18:31 05.03.2009 | Все новости раздела "Единая Россия"

Круглый стол «О реализации инициатив Президента РФ Дмитрия Медведева по поддержке студенчества»

В четверг в МИСиСе по инициативе партии «Единая Россия» состоялся круглый стол на тему «О реализации инициатив Президента РФ Дмитрия Медведева по поддержке студенчества».

«Нас собрало здесь желание поучаствовать в реализации поручения президента, которые касаются студенчества, и особенно волнует молодежь, которая обучается на платной основе», - заявил Секретарь Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин, открывая заседание.

Он напомнил, что президент Дмитрий Медведев просил подготовить все предложения как можно быстрее, потому что речь идет о вопросе чрезвычайной важности. Володин выразил надежду, что участники заседания смогут выработать конкретные рекомендации для дальнейшей работы правительства: «Мы должны сделать так, чтобы те, кто не может платить за обучение, смогли взять образовательные кредиты на льготных условиях, чтобы стоимость обучения не росла».

Володин особо отметил, что ни о какой индексации стоимости обучения с учетом инфляции, как это предлагают некоторые чиновники правительства, не может быть и речи. «Это означает, что студент должен будет заплатить за свое обучение больше. Учитывая инфляционные тенденции, это приведет к удвоению платы за обучение на последнем курсе, по сравнению со стоимостью обучения на первом», - пояснил Секретарь Президиума Генсовета Партии.

Несколько иная позиция у заместителя Министра образования и науки РФ Владимира Миклушевского. Он подчеркнул, что профильное ведомство прорабатывает вопрос о фиксации платы за обучение или индексации ее в соответствие с уровнем официальной инфляции.

Миклушевский также рассказал о мерах, которые предпринимает правительство по поддержке студенчества. По его словам, их можно разделить на да больших направления. Первое – меры, направленные на поддержку студентов-контрактников, особенно тех, кто по каким-либо причинам не может выплачивать деньги за обучение. Второе – меры по содействию в трудоустройстве выпускников вузов.

Рассуждая об образовательном кредитовании, замминистра заявил: «Во-первых, речь идет о поддержке тех, кто учится на «хорошо» и «отлично». Кроме того, в первую очередь, возможность получения образовательных кредитов получат студенты, обучающиеся по наиболее востребованным, по мнению государства, специальностям. Льготные условия образовательного кредитования предполагают ставку не выше 11%. Студент должен будет вернуть кредит в течение 10 лет. При этом ставка гарантированная и не будет повышаться. Соответствующие предложения мы уже направили в правительство и ведем переговоры об участии в этой программе со Сбербанком и ВТБ24».

Он подчеркнул, что также нужно обратить внимание на то, как осуществляется мера, закрепленная в законодательстве о переводе контрактников-отличников на вакантные бюджетные места.

Государство заинтересовано в том, чтобы молодежь могла спокойно учиться, уверена член Политсовета «Молодой Гвардии Единой России» Мария Сергеева. «Меня, как любую студентку, обучающуюся на платном отделении, волнует вопрос повышения стоимости обучения. Меня пока это не коснулось, но мои друзья из РУДН и Тимирязевской академии уже с этим сталкиваются», - сказала она.

Сергеева отметила, что студенты, конечно, с пониманием относятся к сложностям вузов, «но резкое повышение платы – это не выход». «От него никто не выиграет. Мы потеряем студентов, а вузы таким образом лишатся своих денег», - отметила она.

В рамках дискуссии выступили руководители нескольких университетов страны. Они рассказали о том, как в их вузах работает система поощрения студентов-отличников, и после скольких семестров они могут рассчитывать на перевод на бюджетное место. Так, проректор МГТУ им. Баумана сообщил, что после 2-х семестров отличной учебы студент получает возможность перевестись на бюджетное место, если, конечно, есть свободное. Кроме того, по его словам, руководство института всегда старается идти навстречу студентам, у которых возникают проблемы с оплатой: им предоставляются отсрочки, либо пытаются помочь с трудоустройством.

Коллегу поддержал ректор Ярославской медицинской академии Алексей Павлов. Он отметил, что у них студентов переводят на бесплатное обучение по той же системе, кроме того, в вузе практикуется система целевых договоров, благодаря которым студенты учатся бесплатно, а органы здравоохранения региона гарантированно получают молодых специалистов для работы.

Вице-спикер Госдумы Светлана Журова выразила сомнение в эффективности системы перевода студентов с платного обучение на бесплатное. «Вы говорите, что студента отличника переводят на вакантное бюджетное место, а откуда ему взяться», - поинтересовалась Журова.

Ректор Уральского технического университета Анатолий Матерн, в свою очередь, заявил, что сомневается в целесообразности введения фиксированной платы за обучение.

«Большинство студентов, которые в нашем вузе учатся на платном отделении, - из состоятельных семей. И, по-моему, нельзя ставить университет в сложные финансовые условия ради экономии денег людей, которым оплатить контракт ребенку ничего не стоит», - подчеркнул руководитель университета.

Однако, эта инициатива не нашла поддержки у участников круглого стола.

«Давайте не будем делить студентов на богатых и бедных, – призвал участников встречи Володин. - Мы сегодня говорим о студенчестве в целом, и то, что многие молодые люди сегодня испытывают сложности, и не могут платить за обучение - факт, а вот о сложностях вузов еще можно поспорить, глядя на то, что и на какие суммы покупают некоторые вузы».

В заключение дискуссии выступил председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин. Он подчеркнул, что за последние 10-15 в России стремительно развивалось платное образование. По его словам, сегодня в стране на платных отделениях и в негосударственном секторе учится 4, 7 миллиона студентов. И о судьбе этих молодых людей нужно позаботиться, уверен глава комитета.

«Мы должны в первоочередном порядке внести поправки в постановления правительства, которое регламентирует проведение эксперимента с выдачей образовательных кредитов. Более того, считаю необходимым, прописать все эти нормы законодательно и наш комитет готов заняться этим вопросом», - заявил Балыхин.

При этом председатель думского комитета считает, что ограничиваться одним только образовательным кредитом нельзя. «Есть и другие формы помощи студентам. Например, можно применить принцип обратной субсидии или целевые договора. Привлекая работодателей, мы бы смоги решить еще одну проблему – трудоустройства студентов», - отметил Балыхин.

Рассуждая о проблеме перевода студентов с платных отделений на бюджетные места, Балыхин поддержал коллегу по Госдуме Светлану Журову. Он также сомневается, что ожидание свободных бюджетных мест может быть эффективной.

«Эта норма прописана в законодательстве, она соответствующим образом должна быть отражена в уставах вузов, – подчеркнул Балыхин. - Однако далеко не везде этот механизм реально работает – в некоторых институтах установлен не 1-2 семестра отличной учебы для перевода на бюджет, а 4-5, иногда даже 7 семестров. Я считаю, что нужно на этот момент обратить внимание и привести все к единому формату».

В заключение заседания, участники договорились встретиться снова 11 марта и совместно с представителями профильных министерств продолжить обсуждение этой темы.

Источник: Единая Россия (Повестка дня)

  Обсудить новость на Форуме