12:16 07.07.2010 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"
Таможенный союз сотрясает белорусско-российские отношения

С 6 июля 2010 года Беларусь, Россия и Казахстан живут по единому Таможенному кодексу. Вымученным получился Союз на троих. Со скандалами и обидами руководителей Беларуси и России. Под бряцание нефтяных задвижек и газовых клапанов. При полном неведении бизнеса, до чего, в конце концов, договорились политики.
Мы уже привыкли к интеграционным будням Беларуси, России и Казахстана.Далеко не первый раз наши страны пытаются реализовать совместные проекты. 8 декабря 1991г. мы вместе создали Содружество независимых государств. Идеологи СНГ видели в нем то ли зону свободной торговли, то ли единое экономическим пространство.
На деле Содружество превратилось в Клуб редких встреч президентов.Свое первое соглашение о Таможенном союзе Беларусь и Россия подписали 6 января 1995 г., более 15 лет назад. 2 апреля 1996 г. мы с Россией создали Сообщество на двоих, а 8 декабря 1999 г. – Союзное государство.
Затем Беларусь, Россия и Казахстан решили в очередной раз встряхнуть интеграционную рутину и 10 октября 2000 г. подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). На рубеже веков мы слышали хвалебные оды свободной торговли и справедливой, открытой конкуренции между нашими странами.
Прошло почти три года ничегонеделания.Россия, Казахстан и Беларусь в компании с другими странами – партнерами по СНГ 19 сентября 2003 г. подписали соглашение о намерении создать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Опять много правильных слов о дружбе, бравада интеграционными достижениями – и смысловая пустота. Интеграционные проекты между нашими странами давно стали приторной внешнеполитической жвачкой.
Не похож созданный Таможенный союз на настоящий. Сохраняется таможенная граница между Беларусью и Россией. Бизнесмены продолжают заполнять декларации при перемещении товаров через границы друг друга. Товарам из третьих стран требуется растаможка. Нет признания сертификатов качества друг друга. Сохраняются квоты и другие виды количественных ограничений. Не исчезли требования белоруски властей обеспечивать 90% продовольственных и 80% промышленных товаров в розничной торговле исключительно белорусского происхождения.
Не изменился порядок уплаты и получения компенсации по НДС. Товары, вывозимые белорусскими компаниями товара в Россию, равно как и российские товары, продаваемые в Беларусь, считаются иностранными. Нет быстрого, эффективного порядка возврата НДС. Нет уверенности, что правительства одинаково понимают правила определения страны происхождения товара. По-прежнему сохраняются ограничения на участие в российских тендерах белорусских или казахских товаров.
Сохраняется бюджетная помощь своим, национальным производителям в ущерб компаниям из стран-партнеров по Таможенному союзу. Наконец, цены энергетических, транспортных, телекоммуникационных монополистов во всех странах продолжают дискриминировать покупателей по стране их происхождения. Какой-то дырявый, неубедительный получается Таможенный союз. Как интеграционная трасянка: смесь правильных слов о свободной торговле, справедливой конкуренции и равенства бизнеса всех трех стран вперемешку с грубым протекционизмом, непредсказуемыми нетарифными барьерами и дискриминационными практиками национальных монополистов.
Есть серьезные основания считать, что нынешний Таможенный союз обречен на провал. Каждое успешное интеграционное объединение или договор базируется на доверии. Президенты, правительства и парламенты должны доверять друг другу. Доверие строится на одном ценностном фундаменте, одних правилах игры, на взаимном уважении культур и национальных традиций. В Европе таким фундаментом является демократия, свобода, права человека и верховенство закона. В Беларуси, России и Казахстане демократия управляется, свобода ограничивается, права человека защищаются избирательно, а верховенство закона подменяется беспрекословным подчинением воли руководителей страны.
Горький интеграционный опыт Беларуси, России и Казахстана, накопленный с 1991 года, показывает, что такой фундамент оказывается зыбким и конфликтогенным. Чрезмерная персонификация отношений между странами не только не привела к созданию конкурентного ЕС и других региональным организациям, но усилила самоизоляцию Беларуси, протекционизм России и Казахстана.
Лидеры стран могут временно договориться по схемам поставки энергоресурсов и дележа ренты. Не возникает проблем с координацией реализации совместных проектов в сфере вооружения и транспорта. Как правило, без сучка и задоринки проходят схемы по совместному «распилу» бюджетных ресурсов обеих стран. Бывают недовольные долями и процентами, но, поскольку интересы верхов, в основном, соблюдаются, острых конфликтов не возникает.
Одновременно каждый руководитель страны сохраняет полный контроль над всеми внутренними политическими и экономическими институтами, денежными и товарными потоками. При олигархических, олигополистических договоренностях верхов руководители стран настаивают на сохранении монополии внутри страны. Они не готовы делиться властью с внутренними силами, тем более с иностранными правительствами. Номенклатура сохраняет лояльность, когда Центр делиться с ней определенными полномочиями и контролем над активами. Ей тоже не нужна конкуренция. Их интересы блюдут де-факто подчиненные Вертикали исполнительной власти суды. Поэтому реальный трансферт полномочий наднациональным органам маловероятен. Поэтому созданные сторонами таможенного союза органы с высокой вероятностью останутся органами в себе и для себя.
Есть еще один неотъемлемый институт любого успешного интеграционного образования – независимый суд, чьи полномочия и решения признают все стороны проекта. Его не было ни в одном из предыдущих интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Нет его и в нынешнем Таможенном союзе. Без суда и суда нет. Участники проекта обречены на хроническое выяснение отношений через номенклатурные, политические разборки. При нынешнем качестве человеческих отношений между А.Лукашенко и руководителями России склоки, ссоры и конфликты нам гарантированы. Казахстан будет балансировать, склоняясь скорее к поддержке большого и богатого ресурсами соседа. Поскольку руководители всех сторон Союза сделали ставку на интеграцию, то едва ли кто-либо осмелится первым выйти из Таможенного союза.
Наконец, такой проект, как «таможенный союз» может успешно работать, если правительства четко контролируют границы, эффективно борются с серой экономикой и коррупцией, не имеют «дырок» на границе и особых таможенных территорий и зон внутри страны. Ни Беларусь, ни Россия, ни Казахстан не могут похвастаться достижениями в этих сферах.
Официальный Минск вошел в Таможенный союз, но реализовывать принцип четырех свобод (свободное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы) он явно не собирается.Пустить российские товары на белорусский рынок, т. е. снять требования обеспечить 90% продовольственных и 80% непродовольственных белорусских товаров в рознице – это «похоронить» тысячи дышащих на ладан государственных предприятий. Белорусские власти готовы идти на серьезные уступки, только получив энергоресурсы по внутрироссийским ценам. Однако связка Сечин/Путин отсекли даже возможность вести переговоры на этот счет.
Не решены проблемы поставок с/х техники, продовольствия, участия в тендерах и многое другое, что может испортить образ успешной интеграции. А.Лукашенко никогда ни с кем не делился властью. Таможенный союз его к этому принуждает. В таком положении человек склонен не к рациональной, прагматической оценке ситуации, а к эмоциональным всплескам и личным обидам. Будет таможенный союз или не будет, ясно одно. Старые схемы и механизмы взаимоотношений Беларуси и Россией сломаны. Новые пока не созданы. Преждевременно пить шампанское за успех интеграции. Слишком много осколков под ногами от торжественно разбитых бокалов по поводу предыдущих интеграционных побед.
Обсудить новость на Форуме
10 декабря 2025
| « | Декабрь 2025 |
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 |