18:00 17.11.2006 | Все новости раздела "Моя Страна"

Круглый стол «Новая Конституция: политика или право?»

 

15 ноября 2006 года в Институте общественной политики был проведен круглый стол на тему «Новая Конституция: политика или право?»

 

На круглый стол были приглашены заведующая отделом по обеспечению деятельности Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, законности, судебно-правовой реформе и правам человека  ЖК Аида Салянова, декан юридического факультета КНУ Суеркул Косаков, заведующая кафедрой теории государства и права КНУ Галина Мукамбаева, эксперт, доцент АУЦА Гульнара Искакова, эксперт ПРООН Зайнидин Курманов, директор Института конституционной политики Нурлан Садыков и директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов.

 

В своей вступительной речи президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев отметил, что новая Конституция стала вынужденным компромиссом политических сил. Согласованный на фоне напряженной политической ситуации, данный документ был принят и подписан за рекордно короткий срок не только по местным, но и международным меркам. Но новая Конституция, не успев появиться на свет, уже стала предметом споров между политиками, юристами, политологами из-за множества противоречий и неясностей в тексте.

 

Эксперты, прежде всего, отметили, что новая Конституция больше является политическую договоренностью, чем юридическим документом. Согласованный на фоне высокого политического напряжения, данный документ оказался полон противоречивых и неясных моментов, что уже порождает различные инициативы по изменениям и дополнениям к Конституции.

 

Эксперты подчеркнули, что остается непонятной цель принятия новой Конституции.

 

«Если целью принятия новой Конституции было сокращение полномочий президента, то этой цели они и  не  достигли. По новой Конституции полномочия президента уменьшились лишь зрительно в главе о его полномочиях, однако они перекочевали в другие главы. Система осталась прежней.  Основные полномочия за президентом сохранились. Победа оппозиции мне не понятна», -  отметила Гульнара Искакова.

 

Одним из ключевых проблемных точек Конституции является положение о формировании правительства. Кабинет министров будет формироваться не парламентским или коалиционным большинством, как это прописано во многих странах, а конкретной партией, что почти не встречается в других странах. Согласно нынешней редакции Основного закона, право формирования правительства будет иметь та партия, которая получает более 50% мест в парламенте от числа депутатов Жогорку Кенеша, избранных по пропорциональной системе.

 

Теоретически, это может оказаться партией, получившей 23 из 90 мест, при условии, что половина депутатов будут избраны по партийному списку. Если ни одна из партий не сможет набрать больше половины мест в парламенте (от числа депутатов избранных по пропорциональной системе), то президент Кыргызской Республики сам определяет политическую партию, из числа партий, победивших на выборах, и поручает ей сформировать правительство Кыргызской Республики.

 

«Если эта партия получит лишь три места в парламенте, то три депутата могут решать, а остальные будут на них смотреть? Здесь возможен конфликт», - выразил свою точку зрения Тамерлан Ибраимов.

 

Если и вторая партия не сможет этого сделать, то право формировать правительство сможет получить партия (по выбору президента), просто участвовавшая на выборах, то есть, партия, потенциально без единого депутата в парламенте.

 

Далее, если и третья партия не сможет сформировать правительство в двухнедельный срок, то президент распускает Жогорку Кенеш и формирует правительство сам (Ст. 70, п. 3). В итоге, полномочия парламента по формированию правительства остаются декларативными.

 

Согласно новой редакции Конституции, у президента остается право утвердить кандидатуру премьер-министра, но ничего не написано на случай, если президент откажется утвердить конкретную.

 

Важным вопросом остается политическая оценка новой Конституции, при всех ее противоречиях и недостатках. С одной стороны, эксперты отметили, что наличие большого количества противоречий означает, что политическая элита страны безнадежно отстала от времени. Вместо ожидаемых механизмов разрешения конфликтов в Конституцию заложена бомба замедленного действия, которая неизбежно приведет, если не принять соответствующие изменения, к дальнейшим политическим кризисам.

 

С другой стороны, сам факт того, что власть и оппозиция смогли за столом переговоров прийти к согласию означает крен в сторону либеральной политики. Так как власть в Кыргызстане никогда и не жила строго по закону, то нет большой причины беспокоиться о перечисленных противоречиях в Конституции. Как отметил Зайнидин Курманов, данная Конституция действительно породила бы серьезные конфликты, если в Кыргызстане политические силы на деле руководствовались законом и были верны своим идеологическим программам. Но в нынешней ситуации, гораздо важнее, что состоялся прецедент договора между политическими силами, и что этот договор был движим либеральными побуждениями.

 

«Мы пошли вперед, сделали шаг по направлению к либерализму. Так как главным в либеральной политике является консенсус между властными структурами, между властью и оппозицией, властью и народом», - сказал Зайнидин Курманов.

 

На момент обсуждения, ни один эксперт не видел окончательную версию новой Конституции, подписанную президентом, и участники сошлись на том, что более подробное и детальное обсуждение возможно только после официального опубликования Основного закона.



Источник: Моя Страна

  Обсудить новость на Форуме