12:15 09.11.2022 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" задали вопросы Министру культуры Ольге Любимовой

$(function () { $("#slides1").responsiveSlides({ auto: false, pagination: true, nav: true, fade: 500 }); });

9 ноября в ходе правительственного часа в Государственной Думе по вопрос о ходе реализации национального проекта "Культура" прозвучало выступление Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Олег Нилов, Яна Лантратова, Сергей Кабышев, выступила Елена Драпеко.

Олег Нилов:

- Уважаемая Ольга Борисовна, в годы Великой Отечественной войны 42 тысячи артистов дали один млн 350 тыс. концертов, что называется "в лесу прифронтовом", в госпиталях. За четыре первых месяца войны было выпущено 10 художественных фильмов о войне. Только в Ленинграде было 500 таких концертных бригад, в Москве – 700. А что сегодня сделано для поддержки наших героев на фронте? Может, действительно пора уже организовать централизованный орган в Министерстве культуры? Тогда давайте назовём прямо сейчас фамилию, телефон, к кому обращаться. Тысячи артистов готовы бесплатно работать, но пока они это делают в виде такой, знаете, небезопасной самодеятельности.

Ольга Любимова:

- Спасибо огромное. Олег Анатольевич, сразу отвечу – это "Росконцерт". Буквально с первых дней мы работали вместе с Министерством обороны ровно, чтобы не мешать спецоперации, как вы говорили, чтобы не создавать дополнительную нагрузку и опасность. Куда пускали, ехали. Я вам очень благодарна за этот вопрос, потому что под вои, скандалы и крики отъезжающих наших некоторых деятелей культуры, десятки, десятки тысяч, не побоюсь этого слова, наших деятелей культуры со всей страны сразу бросились в Министерство культуры с предложениями, как мы можем помочь.

Значит, первое, что мы сделали, и первое, что было возможно, это привезти наших замечательных коллег из Донбасса, у которых восемь лет не было такой возможности, и провезти их по всей нашей стране, их обнять, их встретить с аншлагами. В каждом регионе встречал губернатор, министр культуры, старались и расселить более комфортно, и наш легендарный, замечательные наши коллеги из ансамбля "Донбасс", наши детские культурные... детский театр, который приезжал и трудился от Белгородской области и дальше – 52 города, которые с марта по 9 Мая находились на территории нашей страны, мы приезжали и их встречали.

Параллельно началась работа с агитбригадами, и сейчас сформирована она в полном объеме. Мы просчитываем вместе с Министерством обороны все возможности участия самые разные: где-то это три человека, где-то приедут 150, где-то помочь в реабилитации бойцам, где-то это работа уже практически на территориях.

Потом есть ещё очень важный момент, я упомянула с самого начала, наши федеральные музеи работали там, выставки уже работают, их 30, посетили 170 тыс. человек. "Росгосцирк" приехал, дал 30 концертов, на которых 30 тысяч человек побывало, огромную программу привезли и собираются приехать в течение следующего года ещё семь раз. Очень там наладились отношения, то же самое с филармонией.

Поэтому работаем, и если к вам обращаются деятели культуры региональные, двери "Росконцерта" открыты, мы эту потребность формируем и, исходя из событий и того, что нам разрешают наши коллеги из Министерства обороны, трудимся все вместе. Спасибо большое.

Яна Лантратова:

- Уважаемая Ольга Борисовна! Я активно занимаюсь вопросами детской безопасности, деструктивного контента, веду проекты "Дети в интернете" и "Онлайн-каникулы". В мае 2021 года Президент России поручил Министерству просвещения разработать стратегию комплексной детской безопасности и отметил, что это комплексная программа, и органы госвласти должны объединиться в выработке этой стратегии. И это правильно. Потому что сегодня рынок ставит своей задачей потрясать. И именно этот призыв сегодня указывают, говоря о задачах искусства. Но как же тогда художники будут создавать позитивные образы? В итоге мы наблюдаем порно-перформансы, непристойности на сценах или перформанс "Большая мать" как циничная пародия на великий символ Победы.

Скажите, пожалуйста, а ведётся ли межведомственное взаимодействие по вопросам детской безопасности. И, может быть, выработаны были какие-то предложения министерством по безопасности, в том числе в сети интернет? Готова присоединиться и к совместной работе.

Ольга Любимова:

- Вы знаете, я хочу сказать, что, конечно, мы, безусловно, контролируем контент, который производится и который поступает. У нас есть достаточно рабочий механизм, который называется выдача прокатных удостоверений. Да, вы знаете, полномочий у Министерства культуры по блокировке сайтов нет, по мониторингу интернета мы, скорее, связаны очень тесно с интернет-платформами. Это наши, так или иначе, партнёры. И, вы знаете, все они обращаются к нам за получением прокатного удостоверения. То есть на официальных, легальных площадках такого контента недопустимого нет, либо какие-то достаточно такие жестокие, может быть, триллеры или какие-то боевики, все они маркируются 18+. И, конечно, тут очень важна наша работа ещё и с родителями, в свою очередь которые бы не допускали дальше такого бездумного сидения на таких доступных интернет-площадках.

В свою очередь, вы знаете, мы очень много работали на портале "Культура.РФ" и нам очень приятно, что при невероятном росте посещаемости за СОУГд эти цифры все сохранились. И у нас каждый третий посещающий – это ребёнок. Это очень важное наше соработничество с семьями, с родителями. Оно говорит о том, что нам доверяют и то, что действительно, если, например, брать портал "Культура.РФ", наше большое количество и просветительских, и образовательных проектов, да и попросту анимации в мультфильмах, в детских фильмах, все они, конечно, абсолютно безопасные и кроме пользы ничего принести не могут.

А с точки зрения контента того, что могло бы быть в кинотеатрах и постоянного контроля, – это такая одна из основных задач департамента кинематографии и министерства. Мы работаем серьёзно сейчас с целым рядом ваших коллег, депутатов, которые говорят о необходимости поправки действующего законодательства в сторону такого более серьёзного контроля над тем, какого рода материалы приходят в Министерство культуры. Так что в этом направлении дальше и с точки зрения нормативно-правовой будем работать вместе.

Сергей Кабышев:

- Уважаемая Ольга Борисовна, Министерство культуры Российской Федерации и подведомственные учреждения, которые осуществляют подготовку кадров по программам высшего образования, в их числе Московская государственная консерватория имени Чайковского, о которой вы упоминали сегодня, и многие другие со славной историей и многолетними традициями, каким вы видите развитие образовательной системы в этих вузах, необходим ли переход исключительно на программу специалитета? Спасибо.

Ольга Любимова:

- Вы знаете, по всей истории существования нашего образования, особенно музыкального, самое главное решение было принято в прошлом году. В том числе благодаря и вашей работе, когда мы вносили изменения в закон о нашем образовании, детских школах искусств и утверждение статуса. Нам не надо ничего менять, ни в коем случае нам нельзя разрушать уникальную систему, которая существовала с советских времён. К нам приезжают учиться дети до сих пор со всего мира. Я вам приведу цифру. В нашей Казанской консерватории до сих пор, несмотря ни на что (к вопросу о международных связях), каждый четвёртый учащийся иностранный, потому что к нам едут учиться. Не надо ничего менять в творческих вузах. Их 48 федеральных, крупных. Там действительно с точки зрения того, как преподаётся и актёрское мастерство, как наша музыкальная культура в принципе преподносится ребёнку вместе с комплексом образовательных общих дисциплин – и литературы, и истории, я думаю, что самое главное – именно искать дополнительную форму финансовой поддержки, приводить в порядок имущественный комплекс, который у консерваторий очень страдает. И в Петербурге, и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Новосибирске достаточно тяжёлая ситуация с имущественным комплексом. Поэтому заниматься надо стенами, зарплатами, как вы справедливо сказали, чтобы они были достойными, чтобы поддержать наших педагогов, опять же премиями и следить, чтобы им комфортно было преподавать тем, кто к нам поступает. Спасибо.

Выступление Елены Драпеко:

- Уважаемые коллеги, Вячеслав Викторович, Ольга Борисовна, мне нравится, как идёт наш сегодняшний разговор. Честно говоря, я волновалась, боялась – скандал случится, потому что культурой все всегда недовольны, и процессами, которые в ней происходят, и претензии к деятелям культуры. Сегодня достаточно много комплиментов было сказано в адрес Министерства культуры, и честно скажу, что работает Министерство гораздо лучше и чиновничий аппарат у вас обновляется, мы надеемся, что быстрее будут двигаться и быстрее решать проблемы. Сказанные комплименты освобождают меня от необходимости повторять, я с ними во многом согласна, и я сосредоточусь на проблемах.

Правильно, Вячеслав Викторович, вы сказали. Культура – это не отрасль, это сфера отраслей. У нас в культуре сосредоточено все: от архивов до археологических раскопок, народных промыслов, авторского права и творчества современных рэперов. Ну все, полная жизнь страны – она внутри культуры. И за это все отвечает не одно Министерство культуры. У нас у каждого ведомства есть учреждения культуры, свои дома культуры, хоры, ансамбли, оркестры, театры. И у Министерства обороны, и Минсельхоза, Минобра. Но отвечает от лица Правительства, конечно, Ольга Борисовна, потому что они являются надзорным ведомством над всеми остальными. И должны их проверять и руководить. У государства, у Правительства есть три основных рычага: законы, кадры и деньги. И больше, на самом деле, ничего нет. Законы. Тут и к нам претензий море, потому что мы ведем тяжелейшую борьбу между комитетом по культуре и комитетом по строительству за наши памятники истории культуры, за археологию, за то, как будут осваиваться земельные участки за право хозяйственного использования. И здесь борьба продолжается несколько лет с переменным успехом.

Претензии к Администрации Президента. Где закон о культуре? Когда снимали наш закон о культуре, который вносила ГД, нам сказали, что Администрация Президента подготовит закон, прошли годы, два созыва прошло, закона нет. Наш закон – "Основы законодательства о культуре" – старше российской Конституции, он 92-го года. Он штопаный-перештопанный, резаный-перерезанный. Его надо заменять. Вопрос, на что? Давайте реанимируем тот закон, который ГД предлагала, давайте модернизируем его, если не в состоянии написать новый. У нас трагическая история с законом о ввозе и вывозе культурных ценностей. Нас сломали, нас заставили разрешить временный вывоз культурных ценностей для личных нужд. Сегодня во дворцах, которые экспроприируются нашими западными партнёрами, находятся культурные ценности, которые были разрешены для временного вывоза. Как они будут возвращаться на территорию РФ? Я предлагаю снова вернуться к закону о ввозе и вывозе культурных ценностей в РФ.

Ну и уже упоминавшийся сегодня закон о творческих работниках и их союзах. Четыре версии за эти годы написали, и ни одна из них не поддержана Правительством. Мы ждем, что они поддержат власть, а что власть для них сделала? Ну, ведомственная зарплата подведомственных организаций – тут вопрос решен. 300 учреждений, заработная плата руководителей раза в два, а то и в три раза выше зарплаты депутата ГД. Чего не скажешь о рядовых, их зарплата едва добирается до средней по региону, и то не везде. И правильно сказал Сергей Иванович Штокарев, самая большая проблема – это закон о муниципальной власти. Там вообще работают на полставки или на четверть, нищета там, и мы срочно должны решать эту проблему.

Вопрос пенсионный. Спасибо нашему Правительству, многие работники культуры вообще не имеют никакой социальной защиты. Они переведены на гранты, на гражданско-правовые договоры, все работники СМИ, телевидения, а это значит, никаких социальных гарантий: ты сам решаешь вопрос отпуска, декрета, болезней. Еще сложнее у свободных художников, не работающих в учреждениях. Композиторы, литераторы, художники. Пенсионные реформы, которые прошли, не засчитывают творческую деятельность с первой книги, первой выставки в общий трудовой стаж. Писатель несколько лет пишет книгу, потом издает ее за свой счет или, если повезет, проведет через Федеральное агентство по печати. Художники сами арендуют залы. И пенсия минимальная, социальная, будто он 20 лет в тюрьме просидел. Все эти проблемы были доложены Голиковой на встрече с нашей фракцией. Она сказала: "Проблемы знаем, мы думаем". Думают два года.

Вчера Николай Петрович Бурляев выступал и предлагал ряд мер, которые могут помочь нашей культуре. Мы передадим Николаю Петровичу предложения. Мы хуже думали о деятелях культуры, чем они оказались. Вот сейчас, в период спецоперации собрались деятели культуры, которые хотят поехать.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме