сигналы эти не всегда позитивные. Некоторые мигранты даже говорят, что к нам в России плохое отношение, а значит, и вы к русским и россиянам тоже демонстрируйте такое же отношение.

Мы сейчас, работая с руководителями крупнейших этнокультурных организаций, общественных объединений азербайджанцев, армян и многих других, которые насчитывают миллионные диаспоры в России, решаем целый ряд вопросов. Также обращаемся и к ним, чтобы они повлияли на власти стран, выстроили конструктивные и добрые взаимоотношения с нашими соотечественниками. Эта работа имеет колоссальный резерв.

Сегодня мы часто слышим о том, как поддерживаются союзы, ассоциации, деловые клубы предпринимателей, наших соотечественников на Западе. Но так ли это? Как они поддерживаются со стороны России, самого российского бизнеса?

Приведу в пример китайцев. Китайский бизнес развивается во всех странах. Вы думаете, что бизнес самостоятельно пошел рисковать и вести экономическую деятельность на территорию других государств по всему миру, в Африку, например, Среднюю Азию? Нет, это государственная политика, которая поощряет такую деятельность предпринимателей кредитами, предоставлением других возможностей для развития. Кроме того, Китай приветствует выезд своих граждан для ведения бизнеса в другие страны, так они становятся соотечественниками и распространяют свое влияние далеко за пределы родного государства.

Подводя итоги, скажу о необходимости формирования мощного образа Российской Федерации на евразийском пространстве. Важно, чтобы этот образ был реальным и истинным воплощением лидерских позиций нашей страны в экономике, культуре, научно-технической и других сферах.

Поддержка и защита наших соотечественников должна осуществляться на качественно ином уровне. Важно наращивать влияние наших соотечественников на все процессы, происходящие в соседних государствах. Никакой МИД и Россотрудничество, при всём уважении, в одиночку это сделать не смогут. Должна быть государственная задача, как у китайцев, экспансии во многие страны. Публично китайцы так не говорят, но проводят такую политику. Деньги, люди, технологии идут в страны по всему миру. Все уважают Китай и государство наращивает свое влияние. Влияет Китай на Казахстан? Да! И это очень непростой момент, конечно.

России также нужно мощно инвестировать и предоставлять прямые кредиты, развивать культуру, серьезно финансировать общественные организации наших соотечественников на всем евразийском пространстве. Я понимаю, что бюджет Россотрудничества и МИДа, если говорить о продвижении интересов России, даже не экспансии, недостаточен для таких целей. Поэтому надо привлекать бизнес, работать на объединение деловых кругов в финансировании общественных организаций. Про регионы я говорить не буду. Есть потрясающие примеры работающих со странами СНГ регионов. Могу назвать Татарстан, Фарид Хайруллович Мухаметшин, руководитель Законодательного Собрания Татарстана, здесь присутствует. Регион прекрасно взаимодействует и с Казахстаном, и с Узбекистаном, и с Киргизией, и с другими. Всем бы так на земле работать и решать целый ряд вопросов.

Нам нужна новая модель развития взаимоотношений и работы с соотечественниками на всем евразийском пространстве.

Конечно, сегодняшняя модель работы с соотечественниками должна быть полностью пересмотрена на самом высоком государственном уровне с привлечением наших людей, диаспор здесь в России и соотечественников по всему миру.

Хочу пожелать всем на этом пути здорового долголетия, благополучия, успехов, любви и огромного человеческого счастья!

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме