15:00 10.08.2021 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Развитие транспортной сети и новое административно-территориальное деление Беларуси

Новое административно-территориальное деление (АТД), в котором нуждается Беларусь для оптимизации социально-экономического развития всех её регионов, требует существенной модернизации сети транспортных коммуникаций.

Если в настоящее время крупнейшими единицами АТД Беларуси являются области, то в перспективе такими единицами видятся внутриобластные регионы (новые области, округа, воеводства), формирующиеся вокруг центров внутриобластных систем расселения, включающих относительно крупные городские центры Беларуси и тяготеющие к ним административные районы. Центры внутриобластных регионов можно назвать городами-регионополисами, т.е. городами, возглавляющими крупные регионы площадью 10-15 тыс. кв. км.

Центрами новых единиц АТД Беларуси, кроме шести современных областных центров (Минска, Гомеля, Могилёва, Витебска, Гродно и Бреста), видятся города Лида, Барановичи, Пинск, Борисов, Молодечно, Солигорск, Полоцк-Новополоцк, Орша, Бобруйск, Мозырь-Калинковичи, Кричев. Большинство вышеназванных городов-регионополисов являются центрами объявленных правительством страны административно-территориальных единиц ускоренного развития. Придание 17 перечисленным городам статуса окружных центров позволит стать действенной мерой активизации городских поселений, которые не являются в настоящее время областными центрами.

Если областные центры современной Беларуси имеют транспортные связи со всеми городами и районами соответствующих областей, то о городах-регионополисах, не являющихся областными центрами, этого не скажешь. Попасть в такие городские центры даже из окружающих районов не всегда просто и, как правило, всегда сложнее, чем в соответствующий областной центр.

В связи с проведением реформы АТД Беларуси представляются три основные пути модернизации транспортной сети:

- повышение транспортной связности новых областных (окружных) центров со столицей Беларуси;

- повышение транспортной связности новых областных (окружных) центров между собой;

- повышение транспортной связности новых областных (окружных) центров с районными центрами, которые к ним тяготеют.

Три основные пути модернизации транспортной сети Беларуси могут быть реализованы в три основных этапа.

Очевидно, что в связи с реформой АТД на первом этапе необходимо расширение сети магистральных автомобильных дорог (Республиканских автомобильных дорог с литерой «М»). Магистральные автомобильные дороги должны соединить столицу страны с центрами новых областей. В настоящее время вне сети магистральных автомобильных дорог находятся такие центры внутриобластных систем расселения, как Солигорск, Кричев, Полоцк, Молодечно. Вне прямой связи со столицей находятся и такие города-регионополисы, как Пинск и Мозырь.

В качестве первоочередной меры необходимо трансформировать в магистральные следующие Республиканские автомобильные дороги с литерой «Р»: Р23 Минск – Микашевичи (с подъездами к Слуцку и Солигорску, эта дорога обеспечила бы выход на магистральную сеть дорог, связанных со столицей, также городов Пинск и Мозырь), Р46 Лепель – Полоцк (выход Полоцка на дорогу М3 Минск – Витебск), Р28 Минск – Молодечно, Р43 на участке Бобруйск – Кричев, что обеспечило бы Кричеву выход на М5 Минск-Гомель.

На втором этапе необходимо трансформировать в магистральные дороги ряд Республиканских дорог с литерой «Р», обеспечивающих наиболее эффективную транспортную связь городов – регионополисов между собой.

Например, дорога Р43 обеспечила бы магистральную связь друг с другом Кричева, Бобруйска, Солигорска, Барановичей и выход Кричева на магистральные дороги, ведущие в Гомель, Мозырь, Пинск, Брест, Могилёв, Оршу, Витебск и другие регионополисы Беларуси. Первостепенное значение для транспортных связей городов-регионополисов друг с другом имела бы магистрализация дорог Р93 Могилёв – Бобруйск, Р20 Витебск – Полоцк, Р31 Бобруйск – Мозырь, Р41 Слоним – Скидель (выход на М6 Гродно-Минск), Р99 на участке Барановичи – Слоним, Р63 Борисов – Вилейка – Ошмяны (с выходом от Вилейки на Молодечно).

На третьем этапе основное внимание должно быть уделено повышению транспортной связности новых областных (окружных) центров с районными центрами, которые к ним тяготеют. Существенной трансформации транспортной сети на этом этапе не произойдёт, поскольку в стране сложилась достаточно развитая сеть Республиканских автомобильных дорог с литерой «Р» (таких дорог в стране 150), но модернизация многих из них необходима.

На всех этапах модернизации транспортной сети страны в связи с предполагаемым реформированием АТД необходимо осуществить существенную переориентацию маршрутной сети и логистики пассажирских и грузовых перевозок. Это приведёт к необходимости модернизации транспортной инфраструктуры каждого внутриобластного региона, развитию их придорожного сервиса. По мировым нормам площадки для отдыха на автомобильных дорогах должны располагаться в 33 км друг от друга, автозаправочные станции – в 35 км, пункты питания – в 40 км, станции технического обслуживания – в 75 км, места для ночлега – в 150 км.

Развитие транспортной сети новых единиц АТД естественно должно предусматривать не только развитие сети автомобильных, но и железных дорог.

Главное направление развития сети железных дорог – развитие скоростного железнодорожного транспорта (повышение скорости движения грузовых и пассажирских поездов), в том числе посредством электрификации и строительства вторых путей на наиболее пассажиро- и грузонапряжённых участках железных дорог.

Давно назрела электрификация железнодорожной магистрали Витебск-Калинковичи (на участке Жлобин-Калинковичи работы по электрификации ведутся), которая позволила бы соединить электрифицированными железнодорожными путями регионополисы Витебск, Орша, Могилёв и Мозырь-Калинковичи.

Необходима также электрификация железнодорожных магистралей Гомель-Калинковичи-Пинск-Брест, Лунинец-Барановичи-Лида, Полоцк-Молодечно-Лида-Гродно, Кричев-Могилёв-Осиповичи-Слуцк-Барановичи-Волковыск-Гродно. В результате каждый регионополис Беларуси получил бы связь со столицей страны и другими регионополисами через электрифицированные железнодорожные магистрали. Это позволило бы организовать между регионополисами всей Беларуси движение целой системы поездов межрегиональных линий бизнес-класса (линий, соединяющих регионополисы с Минском и друг с другом и отличающихся повышенной скоростью движения). Сегодня межрегиональные перевозки бизнес-класса осуществляются только между Минском и тремя областными центрами (Гомелем, Брестом и Витебском), а сам формат межрегиональных линий предполагает только пассажирские перевозки между Минском и областными центрами, а также перевозки между областными центрами.

Внутри новых единиц АТД могут успешно развиваться пассажирские железнодорожные перевозки в форматах региональных линий или городских линий. Городские линии – это пассажирские перевозки внутри городских агломераций. Городские агломерации сформировали сегодня не только Минск (Минск связан городскими линиями с Заславлем (станция Беларусь), Руденском и Смолевичами), но и Могилёв, Гомель, Полоцк-Новополоцк, Мозырь-Калинковичи, Брест, Солигорск, Гродно, Барановичи, Орша, т.е. большинство городов-регионополисов Беларуси, а там, где городские агломерации не сформировались, развиваются сельско-городские континиумы – системы расселения, включающие один городской центр и тяготеющие к нему сельские поселения. Следовательно, городские линии могут развиваться вокруг центров большинства регионополисов Беларуси, если вокруг них формируется значительный пассажиропоток.

Строительство новых железных дорог, а их сеть сегодня в Беларуси далека от совершенства (на территории 20 административных районов страны из 118 отсутствуют железные дороги), вопрос дискуссионный и требующий серьёзного экономического обоснования.Для оптимизации сети железных дорог страны наибольшее значение имело бы строительство железной дороги Минск-Слуцк-Солигорск-Микашевичи. Это позволило бы обеспечить прямой выход Минска к центральной части Белорусского Полесья, лежащего на железной дороге Гомель-Брест, и связать железнодорожным сообщением Солигорск с Минском. Участок Слуцк-Солигорск на этой предполагаемой магистрали имеет железнодорожное сообщение и обеспечивает выход Солигорска к узловым станциям Барановичи и Осиповичи.

Другая важная новая железная дорога позволила бы соединить город Лепель с Крулевщизной – железнодорожной станцией в Докшицком районе Витебской области, лежащей на железной дороге Полоцк-Молодечно. От Орши до Лепеля проходит самый большой в стране тупиковый участок железной дороги длиной 135 км, построенный в 1926 г., по которому осуществляются как грузовые, так и пассажирские перевозки. Крулевщизна – узловая станция, откуда можно уехать не только на Полоцк и Молодечно, но и на Лынтупы и Друю – городской поселок и сельский населённый пункт (до 2009 г. агрогородок Друя также был городским посёлком) соответственно Поставского и Браславского районов Витебской области.

Оба проекта нового железнодорожного строительства вряд ли сегодня реализуемы из-за конкуренции автомобильного транспорта.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме