17:30 03.10.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

По приглашению Фонда им. Конрада Аденауэра с 13-го по 21 сентября состоялся визит казахстанской делегации в Германию

В соcтаве делeгации в Берлине побывали депутаты Мажилиса Парламента РК Валерий Котович, Айгуль Соловьева, Камал Бурханов, руководитель пресс-службы  «Нур Отан» Алия Буриева и представители казахстанских СМИ. В рамках визита было проведено 17 встреч с представителями Администрации Канцлера ФРГ, депутатами Парламента Федеративной Республики Германия – Бундестага. Политики и журналисты Казахстана посетили Фонд науки и культуры, Фонд им. Конрада Аденауэра, Центральный офис правящей партии ХДС (Христианско-демократический Союз), Министерство иностранных дел Германии, а также встретились с представителями ведущих германских СМИ. Казахстанскую делегацию  принял Посол Республики Казахстан в Федеративной Республике Германия Нурлан Онжанов.В ходе визита были обсуждены методы политического общения в Берлине, задачи и цели Федерального Союза, права человека и пути развития правового государства,  вопросы двусторонних отношений  с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, а также Центральной Азии, медийный ландшафт  Германии. Немаловажной стала также тема повышения квалификации журналистов и работа с прессой и общественностью.Особый интерес у членов казахстанской делегации вызвали вопросы относительно нынешней политической системы Германии и роли политических партий. Согласно Основному закону политические партии построены на демократических принципах. От них ожидается приверженность демократическому государству.

Политическая система ГерманииГермания имеет политическую систему, схожую в основополагающих чертах с системой большинства государств-членов Европейского Союза (ЕС). Германская система правления - парламентская демократия. Это означает, что правительственную политику определяют глава правительства и его министры, а не глава государства.  Бундестаг  - избираемое представительство немецкого народа. Это немецкий парламент. Его депутаты образуют фракции и выбирают из своих рядов председателя Бундестага. На сегодня в немецком парламенте представлены пять партий. Самое большое количество депутатов от ведущих политических партий Германии – 223  депутата от  ХДС (Христианско-демократического Союза), 222 - от партии СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). Это вторая крупная сила в германском партийном ландшафте. ХДС и CLGU считаются народными партиями.  Обе партии в принципе позитивно относятся к социальному государству с его гарантиями доходов для тех, кто состарился, заболел, стал инвалидом или безработным. ХДС притягивает скорее тех, кто занимается промыслом и предпринимательством, CДПГ близка к профсоюзам. Оппозиционную партию в Бундестаге представляют 61 депутат.Перед Бундестагом стоит задача избрать федерального канцлера и поддерживать его затем на этом посту путем  одобрения  его политики. Бундестаг может сместить канцлера, отказав ему в доверии. Федеральный канцлер  - единственный избираемый член федерального правительства. Конституция предоставляет ему право самостоятельно выбирать министров в качестве руководителей важнейших политических органов власти. Кроме того, канцлер определяет число министерств и закрепляет за ними сферы ответственности. В Бундестаге, как правило, ни одна партия не имеет абсолютного большинства голосов. Поэтому для избрания канцлера обычно необходима коалиция, то есть союз различных партий.Вторая большая задача, стоящая перед депутатами Бундестага – выработка законодательства. Специализированные комитеты Бундестага очень интенсивно обсуждают внесенные в парламент законопроекты. В этом плане деятельность американского Конгресса, служащего прототипом рабочего парламента.Третья задача - контроль за деятельностью правительства. Зримый для общественности  парламентский контроль осуществляет парламентская оппозиция. Менее зримую, но не менее эффективную часть контрольных функций берут на себя депутаты правящих партий, которые за закрытыми дверями залов заседаний задают критические вопросы представителям своего правительства.  На пленуме Бундестага – словно сквозь увеличительное стекло – проявляются характерные признаки парламентской демократии. Здесь, следуя определенным правилам, публично излагаются различные мнения, что особенно выражается в противостоянии правительственного большинства и оппозиции.Если Бундестаг – это высший демократический орган, то пленум – это его решающая инстанция. На примере пленума четко проявляется тот факт, что суверенитет Бундестага ограничивается только положениями конституции. Парламент не находится  под чьим-либо надзором и не следует чьим-либо указаниями, а сам регулирует свою деятельность.Это видно и по тому, как строится сессионная неделя. Как правило, она начинается в понедельник во второй половине дня с совещания правлений и некоторых других органов различных фракций. Первая половина дня во вторник отводится рабочим группам фракций, созданным для обсуждения определенных вопросов, в то время как во второй половине дня проходят заседания самих фракций. В среду заседают парламентские комитеты, которые также специализируются по определенным областям. Кроме того, во время пленума обычно отводится время на устные запросы, часто - время на дебаты по особенно актуальной теме, а также делаются запросы правительству после заседания кабинета. И, наконец, четверг и пятница – это дня пленарных заседаний парламента. Вся процедура хорошо продумана с учетом недельной рабочей программы  и ориентирована на пленум.Процесс формирования воли парламента и принятия им решений начинается в рабочих органах фракций, продолжается на заседаниях фракций в целом, а затем – в комитетах Бундестага и завершается на пленуме, который принимает окончательные решения.Публичность – еще один жизненный принцип парламентской демократии. Все важнейшие дебаты в Бундестаге транслируются по телевидению и радио. Однако общественность – это, прежде всего, и  посетители, желающие присутствовать на пленарных заседаниях. Для них в Рейхстаге над пленарным уровнем оборудован свой уровень.  В состав рабочего президиума входят президент Германского Бундестага или один из вице-президентов и два секретаря – депутаты от разных фракций.Чиновники парламента, которые помогают президенту Бундестага в проведении заседаний, также сидят здесь.Президент Бундестага является высшим представителем парламента. По протоколу он занимает второе место после главы государства, федерального президента, то есть стоит выше федерального канцлера и глав других конституционных органов. В этом выражается приоритет законодательной  власти перед исполнительной: Бундестага перед федеральным правительством.За стенами парламента президент Бундестага представляет парламент в целом, в самом парламенте он вместе с вице – президентами и советом старейшин ведает всеми делами Бундестага. Президент обладает правом устанавливать правила внутреннего распорядка и полицейским правом в парламенте, а также принимает совместно с вице-президентами важнейшие кадровые решения по аппарату Бундестага. Значение президента и его заместителей в качестве председательствующих наиболее наглядно проявляется во время пленарных заседаний. Они должны, прежде всего, придерживаться принципа справедливого и беспристрастного проведения дебатов, следить за соблюдением четно установленных правил их ведения, заботиться о деловом характере решения задач и о соблюдении порядка.

 По следам прошлого.По зданию Рейхстага особенно четко прослеживается ход новейшей истории Германии. Ее следы еще просматриваются. Их нужно обнаружить и понять. Ход первой мировой войны с ее масштабным применением военной техники, большое число жертв и катастрофическая ситуация с продовольствием в стране подорвали доверие широких кругов германского населения к имперскому правительству. Оно утратило поддержку и тем самым легитимность своих действий. В ноябре 1918 года в Берлине прошла массовая демонстрация, которая проследовала от дворца, резиденции кайзера до резиденции имперского правительства. Большинство уже не хотело жить в условиях кайзеровской империи, а правящие круги не предлагали больше никакого решения проблем: они утратили дееспособность. Возникла угроза развития событий по двум сценариям: неизбежный захват власти в результате путча или восстание, организованное крайне левыми по советско – российскому образцу. Тогда же председатель фракции CДПГ выступил перед собравшимися у здания Рейхстага и провозгласил Германию республикой. Это был смелый шаг. Власть кайзера была сломлена и экстремальные пути развития отвергнуты.В результате пожара в 1933 году здание Рейхстага приобрело известность во всем мире. Только что назначенное правительство Гитлера воспользовалось этим событием для того, чтобы устранить основы правового государства. Парламентская форма государственного устройства была фактически ликвидирована и установлена диктатура национал-социалистов. В этот период здание Рейхстага, обгоревшее и потерявшее свое значение, практически не использовалось. Однако Советский Союз по-прежнему придавал большое значение этому примечательному зданию как символу рождения национал-социалистической диктатуры. В особенности советская пропаганда на заключительном этапе Второй мировой войны представляла выделявшийся в силу своей величины и центрального положения Рейхстаг в качестве военной и политической цели.Битва за Берлин началась 21 апреля 1945 года, бои за Рейхстаг – 29 апреля 1945 года. Лишь 2 мая 1945 – го здание было полностью захвачено. В последующие дни  многие советские солдаты  пожелали увековечить себя в этом здании, оставив на его стенах свое имя  или какую-нибудь надпись в качестве победителей. Некоторые из этих надписей сохранились, как след истории, начавшейся с мании величия и закончившейся тотальным поражением.

 Берлинская стена  После завершения  Второй мировой войны здание Рейхстага оказалось на границе между Востоком и Западом. Благодаря своему примечательному местоположению оно вновь стало символом, символом раскола Германии, раздвоенности политической обстановки и бесперспективности – состояния, изменить которое можно было только медленными темпами. Стена между двумя берлинскими административными районами Мите и Тиргартен стала одним из самых чувствительных мест в мире. Два вооруженных до зубов военных блока противостояли друг другу, с недоверием наблюдая за другой стороной. Каждое движение контролировалось, любая ошибка одной стороны могла вызвать неправильную реакцию другой. И это означало бы холодную войну. До строительства стены граница между западной и восточной  частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяжнностью 44,75 км (общая протяжнность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 км) проходила прямо по улицам и домам, каналам и водным путям. Официально  действовал 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро на городской железной дороге. Кроме того, существовали сотни нелегальных путей. Ежедневно границу между обеими частями города пересекали по различным причинам от 300 до 500 тыс. человек. Отсутствие четкой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов из ФРГ. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать в ФРГ. Всего за 1961 год страну покинули более 207 тысяч человек. Это были преимущественно молодые и квалифицированные специалисты. Возмущенные власти Восточной Германии обвинили Западный Берлин и ФРГ в «торговле людьми», переманивании кадров и попытках сорвать их экономические планы. Строительство стены началось 13 августа 1961 года. В первом часу ночи к району границы между Западным и Восточным Берлином были подтянуты войска, которые в течение нескольких часов полностью блокировали все участки границы, находящиеся в черте города. За два дня западная зона была обнесена колючей проволокой, и началось непосредственное возведение стены. В тот же день были перекрыты четыре линии Берлинского метро. Были закрыты 7 станций на двух линиях. По некоторым оценкам, при попытке преодолеть Берлинскую стену за весь период ее существования погибло 645 человек.  Однако, в 2006 году документально удалось подтвердить насильственную смерть в результате попытки преодоления стены только для 125 человек.  По оценкам историков в общей сложности за попытку побега из ГДР было приговорено 75 000 человек.  Побег из ГДР карался  лишением свободы на срок до 8 лет. Те, кто был вооружн, пытался разрушить пограничные сооружения или был на момент поимки солдатом или сотрудником спецслужб, приговаривались не менее как к пяти годам заключения. Помогать бежать из «зоны» (именно так называлось государство ГДР среди немцев) было наиболее опасным — таким смельчакам грозило пожизненное заключение. В 2007 г. в архивах Министерства госбезопасности ГДР был найден письменный приказ,  предписывающий стрелять на поражение по всем беглецам без исключения. По последним данным, общее число людей убитых при попытке бегства из ГДР на Запад составляет 1245 человек.  Когда в мае 1989 года под влиянием перестройки в Советском Союзе партнр ГДР по Варшавскому договору - Венгрия уничтожила укрепления на границе со своим западным соседом Австрией, руководство ГДР не собиралось следовать е примеру. Но вскоре оно потеряло контроль над стремительно разворачивавшимися событиями. Тысячи граждан ГДР потянулись в другие восточноевропейские страны в надежде попасть оттуда в Западную Германию. Уже в середине1989-го  дипломатические представительства ФРГ в Берлине, Будапеште и Праге вынуждены были прекратить прим посетителей из-за наплыва жителей ГДР, добивавшихся въезда в западногерманское государство. Сотни восточных немцев бежали на Запад через Венгрию. Когда в сентябре 89-го венгерское правительство объявило об открытии границ, Берлинская стена потеряла свой смысл: в течение трх дней ГДР покинули через территорию Венгрии 15 тысяч граждан. В стране начались массовые демонстрации с требованием гражданских прав и свобод.  Уже вечером 9 ноября 1989 года,  правительств ГДР огласило новые правила выезда и въезда из страны. Согласно принятым решениям, со следующего дня граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ. Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером того же дня к границе. Пограничники, не получившие приказов, пытались сперва оттеснить толпу, использовали водометы, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Ощущение счастья и братства смыло все государственные барьеры и преграды. Западноберлинцы, в свою очередь, стали переходить границу, прорываясь в восточную часть города.  В течение последующих трх дней Запад посетили более 3 миллионов человек. В конце 1989 года открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена еще стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными граффити, рисунками и надписями, берлинцы и посетители города старались унести на память кусочки, отбитые от некогда могущественного сооружения. В 1990 году последовало вступление земель бывшей ГДР в ФРГ, и Берлинская стена была за несколько месяцев снесена. Лишь малые ее части сохранены как памятник для последующих поколений.

 СМИ Германии  Германия имеет свои медийные особенности. Сюда относится подчеркивание суверенитета земель в области культуры и телерадиовещания или параллельное существование публично-правовых и честных СМИ, что характерно далеко не для всех стран. Что касается свободы слова и печати, в Германии обеспечен плюрализм мнений, плюрализм информаций налицо. Печать не находится в руках правительств и партий, она находится скорее в руках представителей общества. Более полувека свобода печати и слова охраняются конституцией Германии. Свобода коммуникации подразумевает также, что органы власти обязаны предоставлять информацию журналистам. Правовые нормы, связанные с работой прессы, регулируются соответствующим законодательством земель. Сюда относятся обязательная публикация выходных данных, обязанность журналистов соблюдать тщательность в своей работе и право журналистов на отказ от дачи показаний в суде. Германский совет по делам печати видит  себя органом самоконтроля журналистов и издателей, реагирующим на нарушение правил тщательной проверки материалов и журналистской этики.  В Германии насчитывается около 70.000 профессиональных журналистов.    В целом структура германских СМИ объясняется специфическими условиями, существовавшими в германской истории – демократизация, Первая мировая война, Веймарская республика, «Третий рейх» и Вторая мировая война, конфликт между Востоком и Западом, студенческие бунты и воссоединение Германии всегда были увязаны и с медийным аспектом и были бы даже немыслимы без средств массовой информации.   Сегодня примерно 10 часов в день немцы пользуются различными СМИ. Здесь с большим отрывом лидируют радио и телевидение. Частные телерадиокомпании живут почти исключительно за счет доходов от рекламы, публично-правовые – за счет сборов за пользование радиоприемником или телевизором и рекламы и связаны определенными правовыми обстоятельствами в плане программ. Сегодня между собой в Германии конкурируют около 300 радиостанций, имеющих в основном местный или региональный характер. Наряду с около 60 публично-правовыми радиокомпаниями существуют почти 240 коммерческих. В целом в своей истории радио пережило изменение своих функций. С появлением телевидения оно стало скорее параллельным СМИ. Однако по показателям пользования им радио стои…





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме