17:31 25.11.2015 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин: Водные пути России

2015-11-25 16:48
В.И.Кашин,

Подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Принятие данного законопроекта должно существенно улучшить использование водных путей нашей страны.

Огромное водное хозяйство и богатство страны

Россия – это великая водная держава, и этот потенциал должен работать на общее благо. Занимая 1/6 всей земной суши и протяженность 60 тыс. км водного побережья, Российская Федерация отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутренних водоемов.

Гидросеть России образуется из более чем 2,5 млн. рек и ручьёв, общая протяженность которых составляет свыше 8 млн. км. Число рек (водотоков), включенных в государственный водный реестр, составляет значительную величину – 142,3 тыс. единиц.

На территории России расположены полностью или частично 8 из 50 крупнейших мировых бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура, Волги, Днепра, Дона, Урала.

Число озер России составляет более 2,7 млн. единиц с суммарной площадью водной поверхности почти 409 тыс. кв. км. В государственном водном реестре зарегистрировано 20,7 тыс. озер.

Кроме того, в эксплуатации находятся 2650 водохранилищ емкостью выше 1 млн. кубометров. В первую десятку крупнейших по площади водного зеркала водохранилищ в мире входят Куйбышевское (6,15 тыс. км2), Братское (5,5 тыс. км2), Рыбинское (4,5 тыс. км2), Волгоградское (3,1 тыс. км2), Красноярское (2,0 тыс. км2) водохранилища.

Территория России омывается водами 12 морей, а также водами Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также внутриматерикового Каспийского моря.

Внутренние водные пути (ВВП) России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи субъектов Российской Федерации, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении с 45 странами Европы, Азии и Африки.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101.6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски. Это огромное хозяйство и богатство!

СССР первой из стран Европы завершил в 1975 г. процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

Внутренние водные пути обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт.

В целом, на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится около 2% от общего объема перевозок всеми видами транспорта России.


Новации для общей пользы

Основной целью законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» является создание правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.

В настоящее время, в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, внутренние водные пути находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета. Перечень водных объектов, составляющих внутренние водные пути Российской Федерации, утверждается соответствующим распоряжением Правительства РФ.

Ряд регионов страны (г.Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ– Югра, Красноярский край и др.) на протяжении нескольких лет неоднократно обращались с предложением, чтобы внутренние пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень водных объектов, включали в себя и внутренние водные пути регионального значения.

Внесенный законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации право в дополнение к существующему Перечню внутренних водных путей федерального значения инициативно вносить в Правительство Российской Федерации предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта Российской Федерации и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. Дело в том, что с изменением законодательства с 2006 года субъекты Российской Федерации не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Российской Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения, посредством предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП и федерального значения в интересах субъектов Российской Федерации.

Такой подход дает возможность создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов Российской Федерации на тех водных объектах, которые, прежде всего, не включены в Перечень ВВП федерального значения.

Новации для общей пользы

Основной целью законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» является создание правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.

В настоящее время, в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, внутренние водные пути находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета. Перечень водных объектов, составляющих внутренние водные пути Российской Федерации, утверждается соответствующим распоряжением Правительства РФ.

Ряд регионов страны (г.Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ– Югра, Красноярский край и др.) на протяжении нескольких лет неоднократно обращались с предложением, чтобы внутренние пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень водных объектов, включали в себя и внутренние водные пути регионального значения.

Внесенный законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации право в дополнение к существующему Перечню внутренних водных путей федерального значения инициативно вносить в Правительство Российской Федерации предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта Российской Федерации и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. Дело в том, что с изменением законодательства с 2006 года субъекты Российской Федерации не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Российской Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения, посредством предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП и федерального значения в интересах субъектов Российской Федерации.

Такой подход дает возможность создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов Российской Федерации на тех водных объектах, которые, прежде всего, не включены в Перечень ВВП федерального значения.

Обеспечить безопасность на воде

Еще одним важным моментом является то, что сегодня остро стоит вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах, не включенных в федеральный Перечень. Так, например, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино в Красноярском крае, которое не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, погибли 8 человек. Если такие водные объекты, в соответствии с внесенным законопроектом, будут отнесены к внутренним водным путям регионального значения, то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля, входящие в состав администраций бассейнов внутренних водных путей, получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.

В целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, законопроектом предполагается распространить действие Кодекса внутреннего водного транспорта на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Недостатки законодательства сегодня позволяют судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не только не проводить их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для необходимой классификации и освидетельствования.

Помимо этого судовладельцы снимают с учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе, имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим состоянием этих судов в настоящее время является исключительной прерогативой судовладельца.

Законопроектом предполагается функции по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения возложить на администрации бассейнов внутренних водных путей, которые отвечают за обеспечение безопасного судоходства на внутренних водных путях.

Бережно использовать водные богатства

Несколько слов надо сказать о собственности на водные объекты. Эти вопросы полностью урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Водного Кодекса пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, к которым каждый гражданин вправе иметь доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Конечно, на практике мы сталкиваемся с проблемами исполнения законов. Можно привести многочисленные примеры, когда богатенькие граждане грубо нарушают природоохранное и водное законодательство – строят коттеджи в водоохраной зоне, меняют береговую линию, намывают искусственные острова, строят причалы и эллинги в теле гидротехнических сооружений (дамб) и т.д. Мы с этим сталкивались даже на Волге, не говоря уже о реках меньшего масштаба, в том числе в Подмосковье. Так, например, в водонапорной дамбе г.Дубна местными дельцами были построены эллинги для моторок и яхт, в районе г.Кимры была изменена береговая линия реки Волги, то же самое происходило с рекой Клязьма, застройка поймы реки в районе Красногорска, застройка долины реки Сетунь и т.д. Такие нарушения не имеют права на существование и их надо выжигать каленым железом. И вносимый законопроект в значительной мере решает эти проблемы.

Важным является контроль за обеспечением общедоступности водных объектов для населения, который не всегда осуществляется так, как это предусмотрено. Это подтверждается многочисленными обращениями граждан. Зачастую право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов нередко трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам. Это абсолютно незаконно. Правоохранительные органы обязаны реагировать на такие случаи.

Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с принятием в первом чтении в декабре 2013 года проекта федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Сейчас он активно готовится к рассмотрению ко второму чтению в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Депутатам Государственной Думы, также как и всем гражданам, небезразлична судьба водного фонда страны, мы стремимся в своей работе по совершенствованию водного и другого законодательства учесть все особенности этого уникального природного ресурса, чтобы обеспечить его рациональное использование, сохранить природные богатства России для будущих поколений и не допустить их бесконтрольного уничтожения.


В.И.Кашин,

заместитель Председателя ЦК КПРФ,

Председатель Комитета ГД ФС РФ

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии,

академик РАН

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме