17:47 15.06.2017 | Все новости раздела "Справедливая Россия"

Федот Тумусов и Леонид Левин о применении информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения

15 июня Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства, статс-секретарь – заместитель Министра здравоохранения Дмитрий Костенников. Вопрос заместителю Министра задал Федот Тумусов. От фракции "СР" выступили Федот Тумусов и председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.

Вопрос Федота Тумусова:

– Уважаемый Дмитрий Вячеславович! В ходе подготовки законопроекта звучали самые разные предложения, соображения относительно категории "телемедицина", начиная с того, что, когда мы звоним, например, в скорую помощь по сотовому телефону, это и есть телемедицина, и заканчивая тем, что телемедицина – это новый вид медицинской помощи. Тем не менее, сегодня в концепции закона телемедицина прописана как новая платформа взаимодействия врача и пациента, а не как новый вид медицинской помощи.

Объясните, пожалуйста, Дмитрий Вячеславович, почему выбран именно такой подход, а не введен новый вид медицинской помощи? Спасибо.

Дмитрий Костенников:

Федот Семёнович, наличие совершенно разного понимания, что такое телемедицина, является одной из причин того, что это понятие необходимо определить в федеральном законе и исключить использование удаленного взаимодействия врача и пациента в таких случаях, когда с точки зрения медицины это не представляется оправданным.

Поэтому в данном случае, обсуждая наполнение этого понятия, сошлись на том, что в настоящее время телемедицина будет являться основой для взаимодействия, во-первых, медицинских работников друг с другом для того, чтобы удалённо можно было провести консультацию, оценить какие-то первичные данные, полученные с помощью каких-то аппаратных средств или других способов обследования, провести удалённый консилиум, получить оперативно необходимые сведения для проведения необходимых медицинских вмешательств, но при этом ответственность будет всё равно за лечащим врачом, и также это возможно для взаимодействия врача и пациента в целях мониторинга его состояния здоровья.

Лечить по телевизору или по телефону, конечно, никто не будет. И именно для этого необходимо закрепление данного понятия в федеральном законе. Спасибо.

Выступление Леонида Левина:

– Уважаемые коллеги, широкое обсуждение законопроекта на публичных слушаниях, которые прошли не так давно в Государственной Думе, доказало актуальность и важность инициативы, которую мы сегодня рассматриваем. В ходе этих слушаний мы увидели поддержку законопроекта не только со стороны депутатов и чиновников из многих регионов, но и, главное, пациентов и медицинских работников. Они сегодня особенно заинтересованы в том, чтобы на абсолютно законных основаниях использовать современные телемедицинские технологии.

Обсуждаемый нами сегодня законопроект в значительной мере был доработан, в нём учтены замечания, озвученные Институтом развития интернета, представителями отрасли, работавшими вместе с нами над законопроектом о телемедицине, который я внёс в мае прошлого года. Наша совместная работа в значительной мере позволила повлиять на конечный текст проекта федерального закона Минздрава, сподвигла органы исполнительной власти обратить внимание на эту проблему. Президент уже обозначил развитие телемедицинских технологий как приоритетное, о чём он говорил в Послании, сегодня об этом говорилось.

Поэтому я не вижу смысла устраивать конкуренцию законодательных инициатив и уже отозвал внесённый мной ранее проект федерального закона. Это не отказ от требований, которые мы озвучивали вместе с интернет-отраслью, а шаг к поиску компромисса с целью доработки законопроекта, в котором мы увидели, что государство готово идти навстречу компаниям и поддерживать развитие современных технологий.

Важным пунктом в этом законопроекте является взаимодействие по линии врач – пациент, а не только врач – врач. Это позволит решить вопрос доступности медицины, особенно в труднодоступных населённых пунктах. Принципиально важно сохранить это положение и оставить возможность определения способов лечения по каждому конкретному заболеванию на уровне подзаконных актов Министерства здравоохранения.

Среди главных замечаний к законопроекту, которые обозначил наш Комитет по информационной политике, является вопрос информационной безопасности в телемедицинской сфере. Согласно тексту проекта федерального закона, информационное взаимодействие в сфере здравоохранения будет осуществляться посредством создания и использования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и иных информационных систем.

Для обеспечения информационной безопасности и сохранения персональных и личных данных граждан наш Комитет считает, что законопроектом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в этой единой системе на федеральном и региональных уровнях, а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность. Сегодня для многих людей конфиденциальность такой информации является не менее важной, что банковской информации. Мы должны обеспечить безопасность таких данных, чтобы обеспечить защиту интересов наших граждан. Спасибо.

Выступление Федота Тумусова:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

Мы с вами прекрасно помним, когда в прошлогоднем Послании Президента страны Владимир Владимирович Путин прямо и четко сказал о проекте "Телемедицина", его поручение состояло из двух частей.

Первая: в течение двух лет обеспечить широкополосный интернет по всей стране, в любой маленькой деревне. Но, к сожалению, этот пункт в данном законопроекте не отражен. Мы с вами прекрасно помним, когда было поручение Президента страны относительно школ, чтобы в каждой школе был интернет, оно было формально выполнено, но широкополосного интернета, как мы все знаем, в большинстве школ нет.

Во всём мире 44% людей пользуются интернетом, а у нас в России – 70%. Казалось бы, можно сказать, что мы идём впереди планеты всей, но на самом деле это не так. Есть страны, где 90% населения пользуется интернетом. Но самое главное даже не это. У нас всего 19% населения имеет доступ к широкополосному интернету. У нас в стране цифровое неравенство, и никакой телемедицины не будет, если у нас не будет устранено это положение цифрового неравенства. Поэтому мы считаем, что надо этот пункт – обеспечение в течение двух лет доступа к широкополосному интернету в любом медицинском учреждении – обязательно прописать, то есть добавить ещё один пункт, касающийся закона "О связи". Это первое.

Второе. Когда Президент страны говорил о проекте "телемедицина", общественность это восприняла как революционный скачок в деле обеспечения медицины, в деле здравоохранения нашей страны. Но надо сказать, что текст законопроекта многих разочаровал, в том числе меня. Почему? Потому что в законопроекте принята концепция: телемедицину воспринимать как новую платформу, но никак не новый вид медицины.

В чём проблема? Проблема в том, что у нас в стране самые лучше врачи, самые лучшие медицинские сестры, настоящие "ангелы в белых халатах". Но мы с вами каждый день слышим нарекания и жалобы людей относительно медицинских услуг, относительно приёма врачей, они самые разные. В чём же проблема? Проблема в том, что проводимая реформа не соответствует тому технологическому уровню развития, к которому мы с вами идём. Дело в том, что раньше здравоохранение было социальной функцией государства, а сегодня оно превращается в бизнес. Организация, управление медициной переходит на принципы бизнеса. Поэтому сегодня, к сожалению, врачи становятся крайними в этом нехорошем процессе, и внедрение телемедицинских технологий во многом может решить эти проблемы.

Дело в том, что у нас огромная страна, малонаселённые разбросанные населённые пункты, и кто там в этих фельдшерско-акушерских пунктах работает? Там работают фельдшеры, иногда медицинские сестры, врачей не хватает, мы с вами это понимаем, но в законе взаимодействие врача и среднего медицинского персонала не прописано.

Когда этот процесс начинается, есть такой пункт, как идентификация: идентификация больного, идентификация врача, там написано, что эта идентификация происходит через электронную подпись, но это опять бюрократия, это опять потеря времени, когда иногда нужна и важна каждая секунда.

Почему нельзя прописать биометрические методы? Сегодня это уже есть: по сетчатке глаз, по лицу, наконец, по отпечаткам пальцев можно идентифицировать любого человека, надо это обязательно прописать.

Таким образом, предложений и замечаний к этому законопроекту множество, но мы считаем, что это огромный шаг вперёд, поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет обязательно поддерживать данный законопроект, и внесёт поправки ко второму чтению.

Спасибо.

Источник: Справедливая Россия

  Обсудить новость на Форуме