01:30 27.10.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Как власть и бизнес отнимают у костромичей зелёные зоны и водные объекты

2014-10-26 21:24
Татьяна Павлова, коммунист

В стародавние времена русские люди строили свои поселения друг от друга на расстоянии, определяемом  часом лошадиной езды. А нынешние власти примерно с таким же интервалом преподносят населению поводы для протеста. И хоть у местных жителей силёнок маловато для решения таких задачек от власти, но, как показывает практика, и у самой власти не хватает толку всё красиво приподнести.

Новая волна протеста в Костроме связана с историческим местом, с зелёной зоной, с водным объектом в центральной части города. Пруд на улице Шагова расположен всего в пяти минутах ходьбы от центра города. Но теперь власти упорно не хотят называть его прудом, навязывая такое же мнение и костромичам. Неудивительно – за последние годы пруд доведён до жалкого состояния захламлённой лужи с камышами. Сделано это было специально или «так получилось» - узнать это вряд ли уже представится возможным. Суть в том, что в этом месте начинают строить кафе, великодушно обустраивая и некий водоём. Но никакого плана, проекта, эскиза населению презентовано не было. Просто в один из октябрьских дней вокруг пруда вырос ряд из вешек для забора. Хотя история застройки пруда началась около трёх лет назад.

В 2011 году на инвестиционном совете при губернаторе Костромской области был одобрен проект  строительства клуба-кафе на ул.Шагова. 18 апреля 2012 года администрация города Костромы предоставила земельный участок одной из коммерческих организаций в аренду сроком на 3 года. 30 мая 2012 г. губернатор Костромской области Сергей Ситников как раз проводил рабочее совещание по вопросу благоустройства водных объектов на территории города Костромы. Обсуждались вопросы благоустройства в Костроме береговой территории и пруда, расположенного на ул. Шагова, а также строительство речного вокзала. «Что касается Шаговского пруда, то инвестор (костромская частная фирма) согласен за свой счет провести полное его благоустройство, заполнить водой и поддерживать в надлежащем состоянии. При этом на одной из сторон пруда будет построено небольшое уютное кафе», - сказал тогда Алексей Жердев, депутат Костромской областной Думы, председатель комитета по агропромышленной политике, развитию сельских территорий, природным ресурсам и экологии.

Но впоследствии никаких действий с прудом не производилось. Совершенно никаких. И если до 2012 года администрация города убирала мусор с берегов пруда, время от времени подливала воду в него из водопроводной трубы (как рассказывают местные жители), то после 18 апреля 2012 года никто из представителей власти или бизнеса к пруду не приближался.

Между тем, как сообщают историки, этому пруду около 400 лет. Вместе со множеством других прудов в центральной части города Костромы (которая, как известно, была деревянной) он всегда был с водой. Назначение этого пруда было крайне важным – пожарный водоём.  «Он имел почти круглую форму, его первоначальное название — Камаев, однако с конца XVIII в. он официально именуется Козьмодемьянским, т. к. до 1930-х годов на противоположной стороне улицы стояла церковь Козьмы и Демьяна в Кузнецах (она же Казанской Богоматери), храм воздвигнут на месте древнего деревянного в 1729 г., а колокольня — в 1812 г. По зимам на нем был первый и лучший в городе каток. Камаев пруд — едва ли не единственный уцелевший из некогда многочисленных водоемов подобного рода в старой Костроме. С конца 19-го века на нем заливался первый в городе каток, особенно любимый тогдашней учащейся молодежью. Еще раньше Камаев пруд окружали кузницы (он находился на территории Кузнечной слободы), из которых самая большая — общественная кузница продолжала действовать до 1820-х годов».

На этом земельном участке сейчас памятниками истории, архитектуры и градостроительства являются ближайшие к пруду дома по ул. Шагова №№ 18, 18Г, 20/2, 22, 24, 27/21, а также дома по ул.Долматова 8, 11, 15  (Реестр объектов культурного наследия, находящихся на территории Костромской области). А сам земельный участок расположен в зоне археологического-культурного слоя -  это «участок культурного слоя посада по бывшей Стрелинной и Немецкой (Агатиловой) улицам, XIII-XVIII вв» (Постановление главы администрации Костромской области «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения» от 28.10.1999 г. №470).

Кроме того, согласно Постановлению Главы города Костромы №1290 от 15.07.2008г. в перечень озелененных  территорий г.Костромы под №48 входит «сквер с прудом на пересечении ул.Шагова и ул.Долматова (озеленённая территория специального назначения)».                                                                                                                                                                   

Но вернёмся в настоящее время. Сколько бы воды ни было в пруду в последние 3 года, на нём стояла тишь да гладь. Никто и словом не обмолвился за это время про некий инвестпроект. Начали строить забор вокруг пруда – люди стали интересоваться и возмущаться. Администрация города сразу же пролила немного воды на это высохшее место. По словам первого заместителя главы Администрации города Костромы Олега Болоховца, «более 10 лет назад после неудачной попытки очистить пруд были нарушены подземные водоносные слои». Кто был заказчиком и исполнителем данных работ? Были ли между ними договорные обязательства? Были ли оплачены эти работы? Были ли предъявлены претензии по некачественно выполненным работам? Почему в течение последующих 10 лет администрация города не предпринимала попыток для сохранения водного объекта (бездействовала)? «Тогда (во время очистки) были нарушены подземные водоносные слои, которые восстановить не представляется возможным. Из реестра водных объектов Костромы пруд на улице Долматова исключен.» На каком основании и когда было сделано заключение о невозможности восстановления пруда? На каком основании, кем и когда пруд был исключён из реестра водных объектов города? «Иными словами, если пруд и может быть возрожден, то только как искусственное водное сооружение». Когда проводились гидрологические исследования и где их результаты? Когда проводились опросы населения, сходы граждан или другие мероприятия администрации с целью выявления отношения горожан к застройке и реконструкции данного места?  «Указанный земельный участок предоставлен одной из коммерческих организаций в аренду сроком на 3 года». Был ли при этом объявлен конкурс на аренду указанного земельного участка? Объявляла ли ранее администрация города конкурсы на его аренду в целях сохранения водного объекта посредством привлечения внебюджетных средств? Если это озеленённая территория, то должна ли быть государственная экологическая экспертиза на проект застройки (а её не было)? И каковы результаты государственной строительной экспертизы? В доме напротив размещён детский садик. Мог ли проект с кафе вообще пройти в этом случае экспертизу?

Выяснились и интересные детали. Так как пруд находится в зоне культурного наследия, арендатором было получено заключение Департамента культуры Костромской области, предоставляющее возможность строительства. Но в дальнейшем это согласование было признано несоответствующим существующим городским градостроительным нормам. Земельный участок находится в центральной части города, где высота возводимых зданий и сооружений не должна превышать 7 метров, а застройка не должна превышать 10 % общей площади. В конце марта 2014 года было принято решение в недельный срок (!) оформить новое заключение департамента культуры о возможности разрешения здесь строительства кафе. Одновременно до 1 мая 2014 г. предпринимателю было рекомендовано почистить пруд и залить в него воду, установить скамейки и прочее. В случае невыполнения договор обещали расторгнуть. До настоящего времени ничего этого не было сделано. Однако разрешительные документы на строительство этим же предпринимателям было выдано. «Постановлением Администрации города Костромы от 20 мая 2014 года утвержден градостроительный план земельного участка в соответствии с заключением департамента культуры Костромской области № 27-12 от 13 февраля 2012 года.

Согласно указанного заключения: вид разрешенного использования земельного участка: клуб-кафе до 50 посадочных мест; предельная высота объекта (от проектного уровня земли до венчающего карниза)- 11 метров; этажность - 2 этажа; процент застройки -50. Градостроительным планом земельного участка установлены параметры разрешенного строительства в соответствии с вышеуказанным заключением. Администрацией города Костромы ООО «ОЛД СТРИТ» выдано разрешение от 04 июля 2014 года № RU 44328000-233/1/2014 на строительство объекта «Кафе-клуб» со следующими параметрами: общая площадь здания - 739,82 кв.м, количество этажей – 2, площадь застройки 450,36 кв.м. Срок действия разрешения на строительство - до 4 февраля 2016 года.» Как видим, и это заключение департамента культуры не выдерживает утверждённых ограничений. Насколько оно ужесточило требования к проекту? Чем подтверждено, что арендатор согласился обустраивать зону отдыха на новых условиях?

Кроме всего вышесказанного, в этом месте явно будет конфликт законных интересов, ведь речь идёт о размещении объектов предпринимательской деятельности в непосредственной близости от жилых домов. Конституция РФ провозгласила право на благоприятную окружающую среду и право частной собственности. Реализация данных прав уже содержит потенциальный конфликт.

Поэтому очень важна позиция органов местного самоуправления, выдающих разрешение на размещение объектов предпринимательской деятельности. При этом местная администрация должна учитывать мнение людей, проживающих по соседству, а тем более она должна заранее проинформировать народ об открытии торговой точки или пункта питания. При возникновении конфликтной ситуации или неприятия людьми оборудования нового пункта обслуживания населения, должен иметь место поиск компромисса между жильцами соседних домов и предпринимателями. Но в данном случае администрация, наоборот, убеждает местных жителей в том, что кафе и парковка – это то, о чём эти жители мечтали все последние годы. Теперь можно прогнозировать жителям изучать нормы других законов и торить тропинки в различные органы. (Так, если шум и музыка превышает санитарные нормы, то должностное/юридическое лицо должно быть привлечено к административной ответственности. В ночное время покою граждан не должны мешать не только музыка, но и иные действия, повлекшие нарушение покоя.

При каждом нарушении после 23 часов следует вызывать полицию, чтобы фиксировать факт административного нарушения и для составления протокола (п.2.1. ст. 28.3 КоАП).Также следует подать коллективную жалобу в Роспотребнадзор (отдел санитарного надзора) с просьбой проведения контрольных замеров превышения уровня шума в дневное и ночное время в соответствии с Санитарными нормами. И написать коллективную жалобу в Администрацию о нарушении кафе прав граждан на отдых, покоя и тишины в ночное время. Каждая жалоба имеет значение, т.к. кафе в следующий раз может уже не получить разрешение на свою деятельность). Точно ли местные жители хотят этих процедур одновременно с неизвестным пока им благоустройством  территории пруда?

Можно в данном случае легко увидеть и политику двойных стандартов со стороны органов власти. В центре г.Костромы, на так называемой «сковородке», в конце 1990-х – начале 2000-х годов спилили все деревья, убрали все киоски. Как тогда объяснили городские власти - в целях привлечения туристов, которым деревья загораживают вид на исторические здания. «Сейчас в сквере площади деревьев нет, а есть огромный цветник по южному образцу, открывающий вид на архитектурные шедевры, обрамляющие площадь».  Естественно, что при строительстве двухэтажного кафе (высотой с трёхэтажный дом), да ещё со шпилем, вид на данную историческую площадь с памятниками архитектуры и истории будет закрыт.

Ну и наконец, администрация города прекрасно осведомлена о том, что реализацию социально значимых проектов, в частности, благоустройство зелёных зон и водных объектов, сохранение памятников культуры и истории можно осуществить через некоммерческие организации посредством участия их в конкурсах среди НКО на получение грантов. Такой конкурс проходит, например, ежегодно в Костромской области. Также есть множество других конкурсов на различных федеральных уровнях. Сотрудничество с НКО, поддержка их в реализации общегородских проектов – одна из важных функций органов местного самоуправления. Организовать что-то типа «народной стройки» в условиях, когда сама власть не в состоянии содержать небольшой пруд и несколько деревьев вокруг него, - не так уж и сложно.

Справка: Наличие экологической функции в числе функций местного самоуправления обусловлено целью этого социально-правового института, в качестве которой выступает создание всех условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека на территории муниципального образования, а также его задачами, которые заключаются в учете интересов населения муниципального образования и обеспечении комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Одним из условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека на территории муниципального образования, является обеспечение благоприятного качества окружающей среды. С этой целью и осуществляется природоохранная деятельность субъектов местного самоуправления. Результатом этой деятельности является создание дополнительных гарантии реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Основное назначение экологической функции местного самоуправления выражается в обеспечении сочетания и согласования экологических и экономических интересов населения муниципального образования, а также в создании необходимых гарантий, направленных на реализацию и защиту права человека на благоприятную окружающую среду. Таким образом, экологическая функция местного самоуправления принадлежит к числу основных, постоянных и наиболее значимых функций местного самоуправления, что связано с высокой степенью актуальности решения экологических проблем в муниципальных образованиях. Само назначение института местного самоуправления заключается в сближении интересов гражданского общества и государства, в их согласовании. Только в этом случае возможно нормальное развитие как общества, так и его государственных структур. Для реализации права на благоприятную для человека среду проживания необходимо активное участие населения в принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля за их реализацией, на основе надлежащей информации, что в конечном итоге, и обеспечивает реальную возможность человека жить в здоровой среде обитания.

Всё ясно, понятно, хоть и достаточно нудно? Вместо всего этого власти говорят: «Единственный выход для того, чтобы благоустроить данный участок – привлечь средства инвестора… Водоём там будет сохранен .... но с берегами более четкими, я думаю, в бетоне он будет исполнен, зимой будет заливка как катка этого водоема, и на берегу, все мы понимаем, что какая-то коммерческая составляющая от этой деятельности должна быть, на берегу будет кафе, небольшое на 50 мест»…

Вот так, брюки превратились, превратились брюки … в шорты. На ногах неудобно, надо на голове постоять. Из-за чего весь этот переворот? Да всё просто и уже привычно. Предпринимательская фирма ООО «Олд стрит», насколько становится известно, принадлежит …  Алексею Жердеву, депутату Костромской областной Думы, председателю комитета по агропромышленной политике, развитию сельских территорий, природным ресурсам и экологии. Конечно, входит в депутатскую группу «фракция "Единая Россия". Кроме того, он руководитель Костромского филиала ОАО «Россельхозбанк». Этот банк получил в этом году право вести расчётно-кассовое обслуживание по региональному оператору капремонта в Костромской области. Надо сказать, что желающих из всех 9-ти банков области, подпадающих под условия работы с данным фондом, остальные либо отказались от этого, либо предъявили совершенно невыгодные условия для собственников помещений в многоквартирных домах. Видимо, губернатору нужен был банк для реализации федерального закона, а А.Жердеву хотелось-таки построить кафе. А что? У очень многих депутатов есть бизнес, есть торговые центры или рестораны, но пока не у всех. Только по аналогии с этим блоггеры Костромы пошутили: «У каждого губернатора должна быть своя Муравьёвка (строительство на Муравьёвке, в исторической части города, рядом с администрацией региона и технологическим университетом, на крутом склоне холма, ведущего к Волге, началось при предыдущем губернаторе и вызвало тогда протест  среди костромичей. Многие говорили о том, что строительство уничтожило ландшафт горы, к которому привыкли горожане. И тогда тоже была завеса тайны над строительством).

Ну, а сейчас разгорелись страсти по земельному участку площадью 4 190 кв.м. в центре города, где расположен старинный пруд. Жители города организовали сбор подписей против планов по застройке данной территории. Уже направлены ряд обращений в различные инстанции, в том числе на имя мэра города и губернатора области, в прокуратуру области. Активные жители города против какого бы то ни было строительства на данной территории, за сохранение здесь зелёной зоны с водным объектом!  

Самое неприятное – молчание власти как ягнят. Но всё, что тихо происходит в залах переговоров, народ не видит, а результаты этой тихой деятельности – видит. И они далеко не всегда устраивают горожан. Согласно жанру костромичей ждут триллеры, криминалы, детективы, драмы. Власти и бизнес уж слишком сильно и откровенно плюют на мнения жителей. А как мы читали справку выше, должно быть всё ровно наоборот. Во что выльется это противостояние?

Ну, и надо отметить не просто неприятное, а страшное. «Согласно прогнозам, при сохранении нынешних темпов технико-экономического развития, 6-й технологический уклад вступит в фазу распространения в 2010–2020 гг., а в фазу зрелости – в 2040-е гг. При этом в 2020–2025 годах произойдет новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения в вышеназванных базовых технологиях. Для подобных прогнозов есть основания. В США, например, доля 5-го технологического уклада составляет 60%, 4-го – 20%. И около 5% уже приходятся на 6-й технологический уклад. В России, к сожалению, 6-й технологический уклад пока не формируется. Доля технологий 5-го уклада составляет примерно 10% (в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической отрасли), 4-го – свыше 50%, третьего – около 30%. Отсюда видно: чтобы Россия в течение ближайших 10 лет смогла войти в число стран с 6-м технологическим укладом, нам надо, образно говоря, перешагнуть через этап – через 5-й уклад. Думается, что при сложившихся формах и методах управления, организации и финансирования работ подобный прорыв осуществить не удастся. Нужны кардинальные изменения в этих вопросах… (Президент Нанотехнологического общества России, Генеральный директор ФГУП «ВИАМ», Президент Ассоциации государственных научных центров, академик РАН Е.Н.Каблов)» А Кострома не то что считает проценты перехода на 6-й уклад, а теряет даже способность жить так, как жили предки. Не в силах властей сделать простой глиняный замок в пруду, чтобы вода из него не уходила. Не в их силах почистить дно пруда. Невозможно, в отличие от питейного заведения, на средства городского бюджета благоустроить территорию вокруг пруда. Забыли дедовские способы, а новым не научились…

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме