00:45 12.12.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Венецианская зрада": Парубий против изменения скандальной языковой статьи


8 декабря 2017 г. Комиссия Совета Европы «За демократию через право» (Венецианская комиссия) приняла экспертное заключение относительно языковых положений принятого 5 сентября 2017 г. Верховной Радой скандального Закона Украины «Об образовании», в котором призвала майданные власти внести изменения в 7-ю статью «Язык образования».

В ответ 9 декабря 2017 г. печально известный «спикер со справкой» Андрей Парубий заявил, что, несмотря на рекомендации консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы, никакие изменения в данную статью вноситься не будут, тем самым подтвердив неизменность курса правящего режима на насильственное вытеснение русского языка и языков национальных меньшинств из образовательного процесса в нарушение Конституции и международных обязательств Украины.

Скандальная языковая статья. Как известно, нормами статьи 7 закона определено, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

В этой связи установлено, что с 2018 г. классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств (в том числе на русском языке) останутся только в младшей школе.

Вместе с тем с 5 класса преподавание предметов на языках национальных меньшинств ликвидируется, а начиная с 2020 г. эту норму отменят и для младших классов, в результате чего с этого года образование станет исключительно украиноязычным.

При этом некоторые послабления парламентарии сделали для языков «коренных народов Украины», гарантировав право на «создание классов (групп) с обучением на языке этого народа наряду с государственным языком», к числу которых, по данным вице-спикера Верховной Рады Оксаны Сыроед, относятся крымские татары, крымчаки и караимы.

Послабления также были сделаны для английского языка и других официальных языков Евросоюза, на которых «в учреждениях образования в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин».

Эта оговорка позволяет вывести из-под полного запрета ряд официальных языков ЕС, которые используют национальные меньшинства на Украине – болгарский, венгерский, польский, румынский, греческий, разрешив преподавание на них в учебных заведениях «одной или нескольких дисциплин» и не более того.

Тогда как на языках национальных меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС, осуществлять образовательный процесс будет невозможно. Как и невозможно будет осуществлять образовательный процесс на русском языке, который де-факто является вторым государственным в нашей стране, поскольку преподавание на родном для миллионов граждан Украины языке будет полностью запрещено.

Рекомендации Венецианской комиссии. Столкнувшись с негативной реакцией целого ряда сопредельных государств на собственные языковые нововведения, майданные власти под внешним давлением решили отправить скандальный образовательный закон на экспертизу в Венецианскую комиссию, однако ее выводы стали холодным душем для правящего режима.

Согласно экспертному заключению по языковым нормам Закона Украины «Об образовании», текст которого приводит издание «Европейская правда», Комиссия Совета Европы признала, что «содействие усилению государственного языка и его обязательность для всех граждан является законной и похвальной целью государства».

«То же самое касается и государственных мер по изучению языка всеми гражданами, которые являются путем к преодолению существующих неравномерностей и способствуют эффективной интеграции в общество лиц, относящихся к национальным меньшинствам», - отмечается в документе.

В то же время в Венецианской комиссии подчеркнули, что процесс «усиления государственного языка» не должен происходить за счет сужения существующего объема прав национальных меньшинств.

Как отмечают эксперты, «статья 7 нового закона, уменьшив объемы образования на языках меньшинств, особенно после завершения начальной школы, вызвала сильную критику и протесты как на внутреннем, так и на международном уровнях. Эта критика в значительной степени оправданна, по ряду аргументов».

«Редакция статьи, которая была принята, существенно отличается от проекта, который обсуждался с меньшинствами. Статья 7 содержит важные двусмысленности и, как представляется, не обеспечивает соблюдение ключевых принципов, необходимых для выполнения рамочного закона в контексте международных и конституционных обязательств страны», - мотивировали свою позицию члены Комиссии.

«В то же время она содержит определенные гарантии образования на языках меньшинств, но преимущественно ограничена начальным образованием. Точный объем таких гарантий не настолько предельно ясен, как это должно быть в законе. Принятая редакция действительно позволяет радикально изменить предыдущий языковой режим, по крайней мере, в среднем образовании, приведя его к системе, ориентированной на обязательное использование украинского языка в качестве языка обучения», - указали авторы документа.

«Если это произойдет, это приведет к серьезному уменьшению возможностей, предоставляемых лицам, относящимся к национальным меньшинствам, для обучения на их языках, что представляет собой непропорциональное вмешательство в существующие права лиц, относящихся к национальным меньшинствам», - выразили свои опасения эксперты.

В этой связи в Венецианской комиссии призвали украинские власти преодолеть существующие в законодательстве «важные двусмысленности» посредством принятия новой редакции закона о среднем образовании.

«Закон об образовании является рамочным законом, а закон о среднем образовании, который еще должен быть принят, мог бы предусматривать детальные и сбалансированные решения», - призвали европейские эксперты украинских парламентариев.

При этом в Комиссии обратили внимание на законодательную лазейку, позволяющую Киеву использовать в образовательном процессе официальные языки ЕС, к числу которых относятся языки проживающих на Украине национальных меньшинств, призвав Киев законодательно закрепить это право после проведения консультаций с самими меньшинствами и заинтересованными странами-членами ЕС.

Как сказано в документе, «параграф 4 статьи 7 предусматривает правовую основу для преподавания других предметов на официальных языках ЕС. Намерение украинской власти, по сути, заключается в использовании этого положения, чтобы обеспечить преподавание других предметов на этих языках».

«Это может быть приемлемым решением для этих языков, но только при наличии достаточных гарантий в законодательстве о том, что объем изучения этих языков будет достаточным для получения высокого уровня устного и письменного владения языком, достаточного для решения сложных вопросов. Эти гарантии должны быть согласованы в ходе адекватных консультаций с меньшинствами. Двусторонние переговоры с государствами-членами ЕС, которым соответствуют эти меньшинства, могут оказать помощь в выполнении статьи 7», - заявили в Комиссии.

Но если в вопросе применения в системе образования официальных языков ЕС в Венецианской комиссии приняли довольно мягкое решение, призвав Киев конкретизировать законодательные нормы, то в вопросе применения русского языка европейские эксперты прямо обвинили майданный режим в проведении политики дискриминации по отношению к самому распространенному в нашей стране негосударственному языку.

Как отмечается в документе, вышеупомянутая лазейка «не предусматривает решения для языков, не являющихся официальными языками ЕС, в частности для русского, как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного. Менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы».

«С учетом этих соображений, корректным решением было бы внесение поправок в статью 7, которые заменили бы это положение более сбалансированным и четко сформулированным. Вопрос дискриминации языков других меньшинств, языки которых не являются официальными в ЕС, также должен быть решен во время такого пересмотра»,- призвали эксперты.

Таким образом, в своем заключении Венецианская комиссия призвала майданные власти отказаться от курса на сужение сферы применения языков национальных меньшинств и тотальное вытравливание русского языка из сферы образования, указав на необходимость внести соответствующие изменения в образовательный закон в рамках реализации принятых на себя «международных и конституционных обязательств».

В этой связи эксперты Комиссии рекомендовали официальному Киеву: во-первых, обеспечить защиту языков национальных меньшинств, которые являются официальными языками ЕС; во-вторых, обеспечить защиту русского языка; в-третьих, обеспечить защиту языков национальных меньшинств, которые не являются официальными языками ЕС.

Исходя из этого, Венецианская комиссия также призвала украинские власти «продолжать обеспечивать достаточную долю образования на языках меньшинств в средней школе, в дополнение к изучению государственного языка» и «освободить частные школы от новых языковых требований в соответствии со статьей 13 Рамочной конвенции».

Мнимая «пэрэмога», но пересмотра не будет. Тем не менее, столь звонкая оплеуха от «старших европейских братьев», была тут же традиционно интерпретирована правящим режимом как очередная «пэрэмога», на этот раз на гуманитарном фронте.

Как сообщила 8 декабря 2017 г. пресс-служба Министерство образования и науки, Венецианская комиссия якобы не поддержала обвинения Венгрии в сужении прав национальных меньшинств в статье о языке обучения в Законе Украины «Об образовании».

«Комиссия приняла аргументацию украинской стороны относительно упреков, что языковая статья закона «Об образовании» сужает права представителей национальных меньшинств... Следовательно, обвинения со стороны Венгрии не поддержаны», - отрапортовали чиновники от образования.

Однако в ответ 9 декабря 2017 г. на пресс-конференции в Будапеште пресс-секретарь МИД Венгрии Тамаш Менцер заявил, что Венецианская комиссия в своем решении относительно положений нового Закона Украины «Об образовании» поддержала венгерскую сторону.

По его словам, Венецианская комиссия «подтвердила, что критика в отношении Украины является оправданной, а также то, что Украина идет против своей Конституции и международных обязательств». «Более того, Комиссия также заявила, что противоречивая часть Закона Украины «Об образовании» - 7 статья - должна быть изменена», - добавил он.

В свою очередь, комментируя победные реляции майданных властей, правительство Венгрии заявило, что Украина интерпретировала предварительный доклад Венецианской комиссии «необычным способом».

«В пятницу Украина интерпретировала предварительный доклад Венецианской комиссии «необычным способом», но Венгрия не хочет присоединяться к таким «соревнованиям по интерпретации», она хочет, чтобы Украина выполняла законные ожидания международного сообщества», - говорится в сообщении на сайте венгерского правительства.

Точку в этом «конфликте интерпретаций» поставил спикер Верховной Рады А. Парубий: выступая 9 декабря 2017 г. на конференции ко Дню местного самоуправления во Львовской области, бывший комендант Евромайдана заявил, что киевские власти не намерены вносить какие-либо изменения в статью 7 Закона Украины «Об образовании».

При этом он принялся доказывать, что у него был разговор с представителями Венецианской комиссии, «и было согласовано, что седьмая статья закона «Об образовании» меняться не будет». «Она останется в принятой редакции», – подчеркнул он.

Как заявил А. Парубий, для украинского парламента нынешнего созыва вопрос национальной идентичности и исторической памяти стал одним из ключевых задач, в том числе для него как спикера парламента.

По его словам, «когда мы говорим о войне с Российской империей, то понимаем, что война изначально идет за умы и души людей, а потом идут танки». «И если мы не сможем одержать победу за сердца и души наших людей, нам будет очень трудно победить в милиарной войне», – подчеркнул он.

Правда, «спикер со справкой» так и не пояснил, зачем тогда вообще майданные власти отправляли образовательный закон на правовую экспертизу в Венецианскую комиссию, если они изначально не собирались имплементировать ее рекомендации? Как и не ответил, с кем именно из представителей Комиссии он согласовал вопрос о том, что украинские парламентарии не будут менять скандальную языковую статью, наплевав на выводы европейских экспертов?

Заодно А. Парубий не стал распространяться о том, что как раз состоявшееся 23 февраля 2014 г., то есть на следующий день после свержения президента Виктора Януковича, голосование майданной Верховной Рады за отмену Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», предоставляющего русскому языку и языкам национальных меньшинств региональный статус, спровоцировало начало братоубийственной гражданской войны на Донбассе.

К сожалению, история учит только тому, что ничему не учит: взяв курс на построение т.н. «украинской Украины» как режима моноэтнической диктатуры фашистского типа в нарушение ч. 2 ст. 15 Конституции, согласно которой «Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная», правящий режим собственноручно запустил процесс распада многонационального украинского государства, который уже привел к потере двух русскоязычных регионов - туристического Крыма и промышленного Донбасса.

Сейчас же очередным «извечным врагом» новоявленной «древнеукраинской нации» объявлена Венгрия, вся вина которой перед майданщиками заключается в требовании не допустить сужения существующего объема законных языковых прав 150-тысячной венгерской общины в Закарпатье, представителей которой «говорящие головы» правящего режима уже объявляют «сепаратистами» за приверженность собственным национально-культурным традициям в условиях насильственной украинизации.

И если сегодня самопровозглашенный «спикер парламента воюющей страны» А. Парубий пугает украинских граждан мифическими «российскими танками», чем он, собственно говоря, неизменно занимается с 27 февраля 2014 г., то есть с момента назначения на первую высокую должность при новой власти - на пост секретаря СНБО, то завтра он может начать пугать уже «венгерскими танками», тем самым подтверждая, что мания преследования – это тяжелый медицинский диагноз.

Тогда как на самом деле задача любой власти заключается не в запугивании рядовых граждан вымышленными «внешними угрозами», а в создании комфортных условий проживания для всех без исключения подданных государства вне зависимости от их национальной принадлежности.

В противном же случае, как показывают опыт Крыма и Донбасса, граждане Украины предпочитают покидать собственную страну вместе с местами захоронения своих предков, о чем следовало бы помнить представителям майданного лагеря, которые своей дискриминационной политикой провоцируют усиление сепаратистских настроений в многонациональном украинском обществе.

P.S., или Удар в спину от Варшавы. 10 декабря 2017 г. глава политического кабинета МИД Польши Ян Парис заявил, что существование Украины не является условием существования свободной Польши, а вот Украина нуждается в Польше.

«Мне хотелось бы четко сказать, что сильная и независимая Украина важна для Польши, зато ложь, что существование Украины является необходимым условием существования свободной Польши», - заявил он.

«После выхода Британии из ЕС Польша будет пятым государством в ЕС, Польша входит в НАТО, является главным государством восточного фланга и будет существовать независимо от того, что происходит в Украине, лучше там ситуация или хуже», - добавил дипломат.

При этом чиновник также обвинил украинцев в фальсификации истории и преследовании польского меньшинства.

В общем, майданные власти своей политикой героизации нацистских коллаборационистов из ОУН-УПА и ущемления языковых прав польского национального меньшинства достали даже «ясновельможную» Польшу, неизменно позиционирующую себя на международной арене в статусе «адвоката Украины в ЕС и НАТО», которая уже прямым текстом заявляет, что такая неадекватная соседка ей попросту не нужна...

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме