20:17 05.02.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Хроника современного кризиса капитализма: Власть впервые признала возможность социального взрыва

Хроника современного кризиса капитализма

Правительство готовит частичную национализацию банковского сектора

Правительство может значительно уменьшить расходы бюджета-2009

Кризис активизирует господдержку малого бизнеса

Греф выступил с публичной критикой в адрес правительства и его антикризисных усилий

Греф: Причина кризиса - избыточная кредитная накачка

По прогнозам Fitch, в 2009 году рост ВВП России будет равен 0%, бюджет будет дефицитным

Рост цен на лекарства опережает все прогнозы

Кризис увеличивает налоговые долги предприятий

Образовались огромные долги в сфере торговли, строительства и финансовой деятельности

Власть впервые признала возможность социального взрыва

Средняя Азия в период кризиса рассчитывает на Россию

Между крупнейшими экономическими центрами нарастают враждебные настроения

С начала июля 2008 г. гривна потеряла 73,6% стоимости к доллару, российский рубль - 54%

М.Делягин: Обвальная девальвация станет началом крайне опасного системного кризиса

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ

ПРАВИТЕЛЬСТВО СЫГРАЕТ С БАНКАМИ В ЛОТЕРЕЮ

Коммерсант, 5 Февраля 2009

Сегодня на заседании правительства глава Минэкономики Эльвира Набиуллина представит доклад "О ходе выполнения мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Официально в Белом доме неохотно раскрывают содержание предстоящего доклада: собеседники "Ъ" пояснили, что в основном в нем будут анализироваться уже принятые правительством антикризисные меры, с новыми инициативами Минэкономики выступать не будет. По данным "Ъ", в Белом доме будет обсуждаться, как будет увязана "промышленная" часть мер Белого дома с мерами по реструктуризации банковской системы. Последние обсуждались на совещании у премьер-министра Владимира Путина 3 февраля ("Ъ" писал о нем вчера), "Ъ" стали известны подробности обсуждения.

Как сообщили "Ъ" участники этого мероприятия, с докладом, обобщающим различные подходы к спасению банковского сектора, 3 февраля выступал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Главное, что представил на этом совещании вице-премьер, - подготовленный возглавляемой им комиссией по поддержанию устойчивости развития экономики список системообразующих банков. Таковыми были признаны 81 кредитная организация. По данным "Ъ", в списке присутствуют Еврофинанс Моснарбанк, АКБ "Национальный клиринговый центр", Москредитбанк, Райффайзенбанк, "Уралсиб", Номос-банк, Промсвязьбанк, МДМ-банк, "Петрокоммерц", ВТБ, Россельхозбанк, Росбанк, Ханты-Мансийский банк, "КИТ Финанс". Версию списка, с которым удалось ознакомиться "Ъ", закрывает ОАО "Челиндбанк".

Список составлялся по тем же принципам, что список системообразующих предприятий, утвержденный премьер-министром Владимиром Путиным 25 декабря 2008 года. Как и в случае с системообразующими предприятиями, попадание в список не гарантирует банкам автоматической поддержки от государства. "Это всего лишь обозначает круг банков, к которым привлечено пристальное внимание правительства", - пояснил "Ъ" участник совещания у премьер-министра. По данным "Ъ", 3 февраля не принято никаких решений, даже в случае с ВТБ, запрашивающим 200 млрд руб.

Также не решено, будут ли предоставляться средства в виде покупки допэмиссии (капитал первого порядка) или займами (капитал второго порядка). Вчера участники закрытой от прессы встречи Игоря Шувалова с бизнес-сообществом на инвестфоруме "Тройки Диалог" сообщали, что вице-премьер обещал предоставить банкам дополнительно 15% капитала в виде субординированных кредитов (капитал второго порядка) при условии, что действующие акционеры также внесут 15% капитала. По словам источника "РИА Новости", господин Шувалов оценил число потенциальных участников программы в 50 из 1,2 тыс. банков. Аппарат первого вице-премьера вчера подтвердил лишь лимит субординированных кредитов в 15%, а все остальные появившиеся в прессе фрагменты его закрытого выступления потребовал считать фрагментарными, неправильно интерпретированными и вырванными из контекста.

По данным "Ъ", на совещании 3 февраля обсуждалось три варианта реструктуризации банковской системы. Наиболее радикальный предусматривал сохранение при поддержке государства четырех-пяти действующих крупных банков и очистку всей системы от нежизнеспособных финансово-кредитных организаций. Отмечалось, что до финансового кризиса 2008 года единственным крупным банком по западным меркам в РФ был только Сбербанк. Другой вариант, рассмотренный на совещании, предусматривал санацию с госучастием 30 кредитных организаций. Критерии для выбора таких банков: активы должны превышать 35 млрд руб., остатки по счетам физлиц - более 10 млрд руб., количество частных вкладчиков - не менее 2 тыс. человек. Для этих кредитных организаций предлагается расширить механизмы капитальной поддержки без осуществления процедур банкротства. Остальные банки могут быть обанкрочены без участия государства.

Но и на санацию 30 таких банков, констатировалось на совещании, требуются огромные средства: при наличии всего 7% плохих кредитов от общего портфеля "тридцатки" потребуется 560 млрд руб. господдержки, из которых на Сбербанк должно прийтись 270 млрд руб. Если объем плохих кредитов возрастет до 20%, на санацию потребуется чуть более 2 трлн руб., из которых Сбербанку необходимо предоставить 930 млрд руб. Отметим, после отказа ВЭБа от рефинансирования внешнего долга компаний остается $39 млрд - это 1,4 трлн руб. По данным "Ъ", этот же вариант предусматривает и рефинансирование зарубежных долгов Внешэкономбанка "на условиях консорциума с коммерческими банками". Кроме этого, проект предлагает создание института "внутренних валютных активов" и снятие для банков "тридцатки" ограничений по покупке зарубежных активов. Уже вчера глава ВЭБа Владимир Дмитриев сообщил о намерении Банка развития выпустить валютные облигации на сумму не менее $5 млрд для рефинансирования проектов ВЭБа.

Кроме этого, второй вариант предполагал создание "банка плохих активов" (см. "Ъ" от 30 января) в виде специального госоргана по реструктуризации банковской системы. Однако уже вчера первый вице-премьер отказался от этой идеи, сообщив: "В отличие от планов в некоторых западных странах отделить плохие активы от хороших, Россия такую практику пока применять не намерена, это создает высокие коррупционные риски". Вероятно, поэтому в Белом доме сегодня будут иметь в виду скорее не первый и не второй, а третий вариант реструктуризации банковской системы, обсуждавшийся 3 февраля. Это реализация второго варианта в ручном режиме, то есть индивидуальное решение всех вопросов с банками в режиме острого дефицита ресурсов. Таким образом, из 81 банка санации будут подлежать не 30, а столько, на сколько хватит денег.

 

ЗАМАНИТЬ ИНВЕСТОРА

РБК daily, 5 Февраля 2009

Вчера Владимир Путин провел заседание правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Премьер-министр отметил, что, несмотря на кризис, интерес к российской экономике у зарубежных партнеров остается высоким. За последнее время комиссия получила 45 заявок от иностранных инвесторов на покупку акций стратегических предприятий. "Вместе с тем нужно ясно отдавать себе отчет, что в период посткризисного развития и восстановления развернется достаточно напряженная конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы", - заметил Владимир Путин. Поэтому, по его словам, правительство должно позаботиться о создании максимально благоприятных условий для продвижения инвестиций в российскую экономику уже сейчас.

В частности, правительство готово пойти на смягчение положений закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Напомним, что принятый весной прошлого года закон поставил иностранных инвесторов в жесткие рамки. Их доступ ограничен в 42 отраслях, имеющих статус особой важности. Среди них ядерная отрасль, шифрование, производство и продажа оружия, авиация, космическая деятельность, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Участие в таких предприятиях возможно только с согласия российских властей.

Премьер-министр предложил упростить порядок согласования сделок, "сделать ее необременительной для добросовестных инвесторов". О том, насколько упростится процедура принятия решений, сегодня намерен рассказать общественности и глава ФАС Игорь Артемьев. По действующим нормам время ожидания инвестора может растянуться от трех до шести месяцев. "Для иностранцев важно быть уверенным в перспективах их бизнеса в России, а когда процесс согласования растягивается, у инвестора возникают опасения, что ему будет отказано", - говорит руководитель коммерческой практики компании "Вегас-Лекс" Александра Васюхнова.

В Госдуме считают необходимой более серьезную корректировку закона.

"Закон принимался в благоприятное для России время, - напоминает глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. - Сейчас ситуация изменилась, страна нуждается в дополнительных инвестициях". В прошлом году из России было вывезено, по данным ЦБ, 130 млрд долл., причем весь чистый отток пришелся на четвертый квартал. Депутаты предлагают изменить норматив участия иностранцев в сырьевых компаниях, интерес к которым снизился. Сейчас по закону в сфере разведки и добычи полезных ископаемых согласование необходимо, если зарубежная компания с госучастием приобретает 5% акций. В случае с частным инвестором планка поднимается до 10%. Тогда как в остальных стратегических предприятиях разрешение требуется при покупке пакетов 20 и 50% соответственно.

Однако некоторые эксперты не думают, что власти пойдут на серьезное упрощение порядка доступа иностранцев к важным отраслям. "Существует кризис доверия вложений в российскую экономику, - полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. - Власти на протяжении девяти лет делали все возможное, чтобы отвадить иностранный капитал от стратегических отраслей". Притоку иностранных инвестиций мешают дискриминация иностранного капитала, отсутствие юридической защиты и протекционизм в пользу российских госкомпаний.

 

КАПИТАЛ ПЕРВОГО РАНГА

Газета, 5 Февраля 2009

Правительство готовит частичную национализацию банковского сектора

Государство определило в качестве приоритета своей финансовой политики поддержку отечественных банков. Как заявил вчера на форуме "Россия-2009" первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство дорабатывает меры поддержки банков и обнародует их сегодня.

По распространившейся в кулуарах форума информации, речь пойдет о том, чтобы выделить сумму, эквивалентную нескольким процентам ВВП, на поддержку банков.

При этом, как сказал Игорь Шувалов, создавать так называемый "плохой" банк - структуру, которая вобрала бы в себя все неликвидные активы системы, государство не будет. Не собирается государство и предотвращать все банкротства в банковском секторе, потому что в этом случае собственники кредитных организаций не будут реально оценивать свои риски. Для тех же банков, которым власти решат оказать поддержку, она будет не безвозмездной. В обмен на свою помощь государство войдет в капитал поддерживаемых банков.

По словам Шувалова, если частные собственники будут готовы давать 15% капитала, то государство даст до 60% на капитализацию.

Первый вице-премьер оговорил и круг банков, которые могут рассчитывать на денежные вливания. Это около 50 крупных "хороших" банков.

Рефинансирование банков предполагается производить за счет тех денег, которые изначально были предназначены для рефинансирования внешних долгов российских компаний, но еще не израсходованы. Напомним, что изначально было выделено $50 млрд, из которых $11 млрд уже потрачены.

Впрочем, львиная доля господдержки снова осядет в госбанках. На 200 млрд рублей из общего пакета финансовой помощи активно претендует ВТБ. Для этого он планирует допэмиссию привилегированных акций.

При этом глава другого госбанка, Герман Греф, выступая вчера на форуме, раскритиковал политику США в этом направлении.

"Нельзя заливать рынок ликвидностью, - заявил Герман Греф. - Это уже не сработает". Однако это не мешает главе Сбербанка в очередной раз обращаться за поддержкой к собственному государству. Напомним, что ранее обсуждалось выделение 500 млрд рублей Сбербанку.

В крупнейшем российском частном банке, Альфа-банке, вчера отказались комментировать возможность обмена доли в банке на господдержку и вообще необходимость такой поддержки для банка. Это нежелание вполне объяснимо в свете последних событий: за последние четыре месяца Альфа-банк подал 44 иска в московский арбитражный суд о неисполнении обязательств по договорам на своих корпоративных заемщиков. Общая сумма неисполненных обязательств - свыше 4 млрд рублей.

Другие крупные коммерческие банки пока не горят желанием включать государство в список акционеров. Как заявил корреспонденту "Газеты" вице-президент Номос-банка Валерий Зинченко, его банк потребности в дополнительной финансовой поддержке государства не испытывает. Правда, Номос-банк в конце прошлого года получил субординированный кредит от ВЭБа.

А вот "Петрокоммерц" в ВЭБ за субординированным кредитом не обращался и пока не планирует просить у государства финансовой помощи. "Государство к настоящему времени уже предоставило возможность получить капитал второго уровня, и те банки, которые в этом нуждались, его получили, - прокомментировал корреспонденту " Газеты " первый вице-президент банка Виктор Жидков. - Мы пока не изъявляли такого желания. У нас в текущей ситуации норматив достаточности капитала один из самых высоких на рынке. Кроме того, у нас сильные акционеры, которые способны докапитализировать банк, если это потребуется".

Не испытывает потребности в докапитализации и банк "Возрождение". Об этом сообщил корреспонденту "Газеты" член правления банка Андрей Шалимов.

Не так категоричны акционеры Промсвязьбанка. Как пояснила представитель акционеров Промсвязьбанка Дарья Литвина, если государство готово входить в капитал банков через допэмиссию привилегированных акций, то это хорошо и правильно.

Тем временем Внешэкономбанк (ВЭБ) тоже решил взять в долг как минимум $ 5 млрд. И не у федерального бюджета или Центробанка, а у частных инвесторов. Вчера глава госкорпорации Владимир Дмитриев заявил, что его структура намерена выпустить валютные облигации: "Документы для регистрации выпуска уже прошли согласование и находятся в ФСФР". Точный объем размещения, по его словам, "будет зависеть от готовности банков и тех условий, которые мы предложим".

 

РЕЗАТЬ БУДЕМ!

Время новостей, 5 Февраля 2009

Правительство готовится значительно урезать расходы федерального бюджета, признал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он выступил на заседании форума "Россия-2009". Само выступление было закрытым для прессы, но, как впоследствии рассказали журналистам те, кому было разрешено его услышать, речь шла о том, что бюджет, утвержденный всего несколько месяцев назад, оказался слишком амбициозным для кризисных времен. "Мы приняли решение о значительном сокращении госрасходов.

В ближайшее время они будут утверждены", - цитирует РИА Новости г-на Шувалова в пересказе одного из слушателей.

По словам первого вице-премьера, в конце 2008 года правительство планировало расходы и доходы, исходя совсем из другой ценовой конъюнктуры. Сейчас цены на нефть, основу основ российских доходов, находятся в районе 40 долл. за баррель. Выступая на заседании правительства 19 января, министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что уточненный прогноз социально экономического развития, который сейчас готовится в министерстве, будет исходить из среднегодовой цены барреля нефти 41 долл., в то время как бюджет-2009 был рассчитан исходя из 95 долл. за баррель. Расходы в нем запланированы на уровне 9,025 трлн руб., доходы - 10,9 трлн руб., профицит - 1,9 трлн рублей.

Однако жизнь показала, что долгосрочное планирование в современных условиях не более эффективно, чем гадание на кофейной гуще. И соблюсти параметры не только трехлетнего бюджета, переход к которому совсем недавно преподносился как большое достижение, но и обычного годового практически нельзя. Сейчас речь идет не о размерах профицита, а о том, насколько большим окажется бюджетный дефицит. Игорь Шувалов лишь предположил, что он будет меньше 10% ВВП, как обещают многие эксперты.

Но даже несмотря на наступившие трудные времена, главный финансовый документ мог бы остаться неизменным.

По словам г-на Шувалова, в 2009 году правительство могло бы пройти сложный период и не сокращать расходы бюджета за счет накопленных за годы благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры резервов. Однако такая политика, по мнению первого вице-премьера, была бы безответственной. "Самое важное для нас - макроэкономическая стабильность", - произнес он самое популярное в экономическом блоке правительства заклинание.

Правда, другой вице-премьер вчера заявил, что прибегать к деньгам, припасенным на черный день, все же будут. Россия пока не планирует прибегать к внешним заимствованиям, а весь дефицит будет покрывать из Резервного фонда, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на пресс-конференции по итогам финансовых консультаций с британскими коллегами в Лондоне.

В идеальном случае правительство будет стремиться свести расходы и доходы с нулевым дефицитом. "Мы вскрыли обязательства бюджета. Расходы будут по многим статьям либо сокращаться, либо отменяться", - сказал г-н Шувалов. Детали сокращения расходов и планируемого дефицита бюджета будут объявлены на заседании правительства в четверг, заявил г-н Шувалов. По его словам, сокращение будет значительным.

Глава экспертного совета общественной организации "Деловая Россия" Антон Данилов-Данильян полагает, что, сокращая расходы, в первую очередь надо серьезно заняться структурой государственного управления, в которой явно много лишних звеньев в министерствах и ведомствах, а также в унитарных предприятиях. Есть много функций, которые безо всякого ущерба можно передать саморегулируемым организациям. "Кроме того, надо заморозить ряд инвестиционных программ, особенно ориентированных на потребности бизнеса. Такие программы, по большей части инфраструктурные, финансируются за счет ФЦП, ФАИП и средств Инвестиционного фонда. Но у бизнеса сейчас нет денег на масштабные проекты, так что и государству незачем тратить на это деньги. Надо серьезно пересматривать статьи расходов на национальную оборону. Естественно, полностью замораживать модернизацию армии нельзя, но, очевидно, там есть проекты, которые можно отложить на пару лет", - заявил г-н Данилов-Данильян "Времени новостей".

Главный экономист национального банка "Траст" Евгений Надоршин полагает, что сокращению расходов бюджета сильно поможет переоценка заложенной в бюджете стоимости оплаты работ и услуг. "С октября идет снижение оптовых цен, потребители заметить этого не могут, розничные цены, наоборот, растут, но бюджет не в супермаркете закупается", - сказал эксперт "Времени новостей".

Вопрос лишь в том, по какому пути пойдут в Белом доме. С утра г-н Шувалов говорил о том, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании правительства уже сегодня. Однако в повестке заседания, опубликованной накануне на правительственном сайте, такой вопрос не значится. Члены кабинета обсудят меры по оздоровлению финансового сектора и отдельных отраслей экономики, проект создания международного финансового центра и утвердят правила предоставления субсидий субъектам федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

 

ДЕЛО О 30 МЛРД РУБЛЕЙ

Газета, 5 Февраля 2009

Минэкономразвития рассчитывает, что программа поддержки предпринимательства позволит к концу 2009 года создать 300 - 400 тысяч новых рабочих мест, заявил вчера на президиуме "ОПОРЫ России" директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров. В этом году на программу выделено 10,5 млрд рублей, программа ВЭБа по финансированию малого и среднего бизнеса увеличена с 9 млрд до 30 млрд рублей. Однако пока итоги реализации программы 2005 - 2008 годов показывают, что планы Минэкономразвития могут не реализоваться. Причина - неэффективность программ.

В разных регионах число предпринимателей, которые принимают участие в региональных или муниципальных программах поддержки, составляет ничтожно малую долю общего числа предпринимателей. Так, в Санкт-Петербурге только 0,5% предпринимателей воспользовались поддержкой государства, в Татарстане - 0,15%.

Причина слабого охвата - сложность оформления документов для получения помощи и пассивность

предпринимателей, которые не знают о возможности получить поддержку в виде субсидирования процентных ставок по кредитам или льготной аренды. Кроме того, программы реализуются не полностью из-за пассивности регионов.

Для того чтобы присоединиться к федеральной программе, они должны подготовить план мероприятий и выделить средства из бюджета для софинансирования программы. В 2008 году, например, в программах не приняли участие 17 субъектов федерации, ряд регионов, например Псковская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ, вообще ни разу не участвовали в конкурсах по отбору региональных проектов. Из-за этого неосвоенными оставалось до 35% средств. Впрочем, экономический кризис, вероятно, заставит и регионы, и предпринимателей быть активнее. В условиях, когда крупные предприятия останавливают производство, региональные бюджеты будут больше зависеть от налоговых поступлений от малого бизнеса.

По словам региональных представителей "ОПОРЫ", региональные банки полностью прекратили выдачу кредитов малым предприятиям. По наблюдениям "ОПОРЫ", такая ситуация должна вызвать отклик властей. Власти уже отзываются: например, в Краснодарском крае созданы объединения, куда входят предприниматели, органы власти и банки.

Сотрудничество взаимовыгодно: предприятия получают кредиты, банки получают гарантии госвласти, бюджет региона - налоговые поступления. В Московской области, в городе Серпухове, чиновники создали муниципальный фонд микрофинансирования, который предоставляет кредиты предприятиям под залог имущества. Минэкономразвития рассчитывает, что регионы будут готовить комплексные программы поддержки малого бизнеса, которые через три - пять лет позволят выйти на европейский уровень охвата предпринимателей господдержкой - 15% общего числа малых предприятий.

 

КРЕДИТОР ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ

Время новостей, 5 Февраля 2009

Российские компании и банки могут не получить от государства обещанные 50 млрд долл. на рефинансирование своих внешних долгов. Как рассказал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на конференции ИК "Тройка Диалог", эти средства могут быть направлены на другие цели, в частности на повышение капитализации банковской системы. Власти готовы помогать не только госбанкам, но и частным финансовым институтам - для этого правительство намерено войти в капитал кредитных организаций. В нынешних условиях участники рынка называют государство кредитором последней инстанции и отмечают, что во многих других странах власти также пошли на частичную национализацию банковской системы ради ее сохранения. Собеседники газеты тем не менее рассчитывают, что полного огосударствления финансового сектора не произойдет - по окончании кризиса правительство выйдет из капитала банков.

"Из 50 млрд долл. потратили только 11 млрд долл., и сейчас уже думаем, эти средства надо направить на другие каналы", - заявил вчера г-н Шувалов, рассказывая об использовании средств, которые в конце прошлого года были закреплены за Внешэкономбанком. Государство тогда решило помочь российским компаниям расплатиться по внешним долгам. Спрос на кредиты от ВЭБа в два раза превысил предложение. Тем не менее выделение средств происходило достаточно медленно, возможно, в том числе и потому, что Внешэкономбанк установил критерии, которым многие компании не соответствуют. По словам г-на Шувалова, оставшиеся средства могут быть направлены на сохранение макроэкономической стабильности и поддержку банковского сектора.

По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, выступавшего вчера на брифинге в лондонском офисе "ВТБ-Капитала", "правительством подготовлен пакет поддержки банков на сумму 40 млрд долл.". По его словам, помощь от государства получат те, кто будет эффективно кредитовать реальный сектор экономики.

Не стоит, впрочем, полагать, что компании теперь не смогут выплатить свои внешние долги. По оценке г-на Кудрина, пока ЦБ плавно девальвировал рубль, они успели запастись валютой на сумму 85 млрд долл. "Наши банки и компании зарезервировали необходимые ресурсы, чтобы спокойно исполнять обязательства по иностранным кредитам в течение ближайшего года, у нас нет сомнений, что большинство из них справится. И когда мы говорим, что отток капитала из России в 2008 году составил 130 млрд долл., мы знаем, что 85 млрд долл. из них - это резерв на погашение долгов", - добавил он.

Такую оценку поддерживает аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Николай Подгузов: "Механизм рефинансирования внешних заимствований с помощью ВЭБа был придуман, когда уровень валютной ликвидности в стране был низким. Сейчас ситуация изменилась - банки успели запастись валютой, они могут предлагать своим клиентам кредиты в долларах и евро". По его словам, сейчас более целесообразно поддержать банковскую систему в том числе и за счет ее дополнительной капитализации. Во вторник эта тема обсуждалась на встрече премьера Владимира Путина с банкирами, и представители некоторых банков уже высказали свою заинтересованность в помощи властей в обмен на долю в капитале кредитных организаций.

"Государство по объективным причинам сейчас является сильнейшим игроком на рынке. Когда начался кризис, лишь несколько банков могли похвастаться устойчивым положением, - говорит первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. - Экономическая ситуация в стране не улучшается, есть предпосылки к тому, что множество банков не выживут. Поэтому вполне логично, что государство намерено часть из них поддержать".

"По сути, правительство сейчас - это кредитор последней инстанции, - продолжает Николай Подгузов. - Во многих других странах, например в Великобритании, власти пошли по тому же пути - частичной, а иногда и полной национализации банковской системы. Необходимо спасать банковскую систему, хорошо, что у государства есть для этого средства и желание".

Г-н Шувалов полагает, что особенно сложным для банков будет период с конца второго по начало третьего квартала нынешнего года. Программа правительства по повышению капитализации банков, по его словам, рассчитана примерно на "50 крупных хороших банков". "При совместной ответственности частных акционеров и государства мы можем увеличить капитал банков до 60%", - пояснил первый вице-премьер.

Как известно, в прошлом году государство уже выделило банкам 950 млрд руб. в виде субординированных кредитов, и львиную часть этой суммы - 700 млрд руб. - получили государственные ВТБ и Сбербанк. Лишь три частных банка воспользовались средствами государства на общую сумму чуть более 17 млрд руб. Одним из условий получения кредита от государства было требование от собственников банка, чтобы они выделили средства на поддержку своего бизнеса в равной пропорции с государством.

По словам г-на Сысуева, Альфа-банк обсуждает вариант проведения допэмиссии, которую выкупит государство. На вопрос "Времени новостей", с каким пакетом акций совладельцы банка готовы расстаться, он заявил, что "точно не с контрольным". "У нас уже есть положительный опыт работы с государством. В конце 1990-х годов мы брали кредит у Агентства по реструктуризации кредитных организаций в 1 млрд руб. на развитие региональной сети под залог пакета акций в 25%. Сейчас мы также готовы воспользоваться поддержкой властей, но не для выживания, а для развития бизнеса, для увеличения кредитного портфеля. Уже всем очевидно, что качество кредитов ухудшается, а значит, необходима дополнительная капитализация, чтобы покрыть возможные убытки".

По мнению Олега Сысуева, несмотря на готовность государства входить в капитал частных банков, речь не идет о долговременной национализации банковской системы. Как известно, г-н Кудрин не раз заявлял, что правительство не намерено навсегда остаться совладельцем российских компаний - после выхода страны из кризиса государство приватизирует свои пакеты акций. "Впоследствии мы обратно выкупим свой пакет акций. Участие государства в капитале банков - это временное явление", - полагает г-н Сысуев.

 

ГЛАВА СБЕРБАНКА СКАЗАЛ ВСЮ ПРАВДУ

Независимая газета, 5 Февраля 2009

Впервые с начала кризиса глава крупнейшего госбанка страны выступил с публичной критикой в адрес правительства и его антикризисных усилий. Вчера председатель Сбербанка, экс-министр экономразвития Герман Греф заявил об отсутствии нормальных механизмов выработки экономических решений в правительстве, которое не имеет долгосрочной программы выхода из кризиса и прибегает к сиюминутным и непрофессиональным действиям. По словам Грефа, кризис продлится по крайней мере до 2012 года - и спринтерская тактика властей может только повредить оздоровлению.

Критика Грефа в адрес правительства стала частью заочной дискуссии с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, который выступил перед инвесторами на ежегодном форуме "Тройки Диалог" с закрытым для прессы докладом.

Основные тезисы Шувалова в пересказе участников форума касались экономического прогноза на период кризиса, а также финансовой и бюджетной политики властей. Вице-премьер, в частности, подтвердил обязательства власти в отношении курса рубля. "Все те обещания по курсу, которые мы делали, мы должны выполнить. В течение ближайшего месяца это будет сделать сложно, но у нас есть для этого все возможности", - сказал Шувалов.

Для ограничения дефицита бюджета-2009, по словам Шувалова, правительство резко сократит расходы. "Расходы по многим статьям бюджета будут либо сокращаться, либо отменяться", - сказал Шувалов. По его словам, размер бюджетного дефицита будет меньше, чем предполагавшиеся многими экспертами 10% ВВП. В идеальном случае правительство будет стремиться свести расходы и доходы с нулевым дефицитом. Глубина сокращения госрасходов будет обсуждаться сегодня на заседании правительства.

Темпы роста экономики в 2009 году, по словам Шувалова, будут "от нуля и ниже". При этом число безработных в России вырастет на миллион человек. Но первым приоритетом в условиях кризиса для правительства будут сохранение макроэкономическую стабильности. Следующим приоритетом, вероятно, станет поддержка банковской системы. По словам Шувалова, власти готовы выделить "несколько процентов ВВП" на компенсацию потерь банковского сектора. Эти меры также предполагается обсудить на завтрашнем заседании правительства. В частности, государство может внести в капитал банков второго уровня 15% капитала при условии, что другие акционеры также внесут 15%.

Предприятиям реального сектора первый вице-премьер посоветовал готовиться к банкротству. "Некоторые меры, объявленные властями, обнародование списка предприятий породили ожидания, что мы будем спасать все предприятия. Всех спасать мы не будем", - заявил Шувалов. По его словам, власти в первую очередь окажут поддержку предприятиям ВПК, инфраструктурным монополиям и энергетике. "Инфраструктуру и энергетику мы будем финансировать в приоритетном порядке", - сказал Шувалов. Он отметил, что власти готовы работать в "ручном" режиме с этими компаниями для решения возникших проблем с инвестпрограммами.

Как заявил первый вице-премьер, правительство пока не видит готовности у предпринимателей заниматься оздоравливающей реструктуризацией бизнеса. "Никто из предприятий не готов выходить на стадию финансового оздоровления и банкротства, но банкротства не для уничтожения бизнеса, а для реструктуризации. Но это путь, по которому придется пройти", - сказал Шувалов.

Однако крупные предприятия в ожидании государственной помощи уже согласны и на глубокую реструктуризацию бизнеса. "Я поддерживаю Шувалова - мы должны быть благодарны этому кризису, который поможет нам реструктурировать экономику и обновить производство", - заявил вчера на инвестфоруме глава "Северстали" Алексей Мордашов.

Однако глава Сбербанка и экс-министр Герман Греф заявил, что считает нынешний кризис в России и в мире рукотворным и не испытывает к его виновникам никакой благодарности. " Причина кризиса - это избыточная кредитная накачка. Поэтому вливания все новых и новых средств в экономику не приведет к оздоровлению, а только лишь усилит диспропорции и сделает выход из кризиса более тяжелым", - считает Греф. "Если вы напиваетесь до того, что бьетесь головой о бетонный столб, то вряд ли вам нужно благодарить этот столб за то, что он заставил вас задуматься об адекватном поведении", - возразил Греф Мордашову.

По словам экс-министра, в России так и не создан механизм выработки согласованных с бизнесом экономических решений, что также затрудняет выход из кризиса. "Глубина погружения чиновников в сферы их регулирования на порядок меньше, чем нужно. Трудно ожидать от них высокого профессионализма, особенно когда не действуют связи с ТПП, РСПП или саморегулируемыми организациями", - считает Греф. От власти требуется адекватность и в межкризисный период - она должна выращивать в стране рыночные институты и заботиться об эффективности экономики.

Сегодня же, по словам Грефа, правительству нужно избегать спринтерской тактики, а готовиться к длительному, марафонскому периоду выхода из кризиса. "Высокая скорость падения экономики заставляет предположить, что 2010 и 2011 годы будут депрессивными", - отмечает экс-министр.

Однако и 2012 год не обязательно станет годом роста - "просто кризис простирается на весь трехлетний горизонт планирования". В этих условиях правительству, по словам Грефа, следует разработать долгосрочный план выхода из кризиса, и все краткосрочные действия принимать исключительно в согласии с долгосрочными целями. По мнению главы Сбербанка, долгосрочный план должен предусматривать сохранение макроэкономической стабильности и резервов по крайней мере на ближайшие три года. Впрочем, сам Греф считает, что сохранение макроэкономической стабильности станет для России настоящей удачей, поскольку нынешняя скорость падения очень велика.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ РАССМОТРИТ РЕАЛИЗАЦИЮ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР

РИА Новости (rian.ru), 5 Февраля 2009

МОСКВА, 5 фев - РИА Новости.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщит на заседании правительства, как реализуется план антикризисных мер, принятый кабинетом министров в прошлом году.

Эти мероприятия условно разделены на четыре группы. Первая включает меры по оздоровлению банковской системы и финансового сектора, в том числе механизмы по стимулированию кредитования реального сектора экономики. Во вторую группу входят механизмы по поддержке рынка труда и снижению социальной напряженности.

К третьей группе отнесены меры по повышению спроса на продукцию в отдельных отраслях экономики, в том числе за счет совершенствования системы госзаказа, к четвертой - меры по упрочению позиций реального сектора экономики.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в среду заявил, что на заседании также будут обнародованы параметры сокращения расходов и планируемого дефицита бюджета на 2009 год. По словам Шувалова, секвестр расходов будет значительным.

В утвержденном в прошлом году бюджете на 2009 год расходы запланированы на уровне 9,025 триллиона рублей, доходы - 10,927 триллиона рублей, профицит - 1,9 триллиона рублей. Этот вариант рассчитывался исходя из среднегодовой цены на нефть в 95 долларов за баррель и в любом случае будет корректироваться в соответствии с новым прогнозом - 41 доллар за баррель.

На прошлой неделе в Госдуме вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин говорил о том, что дефицит бюджета в 2009 году может составить около 6% ВВП, если расходы останутся на утвержденном уровне, а доходы снизятся до 6,5 триллиона рублей.

Во вторник в Лондоне глава Минфина еще раз подтвердил, что дефицит бюджета в 2009 году будет покрываться за счет средств резервного фонда, к внешним заимствованиям Россия прибегать не будет. На 1 февраля объем резервного фонда РФ составил 4,9 триллиона рублей.

Кроме того, правительство рассмотрит проект концепции и плана мероприятий по созданию международного финансового центра в России, вопрос о введении временных ставок экспортных пошлин на отдельные виды труб, а также правила предоставления регионам субсидий на развитие инфраструктуры.

 

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

РЕЙТИНГУ РОССИИ УБАВИЛИ СУВЕРЕННОСТИ

Коммерсант, 5 Февраля 2009

Суверенный рейтинг России снижен агентством Fitch на одну ступень, прогноз рейтинга - "негативный". Так Fitch отреагировал на снижение международных резервов России и проблемы с выплатой внешнего долга компаний. Белый дом уже вчера объявил о сворачивании программы рефинансирования внешнего долга компаний из резервов через ВЭБ стоимостью $50 млрд, а сегодня правительство обсудит общую смену курса. Приоритетами будут сохранение резервов до 2010-2011 годов, избирательная, а не массовая помощь компаниям, а также перенос поддержки на кредитно-денежную систему и крупные банки.

Как и предсказывал "Ъ", политика "управляемой девальвации" и сокращение международных резервов России привели к снижению суверенного рейтинга. Вчера лондонский офис Fitch Ratings объявил о пересмотре суверенных рейтингов РФ в иностранной валюте и рублях с BBB до BBB-, краткосрочного рейтинга дефолта в валюте с F2 до F3, "страновой потолок" рейтинга снижен с A - до BBB+. Сами по себе рейтинги остались в инвестиционной группе, однако прогноз Fitch по долгосрочным рейтингам - "негативный": агентство не считает причины, по которым снижен рейтинг, исчерпанными и допускает продолжение падения платежеспособности России в ближайшее время.

Причины прокомментировал глава группы Fitch по европейским emerging markets Эдвард Паркер: это проблемы российских компаний и банков с рефинансированием внешнего долга, а также "трудности для России, связанные с проведением необходимых корректировок макроэкономической политики". Fitch обеспокоен снижением международных резервов на $210 млрд с лета 2008 года, в которых, по расчетам агентства, $58 млрд - эффект курсовой переоценки резервов, а остальное - отток капитала и долларизация. По мнению агентства, ЦБ и правительству необходимо решить, тратить ли резервы на продолжение поддержки рубля, сократить рублевую ликвидность или пересмотреть валютную политику в целом. Fitch констатирует, что в последнем квартале 2008 года российские компании и банки выплатили по внешнему долгу $36 млрд, пролонгировав около 55% внешних кредитов (в том числе попавших под margin calls). Однако в 2009 году необходимые выплаты оцениваются в $140 млрд - это сравнимо с собственными резервами ЦБ.

Напомним, последняя оценка резервов РФ (на 23 января) - $386,5 млрд. Формально на поддержку рубля ЦБ может потратить до $165 млрд - в структуре резервов деньги резервного фонда составляют $137 млрд, фонда национального благосостояния (ФНБ) - $84 млрд (данные на 1 февраля). Вчера в Лондоне вице-премьер Алексей Кудрин пояснил, что использование средств резервного фонда будет носить "эмиссионный характер", то есть валютные активы фонда будут возвращены в резервы ЦБ, который будет продавать Минфину эмитированные им рубли. Тем не менее и резервный фонд, и ФНБ ориентированы на иные цели, нежели резервы ЦБ. Так, напомним, $50 млрд ФНБ были в конце 2008 года размещены на депозитах в ВЭБе - для перекредитования российских компаний по внешнему долгу. Однако огромная скорость расходования резервов ЦБ на курсовые цели ($30-40 млрд в месяц с конца 2008 года) требует определить приоритеты. На всех средств резервов, как это предполагалось ранее, уже не хватает, и Fitch, по сути, наказал Россию как эмитента за отсутствие определенности в этом вопросе.

Впрочем, правительство уже и само готово корректировать курс. Вчера на закрытой сессии форума "Тройки Диалог" в Москве первый вице-премьер Игорь Шувалов пояснил, сообщили "Ъ" участники сессии, что программа ВЭБа по рефинансированию частного внешнего долга из ФНБ закрывается. Пресс-служба вице-премьера чуть позже заявила, что его слова были некорректно истолкованы, но было поздно - это уже успел подтвердить его коллега Алексей Кудрин из Лондона. ВЭБ, успевший раздать из $50 млрд $11 млрд (замещены долги "Роснефти" на $600 млн, структур UC Rusal на $4,5 млрд, акционеров "Вымпелкома", "Евраза" - лимит определен в $1,8 млрд, ряда других структур), прекращает программу: Алексей Кудрин пояснил, что в ходе "управляемой девальвации" в ноябре - январе российские компании накопили $85 млрд валютных активов, чего хватит им на выплату внешних кредитов в 2009 году без помощи государства

Рефинансирование через ВЭБ было крупнейшей программой поддержки компаний государством. Господин Шувалов на форуме ВЭФ в Давосе в январе заявил "Ъ": "Часть компаний, обратившихся к нам за рефинансированием, узнав условия, сказали - спасибо, мы сами". Заявку в ВЭБ подавала "Северсталь" на $325 млн (на погашение евробондов 2004 года), но, по имеющимся у "Ъ" сведениям, завершать переговоры не собиралась. $1,5 млрд из $50 млрд просил "Мечел" для погашения задолженностей по кредитам, взятым для покупки компании Oriel Resourses в прошлом году. Пока до соглашения дело не дошло. Трубная металлургическая компания просила у ВЭБа $300 млн для погашения евробондов и около $700 млн для погашения бридж-кредита от синдиката иностранных банков. Заявка не была рассмотрена, поэтому в 2009 году ТМК воспользовалась услугами Газпромбанка для привлечения $700 млн.

Наиболее активным потребителем ресурсов ФНБ обещали стать владельцы нефтяных компаний. В ноябре глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщил, что компания намерена попросить у ВЭБа $1,8 млрд, однако вчера в компании сообщили, что уже отказались от этой заявки. Совладелец ТНК-ВР Виктор Вексельберг также в ноябре говорил о заинтересованности в получении кредитов от ВЭБа, но "на развитие новых проектов". Вчера в ТНК-ВР отказались сообщить, рассчитывают ли получить деньги.

"Роснефть" получила от ВЭБа $800 млн, позднее источники сообщали, что компания намерена попросить еще $4 млрд. Вчера в нефтекомпании отказались сообщить, рассчитывают ли на эти деньги, отметив лишь, что намерены строить свою политику "исходя из экономической целесообразности". Наконец, "Газпром нефть" успела подписать соглашение с ВЭБом о предоставлении ей $750 млн. Это 75% займов, которые компания должна погасить в конце 2008-го - начале 2009 года, пояснял председатель правления компании Александр Дюков.

Непотраченные $39 млрд правительство, судя по всему, направит сектору, который еще в октябре 2008 года претендовал на участие в программе ВЭБа и ФНБ, то есть банкам. Напомним, в среду на совещании в правительстве премьер-министр Владимир Путин объявил о том, что рекапитализация банковской системы будет касаться не только госбанков. Алексей Кудрин вчера подтвердил, что на эти цели будет направлено $40 млрд. Если ранее об источниках этих денег можно было только гадать, то теперь у Белого дома появился очевидный ресурс - $39 млрд из ФНБ.

 

СОБИРАТЕЛЬ ВАЛЮТЫ

Ведомости, 5 Февраля 2009

Внешэкономбанк рассчитывает в феврале выпустить валютные облигации. Спрос обеспечен минимум на $5 млрд, а может быть, и в четыре раза больше - банкам некуда девать валюту. Документы для регистрации выпуска облигаций Внешэкономбанка (ВЭБ) прошли согласование в правительстве, проспект эмиссии находится на регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам, сообщил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев. Точный объем размещения и условия выпуска Дмитриев пообещал сообщить позже. Однако он не сомневается, что удастся разместить бумаг минимум на $5 млрд: эти инструменты прежде всего предназначены для банков, которые скопили валюты более чем на $20 млрд.

Центробанк начал принимать от банков валюту на собственные счета.

Нашел Дмитриев и другое применение накопленной банками валюте: он предложил компаниям, желающим рефинансировать внешний долг, обращаться не в ВЭБ, а в коммерческие банки. И только если они не смогут помочь компании (например, из-за величины запрашиваемого кредита), то тогда уже обращаться в ВЭБ.

А первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что не израсходованные ВЭБом средства, изначально предназначавшиеся для рефинансирования (ЦБ должен был выделить $50 млрд, остались неизрасходованными чуть менее $40 млрд), пойдут на другие антикризисные меры.

Частью привлеченных за счет валютных облигаций ресурсов ВЭБ планирует расплатиться с ЦБ. А остальные пойдут на финансирование проектов ВЭБа, причем инфраструктурных, а не антикризисных, уверяет представитель банка.

На эту неделю планировалось заседание наблюдательного совета ВЭБа, рассказал источник, близкий к совету. На нем не собирались рассматривать заявки на рефинансирование - в повестку включены несколько инфраструктурных проектов, который ВЭБ намерен финансировать. "Это принципиальный разворот в деятельности ВЭБа, он возобновляет исполнение прямых функций, а не полное сосредоточение на антикризисной поддержке", - радуется чиновник правительства.

Новые облигации будут первыми квазисуверенными бондами, номинированными в валюте и обращающимися внутри страны, обращает внимание главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик: спрос на них будет, но не ажиотажный: инструмент для инвесторов незнакомый, да и от конъюнктуры рынка много зависит, поэтому он не станет российским аналогом американских казначейских бумаг.

Лучше хоть какой-то доход по валюте, чем практически бесплатное размещение средств в ЦБ, признается один из банкиров.

Если эти бумаги попадут на вторичный рынок, то они смогут заинтересовать и иностранных инвесторов, полагает аналитик "Ренессанс капитала" Николай Подгузов, еще одно преимущество - ЦБ наверняка будет принимать облигации ВЭБа с минимальным дисконтом в залог при кредитовании банков.

Облигации ВЭБа будут выпущены максимально быстро, чтобы снять напряжение с валютного рынка, говорит один из чиновников.

На регистрацию выпуска ФСФР отводится 30 дней. Представитель службы от комментариев отказался.

Рынку нужны такие инструменты, это движение в правильном направлении, считает сенатор Дмитрий Ананьев, однако и конъюнктура, и страновой риск очень сильно влияют на интерес к этим бумагам.

ВЭБ ориентируется на доходность LIBOR + 1% годовых по своим бумагам, рассказывает один из чиновников.

ВЭБ предлагает немного, ведь ставка трехмесячного LIBOR сейчас 1,23%, рассуждает Подгузов: например, оставшийся еще на рынке выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа торгуется по цене 97% от номинала с доходностью 3%.

Суверенные еврооблигации России торгуются на уровне 5-9%, а американские казначейские бумаги - на уровне 1-3%, так что иностранцам выгоднее будет купить евробонды России, говорит аналитик Банка Москвы Егор Федоров.

 

ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНОВ ТЕРЯЮТ АППЕТИТ

Коммерсант, 5 Февраля 2009

Первые потери от кризиса рестораторы понесли уже в четвертом квартале 2008 года: из-за сокращения платежеспособного спроса у "Росинтера" (сети "IL Патио", "Планета суши", T.G.I Friday's, Costa Coffee, всего 337 заведений) в октябре - декабре количество посетителей сократилось на 6,3%. Средний чек в кофейнях "Кофе-Хауз" уменьшился на 4%. Больше всего пострадал сегмент дорогих ресторанов Москвы, где отток посетителей в некоторых заведениях достиг 70%. Уже к лету выручка большинства рестораторов может сократиться минимум на 10%.

Мультипликатор same store sales growth (SSSG; измеряет финансовые показатели ресторанов, работающих более двух лет) заведений ОАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" в четвертом квартале в долларах снизился на 6,8%, а в рублях вырос всего 3,2%. Об этом говорится в неаудированном финансовом отчете компании за 2008 год. По итогам всего года SSSG вырос 13,3% в рублях и 17,2% - в долларах. Средний чек в ресторанах "Росинтера" в четвертом квартале в долларах снизился на 0,5%, при этом рублевые счета выросли на 10,2%. Также за октябрь - декабрь 2008 года заметно сократилось количество посетителей - на 6,3%, в то время как за аналогичный период 2007 года этот показатель вырос на 3%. Несмотря на это, выручка холдинга по итогам всего года составила $343,4 млн (на 28% больше, чем в 2007 году).

Снижение в последнем квартале прошлого года финансовых показателей "Росинтера" исполнительный директор Restcon Андрей Петраков объясняет подорожанием доллара, который в октябре - декабре вырос по отношению к рублю на 16,4% - до 29,16 руб./$. Снижение вызвано также тем, что из 56 ресторанов, вошедших в выборку по SSSG, 27 заведений находятся в регионах, в Казахстане и на Украине, которые, в отличие от Москвы, оказались более чувствительны к кризису, добавляет представитель "Росинтера" Валерия Си лина. "Только за последние три месяца прошлого года средний чек в киевских заведениях снизился на 20%", - соглашается гендиректор украинской сети "21 век" (управляет ресторанами "Буржуа") Олег Тесленко.

 

РЕЙТИНГ ЗАХОДИТ НА ПОСАДКУ

РБК daily, 5 Февраля 2009

Fitch ждет ухудшения ситуации в России

Международное рейтинговое агентство Fitch вчера понизило рейтинг гособлигаций России с ВВВ+ до ВВВ. Вслед за этим были понижены рейтинги и прогнозы российских госкомпаний. Для российской экономики это не станет ударом, полагают эксперты: оценки агентств важны для займов на Западе, а во время кризиса получить их почти невозможно.

По прогнозам Fitch, в 2009 году рост ВВП России будет равен 0%, бюджет будет дефицитным. Рейтинги будут еще ниже, если цены на нефть упадут, отток капитала продолжится, вырастет напряжение в банковском секторе или осложнится политическая ситуация. "Масштаб оттока капитала и темпы сокращения ЗВР существенно ослабляют государственный баланс", - напоминает глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой Эдвард Паркер. Следом Fitch снизило прогнозы "Газпрому" и "Роснефти" со "стабильного" до "негативного". На одну ступень снижены рейтинги ОАО "РЖД", компаний "Сухой", "РусГидро" и "Якутскэнерго". Также понижен рейтинг Москвы и прогноз для Санкт-Петербурга.

Известие от Fitch вызвало волну продаж на российском фондовом рынке, хотя снижения ждали: Fitch изменило прогноз на "негативный" еще в ноябре 2008 года, а S&P снизило рейтинг России до ВВВ в декабре. После заявления Fitch на европейских торгах снизился евро. Аналитики Reuters связывают это с ожиданиями, что отток капитала из России вынудит власти продавать евро для поддержания баланса валютной корзины.

Министр финансов Алексей Кудрин не ждет проблем от понижения рейтинга. "Рейтинги в основном влияют на способность государств и компаний занимать на внешних рынках на более выгодных условиях, но сейчас получить кредит почти невозможно", - пояснила ведущий экономист ИК "Ренессанс Капитал" Елена Шарипова.

 

ТИХАЯ ГАВАНЬ ВЫШЛА ИЗ МОДЫ

Независимая газета, 5 Февраля 2009

Вчера премьер Владимир Путин провел заседание правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Несмотря на то что реалии финансового кризиса перечеркнули терминологию прошлого года о российской экономике как тихой гавани для иностранных инвестиций, премьер оценивает ситуацию в целом оптимистично. Более того, он призывает уже сейчас думать о посткризисном будущем, когда между странами развернется жесткая борьба за привлечение иностранных инвесторов. Заседание совпало с решением международного рейтингового агентства Fitch понизить рейтинг нашей страны.

Открывая заседание правительственной комиссии, Владимир Путин провел небольшой анализ положения дел с иностранными инвестициями в Россию. Он признал - глобальный кризис наложил на них отпечаток. Однако, по его словам, наша страна не утратила инвестиционной привлекательности. "Несмотря на все известные последствия финансового кризиса, интерес для иностранных партнеров остается высоким", - заявил Путин. Впрочем, из его слов выходит, что этот интерес в большей степени ограничен теми отраслями, где обеспечивается высокий уровень присутствия государства. Вчера, например, комиссия рассмотрела заявки иностранных компаний, желающих вложить средства в ракетно-космические технологии, проекты в сфере транспорта и недропользования. Для инвесторов участие государства является лучшим свидетельством защищенности их вложений в условиях кризиса, переживаемого Россией.

Сейчас в правительстве находится около 45 заявок от западных партнеров с просьбой разрешить инвестировать в российские компании, работающие в стратегических отраслях. При этом Путин считает, что не следует зацикливаться на нынешних тяжелых временах, а необходимо думать о посткризисном будущем, когда в мире развернется конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы. Готовой стратегии победы в этом будущем противостоянии вчера предложено не было. Независимые эксперты дают негативные прогнозы по восстановлению инвестиционной привлекательности России, как минимум в среднесрочной перспективе.

При этом агентство Fitch в среду понизило долгосрочный рейтинг России в иностранной и национальной валюте (рейтинг дефолта эмитента) до уровня ВВВ с ВВВ+ и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте до F3 с F2. Прогноз по долгосрочному рейтингу оставлен негативным. Кредитный рейтинг также снижен до BBB+ с A-.

Снижение рейтинга отражает негативное влияние, оказываемое на Россию резким падением цен на сырье, и дисбаланс на глобальном рынке капитала, что не дает российским банкам и компаниям рефинансировать внешние долги, а также трудности в управлении макроэкономической ситуацией, приводятся в сообщении слова руководителя подразделения агентства по развивающимся рынкам Европы Эдварда Паркера.

Бизнес на Западе прагматичен, и трудно рассчитывать, что кто-то из иностранных инвесторов захочет рисковать своими деньгами, вкладывая их в условиях кризиса в российскую экономику, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По его мнению, Россия достаточно долго оставалась привлекательной для иностранных инвестиций. Их рентабельность достигала 30-50%, что было невозможно для западных экономик. Однако сейчас ситуация для инвесторов неблагоприятная. По прогнозам Николаева, спад в промышленности за январь-февраль 2009 года может составить 15-20%, что будет сопоставимо с уровнем 1992 года. "Каково состояние отечественной экономики, таковы и перспективы иностранных инвестиций. Конечно, зарабатывать можно и на падающем рынке, но не на столь стремительно падающем", - говорит эксперт.

 

СУЕВЕРНАЯ ИНФЛЯЦИЯ

Время новостей, 5 Февраля 2009

Рост цен в России в 2009 году может превысить запланированные 13%

Инфляция в 13% по итогам года - "это счастье", такое заявление вчера сделал Герман Греф, бывший министр экономического развития, ныне глава крупнейшего банка страны - Сбербанка. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин подвел итоги января: цены выросли на 2,4%. "Росстат" пока не обнародовал официальную статистику за январь, но недельные показатели за период с 27 января по 2 февраля по отдельным продуктам вполне могли бы сойти за данные за целый месяц. И пока импорт занимает значительную долю на российском рынке, а рубль продолжает терять позиции, снизить темпы роста цен до приемлемого уровня не получится.

Инфляция в России с 27 января по 2 февраля составила 0,3%, за два дня февраля - 0,1%, сообщил в среду "Росстат". За это время сильнее всего подорожали сахарный песок (на 4,3%) и чай (на 1,3%). Только за одну неделю выросли цены на пшеничный хлеб, сосиски, сардельки, рыбу, сыр, молочные смеси для детского питания, карамель и рис - от 0,4 до 0,9%. Плодоовощная продукция в среднем подорожала на 0,8%, рекордсмен здесь капуста (1,8%). Зато существенно подешевели яйца и подсолнечное масло - на 1,5 и 0,7% соответственно. Продолжают дешеветь бензин и дизельное топливо (0,5 и 0,4%). В первый месяц года традиционно, несмотря на кризис, подскочили регулируемые тарифы: квартплата выросла на 1,5%, водоснабжение и водоотведение - на 1 - 1,4%, проезд в трамвае - на 0,9%, в троллейбусе - на 0,5%.

Такие результаты объяснимы и ожидаемы: дорожают продукты, среди которых значительную долю на рынке занимает импорт, повышение тарифов было запланировано еще в прошлом году, на масло и яйца наблюдается сезонное падение цен. А за снижение цен на ГСМ следует благодарить отечественных производителей, которые, впрочем, отреагировали не столько на падение цены на нефть, сколько вняли убеждениям чиновников.

Безусловно, самый большой вклад в инфляцию внес импорт, цены на который растут пропорционально обесцениванию рубля. Правительство признало, что именно ситуация на валютном рынке может нарушить планы по сдерживанию инфляции в пределах 13%. Во вторник вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что по итогам января инфляция уже превысила прошлогодний уровень в 2,3%. "Мы готовимся к 13%, - напомнил последний официальный прогноз правительства г-н Кудрин. - Но все еще впереди, сейчас даже будет эффект инфляции, связанный с девальвацией, - весь импорт подорожает из-за падения рубля и поэтому будет небольшой всплеск. Судьба инфляции в этом году решится во втором полугодии".

Герман Греф в свою очередь предостерегает государство от излишних трат. По словам банкира, инфляция в 2009 году может разогнаться до 20 - 30%, если государство будет направлять средства Стабфонда в экономику, например на поддержку ипотеки. И если нам удастся сохранить в текущем году уровень инфляции в 13%, "то будем считать, что это счастье", сказал г-н Греф.

Эксперты не спешат делать апокалипсические предсказания, но полагают, что в нынешнем году инфляция по крайней мере может превысить прошлогоднюю (она, напомним, составила 13,3%).

"Январь обычно самый инфляционный месяц, в дальнейшем можно ожидать некоторого замедления", - говорит Мария Катаранова, эксперт экономической экспертной группы. Причем это даже не потребует активных действий от правительства, падение темпов роста цен произойдет из-за сезонных факторов, сокращения объемов импорта. Но для кардинального перелома тренда нет никаких предпосылок - естественных или искусственных. "Наши исследования четко показывают, что девальвация рубля отражается на росте цен с лагом в два-три месяца", - говорит эксперт. Учитывая, что процесс обесценения национальной валюты активизировался в последние два месяца, даже если весной правительство сможет удержать курс в заданном коридоре, еще до начала лета именно этот фактор будет портить инфляционную статистику.

Полностью избавиться от влияния курса на рост цен невозможно, как невозможно отказаться от импорта. "Объемы (импорта. - Ред.) будут со временем сокращаться, но, во-первых, по некоторым категориям товаров мы зависим от импорта слишком сильно, и нет возможности для быстрого наращивания отечественного производства. Во-вторых, даже в формально российских продуктах значительную долю стоимости составляют импортные ингредиенты, оборудование, запчасти", - напоминает г-жа Катаранова.

Владимир Тихомиров, старший экономист ФК "Уралсиб", также замечает, что нельзя одновременно проводить девальвацию рубля, пусть даже и плавную, и надеяться на низкие темпы инфляции: "Удорожание импорта - прямое следствие валютной политики. Естественно, что когда ослабляется рубль, ритейлор будет пересматривать цены". Аналитик полагает, что в этом году опять не удастся удержаться на прошлогоднем уровне и инфляция превысит 13,3%. Для населения последствия окажутся хотя и не катастрофическими, но неприятными. "По-прежнему самый большой вклад в рост цен вносят продовольственные товары, за которыми подтягиваются услуги. Прочие непродовольственные товары хотя и будут дорожать, но это не столь сильно скажется на благосостоянии населения, поскольку их доля в потребительской корзине невелика. Но в любом случае структура потребления вынужденно изменится в сторону увеличения доли продовольственных товаров", - говорит г-н Тихомиров.

 

РАСТУЩАЯ НЕДОИМКА

Время новостей, 5 Февраля 2009

Предприятия Москвы задолжали в бюджет 110 млрд руб. налогов. Огромная задолженность накопилась в нефтепереработке, пищевой промышленности, торговле, строительстве, сферах финансовых услуг и оборота недвижимости. Меньше всего долгов в здравоохранении, образовании и у табачных заводов. Такие данные по состоянию на 1 января 2009 года опубликовало УФНС Москвы в отчете о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. В общей сумме задолженности лишь порядка 30 млрд руб. составляют долги тех, кто признал недоимку задолго до кризиса и находится сейчас в процедуре банкротства или получил рассрочку. Остальные должники совсем свежие. Реструктурированной задолженностью при этом могут похвастаться в основном автозаводы и предприятия нефтяной отрасли.

Судя по статистике налоговиков, платить по налоговым долгам в кризис предприятиям становится все сложнее, несмотря на то что налоговые доходы консолидированного бюджета столицы выросли за 2008 год на 40% и составили 1 трлн 120 млрд руб. Недоимка растет по всем налогам: по налогу на прибыль на 1 января 2009 года она составляла 7 млрд руб., по НДС - 14 млрд руб., по акцизам - 813 млн руб., по региональным налогам и сборам - 4 млрд руб., по местным налогам - 681 млн рублей.

Общая задолженность предприятий Москвы перед бюджетом - 110 млрд 95 млн руб. "Старые" долги предприятий, образовавшиеся еще до кризиса, в общей сумме налоговой задолженности "весят" около 30 млрд руб. Из них недоимка по организациям, находящимся на стадии банкротства, составляет 607 млн руб. (организации под наблюдением задолжали 227 млн руб., под внешним управлением - 1 млн руб., под конкурсным производством - 379 млн руб.). Задолженность, по которой принято решение об отсрочке или рассрочке, составляет 28 млрд 280 млн руб. (отсроченные платежи - 265 млн руб., реструктурированная задолженность - 28 млрд руб., задолженность, взимаемая через приставов, - 14 млрд рублей).

Самые большие долги висят на добывающих предприятиях (крупнейшие налогоплательщики этого сектора стоят на учете в межрегиональных инспекциях в Москве и учитываются в статистике столичного УФНС). Там, где шире налоговая база, выше всего и задолженность - 28 млрд 640 млн руб. 23 млн руб. отрасль задолжала по налогу на прибыль, 43 млн руб. - по НДС. Почти вся задолженность реструктурирована.

Реструктурируют задолженность далеко не всем желающим. Для сравнения: долг обрабатывающих производств в Москве - 21 млрд 333 млн руб., но реструктурировано лишь 513 млн руб. Основной долг здесь - по налогу на прибыль - 932 млн руб., и очень значительный - по местным налогам и сборам - 513 млн рублей.

В обрабатывающем производстве больше всего налоговых платежей задолжали бюджету предприятия, производящие машины и оборудование, - 11 млрд 492 млн руб. На пищевом производстве висят долги в размере 2 млрд 772 млн руб., на заводах по переработке нефтепродуктов - 2 млрд 19 млн руб. В пищевой отрасли четко прослеживается закономерность: чем больше налогов, тем больше долгов. Мясоперерабатывающие заводы задолжали 56 млн руб., предприятия, производящие напитки, - более 2 млрд руб. Производство напитков в последние три года было высокорентабельно, и отрасль бурно развивалась. Меньше всего в обрабатывающей сфере задолжали табачники - всего лишь 326 тыс. руб. Объясняется это, видимо, жесткой системой контроля за отраслью и устойчивостью спроса даже в кризисные времена.

Реструктурировать долги в обрабатывающей сфере государство готово лишь автопроизводителям. Общий долг в сфере производства машин и оборудования - 11 млрд 492 млн руб., реструктурировано 26 млн руб. Долг заводов, выпускающих автомобили и прицепы, - 1 млрд 62 млн руб., реструктурировано - 485 млн. Для сравнения: предприятия, выпускающие суда, космические, летательные аппараты и прочие транспортные средства, задолжали в бюджет 271 млн руб. - значительно меньше, чем автопроизводители. Но и реструктурировали им долги на чисто символическую сумму 1 тыс. рублей.

Приметой кризиса стали огромные долги в сфере

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме