13:01 20.02.2018 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

МОИ ХОЖДЕНИЯ В ДЕПУТАТЫ

18 февраля сего года прошли выборы депутатов местных Советов Республики Беларусь 28 созыва. На прошлой неделе я получил в почтовом ящике сообщение об этом событии. Меня приглашали принять участие в голосовании в день выборов или проголосовать досрочно . Хотя, сегодня мое участие в голосовании никакого практического значения не имеет, так как порог явки избирателей на избирательные участки отменен. И выборы депутатов местных Советов все равно состоятся, при любой погоде. И, тем не менее, власти старались любыми способами привлечь к голосованию как можно больше избирателей.

Раньше условия проведения выборов были более строгими. Выборы считались состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей внесенных в списки для голосования. А избранным считался тот кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Поэтому часто проводились вторые туры голосования и даже повторные выборы. Сейчас избранным считается тот кандидат, за которого проголосовало простое большинство избирателей, принявших участие в голосовании.

Однако, это все остается в теории, а практика выборов идет по другому пути развития. В Республике Беларусь, в прочем ,так же как и в БССР, выборы депутатов происходят еще до начала официальной процедуры голосования. Отдельные политологи эту процедуру называют назначением депутатов , Но я придерживаюсь того, что депутатов неофициально выбирает или отбирает исполнительная власть , а выборы проводятся как обязательная декорация демократической формы государственного управления.

Я много раз избирался депутатом Советов разного уровня, как во времена БССР, а также и во время независимой Республики Беларусь. Первый раз меня избрали в 1973 году депутатом Октябрьского районного Совета депутатов города Витебска. Потом два раза избирали депутатом Витебского городского и два раза Витебского областного Совета депутатов. В районном, городском и областном Советах я избирался членом соответствующего исполкома.

Мое избрание депутатом этих местных Советов объясняется тем, что я занимал административные должности, занятие которых требовало наличия депутатского мандата соответствующего уровня. Необходимо отметить, что сначала человека назначали на должность, а потом уже избирали депутатом, если его должность требовала депутатского мандата. Все это организовывали местные партийные органы и организационные отделы местных исполкомов, без всяких затрат и усилий с моей стороны.

Во времена БССР местные партийные органы и исполкомы местных Советов определяли структуру каждого Совета. Они устанавливали, сколько в каждом Совете в составе депутатов должно быть мужчин, женщин, членов партии, комсомольцев, беспартийных, рабочих, служащих, колхозников и так далее. Обязательно учитывался и образовательный уровень, а так же занимаемая им должность. Участие рабочих и колхозников было обязательным.

После этого доводились задания первичным партийным организациям, трудовым коллективам о выдвижении кандидатов в депутаты, которые соответствовали бы установленным требованиям. В отдельных случаях власти предлагали конкретные кандидатуры для выдвижения кандидатами в депутаты . Первичные партийные организации так же могли вносить свои кандидатуры кандидатов в депутаты, предварительно согласовав их с вышестоящим органами.

Официально кандидаты в депутаты выдвигались в основном на собраниях трудовых коллективов, по принципу, один округ – один кандидат. Хотя теоретически никаких запретов не было на выдвижение нескольких кандидатов в депутаты по одному избирательному округу, допускалось и самовыдвижение. Однако все эти мероприятия по выдвижению или отбору кандидатов в депутаты были так заорганизованы, что в абсолютном большинстве случаев на один избирательный округ выдвигался один депутат. Выборы проходили безальтернативно.

Избирателей заманивали на избирательные участки разными способами. Первых избирателей, пришедших на избирательный участок, отмечали разными подарками, их официально благодарили, материалы о них печатались в СМИ. На избирательных участках организовывали работу выездных торговых точек, которые продавали дефицитные товары по сниженным ценам. Все это сопровождалось песнями и плясками участников художественной самодеятельности.

Явка избирателей на выборы всегда была большой. Хотя, я не исключаю, что и тогда уже кто- то занимался приписками избирателей принявших участие в голосовании, но массового характера это явление не имело. Избирательные комиссии не занимались фальсификацией выборов при подсчете голосов. В то время это осуждалось, да и необходимости в этом не было. Результаты выборов уже были решены заранее, при отборе кандидатов в депутаты.

Все действия партийных и советских органов при отборе кандидатов в депутаты не прописывались в законе о выборах, но и официально не запрещались. Они проводились как бы вне избирательного процесса. Вообще, закон о выборах депутатов, как в прочем, и ряд других законов, действующих в БССР , был сам по себе, а организация выборов и отбор кандидатов в депутаты проходили сами по себе, в соответствии с указаниями партийных органов.

В 1994 году, когда горбачевская перестройка зашла в глубокий тупик, партийные органы несколько самоустранились от работы по отбору кандидатов в депутаты. Практически ожил и стал более широко применяться закон о выборах. Среди кандидатов в депутаты появилось много самовыдвиженцев от разных слоев населения. Кандидатами в депутаты становились многие представители оппозиции, люди, имеющие свои взгляды на проходящие политические процессы и свои видения развития страны.
В это время я тоже организовал свое выдвижение кандидатом в депутаты Верховного Совета БССР 12 созыва. В избирательном округе Октябрьского района города Витебска, где я в то время работал и проживал, за депутатский мандат боролось 13 человек. Это был самый альтернативный округ в стране. За тридцать дней, отведенных законом на агитацию и пропаганду, мне удалось провести 87 встреч с избирателями и дать ответы более, чем на 1000 вопросов. В дух турах голосования, я победил 12 соперников и стал депутатом Верховного Совета БССР.

В 1995 году, будучи уже Председателем Верховного Совета Республики Беларусь, я избирался депутатом Верховного Совета в Дятловском районе Гродненской области, на своей малой родине. Эти выборы для меня были далеко не простыми. У меня было пять конкурентов, все достойные и известные в районе люди. Кроме того, у меня тогда уже были сложные отношения с президентом страны. Во втором туре голосования я набрал более половины голосов избирателей и был избран депутатом Верховного Совета 13 созыва.

В 2004 году я выдвигался кандидатом в депутаты Палаты Представителей по Октябрьскому району города Минска. К этому времени в стране в основном уже установился ныне действующий порядок выдвижения кандидатов в депутаты и проведение всего избирательного процесса. Проходных кандидатов в депутаты Палаты Представителей не официально и не гласно отбирала исполнительная власть на самом высшем уровне, кандидатуру каждого отобранного кандидата согласовывали в администрации президента, после чего этого человека официально выдвигали кандидатом в депутаты на собрании трудового коллектива или путем сбор подписей избирателей. Остальные граждане, желающие выдвигаться кандидатами в депутаты, могли это осуществить через решения политических партий, собрания трудовых коллективов или путем сбора подписей избирателей.

Не одобренные властью кандидаты в депутаты были не конкурентно способны изначально . Об этом говорит то, что до 2015 года ни один из альтернативны кандидатов не был избран депутатом Палаты Представителей . Такая же участь постигла и меня. Окружная избирательная комиссия отказала мне в регистрации кандидатом в депутаты по надуманным причинам, и мне пришлось доказывать свою правоту в Центральной избирательной комиссии.

Когда я добился регистрации кандидатом в депутаты, больше серьезных препятствий власти мне не чинили до дня основного голосования и подсчета голосов избирателей. В день основного голосования, за шесть часов до окончания выборов, я услышал неофициальную информацию о яко бы уже существующих результатах голосования по нашему избирательному округу. Согласно этой информации победу на выборах одержал руководитель одной из проправительственных партий, за которого проголосовало около 57, за второго кандидата 21 и за меня 14 процентов избирателей.

Конечно, эта была не официальная и не проверенная информации, но по результатам подсчета голосов после окончания выборов она полностью подтвердилась. Открытого гласного подсчета голосов не было ни на одном избирательном участке. Проводилась какая-то грубая имитация подсчета голосов. Даже члены избирательных комиссий не знали общих реальных результатов голосования. Потому, что каждый член участковой избирательной комиссии подсчитывал и записывал себе на бумагу только результаты отдельной стопки беллютеней, выделенных ему для подсчета.

Записи этих подсчетов забирал председатель комиссии и сам суммировал результаты подсчета голосов в отдельном кабинете, после чего объявлял результаты голосования членам избирательной комиссии. Многие члены избирательных комиссий неофициально заверяли меня в том, что за меня было подано значительно больше голосов, чем за других кандидатов. Однако доказать это и обжаловать результаты голосования мне не удалось, так как председатель окружной избирательной комиссии на второй день после выборов яко бы уехал в заграничную командировку. На этом и закончились мои хождения в депутаты.

Прошло четырнадцать лет после этих событий, а разработанная система фальсификаций выборов не только продолжает жить, она даже совершенствуется. И чем больше государственные СМИ преподносят избирателям хвалебных материалов о демократичности выборов в нашей стране, о всеобщей народной поддержке депутатов, тем больше происходит нарушений и прямых фальсификаций результатов выборов. Никто не может причинить власти больше вреда, чем сама власть своими действиями
М. Гриб

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме