00:00 12.03.2009 | Все новости раздела "Объединенная Гражданская Партия"

«Объятия с Кремлём» – блеф, Лукашенко некуда бежать от Европы

Возвращается Петька из Англии,
с ног до головы в модном прикиде,
с чемоданами подарков, с чековой книжкой.
Василий Иванович спрашивает:
— Петька, откуда все это богатство?
— Знаешь, Василий Иванович,
пошел я как-то вечером в ихний клуб.
Сел в карты играть в «двадцать одно».
Раздали, и тут один местный говорит:
«У меня – девятнадцать». Я – ему: «Покажи!»
А он: «Джентльмен джентльмену должен верить на слово».
Тут мне карта как попёрла, как попёрла…
(Советский анекдот)

    Так уж получилось, что за 13 лет европейцы так и не выработали ясной и последовательной позиции в отношении «белорусского вопроса».

     Было перепробовано много вариантов, но все они вместе отличаются непоследовательностью и несогласованностью: пока одни вели кулуарные переговоры с белорусским правительством и тягали непризнанную «палатку» на всевозможные конференции, другие призывали к блокированию любых контактов и введению всевозможных санкций. Такая политика «Тяни-Толкай» (сказочное животное с двумя головами — спереди и сзади) привела к тому, что и у белорусской оппозиции, и у белорусской власти выработалась стойкая уверенность, что Европейский Союз в целом — не очень стабильный партнер, на которого полагаться просто опасно. Поведение ЕС в отношении Украины после «оранжевой революции» и по поводу войны в Грузии только укрепило эту уверенность. В данном случае я имею в виду общеевропейские институты: я сейчас не говорю про отдельные надежные европейские организации и структуры, которые действительно честно и последовательно отстаивают интересы своих белорусских партнеров, демократические ценности и права человека в Беларуси.

    И снова пришло время этим институтам сказать свое слово. В Беларуси прошли парламентские выборы, которые, несмотря на все заверения и клятвы белорусской власти, не были ни свободными, ни демократическими. Список репрессий не только не уменьшился, но и расширился, пополнился новыми, еще более ужасными жертвами... Какие шаги Европейский Союз должен предпринять в отношении Беларуси?

    В первую очередь, Европейскому Союзу необходимо оглянуться в прошлое, внимательно изучить и оценить успехи и неудачи всех тех шагов, что были сделаны для разрешения «белорусского вопроса», а также определить причины отрицательного результата в решении этого вопроса. А значит, Евросоюзу необходимо признать: эти «выборы» и сегодняшние репрессии в очередной раз показали, что политика странного «диалога» ЕС с белорусским руководством доказала свою неэффективность, в отличие, например, от американской стратегии экономических санкций и жесткого реагирования на нарушения прав человека. Американское правительство за 6 месяцев экономических санкций добилось больше, чем депутат немецкого Бундестага Ута Цапф за 10 лет усиленной работы по «налаживанию диалога» с белорусской властью. Только благодаря американцам, политические заключенные Александр Козулин, Сергей Парсюкевич и Андрей Ким сегодня на свободе. Евросоюзу есть над чем подумать.

    Осмыслить есть что: в последнее время вокруг ситуации в Беларуси сложились определенные мифы и стереотипы, которые влияют на принятие решений ЕС и тем самым значительно осложняют выработку эффективной стратегии в отношении Беларуси, и вредят самим белорусам.

    Миф номер один. Если Европейский Союз не признает парламентские выборы-2008 и не начнет поддерживать Александра Лукашенко, то белорусский правитель тут же кинется в объятия Кремля.

    С таким же успехом можно всерьез воспринимать угрозу Александра Лукашенко 23 сентября 2008 года на встрече с новыми послами, который, принимая от них верительные грамоты, заявил, что «если Европа нас не примет, то мы сможем заместить наши отношения, в первую очередь в экономике, отношениями с такими государствами, как Венесуэла и Иран". Как тут не содрогнуться, ну как Евросоюзу не признать «парламентские выборы» в Беларуси?! Это могло бы быть смешной шуткой за обедом, если бы европейские политики в это не верили.

    На самом деле этот миф не имеет под собой никакого практического основания.

    Александр Лукашенко, как никто другой, хорошо знает, что ждет его в «медвежьих объятиях» «Большого Брата» в Кремле:

1. Реальный Союз России и Беларуси означает для Лукашенко полную потерю власти.
    Привыкнув к единоличную правлению, Александр Лукашенко не сможет смириться с тем, что:

а) в случае более тесного «сближения» с Кремлем, белорусский правитель теряет контроль над белорусским государственным бюджетом, а значит, не может тратить государственные деньги туда, куда ему хочется. Т.е. он становится полностью зависимым финансово от российского руководства. Это хорошо, если российское руководство поддержит очередной запуск белорусского спутника. А если нет? А где же тогда Александру Лукашенко брать деньги на массированную государственную пропаганду? Это ведь не дешевое удовольствие – содержать два государственных канала, несколько государственных радио, и еще пару сотен государственных газет. Что, ему придется клянчить «на карманные расходы» у «Старшего Брата»? А если не даст? Да и содержание многочисленной челяди тоже не бесплатное. Неужели среди европейских политиков действительно есть такие наивные, которые думают, что Лукашенко обидится на Запад и уйдет к России? Т.е. согласится на полную финансовую зависимость от пары «Путин-Медведев»?

б) в России губернаторов и «карманных» президентов «союзных республик» «назначает» Кремль. Александру Лукашенко это тоже хорошо известно. Более тесное сближение с Россией означает, что он по собственному желанию превращается в вакантное место, которое Владимир Путин, зевая, за чашкой кофе, одним небрежным росчерком пера, может занять кем-нибудь другим. Например, вместо «самого лучшего президента в мире» Александра Лукашенко назначить «самого лучшего губернатора в мире» Романа Абрамовича. А чем тот хуже? Вот Чукоткой он поруководил, опыт работы имеется и на западе репутация у него получше будет. А всем недовольным (если найдутся) Владимир Путин легко объяснит, что такая перестановка произошла исключительно «по просьбам белорусских трудящихся». Неужели еще есть на свете люди, способные представить, что Александр Лукашенко будет делать откровенные глупости? При всех его многочисленных недостатках, он отнюдь не идиот.

в) более тесное сближение с Россией для Беларуси также означает приход российского крупного бизнеса. А российский бизнес – это не европейский бизнес, он криминализирован и коррумпирован, тесно сплелся с российской властью. Приход российских олигархов в белорусскую экономику означает закат эпохи Лукашенко. Российских олигархов просто так не посадишь в тюрьму, а денег у них предостаточно (у некоторых олигархов их доходы превышают официальный бюджет Беларуси), чтобы играть свою независимую (от Лукашенко, а не от Кремля) игру. Т.е. появление российского бизнеса означает, что Александр Лукашенко должен будет лимитировать свою власть в отношении этих фирм и этих людей. А за 13 лет власти он как-то привык к тому, что все от него зависят: хочу — помилую, хочу посажу в тюрьму, хочу – в парламент. Т.е., в Беларуси появится целый пласт людей, не зависящих от него. А мало ли чего им может взбрести в голову, а? Может, даже «посадить» «своего» «президента» в кресло Лукашенко? Ресурс у них на это будет, российские политтехнологи свое дело знают, а Кремль обеспечит «массированную атаку» российских телеканалов, на фоне которых БТ и ОНТ просто захлебнутся. Т.е. в случае более тесного сближения с Россией (даже без вхождения в состав Российской Федерации) Александр Лукашенко создает предпосылки для потери своей власти, и уж, во всяком случае, теряет контроль над ситуацией внутри страны.

2. Как бы Лукашенко ни кидался в объятия Кремля, цена на газ и нефть от этого для Беларуси не станет меньше.

    Россия хорошо усвоила урок, преподанный ей украинской политической элитой: сколько политических волков из других стран не корми, они все равно будут смотреть в сторону национальных интересов. Поэтому более тесное сближение с Кремлем не несет для Александра Лукашенко лично и для Беларуси в целом никаких экономических выгод. Ну и какой смысл ему это делать?

3. Если бы Александр Лукашенко хотел, он бы уже давно сблизился с Россией, у него было достаточно времени для такого сближения – целых 13 лет.

    Если он не сблизился в более благоприятный для себя период, когда у него были хоть какие-то шансы занять российский престол, то тем более не будет это делать во времена, совсем для себя неблагополучные и нестабильные. Так что европейцам можно спать спокойно: Александр Лукашенко уже не сблизится с Кремлем больше, чем на ту дистанцию, на которой он находится сейчас. Поэтому лукашенковские «страшилки» из разряда «А я уйду к Кремлю, если вы не признаете эти выборы или не снимите санкции» могут напугать только наивных европолитиков вроде бывшего главы ПАСЕ Рене ван дер Линдена, который, по моему мнению, до сих пор верит также в существование Санта-Клауса и Скруджа МакДака.

    Поэтому, исходя из вышеперечисленного, позвольте спросить прямо: о каком еще большем сближении Кремля и Беларуси может идти речь?

    А заодно объясните мне, чего же так пугаются европейские политики, что Александр Лукашенко убежит в Россию? Никуда он не убежит, некуда ему бежать. И чем быстрее Европа это поймет и начнет диктовать свои условия с позиции силы, тем быстрее начнется прогресс в «европейско-белорусских отношениях».

Источник: Объединенная Гражданская Партия

  Обсудить новость на Форуме