15:00 25.04.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета «Правда» об «олигархе ельцинского розлива». Как миллиардер Прохоров нажил свои капиталы

2014-04-25 13:39
По страницам газеты «Правда», Александр Дьяченко

На днях стало известно, что всю «конструкторскую документацию» своего шумного проекта «Ё-мобиль» обласканный Кремлём миллиардер Прохоров передал государственному институту ФГУП «НАМИ». Причём за символическую цену: 1 евро, то есть даром. Тем самым олигарх признал, что его затея с «Ё-мобилем» изначально была пиар-блефом.

А как же всё заМЕЧТАтельно начиналось: накануне президентских выборов 2012 года на довольно приземистом и неприглядном российском политическом ландшафте вдруг выросла длинношеяя и длиннорукая фигура господина Прохорова, менторским тоном рассуждающая о пользе либерализма и гибридных автомобилей. «Вот он — гигант мысли, отец русской демократии», — ёкнуло сердце какой-нибудь Елены Станиславовны (поклонницы авантюриста и «предводителя дворянства» Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев»).

Незабываемые вехи триумфального шествия ё-мобилестроения по России и миру навсегда останутся в нашей памяти благодаря ё-летописцам:

— апрель-2011 — премьер-министр России Владимир Путин протестировал концепт «ё-кросс-купе»;

— сентябрь-2011 — мировая премьера концептов «Ё» на международном Франкфуртском автосалоне;

— апрель-2012 — «Ё» получил 1-ю премию «Бренд года»;

— июнь-2013 — публичная презентация прототипов «Ё-мобиля» на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Словом, ударил наш герой «Ё-мобилем» по «бездорожью и разгильдяйству» по примеру незабвенного Остапа Бендера с его «Антилопой-гну». Публика была счастлива, особенно подкованные в автомобильных терминах представители СМИ. Они регулярно и радостно сообщали о разного рода событиях, которые то и дело устраивал господин Прохоров вокруг своего ё-детища.

Однако некоторые эксперты всё же сомневались в том, что название настоящего автомобиля может начинаться с почти что неприличной буквы. Например, главный редактор авторитетного автомобильного журнала «За рулём» долго возражал против статей о «Ё-мобиле», так как считал это «пустой тратой бумаги».

Когда журнал всё же написал о ё-детище господина Прохорова, то экспертно заявил, что «функция «Ё-мобиля» вовсе не в том, чтобы стать очередным народным авто. А в том, чтобы привести во власть некое политическое течение во главе с его новым лидером, одновременно выступающим как лидер проекта «Ё-Авто». Ну прикиньте сами: что лучше для имиджа — слыть героем Куршевеля или автором народного «Ё-мобиля»?»

И действительно, а что нам вообще известно о достижениях господина Прохорова, кроме «Ё-мобиля» и его склонности отдыхать с проститутками в респектабельном Куршевеле назло французской полиции? Какие-такие заслуги перед Отечеством выдвинули Прохорова (и ему подобных) в первые ряды «светочей прогресса»? Откуда «есть пошли» его сказочные миллиарды? Может, бабушка наследство оставила? Или Родина наградила его за великие подвиги: в космос слетал, город построил или завод заложил? А может, на худой конец, хотя бы создал какой-нибудь высокотехнологичный «Айпэд» с «Фейсбуком» или «Гугл» основал? Ничего подобного в личной истории господина Прохорова найти не удаётся, происхождение его богатств теряется в недомолвках.

Впрочем, на личном сайте mihailprohorov.ru господин Прохоров не без нежности вспоминает, что в молодые годы (1989 г.) он «наладил производство «варёных джинсов», которыми фарцевал вместе с Александром Хлопониным (ныне — полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе). Позже к делу подключился Владимир Потанин... Простите, но на варёных джинсах миллиардов не наваришь, это сказка для недорослей.

«В жизненном багаже олигарха, в отличие от Ходорковского и Березовского, нет участия в грязных «прихватизациях» 90-х годов прошлого столетия», — сказано на личном сайте Прохорова. Но это липа. В начале 1990-х В. Потанин вместе с Прохоровым сумели оседлать МБЭС (Международный банк экономического сотрудничества) — государственный банк, учредителями которого являлись страны СЭВ. Им удалось превратить МБЭС в собственную структуру: после распада СССР советские авуары на сумму от 300 до 400 миллионов долларов были переброшены из МБЭС в МФК (созданный Потаниным банк), туда же перетянули всю клиентуру госбанка.

Как удалось провернуть столь хитроумную комбинацию? Читаем на сайте Прохорова: «Именно тогда Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) решил, что пора избавляться от тяжёлой ноши — необходимости предоставлять кредиты своим учредителям, которыми являлись правительства дружественных социалистических стран. Для того чтобы избавиться от охотников за отечественными деньгами, было решено переименовать МБЭС в МФК (Международная финансовая компания). И именно это кредитное учреждение получило возможность обслуживать счета многих внешнеторговых предприятий. Руководителем МФК стал Михаил Прохоров». Что ж, тут не поспоришь: очень удачно для себя Потанин с Прохоровым избавили страну от «тяжёлой ноши».

ВСКОРЕ «великие комбинаторы» Потанин с Прохоровым (с подачи американца Бориса Йордана) разработали схему «залоговых аукционов», благодаря которой страну избавили от многих других «тяжёлых нош». Так, лидер мирового рынка цветных металлов — горно-металлургический комбинат «Норильский никель» (производил в то время 35 процентов мировых объёмов никеля, 10 процентов меди, 14 процентов кобальта, 55 процентов палладия, 20 процентов платины), по данным СМИ, был куплен банками Потанина и Прохорова (ОНЭКСИМбанк и МФК) за сумму, равную прибыли комбината за несколько месяцев — 170—180 миллионов долларов. Годовой оборот комбината достигал тогда 3 миллиардов долларов, что в 1996 году составляло около двух процентов валового национального продукта России. Настоящая же цена комбината в тот момент была никак не меньше хотя бы тех же 3 миллиардов.

Более того, по свидетельству очевидцев, торги, на которых проводились залоговые сделки, были инсценированы: к торгам были допущены только «свои» фирмы, причём некоторые из них были зарегистрированы на бомжей. Компания же, предложившая 355 миллионов долларов, была снята с торгов из-за «недостаточных финансовых гарантий». Поражает мелочность наших теперешних «светочей либерализма»: уплаченные ОНЭКСИМбанком деньги за «Норникель» никуда из банка не ушли, так как, считаясь бюджетными, они в течение года оставались на счетах в ОНЭКСИМе как уполномоченном банке Госкомимущества. Прокручивая эту сумму, банк Прохорова и Потанина получил дополнительную прибыль, которую надо вычесть из упомянутых выше 170—180 миллионов, чтобы получить реальную цену сделки по «Норникелю».

Впрочем, уже тогда для наблюдателей было очевидно, что правительство Ельцина вовсе не стремилось продать государственное имущество по максимально возможной цене. Баснословно привлекательные государственные активы при помощи механизма залоговых аукционов передавались в руки лояльных предпринимателей в обмен на поддержку на парламентских выборах 1995 года и президентских выборах 1996-го. Так складывалось сообщество политических авантюристов и бизнес-мошенников, которое затем стали называть ельцинской «семьёй».

В результате залоговых аукционов были за бесценок проданы великаны российской индустрии: АО «Челябинский металлургический комбинат» — компании «Рабиком» (за 13,3 млн. долларов); АО «Северо-Западное морское пароходство» — МФК (за 6,05 млн. долларов); НК «Сиданко» — МФК и ОНЭКСИМбанку (за 130 млн. долларов); АО «Новолипецкий металлургический комбинат» — ОНЭКСИМбанку и МФК (за 31 млн. долларов); АО «Мурманское морское пароходство» — АОЗТ «Стратег» (за 4,125 млн. долларов); НК ЮКОС — АОЗТ «Лагуна» и банку МЕНАТЕП (за 159 млн. долларов).

Олигархи ельцинского розлива оказались мастерами по части того, как распилить между собой всё, что было создано до них Советским государством и усилиями всего народа. А вот когда дело доходит до созидания, тут уж — извините…

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме