14:30 12.02.2018 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Украинский порядок": Нацдружины маршируют в сторону нацдиктатуры


Одним из наиболее резонансных событий в общественно-политической жизни майданной Украины стало состоявшееся 28 января 2018 г. в Киеве приведение к присяге на верность новоявленной «украинской нации» порядка 600 участников общественной организации «Национальные дружины», которые тут же пообещали установить некий «украинский порядок» на улицах городов.

Мероприятие было организовано ультраправой партией «Национальный корпус» Андрея Билецкого, при этом уже 1 февраля 2018 г. советник министра внутренних дел Иван Варченко сообщил, что данная структура не зарегистрирована в статусе общественного формирования по охране общественного порядка, чем фактически подтвердил, что Нацдружины являются подлежащим уголовному преследованию незаконным военизированным формированием.

О посвящении «Национальных дружин» с принесением присяги на верность «украинской нации» сообщила на своем сайте националистическая партия «Национальный корпус», созданная на базе полка специального назначения «Азов» в составе Национальной гвардии МВД Украины.

Согласно сообщению, 600 участников дружин собрались на Майдане Независимости, после чего прошли маршем на территорию Косого капонира Киевской крепости, где приняли присягу. Также там состоялось освящение знамен «Национальных дружин» печатью князя Святослава Храброго.

Церемонию проводил первый командир полка «Азов» и лидер партии «Национальный корпус» А. Билецкий. По его словам, «нацдружинники» ежедневно выходят на патрулирование улиц городов Украины и борются «с наркоторговлей и алкогольным геноцидом украинского народа».

Как отмечает пресс-служба партии, цель деятельности общественной организации «Национальные дружины» - обеспечение порядка на улицах украинских городов. Личный состав организации - бывшие участники боевых действий, патриотическая молодежь и неравнодушные граждане, разделяющие стремление улучшить ситуацию с безопасностью в стране.

Вместе с тем, согласно сообщению на странице «Национальных дружин» в Instagram, данная структура обещает «установить Украинский порядок». Аналогичное обещание также содержится на странице организации в Facebook. «Мы не колеблясь применим Силу, чтобы установить Порядок, который принесет Благополучие в каждую украинскую семью», - говорится в сообщении.

Каким именно способом организация собирается «устанавливать Украинский порядок», продемонстрировано на странице «Национальных дружин» в Instagram, где данное обещание сопровождено фотографиями ее членов с огнестрельным и холодным оружием, из чего следует, что эта структура регулярно проводит стрельбы и занятия по тактической подготовке.

При этом в анкете для желающих вступить в ряды «Национальных дружин» на сайте организации один из вопросов звучит следующим образом: «Есть ли у вас легальное оружие?», в результате чего пресс-служба организации официально признала, что некоторые участники «Национальных дружин» вооружены огнестрельным и травматическим оружием.

«У некоторых из наших есть только травматическое оружие, полученное легальным способом, но они никогда не применят ее первыми (что неоднократно доказывала практика). Единицы людей в национальных дружинах имеют наградное оружие, которое они получили от государства как награду за заслуги на Восточном фронте», - сообщила пресс-служба «Национальных дружин».

В свою очередь, комментируя в эфире телеканала «Эспрессо» создание данной организации, советник министра внутренних дел Иван Варченко сообщил, что «Национальные дружины» не зарегистрированы в Киеве как общественное формирование по охране общественного порядка.

«Общественная организация, которая выступила с декларацией об охране общественного порядка, не зарегистрирована как общественное формирование. В Киеве она не прошла соответствующие процедуры», - заявил он.

Согласно Закону Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» N1835-III от 22 июня 2000 г., граждане Украины имеют право создавать соответствующие объединения для содействия органам власти в предотвращении и прекращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств (ст. 1).

Такие формирования создаются и действуют во взаимодействии с правоохранительными органами, Государственной пограничной службой Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Координацию их деятельности осуществляют местные государственные администрации и органы местного самоуправления (ст. 3).

Общественное формирование по охране общественного порядка и государственной границы приобретает статус юридического лица с даты его государственной регистрации в порядке, определенном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований».

Для регистрации данного формирования подаются решение о его создании, поддержанное соответствующим органом Национальной полиции или подразделением Государственной пограничной службы Украины, согласованное с этими органами положение (устав), информация о составе руководящего органа, а также список членов формирования(ст. 6).

При этом члены этих формирований при совместном с работниками органов внутренних дел, пограничниками выполнении возложенных на них задач по охране общественного порядка и государственной границы имеют право применить меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст. 14).

В то же время советник главы МВД отметил, что в этом вопросе существует правовая коллизия: по его словам, ст. 207 Уголовно-процессуального кодекса Украины «позволяет каждому, если на ваших глазах происходит уголовное преступление, задерживать на месте преступления лицо, которое его совершило, и сообщать в правоохранительные органы».

Здесь следует отметить, что в данном случае ссылка И. Варченко на ст. 207 УПК является юридически неправомерной. Эта статья действительно делегирует рядовым гражданам Украины право на «законное задержание» любого лица, кроме судьи и народного депутата, без решения следственного судьи.

Согласно ее нормам, каждый имеет право задержать любое лицо при совершении или покушении на совершение уголовного преступления, непосредственно после совершения уголовного преступления или во время непрерывного преследования лица, подозреваемого в его совершении.

После этого каждый, кто задержал соответствующее лицо в установленном законом порядке, обязан немедленно доставить его к уполномоченному служебному лицу или немедленно сообщить уполномоченное должностное лицо о задержании и местонахождении лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления.

Очевидно, что данная законодательная норма не может распространяться на участников «Национальных дружин», поскольку в данном случае речь идет не о случайных прохожих, ставших невольными свидетелями совершения уголовного преступления, а о жестко структурированной организации, провозгласившей своей целью патрулирование улиц для обеспечения общественного порядка.

Следовательно, для достижения заявленной программной цели «Национальные дружины» должны получить не нынешний статус общественной организации, а статус общественного формирования по охране общественного порядка, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами под контролем местных органов власти.

Однако даже если бы «нацдружинники» решили соблюсти букву закона и обратились за получением соответствующего статуса, то в этом случае компетентные органы просто обязаны были отказать в удовлетворении такой просьбы.

Ведь в данном случае речь фактически идет о «боевом крыле» праворадикальной партии «Национальный корпус», имеющем все признаки незаконного военизированного или даже вооруженного формирования, созданного для получения контроля над городскими улицами.

Как известно, партия «Национальный корпус» исповедует идеологию «социал-национализма», которая базируется на принципах «расовости, социальности и великодержавия», представляя собой современную разновидность нацизма.

В этой связи не приходится сомневаться в том, что под «установлением Украинского порядка» ультраправые радикалы подразумевают прохождение своей политической силы во власть с целью установления националистической диктатуры, что и призвана обеспечить новосозданная «уличная армия социал-националистов», чью деятельность координирует лидер «Национального корпуса» А. Билецкий по кличке «Белый вождь».

Однако такие планы прямо противоречат нормам действующего законодательства: так, нормами ст. 5 Закона Украины «О политических партиях в Украине» N2365-III от 5 апреля 2001 г. однозначно определено: «Политические партии не могут иметь военизированных формирований».

При этом ст. 260 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований и участие в их деятельности. 

Как сказано в Примечании к статье, под военизированными формированиями следует понимать формирования, которые имеют организационную структуру военного типа, а именно: единоначалие, подчиненность и дисциплину, и в которых проводится военная, строевая или физическая подготовка.

Тогда как под вооруженными формированиями следует понимать военизированные группы, которые незаконно имеют на вооружении пригодное для использования огнестрельное, взрывное или другое оружие.

Исходя из этого, правящая власть обязана выполнить нормы действующего законодательства и запретить «Национальные дружины» как незаконное парамилитарное формирование при праворадикальной политической партии «Национальный корпус», приняв решение о начале уголовного преследования организаторов и участников этого объединения как структуры, функционирующей вне правового поля украинского государства.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме