23:45 23.05.2016 | Все новости раздела "Единая Россия"

В Госдуму внесен законопроект, усиливающий уголовную ответственность за взятки

Документ позволяет признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются не должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу

Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму проект федерального закона  «О внесении  изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ ", со ссылкой на сайт Кремля сообщает «Интерфакс» в понедельник, 23 мая.

Проект закона подготовлен во исполнение поручений президента по итогам заседания Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года и направлен на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления, отмечается в сообщении.

В статьи 184, 204, 290 УК РФ вносятся изменения, позволяющие признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное  имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

Криминализация этих деяний обусловлена необходимостью выполнения взятых на себя Россией международно-правовых обязательств, в  частности, статьи 1 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) против коррупции, согласно которой каждое  государство-участник принимает необходимые меры для признания уголовно наказуемыми деяниями умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица.

Диспозиция части первой статьи 184 Уголовного кодекса приводится к терминологическому единообразию с диспозицией части первой статьи 204 Уголовного кодекса, в которой вместо понятия «подкуп» используется более определенное понятие «незаконная передача».

В новой статье 2041 УК РФ предлагается установить уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии со статьей 2911 Уголовного кодекса. При этом ответственность за  коммерческий подкуп и посредничество в нем (статьи 204, 2041 УК РФ) дифференцируется в зависимости от размера  предмета подкупа.

В примечании 1 к статье 204 Уголовного кодекса для целей  указанных статей  определяются значительный, крупный и особо крупный  размеры коммерческого подкупа, которые совпадают с соответствующими размерами взятки, установленными в примечании 1 к статье 290 Уголовного кодекса.

Одновременно предлагаются санкции статьи 204 Уголовного кодекса привести в соответствие с санкциями статей 290 и 291 по видам наказаний, а при определении размеров наказания исходить из того, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп.

В 2012-2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей, отмечает агентство. Учитывая небольшую общественную опасность таких преступлений и принимая во  внимание необходимость реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за  эти  деяния,  предлагается  в статьях  2042  и  2912 УК установить уголовную ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение  взятки, размер которых не превышает 10 тысяч  рублей. При этом проектом предлагается в санкциях данных статей установить более мягкое наказание, чем  предусмотрено санкциями части первой статьи 204, части первой статьи 290, части первой статьи 291 УК.

Вместе с тем предусматривается повышенная ответственность за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, совершенные лицом,  имеющим судимость за преступления, предусмотренные соответственно статьями 204-2042 либо 290-2912.  Наличие таких  квалифицированных составов  будет являться  превентивной   мерой  для повторного   совершения   мелкого коммерческого подкупа и мелкого взяточничества.

Проектом предусматривается внести  изменения в статьи  31 и 150  УК для определения  предварительного  расследования по  уголовным  делам  о таких преступлениях  в форме  дознания.  Указанные дела  будут  подсудны мировому судье.

Проектом также вносятся изменения в статью 304 УК, направленные  на уточнение  круга   лиц,   в  отношении   которых   возможна   провокация коммерческого подкупа или взятки.

С 2011 года наблюдается существенный рост доли штрафа, назначенного в качестве основного наказания за коммерческий подкуп и  взяточничество. При  этом  в  настоящее  время  единственной  альтернативой   уголовному наказанию  в   виде   лишения  свободы   за   совершение   коррупционных преступлений, не относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, является  штраф,   исчисляемый  исходя   из  величины,   кратной   сумме коммерческого подкупа или взятки.  Отсутствие  вариативности  видов   наказания  по  данным   составам преступлений  снижает   эффективность  уголовного   наказания  при   его назначении с  учетом конкретных  обстоятельств совершения  преступления, данных о личности осужденного, в том числе о его материальном  положении и возможности исполнения кратного штрафа.

В свою  очередь, назначение  судами несоизмеримо  крупных  размеров штрафа согласно  санкции уголовного  закона лицам,  очевидно не  имеющим реальной возможности его уплаты, не обеспечивает принципа неотвратимости наказания  и,  кроме  того,  вынуждает  судебных  приставов-исполнителей обращаться в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы.

Проектом   предлагается   дополнить   санкции   указанных    статей альтернативными видами уголовного  наказания, исходя из  того, что  цели наказания в отношении должностных  лиц (лиц, выполняющих  управленческие функции  в  коммерческой  или  иной  организации),  получивших   предмет коммерческого  подкупа  или  взятку,  могут  быть  достигнуты  в  случае возложения  на  них  судом  обязанности  выплатить  штраф  в  абсолютных величинах с назначением дополнительного  наказания в виде лишения  права занимать   определснные    должности   или    заниматься  определенной деятельностью на длительные сроки.

Для  обеспечения  дальнейшей   дифференциации  и   индивидуализации наказания за совершение  указанных выше  преступлений, а  также в  целях повышения  исполнимости   дополнительного   наказания  в   виде   штрафа предлагается установить,  что вместе  с  лишением свободы  как  наиболее строгим видом наказания  по усмотрению суда  в качестве  дополнительного наказания может быть назначен кратный штраф.

Принятие  проекта  будет  способствовать  повышению   эффективности противодействия  взяточничеству  и  иным  коррупционным   преступлениям, достижению  целей   наказания  в   отношении  лиц,   совершивших   такие преступления, отмечает агентство.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме