21:15 25.08.2021 | Все новости раздела "КПРФ"

Ю.Ю. Ермалавичюс: Вульгаризация и догматизация науки угрожают гибелью

2021-08-25 20:10
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор

Наука – познавательная область жизнедеятельности общества – всегда играла и продолжает играть ведущую роль в его историческом прогрессе. Она производит продукт умственного труда людей на благо всего человечества. Поэтому научно-исследовательский труд носит всеобщий характер.

В научном прогрессе воплощается развитие человеческой мысли, умственного созревания человека как живого существа. В исторической действительности человеком достигается то, что им научно осознаётся и практически осваивается без вреда самому себе вплоть до осознания собственной человечности. В этом непрерывном познавательном процессе человеку приходится преодолевать «родимые пятна» дикости, умственную ограниченность и антинаучность, примитивизм и неадекватность, виртуальность и иллюзорность, имеющие место на тернистом пути научного познания объективной реальности.

Наука обрела подлинный смысл и стала стройной системой объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания людей, когда в середине XIX века получила теоретическую и методологическую основу диалектического материализма, открытого передовыми мыслителями того времени К. Марксом и Ф. Энгельсом. К. Маркс квалифицировал науку как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Открытие диалектического материализма явилось величайшей всемирно-исторической революцией в развитии человеческого мышления вплоть до научного осознания человеком самого себя, овладения им безграничной умственной силой.

Диалектический материализм представляет собой научное мировоззрение – философское учение о всеобщих объективных законах движения мира, его познания и преобразования. Материалистическая диалектика исходит из естественно происходящего в исторической действительности процесса революционного развития целостного и противоречивого мира, внутренний источник жизнеспособности которого состоит в единстве и борьбе противоположностей при объективном наличии всеобщей связи всех его явлений, взаимозависимости и взаимообусловленности всех сторон каждого многогранного явления, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне, составляющих в совокупности единый закономерный процесс движения мира. Материалистическая диалектика составляет основу научного мышления людей, представляющего собой процесс научного познания объективных закономерностей исторического развития природы и общества. Поэтому материалистическая диалектика обеспечивает научный уровень общественного сознания человека, способный к адекватному восприятию исторической действительности и научному её пониманию, революционному преобразованию мира в соответствии с действием всеобщих объективных законов диалектической логики истории ради полного удовлетворения человеческих потребностей людей.

Рождение диалектического материализма объективно обусловлено расцветом в середине XIX столетия капиталистической формации общества и выходом рабочего класса на мировую историческую арену в качестве самостоятельной социальной силы. Классовая борьба пролетариата за осуществление своих жизненных интересов – освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком – определяет его социальные и духовные потребности в научном мировоззрении, необходимом для революционного преобразовании жизни общества на коллективистских и гуманистических началах, построения человеческого общества социальной свободы и равенства. К удовлетворению этой потребности мирового пролетариата первыми приступили К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейшим элементом в становлении диалектического материализма явилось открытие ими материалистического понимания истории, согласно которому, по словам К. Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7). Содержание способа материального производства – диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества – определяет его революционный характер. На этой основе К. Маркс и Ф. Энгельс сделали вывод, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37).

Обнаружив объективные законы социальной революции в способе материального производства, К. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7).  Социальная революция обеспечивает соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, в чём состоит основная необходимая потребность жизни человечества и основной объективный закон его общественного развития. Поэтому в мировом историческом процессе наблюдается взаимодействие между производственными и социальными революциями: повышение народами научного уровня развития материального производства подготавливает социальную революцию, которая расширяет общественное пространство для дальнейшего роста производительных сил вплоть до новой социальной революции.

Изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К. Маркс пришёл к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Открытый К. Марксом основной объективный закон развития материального производства, состоящий в его обобществлении в зависимости от повышения уровня развития производительных сил общества, позволил выявить тенденцию монополизации капитала вплоть до её превращения в свою противоположность. Этот диалектический революционный процесс К. Маркс обозначил как «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность» (Там же). Этим обеспечивается действие основного объективного закона исторического движения общества.

Научно раскрыв материально-производственную обусловленность исторического развития человечества, К. Маркс обнаружил, что «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7), так как «развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма» (Там же, с. 8). В итоге, по убеждению К. Маркса, «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Там же). Именно в этом состоит основное содержание пролетарской или социалистической революции – превращение частной собственности в общественный тип собственности на средства производства во всемирном масштабе, что гарантирует преодоление классовых различий в обществе и утверждение социального равенства всех людей земного шара по отношению к всемирному богатству.

Когда на стыке XIX и XX веков капитализм достиг высшей, монополистической стадии развития – империализма – и вступил в свой общий кризис, а свободная конкуренция переросла в империалистические войны, В.И. Ленин сделал диалектический вывод: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России открыла историческое подтверждение этого научного предвидения В.И. Ленина. Она возглавила наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Она оказалась стартом всемирной социалистической революции.

Цели всемирной социалистической революции наметил В.И. Ленин в проекте «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а именно: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление сопротивления эксплуататорских классов, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах» (Ленин В.И. Полн. собр. Соч., т. 35, с. 221). Для достижения этих целей В.И. Ленин предусматривал отмену частной собственности и установление общественной собственности на средства производства ради «создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 187), «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). Следовательно, наука выступает основой построения социалистического общества, определяя сущность всей исторической эпохи революционного обновления человечества.

Глубинное преобразующее воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс побудило к середине XX столетия мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни человечества на основе постепенного соединения науки с общественным производством, превращения её в непосредственную производительную силу общества. Это послужило образованию наукоёмкого вида производства, гарантирующего возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Таким образом, научно-техническая революция объективно подготовила материальные предпосылки для всемирного торжества социализма и закономерно потребовала соответствующего преобразования характера производственных отношений общества во всемирном объёме, что относится к историческому призванию глобальной социалистической революции.

В процессе научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Качественный скачок в научном прогрессе, обеспеченный научно-технической революцией, существенно опередил достижения социальной зрелости и умственной развитости буржуазного общества. Частная собственность перестала служить основой для формирования его производственных отношений. Становление науки непосредственной производительной силой общества превратило частную собственность в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности человечества, что обернулось всемирным империалистическим переделом собственности путём хищнического разграбления транснациональными сверхмонополиями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты.

Отставание капиталистической системы производственных отношений общества от возросшего уровня развития его производительных сил воплотилось в очередном обострении в 1970-е годы общего кризиса капитализма и его перерастании в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, вызвал крайнее обострение всех общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах на первых порах в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге мировая капиталистическая система охвачена всеобщей агонией, вырождается и умирает. Главная причина её смерти состоит в технократической вульгаризации и идеологической догматизмами науки, полностью обессиливших империализм перед производительными достижениями мировой научно-технической революции. Действуя против объективных законов общественного развития, империалистическая контрреволюция ускоренно следует путём самоуничтожения. В земном пространстве всё сильнее действуют объективные законы всемирной социалистической революции.

Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным. В 1980-е годы он развязал глобальную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе, что объективно невозможно. Поэтому разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходную ситуацию, которой она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге на планете образовался глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Глобальный хаос хоронит капиталистическую формацию общества на кладбище истории.

В то же время на первый план жизни человечества выходят совершенно новые необходимые потребности, обусловленные всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Их удовлетворение предполагает научное обоснование организации жизни общества и научное управление её развитием, что реально возможно путём целенаправленного использования всеобщих объективных законов развития природы и общества в конкретной революционной практике исторического творчества народов. Реализация новейших возможностей исторического прогресса заключается в утверждении общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе, повышении социальной зрелости и умственной развитости народов в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма. Эти инновации послужат должному освоению международным сообществом производительными достижениями научно-технической революции и построению на этой основе материально-технической базы коммунистического общества, переводу всей общественной жизнедеятельности человечества на научный фундамент.

Поскольку обществом достигается только то, что им научно осознаётся, овладение народами земного шара наукоёмким производством предполагает формирование их научного сознания. Ф. Энгельс понимал этот исторический процесс как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком её достижениями, что составляет основное содержание мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании людей. Это величайшая духовная революция начинается с преодоления разрушительной силы науки, порождаемой её вульгаризацией и догматизацией, и завершается научным осознанием своей собственной человечности.

Преодолевая технократическую вульгаризацию и идеологическую догматизацию науки, научно-мировоззренческая революция освобождает общественное сознание людей от ограниченности и неадекватности, иллюзорности и виртуальности, а также утверждает диалектико-материалистическую теорию и методологию в качестве основы человеческого мышления. В мировом историческом процессе воплощается мечта Ф. Энгельса «о действительной человеческой свободе, о жизни в гармонии с познанными законами природы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 117). По мнению Ф. Энгельса, только с торжества социализма на планете «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228). В итоге человек становится высшей социальной ценностью в обществе, а свободное развитие человеческой личности выступает условием свободного развития общества. Научность пронизывает все сферы жизни общества, которое становится обобществлённым людским коллективом.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме