19:45 27.07.2007 | Все новости раздела "Партия Зеленых"

Фосфорный Чернобыль - статья Николая Карпана с комментариями относительно "фосфорной аварии" на Львовщине

Фосфорный Чернобыль

Карпан Н.В.
1. Предыстория аварии.
Пятнадцать цистерн с желтым фосфором, которые перевозил поезд, потерпевший аварию вблизи Львова, были правильно отмаркированы, технически исправны и со всеми предосторожностями заполнены желтым фосфором. Об этом в УНИАН сообщила Айсулу ОРАЗОВА, представительница изготовителя груза, советник председателя Правления ТОО «Казфосфат». Желтый фосфор - кристаллическое вещество от светло-желтого до темно-бурого цвета. Для предохранения от самовозгорания желтый фосфор хранится и перевозится под слоем воды.
«Данная партия с желтым фосфором в соответствии с технологическим регламентом была передана в технически исправных цистернах, согласно соответствующим актам, официальным представителям перевозчика - АО НК «Казахстан Темир Жолы» - на станции Асса 5 июля 2007 года и была отправлена перевозчиком 6 июля 2007 года в 01 час. 50 мин. ночи поездом №3801», - отмечается в сообщении «Казфосфат» со ссылкой на А.ОРАЗОВУ. По ее данным, это была обычная партия из 15 цистерн, в которых находилось около 600 тонн фосфора. Цистерны следовали со станции Асса (г. Тараз, Казахстан) до станции Оклесна (Республика Польша). Груз сопровождали опытные представители отправителя.

Карта-схема фосфорной аварии на Украине
(карта-схема взята с http://ugmk.info/)
Через 10 дней УНИАН сообщил, что по неизвестным пока причинам, в понедельник 16 июля, в 16 ч. 50 мин. по местному времени, в Бусском районе Львовской области, на 12-м километре железнодорожного перегона Красное-Ожидов этот состав потерпел крушение и с рельсовой колеи сошли 15 цистерн с желтым фосфором. В результате ударов цистерн о землю и друг в друга произошла разгерметизация одной или нескольких цистерн, с последующим истечением охлаждающей фосфор воды и выпадением на землю самого фосфора. На воздухе желтый фосфор легко окисляется и самовоспламеняется, поэтому на поврежденных цистернах и рядом с ними мгновенно начался пожар. Как сообщают источники, температура в зоне пожара достигала 1500 по Цельсию. Кроме цистерн с фосфором в эшелоне находилось еще 43 вагона с разными грузами.
На место происшествия довольно быстро прибыли несколько десятков пожарных расчетов из близлежащих районов Львовской области и около 150 военнослужащих внутренних войск Украины. Позднее прилетел вице-премьер КМ Украины Александр Кузьмук, первый замминистра по чрезвычайным ситуациям Владимир Антонец и оперативная группа МЧС Украины. Штаб по ликвидации аварии возглавил А. Кузьмук.


2. Характеристики аварии
Из-за утечки фосфора из одной цистерны произошло самовоспламенение то ли 6-ти (версия МЧС Украины), то ли всех 15-ти (версия иностранных СМИ) цистерн. При падении с рельсов на отрезке пути между селами Ожидив и Запомарье Буского района Львовской области несколько цистерн разрушилось. Из разбитых цистерн начали выпадать сотни тонн полыхающего огнем фосфора (по оценке специалистов - до 300 тонн). Аварией были повреждены 175 м железнодорожного пути (очень много для заявленной Минтрансом скорости поезда менее 60 км в час), около 100 м контактной сети и 3 опоры.

При повреждении или разрушении, цистерн фосфор воспламенился
Фото УНИАН
Как оценить масштаб этой аварии? При повреждении или разрушении хранилищ, цистерн, емкостей, технологических линий сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) попадают в атмосферу и распространяются по направлению ветра на глубину до десятков километров, поражая незащищенных людей, животных, водоемы и растительность. Образуется зона химического загрязнения (ЗХЗ), территория, в пределах которой проявляется поражающее действие токсичных веществ. Глубина ее - это расстояние от источника загрязнения до границы очага. В ЗХЗ включаются район загрязненной местности и зоны распространения первичного (вторичного) облака СДЯВ. Глубина и площадь загрязнения зависят от величины аварийного выброса, физико-химических и токсических свойств вещества. Метеорологических условий (температура воздуха, скорость ветра, степень вертикальной устойчивости воздуха). Характера местности (рельеф, растительность, застройки) и др. Внешние границы ЗХЗ определяются по пороговой ингаляционной токсикологической дозе, вызывающей начальные симптомы поражения.
В зависимости от глубины зоны, аварии подразделяются:

  • на частные (незначительная утечка СДЯВ),
  • объектовые (сопровождается образованием ЗХЗ с глубиной не превышающей радиуса санитарно-защитной зоны объекта).
  • Местные - (глубина ЗХЗ достигает жилой застройки прилегающей к месту аварии территории).
  • Региональные - (полное разрушение крупной емкости или группы емкостей, при котором ЗХЗ распространяется вглубь территории жилых районов).
  • Глобальные - (разрушение всех емкостей и хранилищ на крупном объекте).

Аварии под Львовом присвоен статус РЕГИОНАЛЬНОЙ аварии.
3. Готовность профильных министерств к подобным авариям
Не будучи предупрежденными о характеристиках и свойствах фосфора, находившегося в горящих цистернах, участники ликвидации аварии (из МЧС, Минтранса, МВД, Минздрава и т.д.) были направлены своим руководством к месту аварии неподготовленными, без информации о характере горящего груза, и без полного комплекта необходимых средств индивидуальной защиты. Это касается и медицинских бригад, не знающих как лечить поражения от фосфора.


Тушить горящий фосфор они начали обычной водой

Тушить пожар они начали обычной водой. По словам очевидцев, во время тушения пожара образовалось огромное облако из продуктов горения — зона заражения составила около 90 квадратных километров.
Ниже, на фото УНИАН, хорошо видно отсутствие у людей средств защиты органов дыхания. Из брандспойтов льется обычная вода. Руки и лица людей не защищены.

У людей тушащих фосфор отсутствуют средства защиты органов дыханияИз брандспойтов на горящий фосфор льется обычная вода, руки и лица людей не защищены

Вследствие горения образовалось большое количество дыма и туча с опасной концентрацией токсичных веществ.
Вследствие горения желтого фосфора образовалось большое количество дыма и туча с опасной концентрацией токсичных веществ Фото УНИАН

Под влиянием изменения направления ветра она могла распространиться на 14 населенных пунктов Буского района с общей численностью .
Общий итог первого дня таков – пожар, который продолжался почти 6 часов, был подавлен. В результате пожара продуктами горения отравилось 16 человек, из них 13 в тяжелом и среднем состоянии госпитализированы в военный медицинский клинический центр Западного оперативного командования во Львове. Семеро госпитализированных – работники МинЧС, двое – работники Госавтоинспекции, четверо – местные жители. Погибших нет.
Из 6 населенных пунктов Буского района временно отселены около 800 жителей.
К ликвидации последствий чрезвычайной ситуации было привлечено 450 человек личного состава и 80 единиц техники, в том числе: от МинЧС 125 человек и 30 единиц техники, от Минтранса 30 человек и 7 единиц техники (6 пожарных поездов), от МВД 220 человек и 30 единиц техники, от Минздрава 25 человек и 9 единиц техники.

Справедливости ради нужно сказать, что некоторые участники ликвидации аварии (они прибыли на пожарных поездах) имели противогазы и специальные аппараты для защиты органов дыхания. Вот что рассказал, находясь уже в львовском госпитале, один из первых пострадавших, боец пожарного поезда станции Здолбунов Александр Шевчук: «Уже около шести вечера мы с коллегами были на месте катастрофы. Но не знали, что горит фосфор. Ехали гасить пожар. Увидели дым, сплошную загазованность. Пожарники были экипированы аппаратами СВ-2, которые весят до 20 кг. Но они рассчитаны на 45 минут работы в дыму. А в Ожидове мы столкнулись с необычным пожаром. Только зальем водой или пеной очаг, как огонь разгорается опять. Аппарат перезарядить уже нечем было. Потому и пришлось нахвататься отравленного воздуха. Начало жечь в горле, тошнить». (Мирослава Дацюк. Постоянный адрес статьи: ).
Справка - Дыхательный аппарат АСВ–2 (аппарат на сжатом воздухе) предназначен для защиты органов дыхания человека при работе в атмосфере непригодной для дыхания. Время защитного действия 60 мин.


Некоторые участники ликвидации фосфорной аварии (они прибыли на пожарных поездах) имели противогазы и специальные аппараты для защиты органов дыхания.Тушение горящих цистерн с фосфором


 

 

 

 

 

Горящая цистерна с фосфором сошла с рельсовЛиквидатор фосфорной аварии тушит горящий фосфор

По словам начальника Львовского военного госпиталя, полковника медицинской службы Сергея Петрука, к 11 утра в среду к ним доставили 18 человек. Из них четверо в состоянии средней степени тяжести, а остальные 14 – с легкой степенью. Четверо – гражданские лица, пятеро – работники ГАИ, остальные – сотрудники МЧС.
– Теоретически мы знали, как лечить таких пострадавших, – рассказал начальник. – Но опыт приобретаем уже в ходе лечения. Ведь ранее таких случаев не было. На первом этапе целесообразно применять такой антидот, как атропин, а теперь проводится симптоматическое лечение. Не существует такого медикамента, который бы сразу нейтрализовал фосфорные соединения. Врачи тщательно наблюдают этих больных, потому что, по данным медицинской литературы, на вторые-седьмые сутки могут развиться осложнения – заболевания печени и почек, через которые выводятся продукты сгорания фосфора. Пациентам средней степени тяжести проводят сеансы гипербарической оксигинации – чтобы ликвидировать факторы влияния не только соединений фосфора, но и угарного дыма. К счастью, у большинства пациентов легкие степени заболевания».
Рядом с пожарными в палате лечат двух молодых людей из села Куты Бусского района. Как рассказал один из них, Андрей Сухоставский, в тот день они отдыхали на озере – за 10 километров от места аварии. Увидели огромную странную тучу на горизонте и подумали, что будет гроза. Только через два часа им позвонил кто-то из родных и сообщил о случившемся. Но ребята и сами почувствовали – что-то неладно. Начало першить в горле, тошнить, знобить, как в лихорадке. Они поехали в больницу города Броды, оттуда их переправили в госпиталь. Больше всего их беспокоит судьба родных. Особенно боятся за детей.

От аварии уже пострадало не менее 150 человек. Большинство из них сотрудники МЧС, которые приехали по вызову, не догадываясь, с каким веществом им придется бороться. Роман Ивасивский, сотрудник МЧС Украины: "Когда мы проводили первую разведку, нам сказали, что горит цистерна с газом. Но какой газ, мы не знали. Работали в специальных костюмах химзащиты, но работать в них можно только 45 минут. Приходилось отходить на метров 100-200, снимать, чтобы отдышаться. Очень жарко, сейчас же плюс 30".

4. Что горело и что попало в окружающую среду при аварии

«Военные не знают точной формулы фосфора» - сообщали 18.07.07 (). А раз не знают формулы, то не могут составить план дезактивации этого продукта.
«Военнослужащие Министерства обороны намерены приступить к нейтрализации утечки желтого фосфора только после прибытия во Львовскую область, на место аварии поезда, казахстанских специалистов-химиков». Об этом сообщила пресс-служба Минобороны.

Странно, что за сложности с определением формулы фосфора. Использование фосфорных цистерн для перевозки других грузов, а также загрузка фосфора в цистерны, не предназначенные для этого груза, запрещается. Значит в цистернах с надписью «Желтый фосфор» везли именно этот фосфор, который после их разрушения вываливался на всем пути торможения упавших цистерн. Желтый фосфор имеет формулу Р. Белый фосфор, получаемый из желтого после очистки, обозначается как Р4. Для предохранения от самовозгорания желтый фосфор хранится и перевозится под слоем воды или раствора хлорида кальция.
После аварии фосфор вышел в окружающую среду и начал с ней взаимодействовать. При этом в зоне аварии стали накапливаться новые опасные вещества.
Фосфор легко окисляется из воздуха: 4P + 3O2 → 2P2O3. 4P + 5O2 → 2P2O5.
Полученный в этой реакции P2O5 называется фосфорным ангидридом. Фосфорный ангидрид находится в газообразной форме. Попадая в дыхательные органы он поражает слизистые оболочки человека, вызывая в горле кашель, доходящий до рвоты, удушье, отек легких, слезотечение и резь в глазах. Фосфорный ангидрид, в свою очередь, растворяется в воде с выделением тепла, образуя полимерные фосфорные кислоты (циклические и линейные), а в конечном счёте, при достаточно большом количестве воды - ортофосфорную кислоту.
Желтый фосфор взаимодействует с водой, при этом образуется фосфорноватистая кислота 4Р + 6Н2О → РН3 + 3Н3РО2. H3PO2 — одноосновная .
Итак, в землю и воздух на месте аварии ежесекундно выходят опаснейшие соединения фосфора. И чем больше воды и пены используется для предотвращения самовозгорания фосфора, тем больше его соединений проникает в окружающую среду. Именно поэтому главная задача сейчас – поднять цистерны, загерметизировать их, удалить с места аварии. Потом снять грунт на всей загрязненной территории. А вот то, что попало в подпочвенные воды, это уже источник опасности нам недоступный.

5. Чем опасен желтый фосфор
Желтый фосфор - очень огнеопасное кристаллическое вещество. Чтобы понять, насколько он опасен, достаточно сказать, что при непосредственном контакте желтого фосфора даже с растениями последние получают ожоги.
Вред, который наносит желтый фосфор здоровью человека описан в медицинской литературе. При отравлении желтым фосфора выделяют три клинические стадии.
В первой стадии, сразу же после попадания в организм человека, наблюдаются тошнота и рвота, боли в животе, запах чеснока в выдыхаемом воздухе.
Вторая стадия характеризуется двух или трехдневным скрытым периодом с отсутствием симптомов. В это время может происходить расширение сердца, а также жировая инфильтрация печени и почек.
В третьей стадии (при попадании 0.1 грамма фосфора) отмечается сильная кровавая рвота, кровоизлияние во многие ткани, уремия и выраженная анемия, а затем наступает смерть.

По нашему законодательству, временно допустимая концентрация фосфора в атмосферном воздухе – 0,0005 миллиграмма на кубический метр. Предельно допустимая концентрация фосфора в воде – 0,0001 миллиграмма на литр. При этом везде упоминается, что класс опасности паров фосфора - первый, самый высокий.
Симптомы поражения при ингаляционном отравлении проявляются в среднем через 4 дня, но могут появиться и позже; как правило, это тошнота, рвота, затрудненное дыхание. Попав на кожу, фосфор воспламеняется, человек получает ожоги 2-3 степени; при этом фосфор всасывается кожей, что приводит к общему отравлению организма.

Люди, работавшие в зоне аварии без средств защиты дыхания, безусловно получили ингаляционное отравление разной степени тяжести. Истинную тяжесть их заболевания медики смогут оценить только после окончания второй стадии болезни (скрытого периода, характеризующегося временным снятием симптомов болезни), т.е. примерно через неделю после отравления. К сожалению, летальные исходы среди ликвидаторов неизбежны, как и тяжелые болезни у жителей окружающих сел. Это из опыта казахских производителей фосфора.

6. Что измеряют в зоне аварии
Министерство охраны окружающей природной среды сообщила  тревожную информацию о превышении более чем в 20 раз нормы фосфорного ангидрида, обнаруженного в атмосферном воздухе в ходе исследования территории сел Ангеловка и Лесное, находящихся рядом с местом аварии поезда с цистернами фосфора. "По состоянию на 8:00 18 июня специальными подразделениями Министерства охраны окружающей природной среды Украины получены предварительные результаты мониторинга окружающей среды", - говорится в сообщении. По данным пресс-службы министерства, сотрудники специального подразделения Минприроды выявили фосфорный ангидрид концентрацией 3,5 мг/куб.м (при допустимой норме 0,15 мг/куб.м.).
Сообщений о концентрации самого желтого фосфора в воздухе, в почве и в воде НИКТО не публикует. Его что, не осталось в зоне аварии? Так что же тогда там горит?
Фото УНИАН

Над головами зависла белая туча высотой с километр и шириной в десять километровПри горении фосфора образуется фосфорный ангидрид


Вернемся к ангидриду фосфора. Оценим, много его в воздухе, или мало.
МИНУТНЫЙ ОБЪЕМ ДЫХАНИЯ (легочная вентиляция), количество воздуха проходящего через легкие в 1 минуту, равен произведению объема воздуха, поступающего в легкие за 1 вдох, на частоту дыхания. У взрослого человека в покое это составляет 5-9 л, во время интенсивной работы – до 30 литров в минуту, или 1800 литров в час.
При объявленной Министерством охраны окружающей природной среды концентрации ангидрита фосфора (Р2О5) 3,5 мг/м3 человек пропускает через свои легкие от 1,3 до 6,3 граммов ангидрида фосфора за 1 час. За 6 часов - от 8 до 38 г. В пересчете на фосфор это составит от 2 до 9 граммов. Разумеется, в самих легких останется только малая часть от вдыхаемого фосфора, потому что вслед за вдохом следует выдох. Но что будет, если в таком воздухе неэвакуированным жителям ближайших к месту аварии сел придется жить несколько недель или месяцев?

Сообщение Минприроды 18.07.07 – «Повітря, вода у криницях та відкритих водоймах цілком безпечні для людей і тварин. Дослідження вмісту фосфорного ангідриду в повітрі сіл Ожидів, Йосипівна, Олесько, Янгелівка, хутора Лісове Буського району становлять від 0,045 до 0,08 мг/м.куб; населених пунктів Станіславчик, Руда-Бродівка Бродовського району – 0,03-0,08 мг/м.куб; Полунично, Кам‘янко Буського району… не перевищує нормативу у 0,15 мг/м. куб.
Питна вода у криницях жителів населених пунктів Буського району містить поліфосфати нижче за норму...
Грунт не становить жодної небезпеки для людей і цілком придатний для ведення сільського господарства».
И опять ни слова о самом токсичном веществе в зоне аварии – желтом фосфоре.

 

7. Кто предлагал после аварии помощь Украине, и почему ее не приняли

АСТАНА. 18 июля. Kazakhstan Today. Украина отказалась от помощи казахстанских спасателей в ликвидации последствий крушения железнодорожного состава, груженного желтым фосфором, сообщил министр по чрезвычайным ситуациям Казахстана Виктор Храпунов.
"Как только мы получили информацию о том, что произошло под Львовом, мы сразу включились в решение данного вопроса, вчера состоялся мой разговор с вице-министром ЧС Украины... На вопрос отправки наших спасателей, умеющих ликвидировать ЧС, связанные с возгоранием жидкого и желтого фосфора, они отказались", - сказал В. Храпунов в интервью журналистам в среду.
Глава МЧС сообщил также, что Казахстан готов отправить на самолете "Казавиаспас" 38 спасателей из Жамбылской области, которые участвовали в ликвидации подобных ЧС. "Мы знаем, что Российская Федерация также высказала намерение оказать помощь спасателям Украины", - добавил он.
"Вместе с тем, - рассказал В. Храпунов, - украинская сторона попросила помощь в виде информации о всех химических реакциях, которые возникают при горении фосфора, о продуктах сгорания, чем они чреваты, как воздействуют на природу, на животный мир, на людей. В связи с этим мы дали поручения Новожамбылскому фосфорному заводу, и сегодня их специалисты уже находятся на Украине, во главе с директором и главным инженером филиала. Там же находятся еще три специалиста завода, которые способны оказать содействие в ликвидации последствий", - добавил он. Казахстанские специалисты "захватили с собой средства, которыми можно обеспечить тушение желтого фосфора, и средства, которые необходимы для дезактивации местности", уточнил министр.

Еврокомиссию тоже обеспокоило фосфорное облако. УНИАН передал сообщение представителя Еврокомиссии Барбара ХЕЛФФЕРИХ - “Мониторинговый информационный центр предложил украинской власти сделать экспертизу средне- и долгосрочных последствий для окружающей среды этой аварии. Представитель Еврокомиссии отметила, что ЕС готов предоставить Украине и другую помощь, в частности, предоставить самолеты, полевые госпиталя, средства пожаротушения, если будет соответствующий запрос от Украины. “Мы можем действовать, если есть запрос. Пока такого запроса нет, мы должны считать, что ситуация находится под контролем украинской власти”, - сказала Б.ХЕЛФФЕРИХ (постоянный адрес статьи:
).
По каким причинам Украина отказалась принять зарубежную помощь, я могу только догадываться. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году руководство Советского Союза тоже испугалось распространения информации об истинных причинах и масштабах аварии и долго отказывалось от предложений о помощи из-за рубежа. Одного не пойму никогда – как можно отвергнуть казахстанский медицинский опыт лечения пострадавших от фосфора, если наша медицина завалена обращениями пострадавших, которым ничем помочь не может из-за отсутствия клинического опыта и медикаментов...

8. Почему эту фосфорную аварию называют новым Чернобылем

 

Долголетнее колониальное положение Украины в составе СССР, отсутствие национальной экологической политики и собственной концепции национальной безопасности, марионеточность органов власти, существование административно-командной модели управления хозяйством привели к активному строительству и
размещению в Украине экологически опасных производств, их чрезмерной
концентрации и недостаточному контролю за их функционированием.
Это подтвердил Чернобыль.
Все вышеперечисленное осталось в нашей жизни и сегодня. За последние 20 лет количество технологически опасных явлений техногенного характера увеличилось в Украине в 3-5 раз. Их тяжесть со временем может стать критической. В этот ряд встала и авария под Львовом. Наверное поэтому железнодорожную катастрофу, во время которой перевернулись цистерны с желтым фосфором, Александр Кузьмук назвал фосфорным Чернобылем. Позднее он изменил свою позицию, когда был назначен председателем Правительственной комиссии по аварии, но это уже его проблема.


Фото: REUTERS


Фосфорный Чернобыль

 

Так почему эту аварию назвали «фосфорный Чернобыль»? Потому что после нее мы будем иметь еще одну многокилометровую зону, в которой тоже нельзя будет нормально жить ни людям, ни зверям.

 

9. Некоторые подробности ликвидации аварии
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 июля для расследования причин аварии с грузовым поездом, ликвидации ее последствий и предоставления помощи пострадавшим создана Правительственная комиссия из представителей МЧС, МИД, Минздрава, Минобороны, МВД, Минфина, Минтранссвязи, Минприроды, Минпромполитики, СБУ, Львовской облгосадминистрации, Генеральной прокуратуры, которую возглавляет вице-премьер-министр Украины Александр КУЗЬМУК.

 

С подробностями - корреспондент НТВ Айрат Шавалиев: «Львовская область как зона боевых действий. На деревенской дороге строится подразделение химических войск Украины. Они готовы приступить к дезактивации зараженных территорий. Бойцы прочесывают леса и поля, берут пробы воды и почвы. Село Ожидово, которое оказалось ближе всего к месту техногенной аварии, как будто вымерло. Жителям велено сидеть дома, воду из колодца не пить, скотину свежей травой не кормить. Многие, испугавшись таких предупреждений, просто покинули дома и уехали от греха подальше.

Александра Шах, глава сельского совета села Ожидово: "Облако образовалось от возгорания в двух километрах от нашего населенного пункта, это очень близко. Все население оповещено. Мы просили всех закрывать окна, двери, не выпускать детей на улицу. Но все испугались, так как это облако проходило именно над нами".

Накануне вечером, сообщает украинское МЧС, на месте аварии несколько раз возникали пожары. Их хорошо видно с вертолета. Спасатели засыпали участки, на которые попал фосфор, смесью песка и соды, чтобы нейтрализовать ядовитое вещество. В некоторых селах, сообщают власти, норма содержания фосфора в воздухе превышена в 10 раз».

Наверное, врет НТВ. Потому что руководитель Правительственной комиссии, вице-премьер-министр Украины Александр КУЗЬМУК думает иначе - «последствия аварии поезда на Львовской железной дороге, перевозившего фосфор, практически локализованы, опасности для здоровья людей, а также угрозы окружающей среде нет.
Об этом УНИАН (18.07.2007 13:34) сообщил начальник пресс-центра Главного управления МЧС во Львовской области Павел ВАСИЛЕНКО, который находился на месте происшествия. Также, по словам П.ВАСИЛЕНКО, А.КУЗЬМУК призвал журналистов и местных жителей не паниковать и не распространять неправдивую информацию об аварии.
Ну точно как в апреле 1986 года, после взрыва на ЧАЭС. Теперь нужно ждать следующего заявления – все заболевшие будут объявлены фосфорофобистами.

9. День пятый
Подразделениями МЧС гашение пожара было завершено и локализовано распространение токсичных продуктов горения, но, из-за потенциальной опасности фосфора, который остался в поврежденных цистернах и на почве, продолжается их орошение водой и изоляция от воздуха пожарной пеной.
На платформы подняты три цистерны с фосфором, проводятся подготовительные работы по поднятию остальных цистерн. На 9 цистернах осуществляются работы по ликвидации пробоин и трещин.
В медицинские заведения с жалобами на состояние здоровья обратилось более 160 человек, в том числе 34 ребенка и 25 работников МЧС. Пострадавшим оказывается возможная медицинская помощь. В лечебных заведениях Львовской области создан резерв в количестве 500 коек для приема возможных пострадавших.
Как сообщили УНИАН в Министерстве по вопросам чрезвычайных ситуаций, восстановлен поврежденный участок железнодорожной колеи длиной 175 м и обследованы поврежденные цистерны. Ведется подготовка к поднятию неповрежденных железнодорожных цистерн с фосфором.

10. Кто ответит за аварию

Крушением железнодорожных составов в Украине уже никого не удивишь. Только в этом году произошли катастрофа экспресса «Днепропетровск-Киев» и множество аварий с грузовыми поездами. А 19 июня 4 неуправляемых вагона проехали 12 км по Киеву и перевернулись в районе метро ПЕТРОВКА. К счастью, все обошлось без жертв и масштабных разрушений.

 

Оценим состояние дел в Минтрансе и МЧС, на которых все еще надеются некоторые сознательные члены общества, по высказываниям в СМИ.
«Катастрофа - это не столько вина Николая Рудьковского, - полагает директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин, - сколько следствие того бардака, который продолжается в транспортной области Украины с 2005 года, которой управляют люди, не имеющие к ней никакого отношения, начиная от господина (ныне губернатора Запорожской области) и заканчивая тем же господином Рудьковским».

«Причина аварии во Львове - непрофессионализм высокопоставленных чиновников» - заявил 18 июля корреспонденту ИА REGNUM народный депутат Украины 5-го созыва эколог Владимир Скубенко. "То, что произошло во Львове, очень трагично, но, к сожалению, предсказуемо. Не хочется делать из этого пиар, однако как специалист по экологической безопасности, я прекрасно представляю себе масштабы катастрофы, особенно для такого города как Львов, который всегда был очень привлекательным туристически, и где, в отличие от Донецкой области, никогда не стояла проблема экологии", - отметил он. "Эта трагедия произошла именно потому, что транспортной отраслью управляют абсолютно непрофессиональные и безответственные люди. Меня удивляет в большей степени то, что это произошло только сейчас, под руководством Рудьковского. Поезда должны были начать сходить с рельс намного раньше, - подчеркнул Скубенко. - А с тем составом правительства, который мы имеем сегодня в Украине, я думаю, ликвидировать последствия этой катастрофы будет очень непросто. Необходимо, например, произвести захоронение тех пластов земли, которые соприкасались с фосфором - это очень трудоемкая работа, с которой может справиться только грамотный специалист и, Нестор Шуфрич на такого специалиста совершенно не похож».
Украинская народная партия требует немедленного освобождения от занимаемых должностей и привлечения к уголовной ответственности министра транспорта Николая Рудьковского и министра по вопросам чрезвычайных ситуаций Нестора Шуфрича, а также созыва заседания Совета национальной безопасности и обороны, передает .
”Львовская техногенная катастрофа продемонстрировала, что нынешняя власть… по компетентности и отношению к гражданам не отличается от коммунистической, которая правила во времена аварии на ЧАЭС”, - отмечается в заявлении.

Так кто же компенсирует Украине экологический и прочие ущербы? Собственником 15 цистерн с желтым фосфором, которые сошли с рельс 16 июля, является компания «Казфосфат». Об этом пишет Казахстанская пресса связывает эту фирму с гражданами Израиля Львом Леваевым и Аркадием Гайдамакой. Сейчас оба предпринимателя проживают в Израиле. Опасный груз «Казфосфата» следовал в Польшу и его ориентировочная стоимость составляет около 3 миллионов долларов. В то же время эксперты убеждены, что основной ущерб от аварии нанесен не собственникам груза, а окружающей среде и жителям Львовской области. По оценкам высокопоставленного источника в МинЧС, предварительная информация об аварии позволяет говорить, что на ликвидацию всех ее последствий необходимо потратить около 100 миллионов гривен. При этом почти всю сумму придется оплатить государству. Ведь страховое возмещение в этом случае не превысит 2 миллиона гривен (постоянный адрес статьи: )
"Первый вопрос - это конечно же поиск средств на ликвидацию "фосфорной катастрофы" во Львовской области, учитывая то, что это наверное это самая крупная катастрофа в Украине за последние 5-7 лет", - заявил 18 июля корреспонденту доктор экономических наук, политолог, директор . "Конечно, - отметил он, - будут использованы средства из резервного фонда Кабинета министров Украины, но речь идет об очень больших суммах - порядка 100 миллионах гривен согласно официальным подсчетам. Но сколько пойдет денег реально - сегодня трудно сказать". Кроме того эксперт считает, что вследствие катастрофы Украина и, в частности, государственное предприятие "Укрзализныця" понесли определенный репутационный ущерб".

11. Что будет дальше? Комментарий специалистов.
Окончательно подавить пожар не удалось и на сегодняшний день. Как только прекращают подачу пены и воды, фосфор входит в контакт с кислородом воздуха и самовозгорается.
Сколько ядовитого фосфора вывалилось на землю и сгорело – доподлинно неизвестно. Нужно ждать поднятия цистерн и оценки объемов оставшегося в них продукта. А пока было решено засыпать место разлива песком и орошать пеной - это единственный способ остановить огонь. Следующая задача - понять, как собрать и дезактивировать желтый фосфор, и куда потом вывозить отравленный им грунт. Остатки фосфора намереваются вернуть в Казахстан.
Президент Виктор Ющенко издал указ, в котором поручил Кабинету министров "разработать и утвердить в трехдневный срок комплексный план мероприятий по обеспечению ликвидации последствий аварии; обеспечить их ликвидацию в течение 10 дней и решить вопрос о финансировании этих мероприятий". 10 дней на ликвидацию аварии – это утопия. И толчок к сотворению очередной «липы». Руководителиаварийного штаба загонят проблему в землю, но отчитаются перед президентом в срок и получат ордена.

Министра Рудьковского, похоже, уволят. «Жизнь и здоровье людей не могут быть заложниками непрофессионализма одного человека",– заявил глава СП Виктор Балога.
А как же экология? Целый ряд вопросов, связанных с аварией, пока остался без ответа. Где осела фосфорная туча? Опасна ли она? Безопасны ли продукты, еда, вода в зоне аварии? Что говорят об этом настоящие специалисты, а не деятели от политики и МЧС?
Валерий Станкевич, доктор медицинских наук, заведующий лаборатории гигиены почвы и отходов Института гигиены и медицинской экологии: «Относительно… «фосфорной тучи»… Концентрацию фосфора надо постоянно измерять. Способов измерять – полно, методик валом. Про концентрации при этом никто ничего не говорит. Что это такое? Люди ведь должны знать уровень концентрации! Ранее случались испарения от нескольких грамм до килограммов, но такого не было.
Читаю сообщение: уровень фосфофорных ангидридов превышен в 23 раза… То говорят, что можно пить воду, то говорят, что нельзя. Я не могу отвечать за людей. Я могу рекомендовать что-то МОЗу, когда есть цифры. Предельно допустимая норма концентрации – одна десятитысячная миллиграмма фосфора на литр воды. Это нормируется по токсичности. Пригласите службы, пусть измерят, а потом делайте выводы… Если предельно допустимая концентрация фосфора выше, то о чем мы вообще говорим?
Опасность остается. И последствия хронических отравлений фосфором намного опаснее, чем просто острые отравления».

О кислотных дождях говорит известный украинский эколог Владимир Борейко: "Фосфор и его соединения относятся к одной из самых вредных для организма человека группы химикатов. Поэтому людей необходимо эвакуировать немедленно! Удар будет нанесен, прежде всего, по органам дыхания, и нельзя исключать паралича нервной системы. Люди нахватаются отравленного воздуха, обожгут легкие и получат паралич, как случается вследствие воздействия армейских отравляющих газов. Это первое. Второе — кислотные дожди будут выжигать бахчевые культуры, хвойные посадки. Попадая на женские колготки, эти осадки  просто расплавят их, а что говорить о влиянии на кожу человека, говорить вообще не приходится. Куда пойдет фосфорное облако, одному Господу известно — может, и Польшу накроет, а потом поляки нам предъявят миллиардный счет за причиненный экологический ущерб. Не избежать проблем и с грунтовыми водами. Вредные вещества смоет в реки. Это, так сказать, скоротечные результаты. Долгосрочные же просто трудно себе представить..."

"Ситуация в Львовской области достаточно сложная. Из пораженной зоны нужно немедленно эвакуировать все живое - людей, животных. На кого-то отравление подействует быстрее, на кого-то медленнее (это зависит от сопротивляемости организма), но результат будет неизбежным, - говорит Стране.Ru Владимир Колмаков, директор Центра экологических технологий, представитель ООН в Украине, - Разлившийся или рассыпавшийся фосфор нужно собирать вручную. На каждые два квадратных метра должны работать по одному человеку. Все они обязательно должны быть одеты в специальную защитную одежду и противогазы. После того, как будет собран фосфор, необходимо снять десятисантиметровый слой земли. Потом проводится обеззараживание территории".
Исаак Трахтенберг, академик, Институт медицины труда АМН Украины: «Надо добиться того, чтобы во всех районах и селах, где оказалось повышенное содержание фосфора, немедленно были достигнуты безопасные уровни. При этом особое внимание должно быть обращено на беременных, детей, людей с хроническими заболеваниями...
Ни в прессе, ни в сообщениях своих коллег я не слышу, каковы концентрации в атмосферном воздухе, в воде, в пищевых продуктах и на зеленых насаждениях. При этом есть сообщения про фосфорную тучу, что производит неизгладимое впечатление даже на меня».

Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра (Маша Мищенко, Антон Зикора, постоянный адрес статьи: ): «Фосфор наносит мощнейший удар по организму. Но, на наш взгляд, самое опасное произойдет, когда весь этот фосфор осядет и проникнет в ближайшие водоемы. Это нанесет ущерб рыбе и тем людям, которые будут купаться или пить из этих водоемов. Фосфор может попасть в грунтовые воды. И это будет самой большой проблемой, поскольку такие процессы у нас никем не контролируются. Таким образом, колодцы в радиусе шестидесяти километров могут оказаться просто отравленными.
– Что будет с пожарными, которых бросили на борьбу с катастрофой, не снабдив их респираторами?
– К сожалению, это у нас это уже традиция. Если помните, так, без респираторов, посылали пожарных и на Чернобыльскую станцию... Не будучи подготовленным соответствующим образом, пожарные просто потом пойдут по второй, по третьей группе инвалидности.
– Можно ли сказать, что власть замалчивает катастрофу?
– Считаю, что власть врет людям. Ведь подобное мы наблюдали с недавней гибелью рыбы на Азовском море, когда они назвали это скромно летним замором. Но летний замор обычно происходит в августе, а не в июне. Такая же картина наблюдалась под Днепродзержинском, когда произошли выбросы фенола в атмосферу, и многое другое.
– Чего нам следует в результате всего этого ждать?
– Будут уничтожены видимые причины экологической катастрофы. Все разъедутся по домам и забудут, в то время как отравляющие вещества никуда не денутся, они останутся в воде и почве. Технические средства, применяемые еще с советских времен, устарели, специалистов соответствующих у нас нет. И мониторинга окружающей среды у нас никакого не ведется».

 

12. Выводы
А если завтра взорвется АЭС? Беспомощные и нелепые действия властей в аварийной ситуации просто поражают своей бездумностью и наплевательским отношением к стране и народу, ее населяющему. Вовремя оповестить народ об опасности не могут, как и в 1986 году. Система оповещения гражданской обороны с помощью проводного радио уничтожена. Оперативные силы МЧС выезжают на место аварии как на пикник – ничего не знают, и ничем не защищены. Эвакуировать население как раньше, с опорой на государственный транспорт (авто и ж/д), уже не приходится. Теперь крупные автопарки в большинстве своем уничтожены. Да и вывозить людей некуда. Приватизация выкосила государственные пансионаты, гостиницы, дома отдыха и пионерские лагеря.
Мероприятия по ликвидации последствий аварий поверхностны и показушны. А разработанные в аварийных центрах «планы спасения» так и останутся на бумаге. Я уже молчу о полной технической беспомощности этих горе-руководителей, если они даже простые заводы по переработке радиоактивных отходов в чернобыльской зоне вот уже 10 лет не могут построить на подаренные Европой деньги.
На кого можно надеяться? Только на себя. Так давайте объединять свои усилия в построении настоящего гражданского общества, и начнем с реальных действий в экологии. Иначе Украину скоро плотно покроют мертвые зоны разнообразного происхождения, между которыми будут сновать чужие, опасные, транзитные и с доставкой к нашему порогу ядовитые грузы.

Источник: Зеленые Украины

  Обсудить новость на Форуме