18:00 19.04.2007 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

Я не призываю копировать опыт других стран

.

Максут Нарикбаев: Я не призываю копировать опыт других странКазахстанское правосудие ожидают серьезные перемены

Работа по подготовке конституционной реформы началась. Создан консультативно-совещательный орган по разработке соответствующего проекта. Документ будет вынесен на всенародное обсуждение, после этого его рассмот-рит парламент с тем, чтобы сформировать новое законодательное поле для проведения парламентских выборов в 2009 году. Понятно, что обновить политическую систему без модернизации и совершенствования отечественного правосудия невозможно. Избавиться от огрехов советской модели суда, выработать меры по поэтапному переходу на общепринятые международные стандарты в области прав человека и гражданина рРименно такую цель поставила перед собой одна из рабочих групп Госкомиссии, которую возглавил Максут Нарикбаев. Что удалось сделать ему и коллегам за время заседаний в рамках Госкомиссии, а что потребует времени и новых дебатов в общественных и правительственных кругах? На эти и другие вопросы отвечает ректор Казахского гуманитарно- юридического университета Максут Нарикбаев.

рРКакие предложения рабочей группы, возглавляемой вами, не вошли в проект документа об основных направлениях политического реформирования в РК?

рРГоворить о том, что какие-то предложения нашей рабочей группы окончательно отвергнуты, будет неправильно, так как в итоговом документе они преподнесены в обобщенном виде. И если будут реализованы те вопросы, что вошли в проект итогового документа Госкомиссии, особенно те, которые требуют отдельных поправок в Конституции, реализация всех рекомендаций, выработанных нами, в перспективе будет облегчена.

рРЧто именно будет предпринято по реформированию судебной системы в рамках действующей Конституции в 2007рв008 годах?

рРВо-первых, будут приняты меры по расширению судебного контроля на стадиях предварительного следствия и исполнения судебных решений, только суд сможет прекращать возбужденные уголовные дела по нереабилитирующим основаниям. В судебную систему внедрят элементы общественного контроля через предоставление гражданам права обращаться в комиссию по судейской этике и дисциплинарно-квалификационные коллегии. Оптимизируется модель предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи. То есть такую помощь будут получать не только обвиняемые и подозреваемые, но и потерпевшие.

В ближайшее время, надеюсь, предпримут меры по созданию и функционированию специальной службы по защите свидетелей и других участников уголовного процесса. Это станет возможным после разработки правительственной программы, основанной на законе "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве".Законодательство дополнят нормами о том, что государство обеспечивает потерпевшим компенсацию причиненного ущерба здоровью.

Вот то, что можно реализовать без поправок в Конституцию. Кроме того, многие вопросы, поднятые на заседаниях Государственной комиссии, уже воплощены в жизнь указами президента, законами, постановлениями правительства.

рРГоворят, что нужно исключить административно-территориальную зависимость судов апелляционной инстанции и усилить общественный контроль над деятельностью апелляционной и надзорной инстанций.

рРВсе верно. Проблема решится с введением института окружных судов. Кстати, именно этот вопрос как раз и не попал в итоговый документ Госкомиссии. С помощью окружных судов можно ликвидировать судебную волокиту. Потом, при введении такого института, апелляционные и надзорные полномочия Верховного суда будут переданы этим самым окружным судам. Наконец, окончательно разрешится вопрос зависимости судебных инстанций от органов местной государственной власти, ведь в идеале судебные округа не формируют в соответствии с административно-территориальными делениями.

Следует отметить, что в свое время создание таких судов было положительно воспринято многими юристами и учеными, но вопрос обсуждению не подлежал в связи с наличием конституционной нормы, не позволяющей создавать такие суды. И сейчас это предложение может быть реализовано только через соответствующую поправку в Конституцию. Нужно политическое решение главы государства.

рРПо вашему мнению, не оказывают ли чрезмерное давление судебные жюри и дисциплинарные коллегии на отправление правосудия судов первой инстанции? Что вы можете сказать о работе квалификационной коллегии?

рРНа судью, который является профессионалом своего дела, честно и добросовестно исполняет свою миссию по отправлению правосудия, не должны давить никто и ничто, в том числе и органы судейского сообщества, призванные рассматривать судьбу судьи при нарушении им судейской этики и законов.

По сторонам оглядываются те судьи, которые не совсем компетентны, или же те, что не чисты на руку. Разумеется, это не касается случаев, когда органы судейского сообщества используются судебными чиновниками в целях избавления от неугодного судьи. К сожалению, случается и такое.

рРНасколько реальны предложения рабочей группы, требующие изменения основного закона страны, в том числе касающиеся ограничения участия Верховного суда в отправ-лении правосудия надзорными функциями, упразднения его коллегий? А введение выборности председателей коллегий судов самими судьями?

рРИзбрание председателей судебных коллегий судьями того же суда на определенный срок не только возможно, но и нужно. Чтобы председатель не превращался в чиновника, который, являясь более сильным субъектом, оказывает давление на конкретного судью. Я вообще сторонник избрания самими судьями не только председателей судебных коллегий, но и председателей судов, включая председателя Верховного суда. Всегда считал и считаю, что председатель суда, в первую очередь рРсудья, и судья не рядовой, а ответственный за качество осуществления правосудия возглавляемого им суда. Поэтому председатели областных и Верховного суда сами должны председательствовать при рассмотрении дел в надзорной инстанции и являться таким образом гарантом недопущения судебных ошибок.

Для этого в свое время и был создан Комитет по судебному администрированию, чтобы освободить председателя суда от организационных забот. К сожалению, в последнее время при подборе кандидатуры на должность председателей судов нередко ориентируются лишь на ее организаторские способности. Это неправильно.

Я также не понимаю решения по введению должностей председателей надзорных коллегий в областном и Верховном судах. Чем будут заниматься тогда сами председатели судов?

рРНасколько судейское сообщество поддерживает планы по сохранению бессрочности пребывания в должности только судей Верховного суда?

рРНи судейское сообщество, ни руководство Верховного суда давно уже не руководствуются этим положением действующей Конституции, так как Конституционный совет в свое время дал неправильное, на мой взгляд, разъяснение этого положения. В совете посчитали, что бессрочность не является правовой преградой для освобождения судьи от должности по достижении им пенсионного возраста.

Поэтому сейчас у нас в стране такого понятия, как "бессрочность пребывания судьи в должности", нет. В связи с этим многие вполне здоровые, опытные и грамотные, беззаветно преданные своему судейскому долгу люди отправлены в отставку и заменены молодыми по возрасту, иногда с недостаточным судейским стажем.

Я лично против ориентации на молодых в вопросах судейских кадров. Наоборот, считаю, что все судьи должны назначаться или избираться бессрочно, возможно, даже и пожизненно.

А вот председатели судов, председатели судебных коллегий должны избираться самими судьями на определенный срок с правом переизбрания на повторные сроки. Когда председатель Верховного суда США уходит в отставку, его место занимает самый старший по возрасту. Я не призываю копировать опыт других стран, но задуматься есть над чем.

рРМного говорят о санкционировании судами арестов, но на деле все остается по-прежнемурм/p>

рРВся загвоздка в статье 84 Конституции, в соответствии с которой суд отдален от дознания и предварительного следствия. А санкционирование ареста является частью следственного действия, так как постановление о применении меры пресечения в стадии дознания и предварительного следствия выполняется дознавателем или следователем. То есть, привлекая судью к утверждению этого документа, мы невольно вовлекаем судью к дознанию и следствию. Поэтому в нашей Конституции право санкционирования ограничения свободы человека дано как прокурору, так и судье. Как я понимаю, прокурору в стадии досудебного производства, а судье в ходе судебного следствия.

Получается, что без изменения указанного положения основного закона реальное воплощение в жизнь этого вопроса, на мой взгляд, весьма проблематично. Наши оппоненты ссылаются на международные нормы, хотя как раз в них правом санкционирования ограничения свободы человека наделены суды и иные уполномоченные органы.

рРПоправки в конституционный закон "О судебной системе и статусе судей" приняли, а вот внести соответствующие изменения в пенсионное законодательство "забыли". Теперь правительство ломает голову, где найти средства для 10-процентных отчислений из бюджета на пенсионные счета судей. В парламенте говорят, что такими полумерами решить вопрос повышения социальных гарантий судьям невозможно.

рРПравы те парламентарии, которые считают это полумерой. На мой взгляд, без внесения соответствующих поправок, определяющих не только пенсионное обеспечение судей, но и размер заработной платы, в указ президента страны о единой системе оплаты труда, эта проблема вряд ли целиком разрешится. Конкретные предложения с соответствующим проектом указа президента наша рабочая группа выработала и направила в правительство. К сожалению, в правительстве решили иначе.

рРКазахстан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах человека и гражданина и ряд других пактов. Но как таковой государственной политики по имплементации основных международных договоров по правам человека нет. Каков нынешний механизм отчетности по этим договорам?

рРВыработкой конкретных предложений по этому вопросу занималась Государственная комиссия, конкретнее, рабочая группа, возглавляемая мною. В результате нами были представ-лены предложения по разработке Концепции государственной политики по имплементации ратифицированных международных договоров по правам человека. Так, мы выступаем за широкую публикацию законодательных и, в особенности, ведомственных нормативных актов, затрагивающих права и свободы человека. К примеру, давно пора исключить использование грифа "Для служебного пользования" как не согласующегося с законом "О государственных секретах".

Очень интересно, на мой взгляд, предложение Госкомиссии о необходимости пересмотра статьи 99 Уголовно-исполнительного Кодекса РК, устанав-ливающей обязательность труда лиц, осужденных к лишению свободы. Дело в том, что данные нормы входят в противоречие с международными стандартами по защите прав человека. Да и в практике судебные решения, предусмат-ривающие меру наказания в виде лишения свободы, не содержат дополнительного наказания в виде принудительного труда. Речь здесь не идет об общественных или исправительных работах. Надеюсь, что после принятия соответствующей Концепции механизм отчетности по международным договорам, как и, в целом, государственная политика в этом вопросе, претерпят большие изменения.

рРУдовлетворены ли вы итогами работы Госкомиссии?

рРБолее трех лет, начиная с работы постоянного действующего Совета, я участвую в выработке конкретных предложений по дальнейшей демократизации общества. Руководил рабочими группами и в Национальной, и в Государственной комиссиях. Одно из предложений нацкомиссии рРввести в стране суд с участием присяжных заседателей с 1 января этого года рРуже вступило в законную силу. Рад, что подавляющее большинство предложений нашей рабочей группы одобрено Государственной комиссией. Они лягут в основу законопроектов. И это не в далекой перспективе, а очень скоро. Счастлив, что наш труд помогает в становлении суверенного Казахстана.

Жазира БУКИНА, Фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана. "Литер"



Источник: Демократическая партия Адилет

  Обсудить новость на Форуме