17:00 21.04.2014 | Все новости раздела "Единая Россия"

Мануйлова предлагает определить «ядро содержания образования»

В Госдуме прошли парламентские слушания «Правовое регулирование формирования содержания общего образования»

Выступая в понедельник, 21 апреля, на парламентских слушаниях «Правовое регулирование формирования содержания общего образования» заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, руководитель партпроекта «Единой России» «Модернизация образования» Ирина Мануйлова высказала некоторые опасения в связи с введением новых образовательных стандартов и предложила законодательно закрепить понятие «фундаментальное ядро содержания образования», сообщает ER.RU.

«Если мы сегодня посмотрим на нормы нашего закона, то содержание образования определяется исключительно образовательной программой, а правом на разработку и утверждение образовательной программы обладает сама образовательная организация. Более того, образовательная организация самостоятельно, ориентируясь на требования федеральных государственных образовательных стандартов, разрабатывает свой учебный план, учебные программы, другую нормативную документацию, которая реально определяет образовательный процесс и содержание образования в каждой отдельной школе», - отметила депутат.

Она напомнила, что в связи с принятием нового федерального закона образовательная программа организации теперь разрабатывается школой самостоятельно – на основе стандарта и с учётом примерной образовательной программы, то есть примерная образовательная программа перестала быть обязательным нормативным документом.

«Таким образом, с 1 сентября 2013 года стандарт стал документом прямого действия. При этом предполагается, что примерных образовательных программ в реестре будет несколько. Это даёт возможность образовательной организации принять решение: самостоятельно составить свою образовательную программу, ориентируясь только на стандарт, или использовать какую-то предложенную в реестре, которую можно взять за основу», - пояснила Мануйлова.

Она обратила внимание на высказываемые опасения, связанные с введением нового федерального государственного образовательного стандарта. «Стандарт является нормативным документом. А значит, он должен четко и однозначно определять основные параметры школьного образования. Но если проанализировать новые стандарты всех уровней, то можно увидеть, что недостаточно конкретно прописаны требования к содержанию образования, к его результатам. Стандарты лишь определяют в общих чертах контуры системы школьного образования. Новый закон «Об образовании» расширил представления о назначении и функциях школьных образовательных стандартов. Теперь он не только должен обеспечивать сохранение единого образовательного пространства и преемственность основных образовательных программ, но также быть критерием оценки аттестации выпускников отдельных уровней, оценки учителей, образовательных учреждений, системы образования в целом», - подчеркнула депутат.

По ее словам, согласно новым стандартам, в структуре основной образовательной программы общего образования должна присутствовать обязательная часть, которая составляет от 2/3 до 70 процентов от общего объема программы. Обязательная часть – то, что обязательно для всех образовательных организаций. Но порядок разработки этой обязательной части не определен.

«Отсутствует также какое-либо определение: что она представляет собой. Все это позволяет делать вывод: характерной особенностью школьных стандартов второго поколения является то, что они дают только основные ориентиры, контуры содержания образования, формулируют требования к тому, чем должны овладеть учащиеся в результате образования, но не задают конкретные знания и способы деятельности по учебным предметам», - уточнила Мануйлова.

«Более того, сегодня в каждом регионе отдельные образовательные учреждения уже включились в работу по новым стандартам. Большая часть этих образовательных организаций уже сегодня столкнулась с существенными трудностями при разработке основных образовательных программ, так как у них нет достаточных ресурсов для самостоятельного формирования программ в соответствии с требованиями стандарта. А в реестре программ – таковые пока отсутствуют, - констатировала депутат. – Комитет полагает, что для выполнения в полном объеме требований принятого закона, для обеспечения единства образовательного пространства, преемственности и вариативности содержания основных программ, государственных гарантий уровня и качества образования важно ввести в образовательное законодательство новое понятие: «фундаментальное ядро содержания образования» (хотя возможен и другой термин)».

«Фундаментальное ядро содержания образования – это обязательная часть содержания каждого уровня по установленным в федеральных стандартах общего образования предметным областях в виде отдельных дидактических единиц и конкретных образовательных результатов. Такое ядро и станет основой как для разработки примерных основных образовательных программ для всех уровней, так и для образовательных программ отдельно взятого образовательного учреждения по каждому уровню общего образования», - заключила Мануйлова.

Источник: Единая Россия

  Обсудить новость на Форуме