19:45 26.08.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Михаил Брегман. Мосты и их создатели. Часть 4


Из моей книги:

После 1976 года, у проектировщиков и строителей снова наступает период застоя.  Строителям опять поручается не свойственная им работа - обустройство набережной Днепра.   

"Рижский мост"

И в этот период Правительство СССР принимает решение построить в Риге мост через реку Даугава. Вспомнив о нашем проекте моста через реку Неман в г. Гродно, рижане попросили, чтобы проектирование этого моста было поручено нам. Но так как река не судоходная, мы предложили сделать проект балочного моста. Но латвийское руководство и мостостроители захотели чего-то уникального. Они попросили нас запроектировать вантовый мост, да еще такой, чтобы  главный пролет был больше киевского. И хотя о целесообразности такого дорогостоящего объекта до сих пор нет единого мнения, мы пожелание рижан выполнили и мост отвечал мировым стандартам. Главный пролет 312 м. стал самый длинный в СССР. С архитектурной точки зрения он хорошо вписался в рижский ландшафт. После его открытия, он настолько понравился рижанам, что его ежедневно показывают на заставке теленовостей Латвии. 

  

Рижский вантовый мост, соединивший центральную часть города с левобережной 1981 г. 

  Этот же рижский мост, вид с противоположного берега р. Даугава

В итоге, группа проектировщиков и строителей получила за это Государственную премию СССР, а управляющему мостостроительным трестом N 5 (Латвия) В. В. Алексееву, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.  

 Еще один эпизод с рижским мостом.  

Много лет мы вместе проработали с Михаилом Лазаревичем Лобковым. С ним я уч

ился в одном институте. С годами толковый инженер защитил диссертацию к.т.н. Рос он без родителей и его воспитывали две тети. Женился, родилась дочь. Как порядочный человек, он постоянно оказывал своим тётям помощь. Когда началась очередная волна эмиграции, жена настаивала на выезде, но Михаил не считал возможным оставить престарелых тётушек, которым был многим обязан. Семья раскололась, хотя брак не расторгался. Жена с дочерью уехали в США. Михаил продолжал жить и работать в Киеве. И на весь период строительства рижского моста его, как опытного специалиста вантовой технологии, направили для оказания помощи в Латвию. Там он сделал много нового и полезного. Когда же были поданы документы и список на получение Государственной Премии СССР, его фамилия там тоже была. Но в дело вмешался его киевский начальник Исаак Борисович Р., работавший в коллективе не один десяток лет и также ранее имевший определенные заслуги. Но в силу своих амбиций и зависти, совершает поступок, после чего работавшие с ним люди, в том числе и Г. Б. Фукс, прекратили подавать ему руку. Он сообщил в Москву, что близкие родственники кандидата на Госпремию эмигрировали, и звание может быть присвоено ненадежному человеку.  И ложка дегтя сделала свое черное дело. Для его коллег это явилось шоком. Попытка таких авторитетов, как Фукс и Алексеев, защитить в Москве достойного кандидата к успеху не привела. Поздно, документы уже были на рассмотрении и принятии решения в партийных органах. После этого прошло 20 лет и в начале 2002 года М.Л. Лобков воссоединился с семьей. Конечно, И. Ю. Баренбойм и Г. Б. Фукс, главные персоны книги и данной статьи. 

К большому сожалению И. Ю. Баренбойма не стало в 1984 году, а Г. Б. Фукса в 2008 году. Еще раз возвращаюсь к тому, что поводом для  создания этой статьи, стало желание назвать этот мост именем его создателя. Это знаковое событие явилось сюрпризом для всех здравомыслящих людей, в том числе для меня. Создатель уникальных мостов не должен быть за

  "Южный мост"             

В начале 90-х, для развязки транспортной системы двух развивающихся крупных районов  г. Киева, Московского и Харьковского, принимается решение о проектировании и строительстве вантового моста через Днепр, со 120-метровым монолитным пилоном, для проезда автотранспорта и поездов метрополитена, в одном уровне. И опять проектирование возглавляет Г. Б. Фукс, поэтому, новых эксклюзивных технических решений не избежать. И они появились. Пилон сооружен не в береговой зоне, а посредине русла реки. Вантовая 5-ти пролетная часть составила 565 метров, главный пролет 271 м. с ортотропной металлической облегченной плитой проезжей части, совмещенной для противовеса с тяжелыми ж/б блоками. Ортотропные плиты проезжей части стального пролетного строения моста, были выполнены из настильного листа и набора продольных и поперечных ребер жесткости. Применение их позволяет, не снижая прочности конструкции, значительно облегчить ее вес, т. е. нагрузку на пилон и ванты.  

Можно отметить, что службе речного флота, занимающейся судоходством, вантовые мосты с большими пролетами без опор, очень нравились, они настойчиво просили именно такой мост.   

Из моей книги: Со слов Г. Б Фукса. То, что я ниже опишу, с точки зрения сегодняшней оценки, воспринимается обществом нормально, так как это явление наблюдается сплошь и рядом. Руководство города, во главе с Лаврухиным Н. В. и Левитаном Я. Б., предложили оптимальный вариант трассы будущего моста. Но при детальном изучении трассы, возникли проблемы, о которых киевляне даже не знали. Предполагалось, что при реализации проекта, отторгается часть территории крупной ТЭЦ–5. Наше проектное решение, при согласовании с ними, как мы и предполагали, получило отказ. Мы обратились в их профильный институт "ТеплоЭНЕРГОпроект", но там было то же самое. Тогда мы подготовили запасной вариант, немного южнее, хотя город от этого был не в восторге. Но когда показали его в этом же институте, то оказалось, что и на этом пути, с левого берега имеется много дачных участков сотрудников этого же института. И нам было сказано, что этот вариант абсолютно не приемлем, а ТЭЦ-5 может и потесниться. Решение было принято. 

"Южный мост". Частично был открыт в 1990 г. 

 

 "Южный мост".  Окончательно был открыт в 1992 г.  

 

  "Южный мост".  Пилон. 

 Но это была только одна проблема. Еще одну проблему, а именно нормальную развязку автотранспорта на правом берегу, решить так и не удалось. Причина: мешали стоящие гаражи VIP-персон, и данное препятствие для нас оказалось непреодолимым. 

Получив незамысловатое название "Южный", мост был запроектирован и успешно построен. Открыто движения по нему с 1990 г. а пуск всех видов транспорта состоялся 30.12.92 г. "Южный мост" к тому времени считался самым современным мостом СССР.     

Подольский  мостовой  переход

Параллельно с южным мостом Г. Б. Фуксу предлагают возглавить проектирование сложного комбинированного мостового перехода через реку Днепр и другие водные преграды в Киеве, представляющего собой двухъярусное сооружение, состоящее из 3-х мостов и соединяющих их эстакад  для шестиполосного  движения автотранспорта (по три полосы в обе стороны), а также поездов Подольско-Вигуровской линии метрополитена. Технико-экономическое обоснование строительства и его проект разрабатывались с 1987 до 1993 г Проектирование и параллельное освоение строительных - монтажных работ, началось со 2-го полугодия 1993 г. По нормальным стандартам к началу Миллениума (наступление 3-го т-летия н. э.), все киевляне и гости столицы, должны были ездить по этому мосту. Г. Б. Фукс был человеком реально мыслящим, дальнозорким.  

Он все взвесил и с учетом проблем конкретного периода в Украине, определил льготный срок окончания комплексного строительства 2008 г. И что в итоге? Уникальный  долгострой.  Строим, ... отдых, ... строим, ..... переносим срок и он пока неизвестен.  

Выдающиеся руководители ушли в мир иной, большинство талантливых инженеров, нашли себе применение за пределами Украины, особенно в США. Правда, многих ветеранов уже с нами нет.  Но недавно, прочитав эту статью, опубликованную в европейском издании, со мной вышел на контакт из Чикаго Леонид Барденштейн,, бывший гл. инженер харьковского "Мостоотряда N 27". Он и сегодня живет активной жизнью и тоже воспоминает те времена. 

 

 Свой проект Подольского моста в натуре, Г. Б. Фукс так и не увидел. 

    

 Проект передали строителям в 1993 году. Пошло более 15 лет

Ударное строительство, работа кипит - 2014.

Новые же руководители дают обещания, но пока... А пока "Горячая линия", так как  Киев имеет более важные задачи. В ближайшее время ему необходимо переименовать 122 улицы и много других объектов. А тут какой-то мост требует к себе внимание. При этом, реалии сегодняшнего дня таковы, что, Высший административный  суд Украины, обязал владельца "Мостостроя N1", возвратить в бюджет страны 1 млрд. гривен за нецелевой расход денежных средств.  И, это только начало. 

 Эпилог, ради которого эта объемная статья написана.   

 Выполняя в Украине, и конкретно в Киеве, Закон "О декоммунизации", ударными темпами всюду началась  эпопея переименований. Например, депутаты киевского городского совета (только недавно избранные), срочно начали "декоммунизировать" городское хозяйство, еще до принятия закона высшим законодательным органом, Верховной Радой. Но для этой статьи представляет интерес вопрос переименования, именно "Московского моста" в г. Киеве, также оказавшегося в черном списке мобилизации, для политической мясорубки. Слово "мост" политически нейтрально и вопросов не вызывает. А к слову "Московский" отношение сегодня разное. Кто на что учился. 

 В период строительства и многолетней эксплуатации моста (выше подробно описанной),  данное название определяло географическое направление движения автотранспорта и никак не связано с теми, или иными политизированными желаниями. Тогда, причем здесь декоммунизация? 

  Но отдельные горячие головы, связывают это только с названием столицы России. В подобных обстоятельствах нынешнего противостояния, вопрос можно политизировать бесконечно и выдвигать новые варианты названия моста. Но легитимным оно может быть признано только после широкого и демократического обсуждения проблемы с киевлянами, которые еще помнят, кто и как отдавал без остатка свои силы и энергию, опыт и знания, с тем, чтобы Киев гордился успехами, достигнутыми в мостостроении. И в данном, конкретном случае, единственное правильное решение, это присвоение имени "Московского моста"  главному автору этого и многих других проектов киевских мостов, профессору, многократному лауреату различных премий и наград, Георгию Борисовичу Фуксу. Именно ему и никому другому. Думаю, что и у читателей появилось свое мнение. Но на волне идеи переименований, в Верховной Раде Украины, был зарегистрирован проект постановления о присвоении двум разным объектам, "Московскому проспекту" и "Московскому мосту" в Киеве, одного имени архитектора-академика Анатолия Добровольского.  

Из моей книги:   

Анатолий Добровольский был заслуженным человеком и много сделал для города, будучи его главным архитектором. Но с 1965 г., он уже не главный архитектор, а профессор киевского художественного института. В период стр-ства моста, он на общественных началах, иногда давал свои советы по архитектурной части. Кроме этого, идею назвать 2 разных объекта одним и тем же именем, т. е. объединить "Проспект" и "Мост", даже не понимая, что эти сооружения относятся к разным категориям городской инфраструктуры, это нонсенс. Первый относится к инженерной, а второй к транспортной системе. Да и объединение одним именем разных объектов мегаполиса (аналогия подбора 1-го названия Московского моста) вызовет путаницу.

А это неприемлемо.  

 Еще одно дополнительное обстоятельство к этой проблеме могло быть также уместным. 

В Киеве жил и работал, известный не только в Украине, но и за ее пределами, актер театра и кино, народный артист СССР, любимый многими киевлянами и гостями города, Виктор Добровольский.  И это затрудняло понимание, чье же имя носят эти объекты, архитектора или актера. Возможно, присвоение проспекту имени А. Добровольского, было бы уместно. 

  

Было еще предложение, вернуть ему рабочее название "Северный". Но это просто нелепость. Но, несмотря на то, что заслуги Г. Б. Фукса опровергнуть невозможно, сама фамилия Фукс для партии "Свобода" и ее активных членов, Э. Леонова и И. Мирошниченко, подавших в Раду указанный проект закона, категорически не устраивала (на момент окончания строит-ства моста, первому было менее трех лет, а второму менее одного года). Но они присвоили себе право на истину в последней инстанции. Да принадлежность к данной партии многое поясняет. Антисемитизм ее общеизвестен. И фамилия Фукс для них, как красная тряпка у матадора для разъяренного быка на корриде.   

А "Центр Симона Визенталя", в списке 10 лиц, с антисемитской или антиизраильской позицией, на 5-е место поместил члена партии "Свобода" Игоря Мирошниченко и его шефа Олега Тягнибока.  Однако, лучшее, что можно сказать об этих людях-ничего о них не говорить.Слава Богу, нашлись ответственные депутаты, сумевшие отдать свои голоса для победы здравого смысла и принятия справедливого решения. Увековечивание имени Георгия Борисовича Фукса ярко будет свидетельствовать о признании его заслуг.  

 В подтверждение того, что далеко не все в Украине думают подобными категориями, хочу заметить:   

 "Байковое кладбище" в Киеве, это как "Новодевичье кладбище" в Москве. На них хоронят только выдающихся людей. Тот факт, что И. Ю. Баренбойм и Г. Б. Фукс обрели вечный покой, именно на нем, о многом говорит

 

   

   И. Ю. Баренбойм  

  

Г. Б. Фукс 

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме