22:30 20.03.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Н. Лихачев: "Санкционная" лихорадка Запада. Что дальше?

2014-03-20 18:37
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

Предлагаем статью депутата Государственной Думы, Чрезвычайного и Полномочного Посла, доктора юридических наук В.Н. Лихачева.

Исторический референдум по судьбе Крыма, ее многонационального народа, их справедливого и правового места в международном сообществе состоялся. Запущен механизм юридического оформления воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, вступления их в Российскую Федерацию как новых и равноправных субъектов. Подтвердились предельно убедительно все ранее высказанные позитивные прогнозы.

Достигнутое – благодаря реальному народовластию, уважению и применению основных принципов международного права и Устава ООН – факт, который нельзя не признать в качестве важнейшего события XXI в. Это – с одной стороны. С другой, не менее значимой, результаты крымского плебисцита  финализированы вопреки (sic!) массированному давлению, политическому прессингу, информационной лжи, проводимым в рамках теории "всемирного хаоса" США, их сторонниками и партнерами из числа членов НАТО, Евросоюза,  "восьмерки", "двадцатки", а также иных учреждений, которые  объявили себя истинными борцами за демократические ценности. Естественно, в том толковании, которое формируется столицами "золотого миллиарда" – Вашингтоном, Брюсселем, Лондоном, Парижем, других стран.

Оно насаждается (экономически, психологически, посредством современных коммуникаций) остальному миру, выдается за его единомыслие. Эта линия, замешенная на эгоизме капитала, уничтожении конкуренции, двойных стандартах, юридическом нигилизме, противопоставлении народов и конфессий друг другу, ущербна и опасна для общественного прогресса, для устойчивого миропорядка. Казалось бы, обанкротившийся опыт ее проведения, представленный, в частности, практикой "цветных революций" в различных регионах Земли, должен был вразумить идеологов и проводников такой политики, в том числе и из среды неоконсерваторов. Но этого не происходит. Лобовое, без оглядки, движение продолжается. Возникают новые географические и тематические сферы приложения негативной силы к разрушению, дифлуктации международных отношений.

Очевидно, что в числе наиболее привлекательных регионов – для эксперимента, порождения конфликтных ситуаций, в том числе и геополитического свойства, - страны постсоветского пространства. Их народы и официальные руководители должны об этом знать, делать реалистические выводы. Всемирный раздел сфер  влияния, даже ценой отрицания или нарушения государственного суверенитета, продолжается, Идет выбор и приближенных к политике господства западных (не путать с общечеловеческими) ценностей.

Соответствующая судьба прописана в деталях и Украине. В чем ее смысл и содержание, уже видно сегодня, на многих и многих трагичных примерах. Среди них – утрата суверенитета, экономической стабильности, нелегитимность власти, радикализация общества, мировоззренческие и региональные разломы, нарушение прав национальных меньшинств, насаждение неонацистской идеологии, имиджевые потери и т.д. Все это не может не сказываться как на внутреннем, так и международном порядке. Поощряемый, стимулируемый западом внутриукраинский хаос как бумеранг отразится на реальной политике, авторитете ее творцов. Естественно, в отрицательном плане. И это не может не сказаться на эффективности мироуправления.

В таких условиях, казалось, требуется проявить мудрость, здравомыслие, находить пути для коллективных решений по стабилизации обстановки в Украине и в рамках европейского сообщества. Но наблюдается иная картина. На фоне крымского референдума и его итогов, правомерных с любых позиций – суверенитета многонационального народа, суверенитета личности и граждан, проживающих в регионе, эффективности органов власти автономии, заметны два существенных момента.

Один из них связан с международно-правовым нигилизмом, политикой стран Запада и подконтрольных им международных организаций по игнорированию и отрицанию очевидных юридических императивов, их универсального применения, а также избирательного, в соответствии со своими интересами, толкования. Как известно, концентрированная, многоуровневая критика проведения референдума в Крыму 16 марта 2014 г., в том числе с подключением ресурсов Совета Безопасности ООН, Евросоюза, Совета Европы, НАТО и других субъектов, исходила, фактически, из непризнания, антидемократического по сути, целого ряда авторитетных международных актов, утверждающих право народов на самоопределение и равноправие, а также прав человека и гражданина. Среди них – Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1951 г., Пакты о правах человека 1966 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозных и языковым меньшинствам 1992 г. Западная тактика вошла в противоречие и с международной практикой (референдумы в Ю.Осетии, Приднестровье, объявленные плебисциты 2014 г. в Шотландии, Каталонии).

Особенно контрастно она смотрится на фоне истории Косово, включая известное решение Международного суда ООН от 22 июля 2010 г., признавшего отсутствие в международном праве запрета на принятие народами и нациями Деклараций о независимости. Ответ на вопрос о двойных стандартах тех же США в процессе признания или отрицания права на самоопределение (Косово – Крым), о противоречивом, предельно субъектном подходе к принципам международного права продиктован дипломатическим эгоизмом США (Pax American), стратегий интеграции Украины (и не только) в евроатлантические институты в качестве противовеса России и проводника нового переустройства мира по американским лекалам.

Политика эксплуатации иностранного потенциала, даже находящегося на грани потери государственности, нелегитимного, без стабильной поддержки населения, будет продолжаться и далее. Обманывать себя не надо. После позитивного референдума в Крыму, который показал ущербность внешней политики Запада в эпоху глобализации, чувство реванша будет владеть многими западными лидерами.

В подтверждение тому – эволюция второго момента, возникшего до референдума, но, судя по всему, переходящего в практическую плоскость после объявления его официальных итогов. Он связан с русофобскими подходами ряда стран и курируемых ими международных структур к оценкам справедливой и законной деятельности Российской Федерации по защите и обеспечению международного права. В ситуации по Украине внешняя политика РФ была и остается предельно ясной.

Об этом четко сказал в обращении к Федеральному Собранию России Президент РФ В.Путин. Его выступление в Кремле 18 марта 2014 года – манифест нового международного порядка, оферта к утверждению императивных принципов международного права, перезагрузки действующих международных институтов в духе реализма, прагматизма и уважения суверенитета государств. Мы – за соблюдение Соглашения сторон внутриукраинского конфликта от 21 февраля 2014 г., полное выполнение Киевом международно-правовых обязательств в гуманитарной сфере (по языку, культуре, образованию, правам меньшинств), харьковских договоренностей по Черноморскому флоту, в рамках СНГ, по двусторонним отношениям с Россией (в частности, область финансовых долгов). Юридическая позиция России применительно к референдуму в Крыму была совершенно конкретной.

Его поддержка и уважение полученных результатов исходили из учета и соблюдения общепризнанных норм международного права (например, ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах). Наша страна следовала в данной ситуации и указанию (п. 3) всем участникам пактов в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций "поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право". Заметим, что установка распространяется и на Украину, ее официальные лица как страны, присоединившейся к этим документам. Однако поведение России вызвало у её оппонентов не поддержку, а откровенную политическую злобу и шантаж.

В антироссийской истерии, не скрывая своих русофобских и реваншистских взглядов (в том числе и за геополитический проигрыш Южной Осетии, Абхазии) участвуют лидеры США, Франции, Великобритании, Германии, идущие в жесткой привязке к ним власти Латвии, Литвы, Эстонии, других зависимых квази-государств, парламентарии, дипломаты, политики многих стран, которые в духе "холодной войны" встали в ряды борцов с российским влиянием, с российской общедемократической концепцией переустройства мира.

Дело не ограничилось примитивными словесными угрозами, хотя, как это сделал Б.Обама, заявивший о том, что России придется заплатить за признание народного референдума в Крыму, должно рассматриваться в качестве недружественных действий, далеких от политической культуры и традиций дипломатического протокола. Сегодня мы наблюдаем и иной, более жесткий вектор поведения западных акторов.

На виду международного сообщества распространяется тренд обвинения России, ее судебного преследования за ответственное поведение в Крымской и в Украинской (в целом) ситуации. Инициаторы этой компании вовсю апеллируют терминами, которые логично увидеть при вынесении приговоров реальным обвиняемым за международные преступления. Типичным примером такого политического психоза стало постановление Европейского парламента (ЕП) от 13 марта 2014 года.

Этот документ логично завершает русофобскую линию одного из главных органов Евросоюза, который за 5 лет своей работы показал умение принимать необъективные и аморальные оценки в адрес России и неумение выстраивать действительно прагматичные отношения, которым в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в июле с.г. исполняется двадцать лет. Резолюция ЕП, обвинившая Москву в давлении, диктате на Украину, нарушении ее территориальной целостности, призвала (такого никогда не было в истории двусторонних отношений) к разрыву официальных отношений с Государственной Думой и Советом Федерации России. Подарок к юбилею еще тот! Правда, его творцы напрочь забыли о том, что так называемые санкции требуют хотя бы реальных фактов, которые подтверждают правонарушение в соответствии с Уставом ООН. Таких фактов нет.

А те эпизоды, на которые дается ссылка, - ситуации, урегулированные правом. В том числе и вопросы нахождения ВМФ и соответствующих воинских частей России на территории Украины, решенные Харьковскими договоренностями 2010 года. Об этом надо говорить публично. Следует напомнить и о том, что в случае принятия различных политических или экономических мер в отношении России, ее граждан, юридических лиц, бизнеса, других субъектов, обратная реакция будет адекватной. Об этом тоже предупредил глава российского государства. Но это – не наш выбор. Вне всякого сомнения, "санкционная лихорадка" – зло, которое не работает на мироустойчивость, диалог государств, взаимоуважение стран, их сотрудничество перед вызовами и угрозами нового столетия. Реализм такого утверждения все более признается многими представителями политического, торгово-экономического, банковского, технологического сообщества зарубежом.

Ими послан недвусмысленный сигнал, в частности, своим правительствам, Европейской Комиссии, другим структурам об опасности подобных отрицательных шагов, особенно с точки зрения конкретной экономики. (Германский Федеральный Союз оптовой и внешней торговли и сферы услуг, Ассоциация канадских производителей свинины, Федеральный Союз германских банков, Восточный комитет немецкой экономики, Ассоциация европейского бизнеса и др.) Украинские события зафиксировали кризис в развитии миропорядка, мировой и региональной системы безопасности, включая неэффективность внешнеполитического, дипломатического и международно-правового поведения как отдельных государств, групп стран, а также международных организаций.

Для преодоления кризисных зон инерции, накопленной "критической массы" в международных отношениях требуется ответственный разговор о причинах появления в них разрушительных тенденций и направлений. Актуален как никогда поиск согласованных решений в духе принципов международной морали и законности. Он крайне важен накануне 70-летия окончания Второй Мировой войны и создания Организации Объединенных Наций. Москва готова к таким действиям. Слово за нашими западными визави.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме