14:30 20.11.2015 | Все новости раздела "КПРФ"

Ленинской закалки большевик. Публикация в «Правде» к 140-летию со дня рождения М.И. Калинина

2015-11-20 14:15
По страницам газеты «Правда», Виктор Трушков

19 ноября исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Ивановича Калинина. Этот человек был более четверти века (27 лет!) главой первого в мире Советского государства. Рекомендуя М.И. Калинина на пост председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), В.И. Ленин говорил: «Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он — крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством… Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс…» Равнодушный скептик скривится: «Ну и что?» «Сугубо формальный подход», — поддержит его циничный либерал. Но это — позиция невежд. Чтобы понять и выбор личности М.И. Калинина, и смысл ленинских слов, надо окунуться в март 1919 года.

Ленинской закалки большевик

Прошло ровно два года после свержения царизма, лицом которого был «император Всея Руси, самодержец Российского государства, помазанник божий». И вот новая государственная власть определяет, кто должен быть её официальным главой, представлять собой суть и смысл рабоче-крестьянского государства. Избирался не вождь, не вперёдсмотрящий, а человек, воплощающий собой Советскую власть, её лицо, символизирующий диктатуру пролетариата в крестьянской стране. Не случайно вскоре после избрания председателем ВЦИК М.И. Калинин получил уникальное народное звание (ни к кому другому оно уже не приросло): «всероссийский староста». После образования СССР и избрания Михаила Ивановича одним из председателей ЦИК СССР, а потом председателем Президиума Верховного Совета СССР оно естественно трансформировалось во «всесоюзного старосту». Калинин своей личностью, своей жизнью воплощал союз рабочего класса и крестьянства. Но он в не меньшей степени был и олицетворением социалистической, то есть пролетарской, революции.

М.И. Калинин — человек, безусловно, относящийся к ленинской гвардии. В 1896 году 20-летний токарь Михаил Калинин, освоивший рабочую профессию на «Старом арсенале», перешёл на другой столичный завод — знаменитый Путиловский. Вскоре он организовал там марксистский кружок, вошедший в ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Через три года молодой рабочий был арестован по делу «Союза борьбы» и после 10-месячной отсидки в петербургской тюрьме сослан в Тифлис (Тбилиси). Там, будучи токарем Главных железнодорожных мастерских, вошёл в центральную группу социал-демократической организации. За активное участие в стачке снова попал в тюрьму и снова последовала ссылка — теперь в Ревель (ныне — Таллин). Там организовал марксистский кружок на заводе «Вольта» и в железнодорожных мастерских, а также подпольную типографию. Одновременно стал агентом «Искры». Потом чередовались печально знаменитая питерская тюрьма «Кресты» и руководство большевистской организацией Путиловского завода, организация боевых рабочих дружин в Первую русскую революцию и новая ссылка…

Калинин был делегатом IV съезда РСДРП, на котором последовательно поддерживал ленинскую линию. В январе 1912 года VI (Пражская) партийная конференция большевиков избрала его кандидатом в члены ЦК РСДРП и ввела в состав большевистского Русского бюро. Михаил Иванович участвовал в создании газеты «Правда» и был её постоянным автором. В статье «Детище рабочего класса» Калинин вспоминал: «Трудно переоценить роль «Правды» в оформлении и закреплении нового революционного рабочего движения в 1912—1914 гг. …Я тогда работал на заводе «Айваз» и хорошо помню, какое изменение внёс выход «Правды» в нашу внутрипартийную жизнь. Заводская организация сразу же получила огромную нагрузку практической революционной работы. Часть партийцев занялась доставкой газеты. Это очень трудная работа. Как правило, с часу ночи надо было быть в типографии и прямо с машины нести газету на завод… Распространение газеты среди подписчиков производилось другой группой членов партии. Принесённые кипы газет распределялись по цехам, а там, в свою очередь, уже среди подписчиков. Разумеется, всё это делалось полуподпольно и для постороннего человека незаметно. В каждом цехе был уполномоченный по подписке на газету. Его задача заключалась в том, чтобы как можно больше рабочих охватить подпиской, собирать подписные деньги и всё это сдавать особому уполномоченному, который от имени всей партийной организации завода имел дело с редакцией газеты…»

Потом за революционную работу снова были тюрьма и приговор к ссылке в Восточную Сибирь, но Калинину удалось скрыться и продолжать партийную работу подпольно. Затем — Февральская революция, в которой большевик активно участвовал. Избранный в состав первого легального Петроградского комитета большевиков, он был его представителем в бюро ЦК РСДРП(б). Снова сотрудничал с «Правдой», будучи членом её редакции. Был председателем управы Лесновского района, в помещении которой состоялось знаменитое заседание ЦК большевистской партии 16 октября 1917 года, принявшее резолюцию о вооружённом восстании.

«Не увлекайтесь дешёвыми лаврами»

Перед нами героическая, полная подвигов жизнь-борьба. Но Михаил Иванович никогда не кичился своей биографией, не выпячивал свою личность. Скромность была его неотъемлемой чертой. Образованный марксист, серьёзный аналитик, он сожалел, что ему не удалось получить систематического образования (оно свелось к четырёхклассному земскому училищу). Более того, будучи ярким оратором и вдумчивым публицистом, М.И. Калинин сетовал: «Что касается русского языка, я считал бы крайне необходимым лучше знать русский язык, ибо в конечном счёте только тогда будет ясна собственная мысль, когда ты будешь уметь излагать её в простой и ясной форме. А если ты хочешь ещё влиять и на окружающих, — желание вполне законное вступающего в жизнь человека, — то этого можешь достигнуть только тогда, когда будешь уметь облекать свои мысли в яркую, общедоступную речь».

Михаил Иванович не кичился и своим вкладом в революцию. Выступая перед старшеклассниками средних школ Ленинского района Москвы 17 апреля 1941 года, он, выделив четыре типа дореволюционной рабочей молодёжи (во-первых, тех, кто «стремились всякими путями и уловками выскочить из рабочей среды, …завести связи со служащими заводов, жениться на их дочерях», во-вторых, работяги, интересы которых ограничивались личным благополучием, «сводились к заработку, к обеспечению домашнего уюта», в-третьих, «фискалы и подхалимы»), обращал внимание школьников, что «для подавляющей массы рабочей молодёжи был характерен тип людей, настроенных оппозиционно по отношению к существовавшим тогда общественным и политическим порядкам. Именно из таких людей выходили тогда настоящие революционные борцы».

Говоря о себе, он стремился подчеркнуть, что «по внешности мы жили самой обыкновенной жизнью. Если бы кто понаблюдал за нами со стороны, то не заметил бы ничего особенного… Мы отличались лишь тем, что у нас обыденные интересы постепенно оттеснялись общими интересами рабочих».

Даже о тяготах революционных борцов он говорил обыденно, без пафоса и уж тем более без выпячивания собственной персоны.

В беседе со студентами Института государственного права и государственного управления он снова обращается к вопросам морального облика руководителя: «Нельзя надеяться на гибкие манеры. Иногда с похвалой говорят: какой гибкий человек. Есть такие люди, которые умеют ловко, дипломатично всегда обделать дело… Можно ловко собрание провести, резолюцию без задоринки и т.д., но пустышка всегда выявится, её нигде не скроешь. Поэтому нужно рассчитывать не на манёвры и гибкость, а на работу.

Вот вам последнее напутствие — работайте честно, по-коммунистически, не увлекайтесь дешёвыми лаврами! Пустышка сегодня поднялась, а завтра вниз полетела… Если будете честно работать, то вас партия всегда отметит; когда человек честен, он всегда спокойно спит. Если же человек начнёт крутить, то на время он, может быть, что-нибудь выкрутит, но это будет временным успехом, а потом он провалится».

Три месяца спустя М.И. Калинин встречался с выпускниками Всесоюзной промышленной академии лёгкой индустрии имени Молотова. Вот чем он их напутствовал: «Во-первых, чтобы вы честно проводили свою работу. Во-вторых, какая бы работа ни была, большая или маленькая, выполняли бы её с любовью и добирались до самого существа. В-третьих, чтобы не строили свою работу напоказ… В-четвёртых, пожелать вам культурно расти».

Все эти пожелания и предостережения Калинин вывел из собственной жизни, в которой доверие партии шло за его делами. Кстати, вопрос о выборах председателя ВЦИК после смерти Я.М. Свердлова в марте 1919 года всесторонне обсуждался на пленуме Центрального Комитета партии. М.И. Калинин не был безальтернативным кандидатом. Рассматривались также кандидатуры председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского, председателя Вятского губернского ревкома А.Г. Белобородова, наркома финансов Н.Н. Крестинского, наркома путей сообщения В.И. Невского и председателя Смоленского губкома партии С.В. Иванова. На том же пленуме Калинин был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК РКП(б).

Главной партийной обязанностью Михаила Ивановича стала пропагандистская работа среди рабочих, крестьян и красноармейцев. Примечательная особенность работы нового главы государства: в годы Гражданской войны он находится не столько в столице, сколько в бронепоезде «Октябрьская революция». Агитпоезд председателя ВЦИК совершил 12 (двенадцать!) рейсов по центральным районам России, Украине, Северному Кавказу, Сибири и почти по всем фронтам Гражданской войны.

В личной смелости этому человеку тоже не откажешь. Непосредственно перед Кронштадтским мятежом, 1 марта 1921 года, М.И. Калинин без охраны прибыл в крепость, чтобы призвать матросов прекратить волнения. На многочисленном митинге он был встречен аплодисментами. Однако на его призыв митинговавшие не откликнулись. В то же время они дали возможность «всероссийскому старосте» беспрепятственно покинуть Кронштадт.

С 1 января 1926 года до последнего дня своей жизни Михаил Иванович Калинин был членом Политбюро ЦК ВКП(б). Его скромность способствовала появлению мифа о том, что в партийном руководстве он был безропотным молчуном, голосовавшим за все решения. Факты опровергают эту байку. Да, М.И. Калинин был верным соратником И.В. Сталина. Но их мнения порой не совпадали. Например, известно, что в марте и в начале мая 1932 года, когда в Политбюро обсуждалось решение о высылке кулаков, исключённых из колхозов, М.И. Калинин решительно высказал своё особое мнение. 4 мая на листе голосования опросом постановления о высылке 38 тысяч крестьянских семей он написал: «Я считаю необоснованной такую операцию». Более того, он добился, что через две недели Политбюро отменило своё решение, остановив уже начавшуюся операцию.

В марте 1946 года 70-летний Калинин настоял, чтобы его по возрасту и по состоянию здоровья освободили от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

3 июня того же года он скончался. Похоронен Михаил Иванович у Кремлёвской стены. Надгробный памятник ему стоит рядом с памятником И.В. Сталину.

«Думаете, партия привела рабочий класс к победе только лозунгами?»

М.И. Калинин оставался всю жизнь главным пропагандистом партии. Агитбронепоезд «Октябрьская революция» был поставлен на запасный путь, а Михаил Иванович по-прежнему оставался на передовой пропагандистского фронта.

Вот он выступает перед научными работниками и студентами Ростова-на-Дону. Только что отгремела 10-я годовщина Великого Октября. Один из руководителей ВКП(б) ставит перед слушателями вопрос, привлекающий не только своей неожиданностью, но и глубокой серьёзностью: «Вы думаете, что Коммунистическая партия захватила власть, привела рабочий класс к победе только своими революционными лозунгами?» Нет, Калинин не отрицает, что большевистские лозунги были привлекательными и мобилизующими: «Земля — крестьянам! Заводы — рабочим! Власть — Советам!» В них соединились мудрость народа и теоретическая глубина марксизма. Нам бы сегодня так точно выработать лозунги! Но диалектик Калинин понимает, что верные идеи надо уметь превращать в материальную силу. И потому на поставленный им же вопрос отвечает: «Это грубейшая ошибка».

Логика его мысли идёт по ленинскому азимуту. Самые точные лозунги отражают материальные условия общественного бытия. Революционная ситуация порождает наиболее боевые лозунги. Но требуется ещё субъективный фактор. На него и обращает внимание Михаил Иванович: «Коммунистическая партия за свою 30-летнюю историю создала кадры великолепных подпольных организаторов. Организаторские таланты не падают с неба. Они создаются в процессе работы. Подпольная работа большевиков, требующая от людей выдержки, известного умения, постоянной ориентировки, умения использовать данную обстановку в интересах партии, и выковала кадры организаторов». Какое точное понимание классовой борьбы!

Обращаясь к пополнению профессиональных партийных кадров, выпускников Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова, Калинин, прошедший 20-летнюю школу революционного подполья, выделяет критерии партийного организатора. Он «не должен забывать за очередной работой конечные цели. И какие бы препятствия он ни встречал на своём пути, он твёрдо знает, что эти препятствия не сегодня, так завтра будут побеждены. И нужно, чтобы он это своё глубокое убеждение в конечную победу коммунизма, чтобы это убеждение он опять-таки на конкретной практической работе, на частных примерах сумел передать, внедрить в сознание широких непартийных рабочих и крестьянских масс… Поэтому, товарищи, для того, чтобы работать в партии, где самая работа до известной степени является подвижничеством, и для того, чтобы находить наслаждение, находить интересы в этой подвижнической работе, надо быть глубоко убеждённым в правоте и красоте тех принципов, за которые мы боремся».

Калинин подчёркивает, что убеждённость коммуниста должна опираться на марксистско-ленинскую теорию. Но, «чтобы быть марксистом, надо пропитать теорию жизнью, надо связать повседневную работу с теорией. Быть марксистом — это значит быть творцом... Марксизм без вкладывания души, без творчества, без постоянного живого учёта всего происходящего будет квазимарксизмом... Марксистский метод применяется правильно, когда, работая с теорией Маркса, мы изучаем то явление, которое перед нами. И то решение, которое мы примем, будет каждый раз новым решением».

Очень примечательна такая постановка вопроса: о достижении политической грамотности можно говорить лишь тогда, когда будет достигнута социалистическая сознательность рабочего класса и его стратегических союзников. Но для решения этой задачи недопустимы никакие компромиссы с буржуазной идеологией.

«Революция должна начинаться с молодёжи»

Об этом М.И. Калинин говорил тоже на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ. Но юное поколение для этого предстоит воспитывать в революционном духе. Здесь стоит обратить внимание на доклад на собрании партийного актива города Москвы «О коммунистическом воспитании». Примечательна дата этого доклада: 2 октября 1940 года, ровно через 20 лет после знаменитой речи В.И. Ленина на III съезде РКСМ. Эти две речи во многом перекликаются. Но сейчас важнее то приращение ленинской мысли, которое мы находим у Калинина.

Прежде всего заслуживает внимания его толкование воспитания: «По-моему, воспитание есть определённое, целеустремлённое и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю… как-то: внедрение определённого мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработку определённых черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие определённых физических свойств и т.п.» И далее следует принципиальный вывод, точно соответствующий духу революционного марксизма: «Таким образом, в классовом обществе никогда не было и не может быть внеклассового или надклассового воспитания».

Буржуазное общество явно лицемерит, утверждая неполитический характер проповедуемого им воспитания. Калинин напоминает: «Трудящийся человек в буржуазном обществе от рождения и до самой смерти находится под постоянным воздействием мыслей, чувств, привычек, выгодных господствующему классу. Оно осуществляется по бесчисленным каналам, принимая иногда еле осязаемые формы. Церковь, школа, искусство, пресса, кино, театр, различные организации — всё это служит орудием внедрения в сознание масс буржуазного мировоззрения, морали, привычек и т.д.»

Буржуазному воспитанию призвано противостоять воспитание коммунистическое. Оно «в корне отличается от буржуазного не только своими задачами, что понятно и без доказательств, но и методами. Коммунистическое воспитание неразрывно связано с развитием политического сознания, общей культуры, повышением интеллектуального уровня масс». Ясно, что главным организатором и исполнителем такой сложной работы является Коммунистическая партия, а её важнейшим помощником — Ленинский комсомол. Выступая на VII съезде ВЛКСМ, Михаил Иванович заметил, что партия уделяет комсомольскому съезду «больше внимания, чем любому из других съездов». И пояснял: «В лице комсомола мы будем иметь те отряды, которые потом будут замещать ряды старых борцов за социализм».

Ясно, что при таком подходе ленинской партии к комсомолу на него возлагается главная ответственность за идейное воспитание молодёжи. Но Калинин предупреждает: «Марксизм изучать — это значит, овладев марксистским методом, уметь подойти и ко всем остальным вопросам, связанным с вашей работой».

В опубликованном в «Правде» приветствии М.И. Калинина комсомолу по случаю его 15-летия читаем: «Комсомольская организация является активным проводником линии партии. Она воспитывает в борьбе и на практическом её проведении комсомольские массы. Комсомольская организация свято хранит и всегда ставит перед своими массами интернациональные задачи пролетариата, связывая свою повседневную работу и практические достижения с этими задачами». В этих словах одновременно сочетаются и признание заслуг советского комсомола, и наказы ему для дальнейшей деятельности. Сегодняшней в том числе.

Калинин уделял огромное внимание роли школьного комсомола. Его задачам была посвящена его большая, насыщенная критическими мотивами речь на совещании ЦК ВЛКСМ с секретарями обкомов ВЛКСМ по работе среди школьной молодёжи и пионеров 8 мая 1940 года. «Ваша задача, основная задача — это проникновение в школу, в учительскую среду, с тем, чтобы помочь партии в коммунистическом воспитании детей».

Через год, в мае 1941 года, Михаил Иванович выступил со статьёй в журнале «Пионер». Разговор с пионерами и школьниками он вёл очень серьёзно, без сюсюканья. На правах старшего товарища он поставил перед читателями журнала задачу «бороться за повышение общекультурного уровня». В летние каникулы он советовал «прочитать хорошую книжку, коллективно обсудить прочитанное, подискутировать — всё это расширит горизонт ваших знаний и даст большую возможность для самостоятельной работы мысли». Примечательно продолжение этой мысли: «Особенно необходимо это для пионеров старшего возраста, которые готовятся вступить в ряды комсомола, то есть стать на путь сознательной политической жизни как помощников партии по строительству коммунизма».

Верный ученик Ленина, надёжный соратник Сталина, Калинин был активным проводником и пропагандистом преемственности Коммунистической партии, Ленинского коммунистического союза молодёжи и пионерской организации имени В.И. Ленина. Эту связь он считал нерушимой. На совещании актива днепропетровского комсомола он удивительно естественно и просто говорил об их преемственности: «Мы ценим комсомольцев не только потому, что они, как говорят пионеры, являются «наследниками» старых большевиков, но и потому, что эти «наследники»… являются активной творческой силой страны». В этих словах и высокая оценка дел, и аванс, и стимул к новым непоказушным действиям.

Наказы и советы М.И. Калинина комсомолу — это не благие пожелания, которые не предполагают контроля их исполнения. На встрече с активом тогда, в 1928 году, ещё двухмиллионного комсомола он по-большевистски строго предупреждал: «Если вы при поддержке партии эти два миллиона человек не сумеете воспитать политически, вырастить в том направлении, в каком это выгодно для укрепления социализма, — это будет значить, что вы не справились с огромным историческим назначением вашей организации». Те, к кому видный политик обращался в 1928 году, поставленную задачу решили успешно. Но это требование, думается, столь же актуально для сегодняшнего руководства комсомола и его наставников. В общем, М.И. Калинин остаётся в боевом строю и в наши дни.

* * *

А ещё с именем М.И. Калинина тесно связано такое уникальное явление первых десятилетий советской эпохи, как ходоки. Они были «материальным воплощением» отношения советских людей к «всесоюзному старосте». Его точно передал выдающийся поэт Михаил Исаковский:

К нему стучались в двери

днём и ночью,

И был для всех он как

живой родник —

Тверской крестьянин,

питерский рабочий

И ленинской закалки

большевик.

Думается, эта оценка остаётся справедливой и сегодня.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме