22:02 28.05.2015 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

«Руководство СССР потворствовало нацистам в осуществлении геноцида»










«Салідарнасць» связалась с белорусским историком и публицистом Яковом Басиным, который проживает в Израиле и высказал мнение, что роль евреев в истории Беларуси замалчивается.

– Как, по вашему мнению, стоило бы отдавать дань памяти евреям Беларуси, погибшим во время войны?

– На мой взгляд, в этом вопросе нужна определенная градация. Нельзя смешивать евреев, погибших в рядах Красной Армии, с евреями-жертвами Холокоста. Первые погибли как участники боевых действий, и поэтому безнравственно отделять их от всех остальных, отдавших жизнь в борьбе с нацизмом.

А вторые погибли только потому, что были евреями. Их уничтожили в результате торжества в Германии политики антисемитизма.

Память этой категории евреев, как мне кажется, непременно должна отмечаться на государственном уровне. Отмечаться торжественно, всенародно и с широким освещением в средствах массовой информации. Хотя бы в тех регионах, по которым прошлась эта страшная коса смерти.

Ведь страшно подумать: город одномоментно лишился каждого третьего, а то и трех из каждых четырех своих жителей, а большинство населения относится к этому чудовищному историческому факту совершенно спокойно, а то и вовсе об этом ничего не знает и об этом не думает. Да ведь, если бы это были не евреи, а славяне, каждый камень на мостовых вопил бы о такой трагедии.

Не случайно же Генеральная Ассамблея ООН 1 ноября 2005 г. своей резолюцией №60/7 установила особый День Холокоста – 27 января. Именно в этот день был освобожден лагерь смерти Освенцим. В жизни же День Холокоста отмечается только еврейскими общественными и религиозными организациями.

Да и мемориализация памяти жертв нацизма находится на том же уровне. В Беларуси сегодня установлено 425 памятников, памятных знаков и мемориалов. Большая часть из них – результат деятельности еврейских религиозных общин и общественных организаций, собиравших средства на благотворительные пожертвования евреев всего мира. Доля государства на это великое дело совсем небольшая.

При этом существует одна до сих пор нерешенная проблема. Единичные памятники и обелиски имеют надписи о том, что под ними покоятся столько-то и столько-то евреев, погибших в результате гитлеровского геноцида. Чаще всего власти не желают разрешать такие надписи. Их довод: даже если здесь лежит хотя бы один нееврей – партизан или просто местный житель – надпись уже неверна. При этом они допускают (умышленно или по неведению) одну ошибку: евреев-то убивали в результате геноцида, а неевреев – в результате террора. Так и получается, что трагедия евреев остается делом самих евреев.

– По разным оценкам в годы войны в Беларуси погиб каждый четвертый или каждый третий житель (лишились жизни от 2 до 3 млн человек). Сколько евреев было среди них?

– Точной статистики народонаселения Беларуси за период 1939-1945 годы нет. Дело в том, что в этот промежуток времени в белорусском регионе происходили громадные геополитические изменения: присоединение западных областей, появление огромного потока беженцев от рвущихся на Восток нацистов, депортации большого числа так называемых «западников» в результате массовых «чисток» и т.д.

На мой взгляд, наиболее достоверные данные приведены в знциклопедии «Холокост на территории СССР» (научное издательство РОССПЭН, 2009). Цитата: «В Беларуси от рук нацистских оккупантов погиб каждый четвертый житель республики, из них каждый третий был евреем. По числу жертв Холокоста на территории СССР (свыше 800 тыс. человек) Беларусь занимает 2-е место после Украины».

В целом на оккупированной территории Беларуси оказалось свыше 800 тыс. евреев с учетом беженцев из оккупированой нацистами Польши: 600 – 620 тыс. в Западной Беларуси и 200-220 тыс. в Восточной. Евреи проживали в городской местности, занимая там от 30% до 60% всего населения. К примеру, в Минске на начало войны из 280 тысяч жителей евреев было 85 тысяч (т.е. каждый третий).

Колонна узников минского гетто на улице. 1941 год. Фото wikipedia.org

Буквально в первые же недели оккупации нацисты согнали все еврейское население в гетто, общее число которых достигло не менее 135. Самым крупным было Минское гетто (около 120 тыс. узников). Большинство гетто были уничтожены уже к осени 1942 года. На территории современной Беларуси зафиксировано 531 место массовых расстрелов еврейского населения.

– Как белорусы (гражданское население) относились к евреям в годы войны?

– Отношение белорусского населения к еврейскому трудно понять, если не знать истории региона. Белорусы и евреи пять веков совместно проживали в Великом княжестве Литовском. Евреи занимали многие ключевые позиции, определявшие жизнестойкость этого государства: экономика, торговля, международные отношения и т.д. Великие князья высоко ценили их вклад в социальное строительство, предоставляя им многие привилегии, сохраняя их религиозные свободы и охраняя их независимое существование. Историческая память белорусского народа сохранила эти социальные ценности, что и проявилось во время оккупации.

К примеру, генеральный комиссар округа Белоруссия Вильгельм Кубе уже в июле 1941 года в одном из донесений в Берлин писал, что ему не удается поднять белорусское население на еврейские погромы. В первые месяцы оккупации местное население во многом помогало узникам гетто выжить, с риском для жизни передавая за колючую проволоку продукты или выменивая эти продукты на одежду и предметы быта.

Огромное количество еврейских детей было спасено сотрудниками детских домов. И сейчас большое количество людей живет, не подозревая о своем еврейском происхождении.

Выселение евреев в Могилеве в июле 1941 года. Фото wikipedia.org

В случае доноса семью или отдельных лиц, укрывших еврея, ждал неминуемый расстрел. Тем не менее, случаи спасения евреев местными жителями были не единичными. Достаточно сказать, что 711 граждан Беларуси за подвиг с огромным риском для собственной жизни и жизни своей семьи были удостоены почетного звания Праведника народов Мира.

– Но ведь встречались примеры и преступлений со стороны полицаев?

– Из числа местных коллаборационистов оккупационные власти создавали так называемую «вспомогательную полицию», выполнявшую обычную для госудаственной полиции службу порядка. В городах это была «охранная полиция», в сельской местности – «жандармерия». Иногда их привлекали и к карательным акциям. Беларусь в этом отношении не была исключением. Сотрудники полиции охраняли гетто, концлагеря и тюрьмы, конвоировали евреев, занимались оцеплением мест казни, а иногда и расстрелами.

Известно, например, об их участии в расстреле евреев под Борисовом 24 октября 1941 года и конвоировании пинских евреев к месту казни 21 ноября 1941-го.

По белорусскому региону известны, в основном, карательные экспедиции полицейских отрядов из других оккупационных зон. Наибольшую известность получили расстрелы евреев 11-м литовским батальоном (к примеру, в Слуцке 27.10.1941), 21-м латышским батальоном (в Слониме).

Формирование белорусских батальонов началось только летом 1942 года. Было сформировано 11 батальонов «шума» (Schuma), в которых служило более 3 тысяч человек. Еще три батальона возникли в начале 1944-го. Они составили «вспомогательную службу полиции порядка». Для сравнения: общая численность украинской вспомогательной полиции насчитывала 35 тысяч человек. Украинские батальоны формировались даже на территории Беларуси (в Минске, Могилеве). Эти данные также взяты из «Энциклопедии Холокоста». Выводы можете сделать сами.

– Как сопротивлялись евреи Беларуси фашистам?

– В общем в рядах Красной Армии в годы Второй мировой войны принимало участие около полумиллиона евреев. Из них 23 уроженца Беларуси стали Героями Советского Союза. На оккупированной территории более, чем в 50 гетто, действовали подпольные организации. Организатором антинацистского подполья в Минске стал еврей Исай Казинец, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

С плакатом на шее — минская подпольщица Маша Брускина. Она и ее товарищи были казнены 26 октября 1941 года. Фото wikipedia.org

Именно в белорусских лесах было сосредоточена основная часть еврейского партизанского движения. Большая часть евреев-партизан были беженцами из гетто. Самый крупный партизанский отряд, целиком состоявший из евреев, уже в 1941 году. Отряд действовал до окончания оккупации и насчитывал к концу войны 1 200 человек, в том числе 350 вооруженных бойцов.

Известность получил также еврейский партизанский отряд Шолома Зорина, насчитывавший 600 человек, из которых 137 состояло в боевой роте. Это был уникальный семейный партизанский отряд, основную массу которого составляли женщины и дети. Первым заместителем начальника Белорусского штаба партизанского движения был секретарь ЦК КПБ еврей Григорий Эйдинов, двое евреев были командирами партизанских бригад.

Но после войны роль евреев стали замалчивать.

– Почему?

– Политика государственного антисемитизма, утвердившаяся в СССР в первые же годы после окончания Второй мировой войны, требовала не только исключения евреев из всех сфер жизни, но и максимального принижения их роли в государственном и культурном строительстве и, уж конечно, в победе над фашизмом. Журналиста Мирра Железнова была в 1950 году расстреляна за публикацию в открытой печати одной только цифры: количества евреев, носящих звание Героя Советского Союза (тогда их было еще 135, а теперь уже 157). Весь тираж книги «Партизанская дружба» (50 тыс. экземпляров), в которой командиры партизанских объединений рассказывали о партизанах-евреях, был уничтожен. То же было с публикацией сведений о Холокосте.

Руководство СССР боялось, что в печать просочатся материалы о его абсолютно позорной политике фактического потворствования нацистам в осуществлении геноцида. Сталинское руководство за весь период войны ни разу даже не обсудило факты тотального уничтожение евреев на оккупированной территории. В миллионах разбрасываемых над оккупированной территорией листовках не было ни одного призыва к оказанию помощи еврейскому населению.

Темы Холокоста до сих пор отсутствуют в школьных программах. А ведь уже давно известны слова, подчеркивающие уникальность Холокоста в мировой истории: «ХХ век – век безжалостной попытки истребления евреев» (папа Иоанн Павел II), «не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма» (лауреат Нобелевской премии, бывший узник Освенцима Эли Визель), «евреев убивали не за то, КАКИМИ они были, а за то, что они вообще БЫЛИ» (религиозный мыслитель Эмиль Факенхайм»).

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме