09:45 21.10.2015 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Как власть добивает экономику (В поисках белорусской бедности, доп)

После выборов в очередной раз о том, созрела ли наша власть до радикальных либеральных реформ в экономике. Как мне кажется, ответ тут очевиден. Если власть 20 с лишним лет проводила одну и ту же политику и в результате «выборов» вновь не поменялась, то не поменяется и экономическая политика. Если риторика еще может как-то поменяться, то экономика нет. Разве что страна перейдет под внешнее управление, и нынешняя власть сохранится чисто формально.

Однако на фоне углубляющегося кризиса изменения в нашей экономике все же происходят. Происходит корректировка тактики властей в области экономики, но – с сохранением старой экономической парадигмы. Причем корректировки, большей частью происходят в сторону ужесточения, а не либерализации экономической политики.

В условиях кризиса, особенно если это внешний кризис, как нас постоянно уверяет «вертикаль», власти должна по-возможности улучшать, а не ухудшать (как происходит у нас) условия для функционирования национального бизнеса. Улучшать с тем, чтобы компенсировать ухудшение внешних условий. Повлиять на последние мы не можем, но вот создать более благоприятные условия для национального бизнеса – можем. Но мы этого не делаем. Если же условия ухудшаются и за счет кризиса, и за счет действий властей, то бизнес в стране должен погибнуть или придти в упадок. Что, собственно, у нас и происходит.

Например: буквально через день после «выборов» началась «либерализация» в Полоцке, со штрафами и конфискацией товаров у ИП. Как сообщают СМИ, массовые проверки на рынках Полоцка начались 13 октября: каждый день проверяют по шесть предпринимателей, людей регулярно штрафуют, проводят конфискации.

Хватает и других примеров «либерализации». Финансовая милиция считает необходимым ввести уголовную ответственность за утрату бухгалтерских документов, сообщил глава ДФР КГК Игорь Маршалов. Инициативу ведомства он объяснил тем, что в случае утраты отчетности очень сложно выявить случаи криминального (преднамеренного) банкротства. Но, как сообщает АФН, что при текущем количестве юрлиц и ИП в стране реальная утеря (по объективным причинам) документов происходит гораздо чаще, чем преднамеренные банкротства.

Независимая организация индивидуальных предпринимателей «Перспектива» бьет тревогу. Представителям малого бизнеса стало известно, что в Министерстве по налогам и сборам готовят законопроект, который кардинально изменит условия работы ИП в Беларуси. Речь идет о том, чтобы ввести не административную, как сейчас, а уголовную ответственность для предпринимателей, если они не предоставят нужные документы на товар, пишет .

Правительство готовит поправки в закон, которые ужесточат правовые условия ведения бизнеса. В частности, планируется увеличить штрафы и ввести дополнительные наказания за различные нарушения в области уплаты налогов. Кроме того, власти намерены усилить ответственность компаний, сотрудничающих со лжепредпринимательскими структурами, сообщает . «Налоговики говорят: из всех проверенных субъектов 96% допустили нарушения. Когда с ними разговариваешь, волосы дыбом становятся – все вокруг преступники, – сказала Татьяна Быкова, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства. – Но это же следствие, это не причина. Вы подумайте, какие вы применяете к ним требования. Может, у вас условия невыполнимы?», продолжает .

Это правда: сейчас у нас преступниками являются уже все, даже те, кто ради собственной безопасности не делает вообще ничего, тоже нарушители – «тунеядецы». Но это все же еще безопаснее, чем заниматься каким то реальным делом: если и посадят, то только на пятнадцать суток.

И гайки продолжают закручивают. По всей видимости, под предлогом, что в Беларуси 96% трудоспособного населения – преступники, условия следует ужесточать. Хотя, на первый взгляд, логика у власти железная. Резко увеличив количество налогов, поборов, штрафов, а также их размеры, можно нарастить доходы казны. А чтобы не уклонялись, надлежит резко увеличить ответственность – вплоть, надо полагать, до «высшей меры» в перспективе. Но на деле такая практика окончательно добьет экономику, а не возродит ее. И неважно, где такой подход практикуется – в Греции или у нас. Одно нашей власти хорошо, теперь она может сослаться на «передовой европейский опыт». Опыт отрицательный, правда, но это неважно.

В итоге получается, что «внешний» кризис вроде бы существует, но мы устроили себе внутренний. И внешний кажется майским ветерком в сравнении с ураганом внутреннего кризиса. При этом надеяться на резкую смену курса после пятых «выборов» надеяться наивно. Почему не после четвертых или, скажем, шестых?

Хотя слова о либерализации экономики, конечно, прозвучат. Поскольку нужен еще один кредит МВФ. Но словам о либерализации верить нужно с серьезной оговоркой. Верить можно законам, но далеко не всегда, в особенности если речь идет о Беларуси. Пожаловался, например, директор нашего «гиганта индустрии» главе государства на то, что задушили проверками, работать практически невозможно. Глава государства ответил правильными словами о том, что мешать предприятию работать никак нельзя, плохо это для экономики. А силовики и контролирующие органы заявили, что действуют строго по закону и менять свою практику не собираются. А законодательная база у нас если и меняется, то скорее – в сторону удушения бизнеса.

Хотя некоторым словам можно и поверить. «У нас есть советский опыт времен Андропова. Нравится это кому-то или нет, но примерно так мы должны заставить каждого работать», – заявил глава государства. «Пожалуйста, заставьте всех работать», – настоял президент. Вот этим словам верить можно, потому что эти слова подкрепляются и законодательно, и реальными действиями властей. Только толку пока от этого мало. И понятно почему – не всякий опыт в настоящей ситуации полезен. Есть опыт времен Андропова, Чаушеску, Ким Ир Сена, но принес ли хоть один из этих «опытов» процветание странам? Нет, не принес. Так зачем же тогда повторять? Ответа нет. В то же время есть много примеров опыта, который принес народам процветание, но этот опыт белорусские власти повторять категорически не хотят. Дескать в нашу «уникальную модель» все это не вписывается.

* * *

В поисках белорусской бедности: о чем умалчивают официальные цифры


Оценивая масштаб бедности среди своего населения, Евросоюз называет цифрув 24,5%. Наша официальная статистика заявляет о 5,1% бедных среди белорусского населения. Действительно ли у наслюдитак хорошо живут, или мы просто не все знаем?

В поисках белорусской бедности: о чем умалчивают официальные цифры

Что значит быть бедным по-белорусски?

Критерием бедности в Беларуси является бюджет прожиточного минимума, который сегодня равняется в среднем 1,6 млн рублей в месяц. Те, кто живет на сумму ниже этого бюджета, официальная статистика называет «малообеспеченными»- таковых у нас 5,1% населения или 3,5% домохозяйств.

Иных категорий Белстат не выделяет. И даже если 1,6 млн нам кажется очень маленькой суммой, людей, которые ее имеют, официально бедными уже назвать нельзя. Так может, секрет низкой белорусской бедности – в заниженной планке?

Однако если сравнить наш порог бедности с международным показателем, который равняется 2 долларам в сутки, то у нас получится даже выше - 3,5 долларов в сутки.

Разобраться в загадке «Ежедневнику» помог эксперт Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович, который является автором исследовательских работ по теме бедности. В настоящее время команда ИПМ готовит исследование, посвященное проблемам бедности и уязвимых групп населения. Его предварительные результаты будут представлены на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», которая пройдет в Минске 3-4 ноября. Некоторые цифрыивыводы исследования «Ежедневник» узнал раньше всех.

У нас меньше бедных, чем в Европе?

По словам эксперта, Международную черту бедности определяет Всемирный банк, при этом он ориентируется, скорее, на беднейшие страны мира. И международный, и наш отечественный показатель малообеспеченности в экономической науке называется уровнем «абсолютной бедности».

Что касается развитых стран, то они абсолютную бедность оценивают достаточно редко. Цифра в 24,5%, которую называет Евростат и которая активно тиражируется русскоязычными СМИ – это показатель «относительной бедности».Евростат публикует его под названием «риск бедностии социальной изоляции».Именно поэтому наши 5,1% совершенно несопоставимы с европейскими 24,5%.

«Относительная бедность рассчитывается как доход, ниже 60% от медианного дохода населения и показывает, сколько людей живет значительно беднее среднего показателя для страны. То есть он отражает в первую очередь неравенство в обществе», - объяснил Глеб Шиманович.

Исследовательский центр ИПМ рассчитал показатель относительной бедности для Беларуси – по итогам 2014 года он равняется 10,2%. «То есть у нас довольно низкая дифференциация по доходам – на уровне Швеции или Чехии. Тогда как в некоторых европейских странах, например, Болгарии и Румынии, относительная бедность составляет больше 40%».

Откуда Белстат узнает о количестве бедных?

О бедных узнают в процессе выборочного обследования домохозяйств. Анкеты заполняют порядка 5,5 тысяч семей.

Эксперт объяснил, что в обследование попадают не все группы населения – по понятным причинам, оно не затрагивает тех, кто не имеет жилья, а также крайне неблагополучные семьи и очень богатых.

«Там довольно сложные анкеты, некоторые из них нужно вести в течение одного квартала, другие – в течение двух недель, но 4 раза в год. Например, требуется каждый день указывать свои покупки, свое потребление - человеку это должно быть интересным. Естественно, очень маргинализированная личность делать это не будет, хотя какая-то символичная плата за это предусматривается».

Насколько бедны наши бедные?

Данные Белстата показывают, что 70% малообеспеченных домохозяйств составляют семьи с детьми. Это представляется логичным, учитывая, что ресурсы домохозяйства у таких семей делятся на много «ртов» – получается низкий среднедушевой показатель.

Но знаем ли мы, как живут эти семьи? Действительно ли они являются бедными или попали в статистику чисто технически?

По словам экономиста, существует метод, который позволяет понять, насколько тяжелы условия проживания бедных семей. Например, в Европе высчитывается такой показатель, как Material deprivation (то есть «материальные лишения»), который описывает, есть ли у человека доступ к услугам ЖКХ, обеспечен ли он товарами длительного пользования, может ли позволить себе отдых. Но у нас этот метод не работает.

Во-первых, ничего не говорит о материальном благополучии пользование коммунальными услугами – тарифы у нас низкие, поэтому если семья услугами не пользуется, значит, скорее всего, эти услуги попросту не оказываются (например, в сельской местности).

Во-вторых, хотя Белстат имеет информацию о наличии предметов длительного пользования у обследуемых домохозяйств, но эта информация тоже непоказательна. Оказывается, телевизоры, стиральные машины, телефоны есть практически у всех.ХотяБелстат ничего не может сказать о качестве и состоянии данных предметов.

«Вероятно, если в Беларуси и есть семьи, которые лишены каких-то товаров длительного пользования, то Белстат просто не имеет возможности их обследовать», - полагает Глеб Шиманович.

Самая большая дифференциация наблюдается по наличию компьютера и автомобиля: компьютера нет у 28% обследованных семей, машины – у 52%. «Однако у нас отсутствие автомобиля вовсе не означает, что семья малообеспеченная», - отметил специалист.

Тем не менее Белстат проводит оценку «материальной депривации» среди населения Беларуси – по собственным критериям. Результат ожидаемо показывает, что семей, которые не могут себе позволить что-то из анкетного списка, совсем немного. Приводим данные опроса за 2014 год:

Недостаток денежных средств для:

Удельный вес домашних хозяйств

покупки мясных и рыбных продуктов хотя бы один раз в неделю

1,7%

обновления верхней одежды в холодное время года для взрослых членов домашнего хозяйства хотя бы один раз в 5 лет

9%

приобретения телевизора

0,3%

приобретения стиральной машины

6,3%

приобретения жизненно важных лекарственных средств и медицинских приборов

5,5%

оплаты в случае необходимости непредвиденных расходов в размере 600 тыс. рублей

28,6%

Проживание в крайне стесненных жилищных условиях (менее 5 м2 жилой площади на человека)

1,9%

Мы не знаем, сколько у нас бедных?

Итак, что же выходит: самую депрессивную часть населения Белстат не считает, а в категорию малообеспеченных с большой вероятностью попадают обычные семьи с несколькими детьми, которые могут вовсе не испытывать материальных лишений. Не стоит ли сделать вывод, что цифра 5,1% не отражает реальность и мы вообще не знаем, сколько в Беларуси бедных?

«Возможно, такой вопрос ни у кого никогда и не стоял – узнать точное количество бедных. Важно не количество, важно понять, какие слои населения рискуют оказаться в бедности и нуждаются в поддержке», - ответил Глеб Шиманович.

Тем более, во всем мире бедность оценивают именно таким методом - путем выборочного обследования домохозяйств. Он используется для расчета и абсолютной, и относительной бедности. «Репрезентативность его по отдельным группам, конечно, не идеальна. Но общий срез уязвимых групп населения он показывает достаточно адекватно».

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме