20:31 19.03.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Писатели, депутаты и маленький дом в центре Москвы

Встреча депутатов Госдумы Владимира Мединского, Ильдара Габдрахманова, Александра Когана в маленьком доме ПЕН-центра на Неглинке с такими известными литераторами, как Андрей Битов, Юнна Мориц, Александр Городницкий, Анатолий Макаров, Алексей Симонов, Ольга Кучкина, Игорь Иртеньев, начался с тревожной вести. Литераторы – люди (увы или слава Богу) непрактичные, и затянувшиеся судебные тяжбы могут реально привести к тому, что в столице Росси может закрыться представительство международного ПЕН-центра. (Есть, наверное, смысл напомнить, что этот закрытый писательский клуб был создан еще в начале 20-х годов по инициативе Голсуорси. Российский ПЕН-центр объединяет почти 300 ведущих российских писателей.)

Члены ПЕН-центра даже попросили пришедшую прессу переждать за дверью первую часть разговора, тем больше подогрев интерес журналистов, не вполне понимавших, что же происходит за закрытыми дверями. Ну, да «я там был», мед-пиво правда не пил за отсутствием таких напитков на относительно круглом столе - мне и рассказывать. Как и много лет назад, когда мне пришлось участвовать в знакомстве «пеновцев» с тогда еще премьером Владимиром Путиным, меня не покидало чувство некоторой неловкости. Неловкости за то, что ведущие писатели и поэты России ютятся в сооружении, только адресом напоминающем о том, что оно имеет отношение к роскоши Центрального Административного Округа Москвы. Неловкости за то, что они с этим мирятся – более того, держатся за свой почтовый адрес, безусловно, гордый, но, увы, вывешенный на чудом сохраняющем вертикальное положение двухэтажном бараке. Не надо фамилий – но один из этих прекрасных людей сказал мне застенчиво: «Может, действительно, другое что-нибудь дадут. В Москве же реставрируются старинные конюшни или что-то подобное». Чувствовать свое место на отреставрированной конюшне – вряд ли такое самоощущение соответствует российской литературе.

Не потому ли Алексей Симонов с горечью говорил о том, что кризис для писателей – вещь постоянная. Не потому ли вспомнила Юнна Мориц применительно к писателям печальный анекдот о тот, как предприниматель получает совет брать плату с работников за то, что их пускают на рабочие места.

Но не только в упавших тиражах и непрожиточно малых гонорарах дело. «Когда земле твоей горестно, позорно иметь успех», - это, в конце концов, тоже строчки члена российского ПЕН-центра Андрея Вознесенского. Вопрос в том, чтобы преодолеть вынужденную герметичность литературной среды, за последние 15 лет существенно снизившей количество читателей качественной литературы в России. «Поэт в России больше, чем поэт» - такой уровень социальной ответственности всегда выделял русскую литературу среди прочих. Сейчас, когда российский вариант глобального экономического кризиса развивается не менее в головах, чем в бумажниках, именно лучшие российские литераторы, чей общественный авторитет не подвергается сомнению, должны сказать людям правду – пусть даже жесткую. И предостеречь людей от паники, если нужно.

Они это умеют. В конце концов, каждый из них мог бы жить далеко за рубежом. Но они не уехали ни в перестройку, ни в лихие 90-е, ни в тучные 2000-е. Они переживали кризисы вместе со всеми, ездили на метро и растили на 6 сотках картошку. Они имеют право на выстраданное мнение. Они имеют право на то, чтобы быть услышанными. «Наша задача проста – сделать так, чтобы вы писали и публиковались», - сказал руководитель антикризисной группы Госдумы Владимир Мединский. И это – правда.

Мы познакомились – депутаты, политики, журналисты. Автору этих кратких заметок кажется, что этой встречей мы опровергли расхожее мнение, что власть и творческая интеллигенция должны быть непременно по разные стороны стола. Особенно этот относится к периодам жизни общества, когда нужно преодоление. Кризис маленького дома больших писателей и кризис экономический, касающийся множества маленьких домов обычных людей – это общая жизнь России, которую мы не покинули. В конце концов, люди, работающие честно, практически всегда делают одно дело – как бы не называлось ремесло каждого из них.

Стол был круглый – вне зависимости от его физической конфигурации и того, как кто назовет эту встречу. Потому что страна у нас одна. Как, собственно, и литература. Так что – не прощаемся.

Источник: Единая россия (Регионы)

  Обсудить новость на Форуме