21:45 06.01.2015 | Все новости раздела "КПРФ"

Итоги 2014: Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность парламентских партий: печатные СМИ, ТВ и радио, информагенства

2015-01-06 20:16
Подготовила: Е.В. Ильчук, консультант ЦК КПРФ. Координатор – А.В. Прокофьев, зам. зав. Отделом ЦК КПРФ. Отв. за выпуск – С.П. Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК

Об эффективности функционирования акторов политического процесса, к числу которых относятся и политические партии, можно судить по достаточно широкому спектру количественных и качественных критериев. Одним из такого рода интегральных показателей является масштаб и характер их присутствия в средствах массовой информации.

Он позволяет понять, какие события из партийной жизни вызывают наибольший общественный резонанс, а значит, посредством деятельности информационного сообщества, доходят до избирателя. Ведь, как известно, именно средства массовой информации порождают общественное мнение и связанные с ним стереотипы мышления и заметным образом влияют на особенности восприятия тех или иных политических событий и политики, как таковой, каждым отдельным представителем социума и обществом в целом.

В связи с этим на основании контент-анализа публикаций федеральных медиа-источников (прессы, радио, телевидения и информагенств), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве.

При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в нижней палате Федерального Собрания РФ.

Кроме того, учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических субъектах.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

Представленность парламентских партий в печатных СМИ

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру медиа-пространства печатных СМИ, в которой действуют парламентские политические партии (табл. 1).

Таблица 1

Структура публикаций о парламентских партиях в печатных СМИ в 2014 г.

Партия

Количество сообщений

Доля в %

Главная роль

Медиа Индекс

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

«Единая Россия»

6303

31,3

1498

39926

733

497

2475

КПРФ

6591

32,8

2116

52271

361

788

3237

«Справедливая Россия»

3307

16,4

692

21889

257

159

1613

ЛДПР

3921

19,5

961

27524

215

146

1693

Как видно из таблицы, в федеральных печатных СМИ в этом году доминирует КПРФ (32,8%), которая хоть и не намного обошла «Единую Россию» по количеству сообщений (31,3%), зато значительно превосходит по МедиаИндексу. Еще один интересный факт – выход ЛДПР на третью строчку по упоминаемости (19,5%), тогда как «Справедливая Россия» продолжает терять свои позиции (16,4%). Тональность освещения, как и всегда, преимущественно нейтральная. КПРФ удалось стать единственной партией, число позитивных упоминаний о которой выше, чем критических.

Полученные данные целесообразно сравнить с такими же переменными за прошлый год.

Таблица 2

Структура публикаций о парламентских партиях в печатных СМИ в 2014 г. в сравнении с данными за 2013 г. 

Партия

2014

2013

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

«Единая Россия»

39926

6303 (31,3)

-3636

8713 (37,6)

КПРФ

52271

6591 (32,8)

38656

6925 (29,9)

«Справедливая Россия»

21889

3307 (16,4)

10138

4111 (17,7)

ЛДПР

27524

3921 (19,5)

15050

3442 (14,8)

Как видно из полученных данных (табл.2), МедиаИндекс увеличился у всех партий, хотя в целом в этом году СМИ писали о партиях немного меньше, чем в прошлом. Вероятно причина уменьшения количества сообщений в том, что в этом году печатные федеральные СМИ интересовались преимущественно внешней политикой, а не внутренней и на повестке дня постоянно оказывались новости событий, происходящих на Украине.

МедиаИндекс «Единой России», как мы видим из таблицы, в прошлом году по федеральным СМИ был вовсе отрицательным. В этом году на фоне патриотической риторики вокруг присоединения Крыма власти удалось вывести МедиаИндекс своей партии на высокий уровень, однако показатель КПРФ оказался выше. Компартия на четверть увеличила свой МедиаИндекс по сравнению с 2013 годом. Увеличение МедиаИндекса можно наблюдать и у «Справедливой России» с ЛДПР почти вдвое. Здесь партии Жириновского также удалось обойти умирающих «справедливороссов», которые показали свою несостоятельность на региональных выборах.

Доля упоминаний о КПРФ и ЛДПР выросла по сравнению с прошлым годом, у «Единой России» и «Справедливой России» - сократилась.

Представленность парламентских партий на ТВ и радио

Контент-анализ выявил следующую структуру медиапространства в федеральном ТВ-эфире и на радио, где упоминались политические партии (табл.3)

Таблица 3

Структура публикаций о парламентских партиях на ТВ и радио в 2014 г. 

Партия

Количество сообщений

Доля в %

Главная роль

Медиа Индекс

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

«Единая Россия»

6629

30,7

2541

85706

277

473

2203

КПРФ

4727

21,9

1926

62497

178

366

1766

«Справедливая Россия»

4238

19,6

1784

54920

138

149

1942

ЛДПР

5982

27,7

2846

84352

283

296

2801

На этом поле ожидаемо доминирование партии власти, которая традиционно является лидером частоты упоминания в СМИ, которые охватывают самые широкие слои населения – ТВ и радио. В 2014 году ей принадлежит 30,7% пространства. На втором месте с небольшим отрывом от «Единой России» идет ЛДПР, которой досталось 27,7% упоминаний. По сравнению с прошлым годом (табл.4), КПРФ удалось получить третье место (21,9%), обойдя «Справедливую Россию» всего на 2%.

Характер упоминания партий по сравнению с 2013 годом сменился с негативного на позитивный, хотя по прежнему преобладают нейтральные оценки.

Таблица 4

Структура публикаций о парламентских партиях на ТВ и радио в 2014 г. в сравнении с данными за 2013 г.

Партия

2014

2013

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

«Единая Россия»

85706

6629 (30,7)

70569,91

11935 (37,4)

КПРФ

62497

4727 (21,9)

54970,23

6292 (19,7)

«Справедливая Россия»

54920

4238 (19,6)

40381,02

6763 (21,2)

ЛДПР

84352

5982 (27,7)

57162,77

6901 (21,6)

Если оценивать позиции партий на ТВ и радио по МедиаИндексу, то преимущество «Единой России» и ЛДПР выглядит еще колоссальнее. При сравнении с данными прошлых лет становится очевидно, что лидерство «Единой России» и вторая строчка ЛДПР становятся традиционным для данного анализа. КПРФ также досталась третья строчка, однако отрыв от «Справедливой России» тут существеннее. Против Компартии и ее депутатов в 2014 году велось много дискредитационных кампаний («дело Паршина», «дело Ширшова», «дело Вороненкова» и др.), что серьезно ослабило позиции партии по сравнению с той же ЛДПР.

В целом МедиаИндекс всех партий на ТВ и радио увеличился: на 18% у «Единой России», на 12% у КПРФ, на 26% у «Справедливой России», но наиболее внушительно выглядит результат ЛДПР – ее МедиаИндекс увеличился на 32%.

Доля репортажей по сравнению с данными за 2013 год увеличилась у КПРФ и ЛДПР и уменьшилась у «Единой России» и «Справедливой России» соответственно.

Представленность парламентских партий в публикациях информагенств

Контент-анализ, проведенный с помощью аналитической системы «Медиалогия» позволил выявить характер пространства, в котором действуют политические партии в публикациях информагенств (табл.5).

Таблица 5

Структура публикаций о парламентских партиях в публикациях информагенств в 2014 г.

Партия

Количество сообщений

Доля в %

Главная роль

Медиа Индекс

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

«Единая Россия»

21952

37,0

6393

111689

804

1251

5325

КПРФ

13395

22,6

3993

69872

656

745

3761

«Справедливая Россия»

11075

18,7

2852

49575

566

322

2945

ЛДПР

12831

21,7

3675

56251

571

376

3267

Очевидно огромное преобладание публикаций о партии власти по сравнению с публикациями о других партиях (37%). Второе место по числу публикаций досталось КПРФ (22,6%), третье – ЛДПР (21,7%) и четвертое соответственно «Справедливой России» (18,7%).

Характер упоминаний партий – нейтральный. Позитивные оценки над негативными преобладают только у «Единой России» и КПРФ.

Сравним эти данные с показателями 2013 года (табл.6)

Таблица 6

Структура публикаций о парламентских партиях в публикациях информагенств в 2014 г. в сравнении с данными за 2013 г.

Партия

2014

2013

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

«Единая Россия»

111689

21952 (37,0)

112569

29407 (39,3)

КПРФ

69872

13395 (22,6)

58275

15517 (20,7)

«Справедливая Россия»

49575

11075 (18,7)

51311

15402 (20,6)

ЛДПР

56251

12831 (21.7)

49109

14549 (19,4)

Количество сообщений в целом оказалось меньше, чем в прошлом году, однако «Единой России» снова удается сохранить лидерство. КПРФ в этом году также остается на втором месте. Поменялись местами только ЛДПР и «Справедливая Россия», что опять же связано с ослаблением позиций последней.

МедиаИндекс партий в публикациях информагенств показал неожиданные результаты. Увеличился он только у КПРФ и ЛДПР, тогда как «Единая Россия» и «Справедливая Россия» теряют позиции. Однако при этом «Единая Россия» остается бесспорным лидером по величине «МедиаИндекса» - каждое второе упоминание политических партий содержит оценку партии власти.

Общие выводы

Контент-анализ публикаций в федеральных СМИ о политических партиях показал весьма неожиданные тенденции.

Прежде всего это снижение количества сообщений о деятельности политических партий по всем показателям.

Как уже отмечалось выше, причиной тут может быть переключение внимания федеральных СМИ с внутренней политики на внешнюю, которая стала предметом обсуждения в каждом доме. Данные за год демонстрирует снижение интереса СМИ к модели имитационной модели российской демократии.

По количеству сообщений и МедиаИндексу «Единой России» удалось сохранить лидирующие позиции, однако ее показатели гораздо ниже аналогичных за 2013 год.

Лучше, чем в прошлом году выглядят позиции КПРФ, которой удалось улучшить свои показатели на ТВ, радио, в публикациях информагенств, а по количеству сообщений в печатных СМИ и вовсе выйти на первое место среди остальных партий, несмотря на большое количество дискредитационных кампаний.

Также КПРФ остается единственной партией, позитивный характер упоминаний о которой превосходит критические оценки (при общем нейтральном фоне).

Значительно лучше прошлого года выглядит результат ЛДПР. Совокупная партия власти явно намерена работать над увеличение влияния и представленности в парламентах партии Жириновского. Наиболее внушительно результат партии ЛДПР выглядит по анализу данных ТВ и радио. Именно эта сфера является наиболее манипулируемой со стороны Администрации президента. 

Можно предположить также по данным годового контент-анализа публикаций в СМИ, что «Справедливую Россию» со счетов списали не только избиратели, но и СМИ. По всем параметрам партия показала низкие результаты и заняла только четвертую строчку рейтинга.

Подготовила: Е.В. Ильчук, консультант

Координатор – А.В. Прокофьев, зам. зав. Отделом ЦК КПРФ

Отв. за выпуск – С.П. Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме